Главная » Страница настоятеля » Статьи, интервью » Вступительное слово на приходском собрании


Вступительное слово

настоятеля храма прот. Алексея

на приходском собрании 



Мы начинаем наше ежегодное приходское собрание. Прежде всего, я хотел бы выразить свою сердечную благодарность и признательность нашим прихожанам, то есть вам, дорогие мои братья и сестры, и чада мои духовные. Наш приход, действительно,  живет благодаря тому, что здесь каждый  старается в меру своих сил, способностей  и усердия  послужить друг другу, исполняя слова Спасителя нашего.

Я уже не раз говорил, и еще раз хочу сказать, что приход и приходская жизнь – это как экспериментальная площадка для исполнения  Евангелия, – здесь мы учимся служить друг другу. Прежде, чем  идти на спасение всего человечества, надо научиться каким-то простым вещам. И оказывается, что это совсем не просто – делать какое-то дело постоянно, делать ответственно и жертвенно, постоянно жертвуя своим временем и интересами. Во время таких общих дел служения друг другу, а значит, служения Христу, мы сталкиваемся друг с другом, ссоримся, обижаемся, не понимаем друг друга, но это же именно  то, что надо для преодоления ненавистной  розни мира сего, которая, в конце концов, должна исчезнуть в нас. Мы здесь должны ее победить, исчерпать, потому что здесь-то мы друг другу близки и дороги. И когда мы оказываемся способны не просто пол в храме вымыть, не просто трапезу приготовить, а при этом сохранить друг к другу любовь, доверие и уважение, это и есть самое главное.

Преподобный Авва Дорофей в одном из своих поучений говорит такие слова: «Конечно, важно делать дело. Но бесконечно важнее при том, что ты делаешь дело Божье, что ты исполняешь заповедь или послушание, сохранить  мирное устроение души. Ибо само дело – это одна восьмая, а устроение души – это семь восьмых этого дела».

И нам часто бывает очень трудно сохранить устроение души, потому что мы, пытаясь делать дело Божее, все время думаем о себе: как у нас это получается, заметил ли нас отец-настоятель или кто-то из священников, заметили ли братья и сестры, как мы ради них трудимся и стараемся,  приняли ли наше дело с благодарностью, пониманием и вниманием. И часто этого не происходит, никто не хвалит, или хвалит слишком редко. А кто-то вообще бывает сильно недоволен и выражает нам свое недовольство. Или под горячую руку отцу Алексею кто-то попадется в самый неподходящий момент и получит несправедливую гневную волну. Это постоянно случается между нами. И когда оказывается, что мы научились это побеждать, что мы можем все это оставить за скобками, когда все это, кажущееся таким важным и значительным, все-таки оказывается меньше, чем любовь, меньше, чем прощение,  смирение и  хранение  мира, вот тогда созидается община.  Тогда мы  наконец-то начинаем понимать смысл служения и нашего становления, как христиан.

Вот наша община, вы видите, растет, мы уже не можем вместиться в наш приходской дом. Может быть, она настолько вырастет, что Господь призрит на наше   смирение и пошлет нам миллиардера, который постоит нам «дворец съездов»… А может быть, и не пошлет, и не надо, в конце концов. Не ради этого все происходит. Будет плохо, если мы получим какие-то внешние вещи, а потеряем внутренне устроение. Будет плохо, если у нас появится какое-то  благополучное,  но мы утеряем доверие друг ко другу. Пускай лучше будет так. Давайте думать о главном, чтобы мы душу свою устроили как-то так, чтобы она была соприродна Христу, чтобы она  стала похожей на Него, чтобы мы  научились, я говорю это много раз,  чувствовать, как Христос, слышать, как Христос, говорить, понимать и внимать друг другу, как Христос. Это бесконечно трудно, но, как ни странно,  это достижимо. И кроме нас самих, этому ничто не препятствует. И когда, живя в приходе, мы учимся, несмотря ни на что, преодолевать себя, преодолевать ненавистную рознь мира сего, это самое главное, ради чего должна существовать приходская община. Все остальное – только прилагательное к этому: и социальное служение, и миссионерская работа, и молодежные акции, и ярмарки, и все прочее. Это все потом нарастет, потому что это естественно.

На что еще я хочу обратить ваше внимание. Последнее время на слуху, что Церковь – это организованное сообщество, которое действует по каким-то там направлениям. Социальное служение… социальный работник… сплошной райсобес. А такие  вещи не бывают системными. Нельзя создать в Церкви систему милосердия. Нельзя создать в Церкви системы миссионерства или катехизации или любую другую, которые бы сами себя воспроизводили и транслировались дальше. Церковь – это почва. Приход –это почва. Мы знаем, как легко строится система, и как трудно создается почва. 

Мертвая система, нарисованная на бумаге,  просчитанная и отштампованная на компьютере создается очень легко: она спускается сверху вниз, и ты должен заполнять правильные клеточки правильным словами и выполнять инструкции. Система – это инструкция.

А Церковь – это почва, из которой все растет. Причем, Евангелие нам описывает эту почву по-разному: это и  дорога, и  камень, и терновник, и только небольшое количество доброй плодородной земли. Мы видим в нашей Церкви, и вообще в истории, что этой доброй земли не очень много. А в основном, даже в Церкви, больше протоптанных каменистых дорог и терновников.  Но почва созидается и там, потому что если Господь сеет сюда, то и тут может быть что-то важное. Поэтому откуда-то надо вырывать сорняки, где-то убирать камни или вспахивать мертвую землю, чтобы она становилась почвой.

И это дело каждого христианина, а не только священноначалия, которое просто ставит задачу перед «православным комсомолом». Это не дело просто священников, которые как бы «организуют приходскую жизнь». Вот мы – не организаторы приходской жизни, мы священники. А почву мы созидаем вместе. И тогда на этой почве начинает что-то расти, начинают появляться плоды, что-то созидается.

Но эта почва – очень легко умирает. Ее невозможно транслировать, воспроизводить контейнерным методом. Она всегда создается руками, сердцем, слезами, большим трудом и мозолями.

И мы здесь собрались, я надеюсь, понимая, что мы трудимся ради этой почвы. Это главное, о чем должен думать человек, пришедший сегодня на собрание: "Это мне надо? Готов ли я вот так трудиться над созданием этой почвы?"  Потому что Церковь  созидается  так  и никак иначе.  И в этом – ответственность каждого христианина.