Главная » Страница настоятеля

 

Нагорная проповедь    ( Мф.6:22-33)

 


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Сегодня Господь всех нас назвал маловерами. Те слова, которые мы слышали, практически никак не могут быть применены к нашей жизни, хотя Нагорная проповедь, слова о птицах небесных и о полевых лилиях, известны всем людям, даже тем, кто практически никогда в руки не брал Евангелия. И, тем не менее, эти слова никак не приложимы к нашей жизни.

Человек не может в них поверить: «Как же это — не думать о хлебе насущном? Как же это — не думать о том, что я буду есть, во что я буду одеваться?». Ведь с утра до вечера и с вечера до утра мы думаем только об этом — как нам устроить свою земную жизнь. И опыт нашей земной жизни показывает, что если мы вдруг всерьез воспримем эти евангельские слова, наша земная жизнь рухнет, действительно превратится ни во что.

Мы опытно знаем, что так жить невозможно, что все, что говорит Христос в сегодняшнем нашем Евангелии, не приложимо к нашей обычной жизни, — и тем не менее Он нам об этом и говорит. Никаких других слов Евангелие так ясно, так громко и так пронзительно не произносит, как о том, что беззаботность в Боге, беззаботность в вере, беззаботность о земном является внутренним содержанием верующего человека, потому что эта беззаботность основана на очень важном опыте — на опыте доверия Богу.

Об этом сегодня апостол Павел говорит: «от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:4-5). А опыт нашей земной жизни все время надежду убивает, потому что этот опыт основан на законе нашей жизни. А там, где действует закон, не может быть никакой надежды. Надежда беззаконна, она зиждется на другом. Поэтому Ветхий завет, основанный на законе, — это мир практически без надежды. И только Христос приходит в мир и эту надежду приносит.

Один прекрасный французский поэт, Шарль Пеги, называл надежду самым сложным в жизни человека. Он говорил, что нет ничего в мире тяжелее надежды, потому что любовь – естественна, вера – естественна, а вот надежда — неестественна. Надежда неестественна в мире, который живет по закону.

И вот Христос нам сегодня говорит не естественные, а сверхъестественные слова. Он говорит нам не о законах земных, а о Царствии Небесном: если вы хотите искать Царствия Небесного, то будьте беззаботными и полными надежды, которая имеет под собой основанием опыт жизни во Христе. Тот, у кого есть хоть небольшой опыт жизни во Христе, обязательно имеет надежду, обязательно его эти слова не могут не коснуться.

Именно эти слова даруют нам надежду. Именно в этих словах заключается самое главное, большое упование на то, что, имея надежду на Бога, можно жить, как птицы и цветы полевые, искать Царства Небесного и правды его, потому что все остальное приложится. Надежда в том, что, если ты ищешь Царства Небесного и правду его, ты никогда не будешь посрамлен, ты никогда не будешь забыт, ты никогда не проиграешь, потому что Царство Небесное — вот оно, посреди нас, уже сейчас. Мы это сейчас возгласили, в начале литургии. Мы сказали — благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне, и присно, и вовеки веков.

Аминь.

2018