Главная » Страница настоятеля

 Как наследовать жизнь вечную 


(О богатом юноше) (Лк. 18:18-27)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское слово повествует о юноше, который пришел ко Христу с очень важным вопросом: «Учитель благий, что делать мне, чтобы наследовать вечную жизнь?» Христос отвечает: «Никто не благ, как только один Бог». Он сразу указывает, что у Него иное представление о благе, а то, что мы называем благом на земле, часто не имеет никакой цены.

Затем Христос напоминает юноше заповеди, которые Господь вручил Моисею, но оказывается, что тот воспитан в благочестии, в заповедях Божиих, в настоящей доброй хорошей вере. Он все заповеди сохранил от своей юности и спрашивает: «Для меня Царствие Небесное уже открыто? Жизнь Вечная мною как-то заработана, или есть что-то еще, что нужно сделать?». Христос ему отвечает: «Ты должен все свое богатство раздать нищим и следовать за Мной».

И оказывается, что богатый юноша, – а Евангелие говорит, что он был очень богат, – не может свое богатство расточить: он за него очень сильно держится и за Христом пойти никак не может.  И отошел юноша с печалью, скорбя в своем сердце.

Нам Христос иногда представляется таким всемилостивым, все прощающим, все покрывающим, все нивелирующим в нашей жизни. Что бы ни случилось, все можно стереть как ластиком, обратившись ко Христу. Но слово Христово очень жестко. Апостол Павел сказал, что слово Божие <...> острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные 
(Евр 4:12). Вот такое слово Христово! Очень неприятное! Очень неудобное! Очень тяжелое и невыносимое! Даже апостолы были удивлены такой строгостью и жесткостью слов Христа: «Господи, кто же тогда может спастись?» И Христос говорит: «Для людей это невозможно».

Невозможно людям вот так просто взять и спастись, вот так  взять и принять слово Божие. Не так просто по-настоящему прочитать Евангелие – не как обычную книгу, а как письмо, которое написал Христос только для тебя. И если читаешь его именно так, то понимаешь, что исполнить его невозможно. Евангелие – книга невыносимая и неисполнимая.

И, тем не менее, Христос говорит: «Но то, что невозможно людям, то возможно Богу». Для того, кто, несмотря на тяжесть этих слов, непонятность этих слов, неприятность этих слов, решается идти за Христом, все оказывается возможным.

Но возникает еще один вопрос. А что значит – идти за Христом? Куда Христос идет? Куда Он нас ведет? Кто-нибудь задумался об этом? Ведь на самом деле то, что мы делаем на земле, и то, что этот юноша делал, – оно вполне земное. Он делал прекрасные вещи. Кто же не почитает отца своего? Ну только какой-то самый бессмысленный жестокий человек. Кто в этом мире не понимает, что убивать, воровать, лгать, лжесвидетельствовать нельзя?

Хотя мы это постоянно делаем: убиваем, воруем, унижаем, уничтожаем. Но надо понимать, что в тот момент, когда человек перестает видеть в другом человека, он сам перестает быть человеком. Какими бы высочайшими идеями и лозунгами он не оправдывал свою ненависть, войну, братоубийство, он перестает быть человеком в тот самый момент, когда позволяет себе унижать, убивать и грабить. И понятно, что десять заповедей, которые вручил Господь Моисею для израильского народа, были якорем спасения, который поднимал человечество до уровня человека.

Быть человеком – очень важно, это самая главная задача для каждого из нас, потому что, если мы не научимся быть людьми, то мы за Христом, конечно, никуда пойти не сможем. Все остальное станет просто имитацией жизни, в том числе, и нашей религиозной жизни, нашей веры православной. И мы все время будем делать вид, что мы православные,  что молимся Богу, что соблюдаем посты, что делаем какие-то добрые дела. Но если вдруг мы кому-то откажем в звании человека, то с этого момента все, что мы делаем для Христа, будет не христианством, а лишь его иллюзией.

А вот этот юноша дорос до такого высокого состояния, когда он стал человеком, он очень обогатился, причем не только земным богатством. Он обогатился по-человечески очень важными вещами: достоинством, уважением, благочестием, всем тем, за что его очень уважали и любили. Он имел все: и земное, и благочестивое. И вдруг ему сказали: а теперь все брось, все это забудь и иди за Мной. Куда? Куда ведет Христос?

Вот сегодня мы собрались на Божественную литургию – на Евхаристию. Мы подойдем ко Христу. Мы приобщимся Его Тела и Крови. Христос нас тоже поведет. Куда он нас поведет? А Он нас поведет к Себе. Туда, где Его жилище. Туда, где Он пребывает в несказанном свете со Своим Отцом и Духом Святым. Он нас поведет в Царство Небесное.

Царство Небесное – это то место, где нет ничего земного. Там все – небесное. Ведь священники просят на каждой литургии за каждого христианина: «Господи, даруй им вместо земного небесное, вместо временного вечное, вместо тленного нетленное». То есть, Церковь молится о каждом из нас, чтобы мы лишились всего земного, временного и тленного, за которое мы так держимся, ради того, чтобы ввести нас в Царство Небесное, чтобы мы действительно научились у Христа тому, чему учит нас Евангелие: любить наших врагов, прощать обиды, молиться за ненавидящих и обидевших нас, в каждом человеке видеть не только человека, но уже образ Божий, уже Христа. В каждом человеке. А для этого необходимо быть очень похожим на Христа. Для этого необходимо довериться Ему от всего сердца, не испугаться потерять то, что делает нас на этой земле уверенными, что дает нам возможность посмотреть вокруг себя и решить, что да, в этом мире есть люди хуже меня.

Нам приятно так думать. В этом мире я гораздо лучше, чем многие, потому как я чту отца и матерь, никого не убиваю, ни у кого не ворую, не лжесвидетельствую и делаю добрые дела. Да, в этом мире у меня есть, на что опереться в себе самом. У меня есть надежная опора, которую я сам себе создал. И вдруг Христос хочет это разрушить! И вдруг Христос хочет это отнять! И вдруг Христос говорит: «Брось все это и просто иди за Мной». Куда? И как же без этого идти? Мы не научены опираться только на Христа. А как же идти, ни на что не опираясь? Людям это невозможно. Но невозможное нам возможно Богу.

И сегодняшнее Евангелие говорит нам именно об этом: о том, чтобы мы поняли наконец-то, что значит наша вера, для чего мы в храм ходим, для чего мы причащаемся, для чего мы исповедуем наши грехи, зачем мы здесь. Для того, чтобы приобрести какую-то уверенность в себе? Для того, чтобы найти какую-то опору в собственном благочестии? Или для того, чтобы доверить свою жизнь Христу, не испугаться причаститься этой Чаши евхаристической, в которой нет никакой уверенности, в которой нет ничего, кроме Христа, Его распятой Плоти и пролитой Крови за нас?

И вот этому причащаясь, разве можем мы не думать о том, что Христос и нашу жизнь может преобразить в такую же Чашу, сделать ее похожей на Него – распятого Бога, принесшего Себя в жертву? Хотим мы жертвовать? Вот это вопрос…

Грустно, если и желания нет никакого, а хотим мы только жизнь свою устроить благочестиво и надежно. Но если в нашем сердце зажигается такое желание, стать жертвой, но нет пока на это сил, не нужно этого бояться. Потому что невозможное людям – возможно Богу.

Аминь.

 2014