Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Исцеление кровоточивой

Исцеление кровоточивой

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодня в апостольском чтении мы слышали такие слова: «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, но новое творение». Тот, кто во Христе, тот новое творение. Евангелие говорит о том, что во Христе не имеют никакого значения ветхозаветные установления, человеческие правила, человеческие традиции, потому что тот, кто во Христе, живет иным. Он не живет законом, он живет Самим Христом.

И Евангелие нам сегодня повествует о двух чудесах, которые совершил Христос. Два человека, один из них -- начальник синагоги Иаир, который приходит ко Христу в самый страшный момент своей жизни, когда умирает его двенадцатилетняя дочь. Иаир в отчаянии бросается в ноги Христу и умоляет, чтобы Он пришел к нему в дом и исцелил умирающую. И Христос идет к нему.

Но в это время люди, которые знают о Его чудесах, которые начинают верить в Него как в Мессию, окружают Его толпой и, как говорит Евангелие, теснят Его. Среди них оказывается больная женщина. Двенадцать лет она страдала кровотечением, все свое имение, все свои средства отдала врачам, но никто ей не смог помочь. И вот она касается Христа и получает исцеление. Таинственно касается, никто об этом не знает, даже Христос спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?» И женщина признается, что это она, и Христос говорит ей: «Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя».

В этот момент происходит ужасная вещь: один получает спасение, а для другого рушится мир. Приходят люди к Иаиру, начальнику синагоги, и говорят: «Все, не тревожь больше Учителя, дочь твоя умерла». Но Христос сказал Иаиру: «Не бойся, не бойся, только веруй!»

Вот два образа веры, два способа верить, которые говорят об одном – о Самом Христе. В одном случае то, что делает эта женщина, противоречит всему, что написано в законе. В Законе Божием, между прочим. Она же грех совершает. По закону иудейскому во время женской немощи она не имеет права выходить из дому, не имеет права ни к кому прикасаться. Тот, кто прикоснется к ней, будет осквернен и должен проходить очищение. То есть, жизнь этой женщины настолько связана с законом, что он лишает ее жизни. И она этот закон вдруг преодолевает, она идет к Самому Христу и делает то, что делать ей нельзя ни в коем случае. Но она это делает, потому что нет никакой другой жизни, в которую она могла бы войти, никакого другого источника жизни, кроме Христа.

Двенадцать лет эта женщина пыталась использовать все человеческое, все возможное, и ничего не помогло. Закон Божий не помог. А вот Сам Бог, Который выше закона, Он помог. Об этом апостол говорит: «Не имеет никакого для нас значения этот закон: ни обрезание, ни необрезание, потому что мы новые во Христе». И еще он говорит такие удивительные слова: «Не я живу, но живет во мне Христос».

Жизнь человеческая, и наша христианская, к сожалению, бывает очень похожа на жизнь этой женщины. Мы любим себя окружать законами. Мы любим законом себя оправдывать или на закон уповать. Так человек выстраивает свою жизнь по правилам.

А чего мы еще хотим, кроме жизни? Да ничего. Чтобы жизнь преизбыточествовала, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы мы были полны этой жизнью. Потому что эта полнота бытия нам Богом заповедана, она дается нам Христом.

Мы приходим в Церковь, и нам кажется, что Церковь – это сокровище жизни, источник жизни. И начинаем ходить, исполняя разные законы. Нам надо это исполнить, потому что так положено, и то исполнить, потому что так тоже положено… Мы все изучаем: «А как надо? А что можно? А что нельзя? А как правильно? А что правильно?» И правила за правилами, год за годом, как у этой женщины, истощаем все наше имение, истощаем все, что мы имеем внутри себя, все настоящее, доброе и хорошее. Наша жизнь превращается в ничто, хотя мы, вроде бы, в Церкви. Но ничего не происходит. Жизнь уходит из нас. Мы вроде все правильно делаем, а жизнь уходит. Исполняем все правила, а жизнь уходит. Надеемся на помощь Божию, а она не приходит. Ездим в паломничества, стоим в очередях к святыням, заказываем акафисты, получаем освященную воду, читаем утренние и вечерние молитвы, стараемся поститься во время постов – ничего не происходит, ничего не случается, а все, как у этой женщины, истощается.

А надо только ко Христу подойти. По-настоящему нужно только одно: подойти ко Христу. Каким бы ты ни был, в каком бы ты состоянии ни пребывал, каким бы ты себя ни считал – достойным или недостойным, правильным или неправильным, имеющим на это право или не имеющим. Надо только пробиться сквозь эту тьму и толщу предписаний, никому уже давно не нужных, чтобы коснуться Христа. Без всякого закона, без всяких правил, прикоснуться с живой настоящей верой, с которой прикоснулась к Нему эта больная женщина. А мы боимся что-то нарушить, отойти в сторону, сделать лишний шаг, из колеи выпасть. Как на нас посмотрят, что скажут люди?

Где же наша свобода? Мы давно от нее отказались, от свободы во Христе. Нам эта свобода тяжела, мы хотим жить по правилам, а по правилам нельзя жить. Там, где есть правила, и они – самое ценное, нет никакой жизни. Там есть только закон, от которого нас Христос освободил Своей смертью. Он дал нам возможность полноценной жизни, жизни, полной свободы и любви, и ее надо достичь. Вот так, как эта женщина поступила, как пошла, не испугавшись, что ее осудят. Она фактически согрешила. Никак по-другому это не назовешь, она грех совершила, она преступила закон, но она коснулась Христа. И Христос ей сказал на это: «Дерзай, дочь моя, дерзай, вера твоя тебя спасла». Вот бы нам так, вот бы нам такой веры, как у нее и как у этого Иаира.

Смотрите: он ждал, что к нему придет Христос. У него была настоящая человеческая надежда. По-человечески он очень рассчитывал на этого Чудотворца. И в самый нужный момент этот Чудотворец вдруг останавливается и начинает разговаривать с какой-то женщиной. Иаир, начальник синагоги, который все заповеди и законы знает досконально, видит, что Христос разговаривает с женщиной в нечистоте, и этой нечистой женщине подает исцеление! А у него в этот момент дочь умирает! Но Христос к ней не идет! Обещал прийти и не идет! И дочь умерла.

Но вера у Иаира не пропала. Казалось бы, ему говорят: «Все, дочь умерла, не верь больше никому, не верь этому Учителю, Он тебя обманул!»

Так бывает и с нами: ждешь-ждешь от Бога помощи, а Он к тебе не идет. А Он тебя как будто бы не слышит, а Он как будто бы от тебя отвернулся, как Христос от Иаира. И весь мир начинает тебе говорить: «А что ты хотел? К кому ты обращался? Брось, это не работает». А Христос на это говорит: «Не бойся, только веруй». Во что здесь можно верить? Ну во что еще после таких слов, – «дочь твоя умерла», – можно еще верить? А он все же верил. И пошел ко Христу. С этой верой они входят в дом, подходят к смертному ложу, и Христос возводит девицу от этого мертвенного сна и дает ей есть.

Не бойся, а только веруй! Для тебя ничего не значат никакие законы, а только Христос, потому что ты – новое творение. Вот что сегодня нам возвещает Евангелие! Вот какой веры ждет от нас Господь! Не веры в наши разные правила, не веры в наши замечательные традиции, не веры в наш церковнославянский язык, не веры в наше пышное богослужение, а веры в Самого Господа нашего Иисуса Христа, о Котором говорит сегодня апостол: «Мир для меня Им распят, и я для мира». И тот, кто во Христе, отныне – новый. Законы этого мира ничто для нас, а есть только Господь наш Иисус Христос.

Аминь.

2016