По Богоявлении (Мф.4:12-17)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 Евангельское повествование сегодняшнего дня говорит нам о том, как Христос выходит к людям после Своего Крещения на Иордане, после сорокадневного поста в пустыне и искушения от сатаны. Христос приходит в мир, который пророк Исаия описал такими словами: страна из сени смертной. И в этой стране смерти начинает сиять свет Христов, о котором мы сегодня поем в праздничных песнопениях: «Явился еси днесь Вселенней, и свет твой, Господи, знаменася на нас». Этот Свет, каким-то особым образом коснувшись нас, на нас запечатлелся.

Христос так начинает свою проповедь: «Покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное!»

Царствие Небесное…  О Нем довольно много написано и сказано, но мы не очень-то хорошо себе представляем, что это такое. Нам кажется, что Оно где-то там, куда прийти можно неким особенным путем, достичь особенными трудами. Царствие Небесное так далеко, что долго-долго, очень старательно надо прокладывать туда свой христианский путь, многое придется сделать, многому научиться.

Так что же – мы станем в храм ходить, заповеди исполнять, милостыню подавать, бездомным помогать, как и полагается добрым, хорошим людям, и за это получим Царствие Небесное?

А Христос говорит, что как раз наоборот – Царствие Небесное приходит к нам, Оно при дверях! Заметьте: эти слова были сказаны при Крещении. Уже тогда Царствие Небесное было очень близко. Протяни руку – и прикоснёшься к Нему.  Однако, мы не чувствуем этой близости – нет у нас такого опыта. И вообще, Царство Небесное часто представляется человеку улучшенной формой земного существования: хорошо нам на земле, а там будет еще лучше! Все, что мило человеческой душе, к чему он привык, за что держится, будет и там – только гораздо лучше…

Все Евангельские притчи о Царствие Небесном какие-то странные. Одна – о потерянной монете, которую искала хозяйка, потом нашла и позвала своих подруг для того, чтобы они вместе с ней порадовались. В другой Христос говорит: «Подобно Царствие Небесное закваске, которую положила женщина в тесто, и оно стало возрастать, пока не вскисло всё», в третьей – «подобно Царствие Небесное неводу, заброшенному в море». Очень много таких вот образов, совершенно непонятных, вроде бы бытовых, простых, но ничего не говорящих о том, как здорово нам будет в Царствие Небесном. Так что же там хорошего? Где бонусы – по-другому не могу сказать – за все наши труды?

Ничего на этот счет в Евангелии не сказано. Там говорится, что Царствие Небесное уже здесь. И сегодня, начиная Божественную Литургию, мы об этом свидетельствовали возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь!»

Когда Господь призывает: «Покайтесь, потому что приблизилось Царствие Небесное», нам кажется, что мы отлично понимаем смысл этих слов и бежим скорее на исповедь. Но исповедь и покаяние – не одно и то же. Можно подробно исповедовать все свои недочеты, по списку перечислять все, что не вошло в схему жизни христианина, что сложилось не так, неправильно – и никоим образом к покаянию не приблизиться.

Покаяние – не еженедельная исповедь. Не перечисление грехов. Покаяние – это наше движение к Богу. В молитве «Отче наш» мы каждый день читаем: «Да приидет Царствие Твое». И вот Царствие Небесное приблизилось, Оно рядом. Но что мы знаем о Нем? Так ли уж Оно нам нужно?

Один немецкий богослов сказал очень точные слова про всех нас: «Будь наша воля, то в молитве Господней, в молитве «Отче наш» осталось бы только одно прошение, четвертое: хлеб наш насущный даждь нам днесь. «Но Бог, – продолжает он, – иного хочет от нас».

Действительно, Бог хочет иного. Царствие Небесное уже здесь, Оно внутри нас. И нужно что-то сделать, чтобы встретиться с Ним...

Почему же встречи не происходит, что нам мешает? На самом деле, это вопрос всей нашей веры, нашего отношения к Богу, ко Христу, к Евангелию. Что мешает Царствию Небесному, которое совсем рядом, в нас войти? Что мешает нам с Ним встретиться и соединиться?

Христос призывает – покайтесь. Это значит – измените себя так, будто вы уже находитесь в Царствии Небесном. Он говорит об этом простыми евангельскими словами: «Придите ко мне, все труждающиеся и обремененные, и научитесь от Меня, потому что я кроток и смирен сердцем, и вы обрящете покой душам вашим. Иго Мое – благо, и бремя Мое легко». (Мф. 11:28-30)

Об этом поется и в заповедях блаженства. Эти заповеди о тех, кто встретился с Царствием Небесным и стал его частью: блаженны плачущие, блаженны нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды... Вот что такое покаяние, а не то, о чем мы талдычим каждый раз: простилось мне или не простилось, всё рассказал или не всё, зачлось или не зачлось...

Покаяние – это когда человек хочет Царствия Небесного. Он так его жаждет, что ради Него готов по-евангельски жить, готов вместо земного получать небесное, вместо тленного – вечное, вместо смертного – бессмертное. Но придется от земного, привычного, удобно устроенного мира отказаться, отвернуться и просто довериться Богу, изменить себя, полюбить Божии заповеди. И тогда что-то благое с человеком произойдет.

Мы живем изо дня в день, читаем вечерние молитвы, где перечисляется огромное количество грехов: мшелоимство, лихоимство, множество других каких-то невиданных вещей. А задумываемся мы о том, стало ли в нас хоть чуть-чуть больше любви за прожитый день, чуть-чуть больше кротости, смирения, жажды правды? Если нет – будем все время проходить мимо Царствия Небесного. 

Как горько от того, что целый день прожили, а сильнее любить никого не стали. Смиреннее не стали. Ничего от Истинного Бога не приобрели. Сделали уйму прекрасных и добрых дел, наладили массу отношений, решили кучу проблем, всё-всё-всё сделали – а лучше, добрее, ближе к Царствию Небесному не стали. Потому что нет покаяния как движения к Богу, изменения своего ума и сердца, стремления к Царствию Небесному. И пока в нас не родится подлинная жажда этого Царства – наша жизнь христианской не будет. Возможно, станем прекрасными исполнителями закона – в лучшем случае, но до Царствия Небесного не дойдем. Ведь Оно не подзаконно, Оно живое, близкое, доступное абсолютно всем. «Царство Его всеми обладает» – поется в сегодняшнем каноне. Каждый из нас в Него уже включен, им уже приобретен, и требуется только то единственное, о чем говорит Христос – покаяться. Покаяться и измениться – как этого хочет от нас Царствие Небесное, как мы читаем об этом в Святом Евангелии и поем на Божественной Литургии.

Аминь.

2016