Главная » Страница настоятеля

Крещение Господне   

 

 

Мф. 3, 13-17

13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.

16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.

17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.


Тит.2,11-14,3,4-7

11.Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

12. научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,

13. ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

14. Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

4. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

6. Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,

7. чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.



 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем  евангельском тексте говорится, как  Христос приходит на Иордан, чтобы креститься от рук Иоанна Крестителя, а тот возбраняет Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Иисус отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:14, 15).

О какой же правде говорит Христос? Какую  правду приходит Он исполнить на Иордан? В чем она заключается эта  правда Божья, Его справедливость божественная?

 Иоанн проповедует Его пришествие на Иордане, к нему стекается огромное количество людей, разных людей. Все думают: "Не он ли Сам Мессия долгожданный?" Он отрицается, говорит: «Я только глас вопиющего в пустыне. За мною идет Тот, у Которого я не достоин даже обувь развязать». И обличает тех, кто к нему приходит. Приходят и фарисеи, приходят и мытари,  приходит грешный народ, которому Иоанн Креститель проповедует покаяние. Приходят люди, которые, внутренне готовясь к пришествию Бога на земле, ожидают пришествие Мессии. И особенным образом чувствуют свое несоответствие  этому пришествию. И правда Божия приходит.

И вот когда перед тобой свет, когда перед тобой правда, когда перед тобой чистота, конечно же,  в присутствии этого света ты ощущаешь всю свою помраченность, в присутствии правды всю свою ложность, в присутствии благодати всю свою пустоту и искаженность. Иоанн Креститель, проповедуя покаяние,  призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие  Небесное».(Мф13:2) Это  ощущение, что Царствие Божие близко, совсем рядом, а человек в присутствии этого Царствия Божия  такой неготовый, такой дурной, такой искаженный, –  не может самого человека  не привести к покаянию,  к пониманию его места перед лицом Царствия Божия, к неспокойствию, тревоге его души.

И вот эти люди, встревоженные словом покаяния, приходят к Иоанну и окружают его всей толпой: и мытари, и грешники, и лжецы, и прелюбодеи, и гордецы, и все-все-все –  такие же, какие мы здесь стоим. И вот, среди них появляется Христос и говорит: «Сейчас я правду правду Свою исполнять».

 В чем заключается правда Божия по отношению к грешному человеку? В чем может заключаться правда судьи по отношению к виноватому? В чем правда по отношению к гордому, по отношению к лжецу,   мытарю,  фарисею? В чем она?  По-человечески мы знаем, в чем  состоит правда: вор должен сидеть, преступник должен быть наказан, злодей должен быть обличен. "Даждь им, Господи по делом их!" (Пс. 27:4)  Правда – это справедливость,  – вот она в чем! Мы взыскуем  такую правду. Нам очень хочется, чтобы именно эта правда восторжествовала, наконец, чтобы все получили по делам их! 

 Но Христос приходит со Своей правдой. Он приходит  как-то по-другому ее исполнить. Он  среди этих людей – грешников, воров, лжецов, прелюбодеев, гордецов, фарисеев, стяжателей – вдруг оказывается ничем от них не отличимым. Стоит посреди них такой же, как они. И так же, как они, приходит окунуться в эти иорданские воды. Они приходят для того, чтобы снять с себя грех, а Он приходит, чтобы взять на Себя эти грехи.

Так вот в чем – эта правда Божия.  Не в том, чтобы ударить, не в том, чтобы наказать, не в том, чтобы уничтожить, не в том, чтобы воздать по заслугам, а в том, чтобы взять на Себя и исполнить эту правду Собою.

"Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков". (см. Тит. 2:11). Так нам об этом сегодня сказал апостол Павел.  Так он правду Божию определил. Вот зачем приходит Христос на Иордан. Вот для чего Он, как равный среди всех грешников,  погружается в эти воды, в которых люди хотят очистить свои грехи, отдать их. А кому их можно отдать? Кто их может взять? Кому нужны эти грехи человеческие?!

Оказывается, они нужны Христу, чтобы их исчерпать Своей любовью,  Своим смирением,  искупить их Самим Собой, Своей собственной жизнью, чтобы каждого человека, каждую душу  к Себе приблизить и Собой обогатить.

«Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – поет сегодня Церковь. Мы  облекаемся в эту правду. Мы  облекаемся в эту благодать. Мы облекаемся  в эту милость, которую Господь пришел сегодня нам даровать.  Мы ею одеты. Мы ею согреты. Мы укутаны этой милостью, этой любовью Божьей, которая выше всякой человеческой правды, которую нельзя даже справедливостью назвать, потому что какая же это справедливость, когда Бог – чистый, непорочный, всесильный и всемогущий – берет на Себя всю нашу грязь?

Эта любовь, эта милость –  это  и есть правда Божья, ради которой Он явился. Солнце этой правды воссияло нам в Его Рождестве святом. Эта правда сегодня является на Иордане, эта правда сегодня освящает вселенную. Великое освящение воды, которое мы совершаем сегодня, есть знак этого освящения, знак чистоты, омывающей и смывающей всякую грязь  любовью и милостью. И в это облекается каждая наша душа.

 И для чего же это все происходит? А для того, чтобы  «очистить Себе народ особенный, ревностный добрым делам» (Тит 2:14). «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею  возрождения и обновления  Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:4-7). Господь творит  нового человека. Господь творит из нас новый народ.

 Так  давайте с вами вспомним по-настоящему то крещение, в которое мы облеклись и родились  Господу, то обновление жизни, и будем с этим жить, подражая Спасителю нашему и исполняя Его правду так, как Он исполнил ее для нас.

 Аминь.





По Богоявлении (Мф.4:12-17)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 Евангельское повествование сегодняшнего дня говорит нам о том, как Христос выходит к людям после Своего Крещения на Иордане, после сорокадневного поста в пустыне и искушения от сатаны. Христос приходит в мир, который пророк Исаия описал такими словами: страна из сени смертной. И в этой стране смерти начинает сиять свет Христов, о котором мы сегодня поем в праздничных песнопениях: «Явился еси днесь Вселенней, и свет твой, Господи, знаменася на нас». Этот Свет, каким-то особым образом коснувшись нас, на нас запечатлелся.

Христос так начинает свою проповедь: «Покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное!»

Царствие Небесное…  О Нем довольно много написано и сказано, но мы не очень-то хорошо себе представляем, что это такое. Нам кажется, что Оно где-то там, куда прийти можно неким особенным путем, достичь особенными трудами. Царствие Небесное так далеко, что долго-долго, очень старательно надо прокладывать туда свой христианский путь, многое придется сделать, многому научиться.

Так что же – мы станем в храм ходить, заповеди исполнять, милостыню подавать, бездомным помогать, как и полагается добрым, хорошим людям, и за это получим Царствие Небесное?

А Христос говорит, что как раз наоборот – Царствие Небесное приходит к нам, Оно при дверях! Заметьте: эти слова были сказаны при Крещении. Уже тогда Царствие Небесное было очень близко. Протяни руку – и прикоснёшься к Нему.  Однако, мы не чувствуем этой близости – нет у нас такого опыта. И вообще, Царство Небесное часто представляется человеку улучшенной формой земного существования: хорошо нам на земле, а там будет еще лучше! Все, что мило человеческой душе, к чему он привык, за что держится, будет и там – только гораздо лучше…

Все Евангельские притчи о Царствие Небесном какие-то странные. Одна – о потерянной монете, которую искала хозяйка, потом нашла и позвала своих подруг для того, чтобы они вместе с ней порадовались. В другой Христос говорит: «Подобно Царствие Небесное закваске, которую положила женщина в тесто, и оно стало возрастать, пока не вскисло всё», в третьей – «подобно Царствие Небесное неводу, заброшенному в море». Очень много таких вот образов, совершенно непонятных, вроде бы бытовых, простых, но ничего не говорящих о том, как здорово нам будет в Царствие Небесном. Так что же там хорошего? Где бонусы – по-другому не могу сказать – за все наши труды?

Ничего на этот счет в Евангелии не сказано. Там говорится, что Царствие Небесное уже здесь. И сегодня, начиная Божественную Литургию, мы об этом свидетельствовали возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь!»

Когда Господь призывает: «Покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное», нам кажется, что мы отлично понимаем смысл этих слов и бежим скорее на исповедь. Но исповедь и покаяние – не одно и то же. Можно подробно исповедовать все свои недочеты, по списку перечислять все, что не вошло в схему жизни христианина, что сложилось не так, неправильно – и никоим образом к покаянию не приблизиться.

Покаяние – не еженедельная исповедь. Не перечисление грехов. Покаяние – это наше движение к Богу. В молитве «Отче наш» мы каждый день читаем: «Да приидет Царствие Твое». И вот Царствие Небесное приблизилось, Оно рядом. Но что мы знаем о Нем? Так ли уж Оно нам нужно?

Один немецкий богослов сказал очень точные слова про всех нас: «Будь наша воля, то в молитве Господней, в молитве «Отче наш» осталось бы только одно прошение, четвертое: хлеб наш насущный даждь нам днесь. «Но Бог, – продолжает он, – иного хочет от нас».

Действительно, Бог хочет иного. Царствие Небесное уже здесь, Оно внутри нас. И нужно что-то сделать, чтобы встретиться с Ним...

Почему же встречи не происходит, что нам мешает? На самом деле, это вопрос всей нашей веры, нашего отношения к Богу, ко Христу, к Евангелию. Что мешает Царствию Небесному, которое совсем рядом, в нас войти? Что мешает нам с Ним встретиться и соединиться?

Христос призывает – покайтесь. Это значит – измените себя так, будто вы уже находитесь в Царствии Небесном. Он говорит об этом простыми евангельскими словами: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и научитесь от Меня, потому что я кроток и смирен сердцем, и вы обрящете покой душам вашим. Иго Мое – благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11:28-30)

Об этом поется и в заповедях блаженства. Эти заповеди о тех, кто встретился с Царствием Небесным и стал его частью: блаженны плачущие, блаженны нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды... Вот что такое покаяние, а не то, о чем мы талдычим каждый раз: простилось мне или не простилось, всё рассказал или не всё, зачлось или не зачлось...

Покаяние – это когда человек хочет Царствия Небесного. Он так его жаждет, что ради Него готов по-евангельски жить, готов вместо земного получать небесное, вместо тленного – вечное, вместо смертного – бессмертное. Но придется от земного, привычного, удобно устроенного мира отказаться, отвернуться и просто довериться Богу, изменить себя, полюбить Божии заповеди. И тогда что-то благое с человеком произойдет.

Мы живем изо дня в день, читаем вечерние молитвы, где перечисляется огромное количество грехов: мшелоимство, лихоимство, множество других каких-то невиданных вещей. А задумываемся мы о том, стало ли в нас хоть чуть-чуть больше любви за прожитый день, чуть-чуть больше кротости, смирения, жажды правды? Если нет – будем все время проходить мимо Царствия Небесного. 

Как горько от того, что целый день прожили, а сильнее любить никого не стали. Смиреннее не стали. Ничего от Истинного Бога не приобрели. Сделали уйму прекрасных и добрых дел, наладили массу отношений, решили кучу проблем, всё-всё-всё сделали – а лучше, добрее, ближе к Царствию Небесному не стали. Потому что нет покаяния как движения к Богу, изменения своего ума и сердца, стремления к Царствию Небесному. И пока в нас не родится подлинная жажда этого Царства – наша жизнь христианской не будет. Возможно, станем прекрасными исполнителями закона – в лучшем случае, но до Царствия Небесного не дойдем. Ведь Оно не подзаконно, Оно живое, близкое, доступное абсолютно всем. «Царство Его всеми обладает» – поется в сегодняшнем каноне. Каждый из нас в Него уже включен, им уже приобретен, и требуется только то единственное, о чем говорит Христос – покаяться. Покаяться и измениться – как этого хочет от нас Царствие Небесное, как мы читаем об этом в Святом Евангелии и поем на Божественной Литургии.

Аминь.

2016