Главная » Страница настоятеля » Статьи, интервью » О христианских мотивах в творчестве Осипа Мандельштама
о.Алексей Уминский о христианских мотивах в творчестве Осипа Мандельштама Дано мне тело — что мне делать с ним, Свой разговор о христианской вере великого поэта я хотел бы начать вот с этого стихотворения а это первая публикация Мандельштама в которой он как будто бы нащупывает тропиночку, дорожку, понимание самого себя, смысл бытия своего, начало и цели свои жизни. О духовной жизни Мандельштама его пути к вере и вообще его религиозности очень мало фактов биографических и очень разрозненные со слабой такие вот какие-то свидетельства о его близких о том и друзей и поэтов биографов на которые могли бы пролить свет на его обращение на его духовный путь настолько них мало что многие следователи Многие исследователи Мандельштама вообще ставит под вопрос его религиозностью и его христианство. Я поделюсь своим опытом прочтения Мандельштама и постараюсь как-то обосновать мысли о том что Мандельштам является самым значительным христианским поэтом 20-го века. Образ твой, мучительный и зыбкий… Мая 14/27. Выборг. Окрещен в Епископско-методистское испове- дание пастором Розеном. Свидетельство (Сальман 2010.С. В изголовьи черное распятье, Во-вторых, Аверинцев отмечает: «В дальнейшем для Мандельштама было важно, что хотя бы в некотором, подлежащем уточнению, смысле он – христианин. Применительно к человеку еврейского происхождения это означало прежде всего – не иудаист: достаточно конкретный и серьезный выбор». И приводит две причины обращения к методистам. Первая: «Протестантизм именно как стускленный, неяркий вариант христианства был в колер, в масть «матовому» миру раннего Мандельштама». Вторая причина: «Если Мандельштам хотел креститься, так сказать, в «христианскую культуру» (выражение, употребленное им еще в 1907 году в письме бывшему учителю В. Гиппиусу), если для него было важно считать себя христианином, при этом не посещая богослужений, не принадлежа ни к какой общине и не совершая выбора между этими общинами, – не православие и не католицизм, а только протестантизм мог обеспечить ему для этого более или менее легитимную возможность; прецеденты имелись. Для человека, дорожащего, как Мандельштам, своей удаленностью от всех сообществ, – позиция комфортабельная»[7]
При этом В ранних своих стихах очевидны симпатии Мандельштам к католицизму. Мне как-то встретилась работа очень интересного учёного из Владивостока Нины Петровой которая как раз размышляла о религиозной парадигме в творчестве Мандельштама. Вот что она отмечает: Авторский миф о хаосе и космосе является доминирующим в картине мира раннего Мандельштама. Иудаизм выступает в качестве основы первичной мифопоэтичеекой модели культуры и авторского мифа о «родовом хаосе», в котором отражено представление о национально- религиозной стихии. В стахотворепиях 1910 года «В огромном омуте прозрачно и темно...» и «Из омута злого и вязкого...», содержащих намеки на еврейское происхождение его семьи, центральным образом является огромный, темный омут, а их доминирующей темой — существование на границе реальности и сна, бьггия и небытия. «Тростинка» - персонификация лирического «я» Ма1щельштама - осознает свою обреченность на возвращение в «злой» и «вязкий» омут . Из омута злого и вязкого Подобным же образом М осмысляет и распятие Христа: Неумолимые слова… 3. Выход из «родового хаоса» трактуется как приобщение к мировой религии (христианству в католическом и протестантском изводах) и европейской культуре. В период «Камня» (1911-1914/15) христианство для Мандельштама - это формотворческое начало, превращающее хаос в гармонию, неорганизованную природу - в культуру. Готика выступает как архитектонический механизм структурирования культуры, а Рим мыслится как культурно-религиозный универсум. Цитата из её работы. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Конфликт между хаосом и строем, биографией и культурой разрешается в пользу последней. А культура в представлении поэта неотделима от христианства и гармонии космоса. Поэт-акмеист, согласно Мавдельштаму, стремится достичь того, чего достиг Бог, создавая все сущее, - но работая с другим материалом (в данном случае - со словом), в другой сфере - искусства. Если поэт-символист приравнивает себя к Создателю, то поэт-акмеист подражает Ему. Приобщение к европейской культуре мыслилось в рамках христианства, ибо и христианство, и культуру объединяет начала единства, целостности, «личностности», столь ценимые Мандельщтамом. И поэтому христианство, по верному замечанию М.Л. Гаспарова, «( исследователя творчества поэта) даст дуще больше, чем «безличный мир иудейства». Говоря об обращении Мандельштама христианство невозможно не вспомнить о таком человеке как Каблуков. Сергей Платонович Каблуков (12 сентября 1881 — 25 декабря 1919) — русский религиозный и общественный деятель, знаток духовной музыки; математик-педагог; мемуарист. В 1909—1913 годах — секретарь Религиозно-философского общества в Петербурге (был также председателем его Христианской секции). В истории русской культуры известен благодаря тесному общению и переписке с И. Ф. Анненским и молодым О. Э. Мандельштамом, дарование которого он оценил одним из первых. Записи дневника Каблукова и его владельческий экземпляр «Камня» — единственный крупный источник к изучению ранней биографии и творчества Мандельштама. Он знакомит Мандельштама с Зинаидой Гиппиус и через неё вводит О Э в круг знаменитых поэтов. Ман посвящает Каблукову стихи : И Ваши бледные черты В 1916 г Каблуков записал: Апреля 2. «Сегодня был и обедал И. Э. Мандельштам, которого я возил на вечерню Пасхи в Александро-Невскую Лавру. Там поместил его на клиросе. Епископская служба и пение митрополичьего хора ему понравилось. Самое же богослужение впечатлило его <...> и ему показалось, что оно совершалось и совершается в Лавре “для князей Церкви”, а не для народа» (Каблукова дневник. С. 257). Постепенно очарование католичеством уходит и М начинает всерьёз интересоваться православием , видимо под влиянием Каблукова. В 1915 году он пишет: «Все римское бесплодно, потому что почва Рима камениста, потому что Рим - это Эллада, лишенная благодати». В том же 1915 году в статье «Скрябин и христианство» Мандельштам писал: «Христианское искусство всегда действие, основанное на великой идее искупления. Это бесконечно разнообразное в своих проявлениях «подражание Христу», вечное возвращение к единственному творческому акту, положившему начало нашей исторической эре… Искусство не может быть жертвой, ибо она уже совершилась, не может быть искуплением, ибо мир вместе с художником уже искуплен, – что же остается? Радостное богообщение, как бы игра отца с детьми, жмурки и прятки духа!.. Вся наша двухтысячелетняя культура благодаря чудесной милости христианства есть отпущение мира на свободу – для игры, для духовного веселья, для свободного «подражания Христу». (…) Вот дароносица, как солнце золотое, В период «(1915/16-1921)» для М складывается христианско- эллинская модель культуры. Греко-византийская культура выступает проводником православного христианства - первозданной идеи воплощения слова-Логоса - второй ипостаси Троицы. Современная историческая ситуация оценивается в эсхатологическом ключе. Спасти Россшо от апокалипсиса может только русская Церковь; а накормить «голодное государство» может только Слово. Среди священников левитом молодым В 1965 г. в письме к И. Бродскому Н. Я. Мандельштам писала: «Дорогой Иосиф! Честно говоря, я не понимаю, какой нужен комментарий к этому стихотворению... О. М. не историк и не этнограф, а человек историософской мысли, который в историческом узле видел откровения и аналогии. Это стихотворение написано в 1917 году и посвящено Карташеву, религиозному деятелю, члену рел. -фил. общества. «Молодой левит» — это и тот, кому посвящено стихотворение, и сам О. М., Карт<ашева> выпустили незадолго до опубликования этих стихов из Петропавловской крепости. Речь идет о пророчествах типа «сему месту быть пусту». Иначе говоря, сие место рухнет, как рухнул Иерусалим. Обратите внимание на строку: «и храм разрушенный угрюмо созидался». Храм был уже разрушен, и будет разрушен тот, который созидается... Если хотите, это символ культуры вообще. Речь идет о том, что называется «петровский петербургский период русской истории». Старцы — наделенные властью — не видят приближения конца; видит лицо неофициальное — молодой левит (Карташев, О. М. — сам). Концом Иерусалима была тьма, ночь, наступившая, когда Он был на кресте и разодралась завеса. В лен пеленали тело, снятое с креста. «Суббота» с большой буквы. Это не иудейская, а христианско-иудейская символика. Он, которого пеленали в лен (Иоанн, Лука), назван «Субботой», как бы высшим цветением той павшей культуры. Вот неподвижная земля, и вместе с ней
Прославим роковое бремя, И всем сердцем отзывается на избрание патриарха Поместным собором : Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи — В эти дни Рюрик Ивлев делает запись в дневнике : Люблю под сводами седыя тишины Согласно концепции Мандельштама, «голодное» время, пожирающее бытие в эпоху войн и революций, может накормить только Слово, понимаемое поэтом в сакральном контексте христианской мифологемы «Слова, ставшего плотию» (ср.: Иоанн 1:14). Так, в статье «Слово и культура» (1921) Мавдельштам называет Слово «плотью и хлебом» и пишет, что Оно «разделяет участь хлеба и плоти: страдшгае». Таким образом, Мандельштам отождествляет слово со Второй Ипостасью Господа - Иисусом Христом. Эти мысли в 1920-1930-е годы кристаллизуются в концепцию художествепьюго творчества как искупительной жертвы, а слова как «маленького акрополя», хранящего культурное и историческое бытие («Век», «Сохршш мою речь навсегда...», «Небо вечери в стену влюбилось...»). "у нас не еда, а трапеза; не комната, а келья; не одежда, а одеяние. Наконец мы обрели внутреннюю свободу, настоящее внутреннее веселье. Воду в глиняных кувшинах пьем как вино, и солнцу больше нравится в монастырской столовой, чем в ресторане. Яблоки, хлеб, картофель — отныне утоляют не только физический, но и духовный голод. Современник не знает только физического голода, только духовной пищи. Для него и слово — плоть, и простой хлеб — веселье и тайна.Через десять лет после крещения, в 1921 году, Мандельштам скажет: «культура стала церковью», «теперь всякий культурный человек – христианин». Между тем эта статья выходит в период начавшихся гонений на церковь Из рецензии: «Наряду с революционными стихами П. Ореши- на о голоде: Село мое! / Пустая навить! / Советская моя страна! — стихи О.Мандельштама, трогательно воспевающего христианство, молебны, панихиды, вынос плащаницы, зернохранилища вселенско- го добра — соборы вечные Софии и Петра. Причем Мандельштам так увлекается, что даже, Июня около 28. Из письма группы литераторов — замести- телю наркома просвещения В. Максимовскому: «...мы заявляем отвод против нижепоименованных писателей, предложенных так наз. Всероссийским союзом писателей на получение “академ<иче- ского> пайка” по следующим мотивам: <...> Мандельштам — поэт с мистико-религиозным уклоном, республике никак не нужен» (ЛЖР. Т. 1, ч. 2. С. 451). помимо того, что сказано в стихах, о его внутренней жизни. В религиозном отношении кое-что проскальзывает в наиболее интимных его письмах к жене. С 1919 по 1930 годы они почти неизменно кончаются призыванием имени Бога Наряду с наиболее употребительной формулой «Господь с тобой» (16 раз), Мандельштам прибегает и к другим: «Храни тебя Бог» или «Храни тебя, Господь» (9 раз) и чуть реже «Спаси Боже» или «Спаси Господи» (7 раз). Неистощим он в именах, даруемых жене: чаще всего «Наденька» и «родная», н В письме 1926 г. Мандельштам приоткрывает, что призывание Божьего заступничества для него не условность: оно рождается из молитвенного опыта. По вечерам Мандельштам молится Богу о жене: «...каждый день, засыпая, я говорю себе: спаси, Господи, мою Наденьку! Любовь хранит нас, Надя» (III, 210)[5]. Намеченное здесь отожествление Бога и любви по Иоанновской формуле: «Бог есть любовь» (1-е Иоанна, 4:8) развертывается в письме, написанном в феврале 1930 г. в утешение Надежде Яковлевне после смерти ее отца. В нем, впервые, Господь назван своим евангельским именем: «Христос с тобой, жизнь моя. Нет смерти, радость моя. Любимого никто не отнимет» (III, 256). Помоги, Господь, эту ночь прожить: Февраля не ранее 24 — Мая не позднее 15. Запись В. Н. Гор- бачевой: «Не зря Осип Эмильевич Мандельштам напоминает внеш- ностью изображение апостола. Он принадлежит к тому чрезвычайно редкому типу еврея, к которому принадлежали и Христос и апостолы (какая-то кристаллическая чистота, честность). <...> С женой Ман- дельштам живет очень согласно. Надежда Яковлевна умна, но есть в ней какой-то неуловимый привкус циничности, правда, очень утон- ченной. Трогательна своей преданностью, нераздельностью. Живут очень бедно, но не примитивно, а с изыском. Бутылку вина, именно вина, а не водки, они не просто выпьют. А выпьют пиршественно, из маленьких рюмочек цветного стекла. На их “пиршествах” видела жену Грина, Ахматову, Эфроса, который приходил к Анне Андреевне. Мандельштам изучает итальянский и, кажется, испанский языки. Оба, и муж и жена, пессимисты неисправимые» (Там же. С. 216).1934 Жил Александр Герцевич, В минуту жизни трудную За гремучую доблесть грядущих веков, Жилка колотится у виска, Матерый желудочный быт земли. 1937 г. Тьма кромешная. В цикле 1921-25, где проявилась растерянность поэта перед событиями, в московских стихах, где, готовясь к смерти, Мандельштам напрягает свою нравственную волю до предельного накала, религиозные мотивы как таковые /247/ почти полностью отсутствуют[7]. Кончается жизнь, начинается житие. В Третьей воронежской тетради, в кромешном, предсмертном году, они появляются вновь: Мандельштам уже к себе применяет образ Голгофы, сам непосредственно участвует в мистической Тайной Вечере (№ 377) и впервые обращается sotto voce, со сверхчеловеческим целомудрием, к тайне воскресения в стихотворении-завещании «К пустой земле невольно припадая. Я скажу это начерно, шепотом, |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |