Наше

паломничество

в Троице-Сергиеву Лавру

состоялось 10-14 сентября.

Наше традиционное пешее паломничество в Троице-Сергиеву Лавру состоялось! Оно было не обычным: юбилейным, десятым по счету; осенним, а не как всегда, в троицкие дни; компактным по числу участников — 12 человек, в том числе, трое в группе поддержки на автомобилях. А летом нас было бы много больше, судя по тому, что собирались пойти друзья из Иосифо-Волоцкого храма в Развилке, школьники, студенты и даже заморские гости).
            Готовились в этот раз недолго: одно собрание, напоминание об экипировке и правилах, погрузка.

Утром 10 сентября после молебна с отцом Александром, бессменным участником всех походов, отправились от храма в Хохловском переулке на Ярославский вокзал, оттуда электричкой до ст. Тайнинская и далее пешком по проложенному и проверенному нашими навигаторами маршруту.

Дождь, поливавший нас в начале в первый день пути, врасплох не застал, а в остальное время солнце и начало осени радовали глаза и душу.

На кратких остановках мы давали отдых ногам, на длительных нас ждал обед, приготовленный интендатской командой на колесах, мы читали акафист Преподобному.

А беседы о смысле жизни, бессмертии души, задачах жизни земной — неисчерпаемые, волнующие, необходимые всем нам не меньше, чем подкрепление физических сил, велись и на привалах, и на ходу.

Первый ночлег в лесу, на нашем старом месте, дежурство по кухне, костёр, молитва...

Все выспались, ночь была теплой, утром после завтрака и сворачивания лагеря продолжили путь,

конечной точкой дневного перехода был Троицкий храм в поселке Ельдигино Пушкинского района. Приходя в это место каждый год, мы наблюдали перемены и посильно своими пожертвованиями в них тоже участвовали. Храм постепенно отреставрирован, новописаные иконы вместо утраченных заняли свои места.

Мы дошли до храма в субботу 11 сентября уже после всенощной, настоятель отец Александр ждал нас, приветствовал, показал место для палаток, благословил ночевать и в трапезной храма. Самое прекрасное и волнующее завершение второго дня всегда - общая молитва накануне литургии в затихшем пустом храме. Не хотелось уходить оттуда, так бы и молиться до утра…

В воскресенье после литургии, где почти все пешеходцы получили святое причастие, и панихиды на могиле одного из благодетелей храма мы продолжили путь к привалу с обедом.

Это место интересно тем, что всегда, пока мы обедали, кто-то проходил рядом с нами, удивленно косясь на общество, прогуливался с собачкой или даже проезжал на мотоцикле).

Вечером мы должны прибыть в село Артемово и развернуть палатки на большой поляне рядом, с учетом того, что темнеет в начале осени гораздо раньше, чем в июне. Но — грибы! Они росли не то, чтобы в отдалении от троп, по которым мы шли, но и прямо на тропе, рядом с тропой, в общем, везде! И так нелегко было проходить мимо них. Мы задерживались, собирали, ликуя, первые два вечера к ужину у нас была грибная добавка).

На стоянке в Артемово мы впервые в истории пеших паломничеств готовили шашлык. Обычно наш поход проходил постом, а в этот раз — вот так) Костер, песни до обрыва гитарных струн, звездная ночь...

А утром смельчаки и настоящие паломники окунулись в источники, коими славятся эти места. Потом наш отец Александр служил панихиду на могиле раба Божьего Бориса. Он был старостой прихода и руководителем приюта для бездомных, действующего здесь много лет, всегда встречал нас, с любовью и увлеченностью показывал храмы, построенные в приходе, в том числе, с помощью насельников приюта. Царствие небесное и вечная память этому удивительному человеку…

Последний день пешего путешествия, 13 сентября, был самым трудным от накопившейся усталости. К середине дня мы пришли в монастырь в Хотьково, где, отобедав в трапезной, читали акафист у мощей родителей Преподобного Кирилла и Марии. И далее пошли до самой Лавры. Совершенно незабываемое чувство испытывают паломники, когда из последних сил, на усталых негнущихся ногах и с молитвой достигают ворот Лавры. Обязательная фотография на память

и — гостиница, душ, смывающий усталость, отдых на чистой постели, молитвы, все еще вместе со всеми, что очень дорого в паломничестве.

Утром, обновленные, пошли на литургию в Успенский храм Лавры, потом к мощам Преподобного на молебен с акафистом.

Наша цель достигнута, мы вновь смогли собраться, пройти путь, на котором молились и просили Преподобного Сергия каждый о своем и, тем не менее, все вместе. И нам всегда жаль, что этот путь заканчивается, и радостно, что мы его совершили.

Возвращались мы в Москву, конечно, на электричке, только уже все в разное время — кто-то спешил, дела повседневные уже торопили. Но для полной завершенности, кто смог, доехали до нашего храма пусть и в меньшем составе. Слава Богу за всё!