Главная » Страница настоятеля

О мытаре и фарисее  (Лк. 18, 10-14)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодня — воскресный день, который открывает собой Постную Триодь. Это значит, что Церковь начинает готовиться к дням Великого Поста. И вот, первое Евангелие, которое читается в эти дни — это Евангелие о мытаре и фарисее, короткий отрывок из Евангелия от Луки, который всем очень хорошо известен.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (Лк. 18:10), один из них — жизни церковной, благочестивой, пример для подражания для очень многих других людей, живущих в вере и церковном сообществе, а второй — мытарь, человек, который по всем параметрам плохой человек. И потому, что он коррупционер, и потому, что он жизни нечистой, и потому, что он собирает налоги для оккупантов-римлян, и потому, что он обогащается за счет сирот и вдов, и по многим другим причинам –это человек,  достойный настоящего общественного презрения.

Два человека приходят в храм, и один из них начинает молиться так, как молимся мы все, теми же самими словами; «Господи, благодарю Тебя» — говорит он. И благодарит он именно потому, что не живет грешной жизнью, что Господь избавил его от этого греховного пути. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1:1) — с этого начинается книга псалмов Давида. Блажен этот фарисей, который не ходит на совет мытарский, не ходит туда, где всякая нечистота, где прелюбодейство, где грабеж, где обиды, где все нечистое, греховное, отлучающее человека от Бога. И действительно, есть за что благодарить — Господь дает этому человеку возможность жертвовать на храм десятую часть своих доходов, сохраняет его в чистоте, посте, бдении, молитве.

Стоит рядом мытарь, и не может, как описано в Евангелии, поднять глаз на небо, ударяет себя в грудь и говорит: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». И вот, вывод, который делает Христос из этой притчи: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Евангелие все время говорит нам о том, чтобы мы не искали первых мест, чтобы мы уступали друг другу, чтобы мы смирялись друг перед другом, о том, что первый станет последним, а последний станет первым. Не только Евангелие говорит нам об этом, но и Сам Господь Своим примером показывает нам, как это может быть в нашей жизни. Но это нам дается с наибольшим трудом, то есть можно сказать, что вообще никак не дается.

Как только человек начинает себя в Церкви кем-то осознавать, он сразу смотрит вокруг себя: «Как хорошо, что я не таков, как этот мытарь!». Или он может по-другому сказать: «Как хорошо, что я не таков, как этот фарисей!». Он же негодный, этот фарисей, мы ведь сейчас все пришли этого фарисея осудить, и сами песнопения сегодняшнего дня ужасным образом этого фарисея осуждают. А нам хорошо, куда нам до этого фарисея! Как хорошо, что мы не такие, как этот фарисей! Мы-то просвещенные христиане, мы прекрасно знаем, какими нам надо быть, нам Господь показывает, и мы очень хорошо видим вокруг себя все это страшное церковное фарисейство. Как его много, оно душит уже! И как хорошо, что мы все не такие!

А ведь вопрос не в том, кто — мытари, а кто — фарисеи, вопрос не в том, кто сейчас говорит: «Я не такой, как ты». Вопрос в том, как я себя ощущаю по отношению к другому человеку. Каким образом я смотрю на мир? Кто эти люди, которые меня окружают? Насколько я могу каждому из них сказать: «ты мой брат», «ты моя сестра», не возгнушаться никем, не отторгнуть никого? Мы, и мытари, и фарисеи, по-настоящему друг другу близки, как того  Господь хочет? А Он только одного хочет, чтобы мы все были вместе, чтобы не было между нами разделения на хороший-плохой, свой-чужой, правильный-неправильный, потому что и мытарь, и фарисей — перед Богом, и Господь и того, и другого любит. Господь не любит фарисейство — но и мытарство он тоже не любит. Господь не любит ни прелюбодейства, ни лжи, ни коварства, ни алчности, ни собирания денег. И фарисейство он тоже не любит, и то и другое в равной степени противно в глазах Божиих. Но ни тот, ни другой — как человек, ради которого Господь пришел в мир, — не противен Ему.

А это для нас очень сложно. Мы это очень тяжело понимаем. Нам легче жить, когда все разделено: свой-чужой, мытарь-фарисей, этот хороший –а тот плохой, этот из нашего круга – а тот не из нашего круга, этот из этой партии – а тот из другой партии, и поэтому так хорошо, что я не такой, как он!

         Наша подготовка к Посту начинается с этого: всякое отчуждение, всякое разделение, все, что одного человека внутри себя ставит выше другого по любым параметрам — это мерзость перед Богом, это то, что не делает нас к Нему ближе, не возвышает нас до Него, а наоборот, отторгает от Него. Когда наступит Великий Пост, опять начнутся вопросы: «Что есть? Что не есть? Как поститься?»  А в сегодняшнем Евангелии, все сказано, оно очень простое. Этому прежде всего надо учиться каждому из нас; борьба с отчуждением и с желанием сказать: «Благодарю Тебя, что я не такой, как другие» — это самая наша главная духовная борьба. Именно к этому Господь нас призывает первым шагом к Великому Посту.

Аминь.

17.02.2019