Главная » Страница настоятеля

 

О любви к врагам (Лк.6:31-36)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»,  –  говорит Христос. Такие простые, правильные слова. Хотите, чтобы вам давали взаймы –  и вы давайте взаймы. Хотите, чтобы вас любили – и вы любите. Хотите, чтобы вам благотворили – и вы благотворите. Так просто! Ты кому-то сделал доброе дело, и тебе потом кто-то поможет.

А дальше Господь говорит странные слова. Что в этом такого особенно благодатного, когда вы даете взаймы тем, от кого желаете получить обратно? Что такого особенно хорошего, когда вы делаете добрые дела для тех, кто вам делает добрые дела? Что такого особенного в том, что вы любите тех, кто любит вас? Какая в этом во всем благодать? – говорит сегодняшнее евангельское слово. Действительно, люди обычно так и поступают, это совершенно естественно и нормально. Ненормально, когда люди так не поступают.

Когда никто тебя не видит, тогда и ты имеешь право тоже никого не видеть. Когда никто тебя не слышит, не замечает – и ты можешь никого не слышать и никого вокруг себя не замечать. Когда тебя кто-то толкнул – толкнуть в ответ. Когда тебе кто-то сказал грубое слово – таким же грубым словом наградить обидчика. Вот это норма, оказывается, для нас. Не та норма человеческая, обычная норма – любить любящих, благотворить благотворящим – а норма звериная, норма нечеловеческая, норма, которая каждого из нас так низко опустила от замысла Божьего о каждом из нас, что мы друг в друге людей видеть перестали…

А Господь нам дает совсем иное задание:  "Будьте милосердными, как Отец Ваш". Он с Собой нас сравнивает. Он дает нам возможность совсем по-другому взглянуть вокруг себя. А нам этого очень не хочется. Когда мы делаем какое-то доброе дело для любящих нас, какой восторг нас охватывает! И нам кажется, что это так велико, что мы можем потом целый год упиваться тем, что приняли участие в каком-нибудь благотворительном деле. Нам кажется, что вот это и есть добро. Да нет! К добру это пока никакого отношения не имеет.

Тот, кто сеет щедро, тот щедро и пожнет, говорит нам апостол Павел. Кто скудно сеет, тот скудно и пожнет. И вот жизнь наша – это пребывание в такой скудности, жадности своего сердца, в нежелании собой делиться, в нежелании никаким образом себя открыть.

У меня вчера был очень интересный разговор. Ко мне подошла одна молодая женщина, обеспеченная, очень успешная, которая только начала воцерковляться, с таким вопросом: «Батюшка, вы знаете, я очень люблю хорошо жить. Мне очень нравится деньги тратить на себя. Мне очень нравится покупать какие-то красивые, хорошие вещи. Но я понимаю, что я покупаю какую-то кофточку, а могла бы купить совсем простую вещь, а эти деньги кому-то, может быть, нужнее, чем мне. А мне жалко. Но, с другой стороны, когда я делаю добрые дела, мне становится очень хорошо. И мне в этот момент становится страшно. А вдруг мне так понравится делать добрые дела, что я вообще все то, что имею, потеряю». Вот, говорю, очень хорошая мысль пришла вам в голову, так и должно случиться! Потому что человек, который вкушает сладость милосердия, вкушает радость от свободы творения добра, потом дальше пойдет по этой дороге. И тут действительно становится страшно. А если так будет продолжаться и дальше? А если делать добро не только тем, кому действительно это нужно, а тем, кто в принципе открыт в этом мире –  всем? А что же тогда останется мне?

Вот об этом говорит сегодняшнее Послание Апостольское. Вот об этой удивительной щедрости, которая приходит к человеку. От такой щедрости человек становится похожим на Бога, потому что Бог безмерно щедр, в том числе, к неблагодарным и злым. В этом смысле человек становится как раз тем, о ком говорит сегодняшнее Евангелие. Он становится настолько щедрым, что начинает любить своих врагов.

И вот Евангельский путь в этом смысле очень опасен, потому что человек, если он пойдет этим путем щедрости, может незаметно полюбить всех вокруг. Он сможет удивительные вещи сделать! И это кажется опасным, потому что тогда человек теряет себя.

Действительно, ведь что такое Евангелие? Это когда человек умеет потерять себя, когда он не боится этого. Вот и Христос об этом говорит: «Тот, кто отвергнется себя, и за Мной идет, тот будет иметь жизнь вечную». Отвергнется себя, забудет себя, потеряет себя, вдруг перестанет все время думать: «А мне что будет, а для меня что останется?».

И в этом смысле мы, христиане, придумали для себя такое замечательное количество поводов не исполнять Евангелие, что только диву даешься. Ведь Господь говорит: «Любите врагов своих. Благотвори тем, кто взамен тебе ничего не отдаст. Делай добро тем, кто никогда не будет тебе за это благодарен», а мы находим себе массу способов, чтобы этого не делать и еще оправдать это благочестивыми фразами.

Ну вот, например, очень любят в последнее время ссылаться на святителя Московского Филарета, который однажды сказал: «Люби врагов своих, бей врагов Отечества, и гнушайся врагами Христа». И поэтому теперь каждый человек имеет возможность сразу определить, кто для него враг Христов, которого надо гнушаться, кто враг Отечества и предатель, от которого надо отвращаться, а кто враг лично мой. И вот тех, кто враг лично мой – их, оказывается, совсем немного. Их вообще нет. А весь остальной мир делится на врагов Христовых и врагов Отечества, которых можно и надо бить и ненавидеть.

А если заглянуть в Евангелие и посмотреть на распятого Христа, который молится за Своих врагов, который прощает Своих врагов: «Отче, прости их, они не ведают, что творят», – вдруг окажется, что это и есть как раз враги Отечества. Римляне, которые Христа распяли, – это враги Отечества. Но это не вечные враги Господни, потому что нет у Господа врагов в лице человека. Есть только один враг – это сатана. А вот для Христа-человека не может быть врагов.

А человек хочет как-то отгородиться от этих слов. Если он честно читает Евангелие, и его вера ведет его ко Христу, оказывается, что христианство – это не приправа и не гарнир к таким понятиям, как «государственные интересы», или «патриотизм», или «государственная идеология», или что-то еще, а именно центр человеческой жизни во Христе. Тогда ему придется это христианство принять и этим путем идти. Нет у христианина иного пути, как только идти за Христом.

А если христианин или тот, кто называет себя христианином, выбирает для себя какой-то другой путь, тогда это не христианство. Это что-то другое под именем христианства. А христианство – это сам Господь наш Иисус Христос, не более и не менее. И поэтому, когда человек становится христианином, он хочет стать Христом. Как Бог стал человеком, так человек призван стать Богом. Нам надо обожиться, потому что Христос вочеловечился.

И вот это обожение происходит таким образом, что человек забывает о себе. И тогда очень многое, что мы называем человеческим, даже самые дорогие и прекрасные вещи, могут быть отодвинуты в сторону, потому что Христос дальше говорит еще более ужасные слова: «Тот, кто любит отца и мать больше Меня, тот Меня недостоин. Тот, кто любит сына или дочь больше Меня, тот Меня недостоин». Вы понимаете?!

И действительно, когда перед нашей жизнью встают вещи, которые закрывают от нас Христа, как бы высоки и дороги они ни были, они оказываются препятствием для того, кто идет за Христом, через которое надо переступить. Христианство не может быть половинчатым. Нельзя что-то взять из христианства, а что-то оставить. Вот это нам нравится, а вот это как-то неправильно, что-то не то, что-то не человеческое. И действительно не человеческое. Апостол Павел так и говорил: «Братья, Евангелие, которое я вам проповедую, не человеческое». Это божественная наука спасения. Это божественный путь. Раз человек однажды вступил на него, вся его жизнь может так повернуться, что такого человеческого, бытийного, земного в нем может почти ничего не остаться. Он может стать таким не похожим на обычных людей, что в глазах этих обычных людей будет проигрывать во всем…

А как по-другому может быть? Даешь взаймы тем, от кого получить невозможно. Или помогаешь тому, кто тебе неблагодарен. Если ты врагам своим благотворишь, разве можно тебя считать по-настоящему успешным? Конечно же, нет. Но такой человек может быть очень похожим на Христа. Ведь в глазах этого мира Христос – неудачник.  Взять и пойти на крест из-за нас, чтобы нас спасать! Тех самых, которые не только любящих любить не умеют, а которые все время ищут любой повод, чтобы кого-то обвинить, от кого-то отвернуться, с кем-то разделиться, чтобы кого-то возненавидеть такой, знаете, высокой благородной ненавистью. И вот за нас Христос идет на крест.

Сегодняшние слова Евангелия еще раз каждому из нас говорят, кто мы такие. Кто мы, стоящие здесь в храме, где висит Его лик, где есть Его распятие? Кто мы такие перед Ним, перед Его молитвой за врагов и любовью распятой? Мы вообще по праву сюда зашли, мы не ошиблись местом? А если нет, давайте все-таки эти слова услышим по-настоящему. И даже если это очень страшно и кажется нам невозможным, давайте этим путем все-таки пойдем, потому что невозможное для людей – возможно Богу.

Аминь.