Главная » Страница настоятеля

Об исцелении бесноватого    (Мк 5:1-20) 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском послании  сказаны такие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, ― благодатью вы спасены, ― и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы ― Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».

А евангельское чтение говорит сегодня о том, как Господь приходит в Гадаринскую страну и исцеляет там бесноватого, который давно перестал быть похожим на человека и наводит на всех ужас своим видом и своим образом жизни. Евангелие описывает его в таком ужасающем виде, что и человеком его назвать уже почти невозможно: он живет в пещерах, в которых в Палестине хоронили своих мертвецов, не имеет  человеческого  облика, облачён в какие-то лохмотья. Его пытаются связывать цепями, но он их разрывает. Вот такое чудище, к которому движется Христос в Гадаринскую страну, предстает перед нами в Евангелии.

Понятно, что именно к нему идет Христос, именно его, это  страшное уродливое существо, Господь возлюбил так, как  написано в сегодняшнем апостольском чтении.  Это пришествие  и является самой главной целью, которую Господь осуществляет Своим пришествием в мир,  Своим воплощением,  Своим вочеловечиванием. Он приходит в Гадаринскую страну ради этого ужасного человека, ради того, чтобы его исцелить и  спасти, и слышит от него страшные слова,  являющие саму его суть: «Что тебе до нас? Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышнего? Ты пришел мучить меня». Он гонит Христа,  отвращается от Бога, Который пришел к нему. А  Христос  все равно  его не бросает,  не проходит мимо.  Христос приходит именно к нему, одержимому целым легионом бесовских сил,  настолько  исказившему и изуродовавшему себя, что люди, которые живут рядом, боятся этого места, не хотят идти туда.

А Христос приходит, чтобы спасти этого человека. Он исцеляет  его,  изгоняет из него бесов,  посылает их в свиное стадо, а свиньи бросаются с крутого берега и тонут в Гадаринском озере. Пастух возвещает об этом жителям, которые являются хозяевами свиного стада. И жители, ужасаясь этому чуду,  тому, что бесноватый стал человеком, изгоняют Христа из своих пределов.

Гадаринская страна ― это мы. Гадаринская страна ― это наша человеческая природа, извращенная и поврежденная первородным грехом и нашими собственными грехами. Вот она –  Гадаринская страна. Это мы – в таком  искаженном состоянии, к которым приходит Господь,  чтобы на этой земле взять все наши грехи на Себя и победить их на Кресте. Ради этого Он принимает человеческую природу. Ради этого Он принимает на Себя всю эту Гадаринскую страну.  Он приходит в нее, как к каждому из нас, к тем,  кто постоянно пытается изгнать Христа из своей жизни, уйти от Него.

Евангелие показывает нам, во что мы превращаем самих себя и нашу  человеческую жизнь, как наша жизнь без Бога обессмысливается, становится жизнью во гробах,  становится смертью, потому что всякая жизнь без Бога – это настоящая смерть. Оно показывает, как легко мы с этим соглашаемся и   принимаем  за истину. Как легко мы  подменяем понятия, отказываемся и от своего человечества, и  от Бога,  и  от всех  даров, которыми Господь нас наградил!

 Об этом сегодня и пишет апостол в своем послании: «Господь превознес человечество до небес во Христе Иисусе». Мы это празднуем в праздник Вознесения, когда Господь возносится на небеса во всей полноте человеческой природы. Этот дар пребывания в Боге Он  вложил в человека уже при его сотворении. Величие человека, которым Господь обогатил каждого из нас, вложено в Адама уже там, в раю, до его грехопадения. И каждый человек способен лишить себя этих даров и исказить до такой же крайней степени, как и евангельский бесноватый. Но Евангелие показывает, что как бы человек себя не искажал, он все равно дорог Богу.

Мы, люди, друг от друга все время отворачиваемся. Мы неприятны друг другу. Как только мы находим  какую-то возможность не любить ближнего, мы тут же за нее хватаемся. Нам кажется таким важным наше право кого-то не любить, от кого-то отвернуться, кого-то возненавидеть, кого-то обличить, кого-то осудить, потому что он – уродлив, некрасив, от него дурно пахнет, он ведет себя неподобающим образом. Нам нравится чувствовать себя на этом фоне нормальными и порядочными людьми. Нам кажется, что  мы лучше, что мы и есть – люди, в отличие от тех,  кто в нашем представлении людьми не является. А Евангелие нам показывает, что нет такого человека, от которого Господь мог бы отвернуться, который Господу был бы не дорог. Он приходит к самому ужасному, самому искаженному человеку на земле для того, чтобы его спасти,  чтобы его исцелить и сделать по-настоящему человеком.

Евангелие описывает исцеленного бесноватого:  он сидит со светлым лицом, и люди, которые жили рядом с ним, даже не могут его узнать. Он стал человеком во Христе. Господь вернул ему его человеческое достоинство. Господь Своим пришествием, Своей милостью, Своей любовью делает его человеком,  возвращает его Себе. А вот те, другие, которые боялись его, которые от него отворачивались, такие совершенно нормальные во всех отношениях люди, у которых было свиное стадо,  почему-то вдруг  Христа изгоняют. Они не хотят быть со Христом до конца.

Эти слова – «Уйди от нас, Иисус, Сын Бога живого» –  кричал не сам человек,  это бес в нем кричал.   А здесь  изгоняют Христа сами люди, которые считают себя людьми, а, по сути, людьми не являются, потому что человек без Бога человеком быть не может.   Человек без Бога ровно ничего не стоит. И когда люди отворачиваются от Бога и хватаются за земное, когда они свое благополучие, свое законное общество и   все правильные вещи в нем ― экономику, общественные отношения даже свою нравственность –  делают правильными, хорошими и удобными, но без Бога, они все равно людьми быть не могут. Все самое главное, человеческое  в них истребляется, и они становятся  ничем не лучше гадаринского бесноватого. Это такое незаметное тихое беснование, но настоящее, серьезное. Они изгоняют Христа, потому что им не нужен такой Христос, –  разрушающий их жизнь,    лишающий их свинства, на котором они строят свое благополучие. Ведь Христос приходит к нам именно таким образом:   разрушая нашу свинскую жизнь, разрушая наше желание отгородиться от Него и жить по-своему, жить хорошо, красиво, уютно, комфортно, по-настоящему красиво, но без Него.  Он не дает нам устраивать свою жизнь на том, на чем устраивали свое благополучие гадаринские жители. А они торговали свининой, которую им, как израильтянам, как членам общества верных Богу, по закону Моисея нельзя было есть. Сами они благочестиво не ели свинину, но продавали ее римским  воинам,  зарабатывая  свое благополучие  таким маленьким предательством Божиих  заповедей. И вот, когда Господь  лишает их этой возможности, они изгоняют Его от себя. А  такое отношение к Богу ― это тоже настоящее беснование.

 Когда Господь приходит к человеку, Он приходит как в эту Гадаринскую страну – очень болезненно для всех. Приход Бога к бесноватому ― явление  страшное и ужасно болезненное для него.  Когда человека в таком состоянии пытаются сделать другим, это очень больно. Поменяться так, как поменялся  бесноватый, стать другим, вернуться в себя, переродиться – это настоящий подвиг.  И для людей Гадаринской страны тоже очень тяжело ― вот так  принять Бога, при всем своем внешнем благочестии и   порядочности признать свою внутреннюю гниль, свое внутреннее безбожие, свое  отступление от Бога. Это всегда очень больно. Но Христос приходит к нам именно так. Он приходит к нам с этой болью, которая оживляет нас,  заставляет мертвое стать живым. Мы боимся такого пришествия Бога в нашу жизнь, потому что знаем, где копошится наше свиное стадо. Но вот, если мы этого не испугаемся, если мы призовем Христа в нашу Гадаринскую страну, если мы не отвернемся от Него, если мы, действительно,  захотим стать настоящими в Боге людьми, тогда Господь придет и в нашу жизнь и сделает нас настоящими.

Аминь.

11 ноября 2012 г.

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь пришел в страну Гадаринскую. Первый человек, которого Он встретил, был бесноватый, причем особенный бесноватый: он жил вдали от града в гробах, то есть в пещерах, в которых погребали мертвецов. И связывали его, и железными цепями приковывали, но никак не могли справиться, - он вырывался и бежал, наводя ужас на всю страну. А Христос, выйдя на берег, первым делом направился к этому человеку. Бесноватый встретил Его словами: "Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога живого? Пришел Ты мучить меня". А Христос повелел выйти нечистым духам из этого человека. "Как имя тебе?" - спросил Он у нечистого духа, и сатана ответил Ему: "Легион", - потому что многие бесы вошли в этого человека. Господь, выгоняя духов из бесноватого, повелел им войти в свиней, и все стадо свиное бросилось с крутизны в море и утонуло, а жители, узнав о том, что стада их погибли, а бесноватый исцелился, пришли на берег и увидели человека, сидящего в одеждах, с чистым хорошим лицом, ужаснулись и сказали Христу: "Уйди от нас", потому что страх овладел ими. А бесноватый, наоборот, сказал: "Господи, повели мне с Тобой остаться". "Нет, - сказал ему Христос, - иди в свой город, и проповедуй, что тебе Господь сотворил". И тот пошел, и проповедовал, что сотворил ему Господь. Так звучит в устном изложении наше сегодняшнее евангельское чтение. И вот, удивительно, когда читаешь его, всегда открывается что-то новое. Прежде всего, обращаешь внимание на то, как Господь ищет каждого человека. 

Господь переправляется в страну Гадаринскую и совершает там чудо, и из Евангельского чтения понятно, что именно за этим Он и совершил Свой путь: чтобы найти этого бесноватого, встретиться с погибающим человеком, который настолько одержим злыми силами, что жизнь его стала гробом, прибежищем смерти и всякой нечистоты. 

Когда читаешь этот текст на церковнославянском, еще больше понимаешь, что, действительно, жизнь человека вне храма, вне Церкви Божьей, вне благодати Христовой, вне молитвы, вне Таинства, вне Причастия, вне покаяния, рано или поздно приводит к состоянию мертвенности. Тогда все, что человека окружает, становится похожим на гроб - и дом его будет как гроб, и жизнь его будет как гроб, и все будет беспросветно, совершенно бесполезно и бессмысленно, потому что любая жизнь без Бога называется смерть, как бы она внешне ни была украшена, какую бы красивую форму ни принимала. Как красиво такой гроб ни обставляй, какая бы там ни была прекрасная обстановка, все равно это будет гроб, потому что там, где Господь не пребывает – только смерть и тление, там всегда – преисподняя.

И вот человек дошел до края, растлил в себе личность до такой степени, что когда Господь к нему пришел, он сказал Ему: "Ты мучишь меня своим приходом". Так бывает с каждым: Господь посещает нас, а нам от Его посещения страшно становится. Господь приходит, а нам хочется дверь перед Ним закрыть, сказать: не надо, только не сейчас, Господи. Так у Августина Блаженного есть воспоминания о его греховной юности, когда он уже знал о Боге, знал о том, что Бог милует и спасает, и понимал, что единственный путь в его жизни – это путь к Богу, но, будучи связан страстями и грехами, говорил так: "Господи, спаси меня, только не сейчас". 

Господь посещает нас не всегда ласково, но всегда приходит для того, чтобы нас спасти. Такая Его любовь оказывается для нас переворотом всей жизни, Его приход разрушает то, что мы раньше строили, выбивает подпорки, которые мы себе создали. Он их сметает, потому что все это лживо, непрочно, абсолютно ненадежно. Строить на этом невозможно. Но нам кажется, что в этот момент все рушится в нашей жизни. И мы тоже можем сказать: "Зачем Ты пришел к нам? Пришел мучить нас еще сильнее?" А на самом деле Господь пришел нас спасти. Господь пришел, чтобы все ложное и нечистое разрушить, все неправильное изменить, чтобы мы стали настоящими. Не ложными, не придуманными, не создавшими для себя и для других иллюзорный мир, а совсем настоящими - даже в своем падении, даже в своем грехе. Настоящего грешника Господь может спасти, Он для этого пришел в мир: не ради ложных праведников, а ради грешных людей, которые глубоко и правильно осознают себя перед Богом, понимают кто они такие. 

Легион бесов изгнал из бесноватого Иисус, вот столько страстей поработило этого человека. Каждый грех, каждая страсть настолько в нем возросли, что сделали его доступным всякой бесовской силе. Так часто прилепляется человек к какой-то страстишке, и поначалу она как бы сулит ему некую свободу. Он думает: "Позволю себе вот это по своей воле, и здесь я поступлю свободно, и тут мне никакие препятствия не помешают, никакой закон не запретит. Я буду жить сам по себе. Все, что мне препятствует, я разрушу. И это будет выражением моей свободы". 

И вот, оказывается, что когда человек разрушает законы: моральные, духовные, нравственные, общественные, – и постоянно себе ищет свободы, он связывает себя совершенно страшными узами. Он становится подвластным своим страстям, он абсолютно порабощен бесовской силой, которая может быть в нем настолько сильна, что уже не одна какая-то страсть мучит его, а целый легион. Господь посылает этот легион в свиней, потому что свиньи – животные нечистые, а человек предназначен для очень высокого служения, он способен дорасти до Божества, принять в себя Бога настолько, чтобы в своем стремлении уподобиться Сыну Божьему. Вот насколько велик человек, и Господь всякую нечистоту из него изгоняет. 

Исцеленный являет собой уже не личину, а лик, он сидит у ног Иисуса преображенным. Он не просто так был исцелен, против воли человека нельзя его исцелить даже от самой мелкой страсти. Даже от самого мелкого греха невозможно избавить человека, если человек не направляет на это свою волю. Мучился бесноватый своей болезнью, мучился и страдал, была у него воля к исцелению. Об этом не написано в Евангелии, но это понятно. Бесовская сила, прежде всего, парализует волю, но всякое свободное волевое противодействие, направление своей воли к воле Божьей, дает возможность Господу нас исцелить. И это единственный путь ко спасению. Если мы по-настоящему хотим исцелиться от наших страстей, если мы по-настоящему хотим стать другими, нам надо всю свою волю собрать и направить к Богу. И тогда Господь приходит. 

Исцелившийся человек сказал: "Господи, теперь я хочу быть с Тобой навсегда", но Господь дал ему даже более высокую миссию. Он сказал: "Иди и проповедуй, что сотворил тебе Господь", то есть сразу послал его на апостольский подвиг. И этот человек пошел, и проповедовал, что сотворил ему Иисус, а это означает, что он узнал в Иисусе Бога, начал проповедовать Имя Божье. 

Если мы прочтем евангельское повествование чуть дальше, то увидим, что спустя некоторое время Господь снова пришел в эту страну, и на этот раз гадаринские жители встретили Его и не прогнали. После проповедей бывшего бесноватого они приняли Господа, и Он совершил там множество чудес. Это говорит о том, как наше слово сильно для других, какое это важное свидетельство. Дело не в каких-то построениях ума, не в очень красивых и важных словах о Боге, не в том, что мы узнали из книг, а в том, как мы преображены Богом, насколько Господь сделал нас другими. 

Знали люди человека страшного, ужасного, искореженного грехами, – и вдруг увидели его другим. Он рассказал им, как это произошло, и больше ничего не надо было говорить, потому что сразу видно: человек стал другим, потому что он соприкоснулся со Христом. В этом самая главная сила нашей проповеди. 

А мы говорим о Боге другим людям, а сами остаемся прежними, такими же жестокими, самолюбивыми, гордыми… В храм ходим, молимся, исповедуемся, а все такие же... И пытаемся других учить: "Давайте приходите к Богу, давайте молитесь, старайтесь жить по правилам, которые Церковь нам дает". Люди слушают нас и не доверяют. И правильно делают, потому что невозможно поверить человеку, если он каким был, таким же и остался. 

И поэтому надо очень хорошо понимать, как мы должны говорить о Боге, каким образом Его благовествовать, чем свидетельствовать о правде жизни Божьей, чтобы наше свидетельство не возымело обратного эффекта. 

Это чтение говорит еще и о людях гадаринских, которые прогнали Христа. Бесноватый принял, а эти казалось бы здоровые, нормальные во всех отношениях люди отказались от Него. Оказалось, что их жизнь, нормальная, тихая, спокойная, уютная и благополучная делала их такими же бесноватыми, только один мучился, что бесы им владеют, а эти жили со своими бесами в полном мире и согласии, потому что устроили свою жизнь на чисто мирских основах, и с нечистой силой им было легко дружить. 

Они выращивали свиней, которых по закону Моисея выращивать было нельзя, но им это было выгодно. Так вот они жили своим миром, даже по-своему Богу молились, даже старались внешне исполнять законы Моисея, но вся их жизнь была направлена на устроение земного. Они с бесовской силой жили, и когда Господь пришел, сразу поняли, что сейчас их мир рухнет, что все ими построенное, упадет так же, как упали цепи с бесноватого. И им стало страшно, и они сказали: уходи от нас, оставь нас жить в нашем мире. 

Как это похоже на нашу сегодняшнюю жизнь, когда Господь к нам приходит с чудесами, милостями, щедротами, а мы от Него закрываемся. Я говорю не только о стоящих здесь, а обо всем нашем народе, потому что мы же все очень связаны друг с другом. Мы все от Христа закрываемся, не хотим слышать Его слов, не хотим видеть Его лика, мы можем Его прогнать… 

Для спасения этого мира мы, подобно евангельскому бесноватому, должны выйти в мир другими, преображенными, и благовестить Христа, который нас спасает и исцеляет.

Аминь.

1998