Главная » Страница настоятеля » Статьи, интервью » Неужели же мы останемся прежними?

Неужели же мы останемся прежними?

Я хотел сказать несколько слов о том, что сегодня важно и для тех, кто присутствует в храме, и для тех, кто смотрит видеотрансляцию на сайте. Мы все надеемся, что дни изоляции подходят к концу, что скоро наши храмы откроются на богослужение для всех прихожан, как это было раньше, и мы снова будем все вместе.

Это время, которое прошло, воспринимается нами как время страшных неудобств, как время какого-то застоя и уныния, неиспользованных возможностей, почти тюремного заключения. А мне думается, что мы должны отнестись к нему в том числе и с благодарностью.

 Мы, христиане, без всякого сомнения, должны извлечь из этого времени какие-то очень важные уроки. Очень многие до сих пор переживают, что на богослужение попасть могут далеко не все. Но с другой стороны, очень многие получили такую удобную возможность – вовсе не ходить на богослужение, а  дома без всяких проблем включить компьютер во время трансляции или потом в любой удобный момент –  через час, через два, когда будет время – и с удобством посмотреть Литургию, прокомментировать ее, так сказать, от сердца: "Как хорошо, как замечательно, всем спасибо!".

 Но это время не может продолжаться бесконечно. Оно скоро кончится. И я очень надеюсь и стремлюсь к тому моменту, когда наконец кончатся трансляции , потому что не хватает живого общения, не хватает жизни.

А что такое тогда жизнь? Какие уроки мы можем извлечь из этого времени? Ну вот, например, один из таких уроков – что для нас богослужение? Для очень многих людей само богослужение – это такое сокровище: «где сокровище ваше, там и сердце вообще будет (Мф 6:21). И вдруг оказывается, что это совсем не так, а богослужение, несмотря на то, что прошло очень много времени, почему-то для очень многих христиан не является самым главным сокровищем. Можно записаться на богослужение, а потом на него не прийти, и тем самым оставить пустые места, на которые другие люди могли бы прийти, но прийти не смогли, потому что список был завершён. Или можно прийти на службу с опозданием или же просто прийти в храм, но не причаститься. 

Что это значит? Это значит, что богослужение является для нас чем-то важным, но не главным: то есть оно может быть, а может не быть. Мы можем захотеть получить удовольствие от богослужения, а можем отложить это на другое время, потому что на самом деле само богослужение не является сокровищем, и сокровищем не является то, что подают на богослужении.

Литургия, как богослужение, даёт нам Самого Христа. И только ради этого оно существует. Как можно прийти, записавшись на Литургию, и не причаститься? Ради чего? Ради того, чтобы просто провести время в храме, проимитировать молитву? Ведь за прошедшее время люди должны были  понять, что такое Литургия, почему она совершается, какие молитвы читает священник специально для всех из алтаря, чтобы все видели, все слышали и понимали, о чем эти молитвы.

А  молитвы эти  в общем об одном – это просьба о Причастии. Сама Литургия является подготовкой каждого из нас здесь стоящих к принятию Святых Христовых Тайн. Нас призывают, как апостолов, о которых говорится в сегодняшнем Евангелии, отдавших всех себя Христу и в ответ получивших Самого Христа. Литургия – это тот же самый призыв, который сегодня слышится в евангельском чтении, и он обращён не только к Иакову и Иоанну, а ко всем людям, которые пришли сегодня в храм.

И, наверное, будет так горько и так страшно, если после того как храмы откроются, с нами христианами ничего не произойдёт, что мы никак не поменяемся, что мы будем ходить на Литургию по привычке, или по привычке – не ходить. Приходить, когда мы хотим, и уходить, когда мы хотим. Разговаривать во время службы, стоять спиной к священнику во время благословения. Подумаешь, ничего страшного не произойдёт, это же всего лишь Литургия, это же обычная наша жизнь, такая же обычная, как и все  прочее.

Мы пережили очень маленький момент испытания, когда христиане вдруг поняли, что богослужение может взять и исчезнуть, что в один миг можно лишиться великого сокровища, которым мы не дорожим. Ведь человек лишается сокровища, теряет его, когда он им не дорожит.

Нам был преподан великий урок: одуматься, встрепенуться, набраться благоговения, страха Божия. Неужели же мы останемся прежними? Неужели же мы так и продолжим вот такое наше теплохладное существование в храме, в богослужении, в иллюзии о том, что мы идём к Богу, что мы живем духовной жизнью? Неужели все мы так устали? Но тогда лучше не приходить.

Сейчас все становится на свои места. Когда-то люди готовы были многим пожертвовать, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. А сейчас,  когда  все опять становится спокойным, люди не могут пожертвовать даже пятью минутами своего личного времени.

Сегодня в храме есть люди, которые не причащались. Я прошу вас, дорогие, больше не записывайтесь на Литургию, оставьте места тем, кто придёт причащаться.