Главная » Страница настоятеля » Проповеди » В 1 неделю Великого поста, Торжества Православия

В 1 неделю Великого поста, Торжества Православия

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Каждый воскресный день Великого Поста имеет свой смысл, посвящен какому-нибудь святому или какому-нибудь событию в жизни Церкви. И сегодняшний день, первое воскресенье, называется неделей Торжества Православия.

Исторически этот праздник связан с окончательной победой над ересью иконоборчества. Седьмой Вселенский собор – последний из великих соборов Церкви – утвердил догмат почитания святых икон. Тем не менее, ересь иконоборчества продолжалась и позже, но в конечном итоге была окончательно побеждена. В память того, что Церковь восторжествовала над лжеучениями, над всем злославием злочестивых, как пелось вчера в стихире, был установлен этот праздник, в который мы празднуем торжество нашей веры, торжество нашего исповедания.

Мы с вами знаем, что основа нашей православной веры выражается в Символе веры. Мы читаем его утром в нашем молитвенном правиле, торжественно поем хором во время Божественной литургии. Но перед пением Символа веры возглашается глас: «Возлюбим друг друга!». Только после этого мы исповедуем Троицу Единосущную и Нераздельную.

Эти вещи абсолютно друг с другом сопряжены – исповедание нашей веры и любовь, заповеданная Христом как самая главная заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею мыслью твоею, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею, ...и ближнего твоего, как самого себя». Ведь исповедовать догматы веры, почитать святые иконы, следовать церковным канонам, присутствовать на богослужениях не имеет никакого смысла без исполнения заповеди любви.

Сегодня в нашем современном церковном мире мы сталкиваемся с тем, что слово «православный» вдруг из прилагательного превращается в существительное. А «православный» – это только прилагательное к главному слову – «христианин». А сейчас слово «православный» встало на первое место, и у нас появились разные православные, с разным православным мировоззрением, разным исповеданием своей жизни, своих взглядов, своих идеологий. Каких только православных мы сейчас не наблюдаем! У нас даже есть православные байкеры, православные активисты, православные хирурги, врачи, православные миллионеры, кого только нет! Куда ни посмотри, обязательно кто-нибудь окажется православным, но не с добавлением «христианин», а с чем-то другим: православный, но байкер, православный, но активист, православный, но – даже такие есть, – коммунист…

Торжество какого Православия празднуется в храме? Конечно, не идеологического, не политического, не социального, не того православия, которое постоянно исповедует какую-то рознь, отчуждение и неприятие. Ведь исповедовать православно – это значит правильно исповедовать Бога, а Бог есть Любовь.

Собственно говоря, главное наше исповедание православия в этом и заключается: возлюбим друг друга! Интересно, что в древней Церкви – и не только в древней, такая традиция возрождается в некоторых местах, – свидетельством этого служил обычай, когда христиане во время этого возгласа обнимали друг друга и говорили: «Христос посреди нас!», являя собой даже внешним образом желание любить, желание примирения и единства. К величайшему сожалению, этот прекрасный обычай сохранился только в алтаре, и только священники во время исповедания Символа веры подходят друг к другу с объятием и целованием, говоря: «Христос посреди нас!» – «И есть, и будет!».

А из жизни Церкви этот обычай исчез, но не потому, что кто-то так решил, а потому что на первом месте оказалось что-то совсем другое, которое говорит не о нашем торжестве, а скорее о нашем поражении, о нашем неумении любить и исповедовать свою веру не словами, не кулаками, не угрозами, не призывами, не громкими лозунгами, а любовью.

Это торжество любви и единства во Христе – может быть, самое главное, которое должно случиться. Это и можно праздновать, это и должно торжествовать, это и может явиться сегодня потерянному в нелюбви миру каким-то свидетельством об истинности Христа.

В сегодняшнем апостольском чтении есть такие очень важные слова: «свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12, 1-2). Вот какие слова говорит нам сегодня апостол Павел: «Снять с себя запинающий нас грех!» Запинающий – значит, препятствующий нам видеть Христа, препятствующий нам по-настоящему любить друг друга. Надо сбросить с себя запинающий нас грех и взирать на Христа, взирать на Победителя смерти, на Победителя дьявола, на Победителя ада, на Победителя нелюбви, которая заключена в трех словах – смерть, ад и дьявол, -- чтобы по-настоящему явить себя православными христианами, которые знают Бога, хвалят Бога, и показывают свое православие тем, что они могут исполнить заповедь о любви к Богу и ближнему своему.

Аминь.

2018

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В восточной Римской империи под покровительством византийских императоров и патриархов в течение нескольких веков проходили Вселенские соборы, где рассуждали на очень высокие темы: о трех Лицах Пресвятой Троицы и об отношениях между Ними, о двух природах во Христе – Божественной и человеческой, о воле, которая есть во Христе, и о том, какая это воля – Божественная или человеческая, или и та, и другая. Очень много тонких высоких богословских вопросов Церковь сформулировала в ответ на разнообразные лжеучения, в том числе и догмат об иконопочитании, который был принят на Седьмом Вселенском Соборе. И вот, сегодняшний день – Торжества Православия – и утвержден как победа над ересью иконоборчества.

Многие люди очень хорошо знают, что такое церковные догматы, церковные каноны и церковные правила, как правильно молиться, как строго надо соблюдать пост, что такое наша православная традиция и православное христианское искусство. Как много, действительно, в православии прекрасного и бесконечно красивого: очень мощная, богатая историческая традиция, традиция мысли, философии и богословия, традиция аскезы и монашеского подвига, традиция церковного искусства. Так много всего! Само богослужение настолько разнообразно и сложно, что не всякому человеку даже доступно его сразу понять. Надо очень долго вживаться в богослужение, чтобы понять, как оно строится.

Это ли есть православие? Да, конечно, и это тоже, но если главное место занимает Бог, а не все остальное, что к этому прилагается. Да, это православие, если главное место во всем перечисленном занимает любовь. Любовь! Ведь православие – это то, как человек славит Бога, а Бог есть Любовь.

Можно думать, что православие потому торжествует, что есть «неправославие»,  которое православные победили. Вот, мы – православные! А все остальные – кто это? Спасутся ли они вообще? Да конечно не спасутся – потому что они же не хранят догматы, они же не знают нашего церковного пения, они же не постятся по уставу, и вообще – что у них там творится! А мы-то – православные, потому что мы все знаем о Боге…

Да вот только так бывает, что человек все знает о Боге, а Самого Бога не знает совсем. Можно назубок знать всю церковную догматику и писать магистерские богословские диссертации, можно знать историю церкви и все о богослужении, можно прекрасно соблюдать пост – и при этом не иметь никакой любви, а только злобу и ненависть по отношению ко всем другим.

Так вот, православие – это когда в человеке всякую ересь побеждает любовь. А ересью можно назвать не только формальное незнание догматов или отступление от каких-то таких церковных правил, хотя это тоже плохо. Ненависть – это ересь? Лукавство – это ересь? Осуждение – это ересь? Да, потому что это отделяет нас от Бога. Да, потому что это отделяет нас от ближнего. Да, потому что это искажает образ Божий в каждом из нас. И мы с этой ересью преспокойно живем, надмеваясь над другими, не желая видеть в ближнем нашем образа Божьего, не желая даже в себе самом понять, что есть образ Божий.

Сегодня мы как раз поем тропарь, поклоняясь образу Божьему – иконе: «Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших». И при этом забываем, более того, даже знать не хотим, что каждый человек, каждый ближний и дальний – это образ Божий.

И потому сохранить иконопочитание было так важно не только ради возможности иметь и хранить высокое церковное искусство, не только ради возможности поклоняться иконе, свидетельствующей о том, что наш Бог прекрасен. В своем почитании икон Церковь исповедует, что Бог стал человеком, до конца воспринял человеческий образ и  стал нам настолько близок, что стал одним из нас, чтобы мы могли, приобщившись к Нему, стать Им. Мы – Его образ, мы с Ним оказываемся очень близкими, если начинаем жить, как Он, слышать Его слова, исполнять Его заповеди и стремиться Его взглядом смотреть на мир, потому что Господь в каждом из нас видит Свой образ. Свой образ видит в каждом!

Мы – православные, когда нам в голову хотя бы приходит эта мысль: вот так посмотреть на человека, который нам чужд, не близок, которого мы любить не хотим. Просто пришла в голову мысль посмотреть на этого человека как на образ Божий -- вот мы с вами и стали православными. Вот торжество православия в нас и осуществляется, потому что в этот момент в нас побеждает и начинает торжествовать Христос. Всю нашу тьму, всю нашу ненависть, всю нашу отчужденность Он вдруг побеждает Своим светом, и Его образ начинает раскрываться в нас.

Вот это и есть торжество православия. Аминь.

2016






Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наступила первая  неделя Великого поста, которая называется неделей Торжества Православия. При царице Феодоре была окончательно побеждена ересь иконоборчества, и в честь победы над этой  страшной болезнью в Церкви было установлено в первую неделю поста совершать специальный торжественный молебен. В этот день мы вспоминаем и  утверждаем победу над ересью иконоборчества и над всеми лжеучениями и отступлениями от истины Христовой.

Почитание святых икон является не только эстетическим, но прежде всего почитанием догматическим и  существенно важно для осуществления нашей веры.

Мы знаем, что в Ветхом завете запрещалось  изображение божества. И понятно почему:  ведь по Своей сущности, Бог совершенно непостижим и  непознаваем, и, следовательно,  не может быть изобразим. Бог безмерно больше всего на свете,  поэтому всякое изображение того, Кого невозможно  даже представить,  понять и познать, обязательно будет ложью. А  ложный образ – это  идолообраз, уводящий от истины.

Почему же новозаветный образ существует и торжествует? Потому что Бог явился нам во плоти,  стал одним из нас,  стал иметь наш лик, наши руки, наши глаза, душу человеческую . Изображая Господа, мы тем самым утверждаем, что Господь возвысил человека, возвысил каждого из нас. Он принял на себя  нашу человеческую природу абсолютно окончательно и до конца, и ничто  в ней не осталось не уврачеванным, не осталось не спасенным.  Мы изображаем Лик нашего Спасителя, потому что  знаем, что этот лик Он оставил нам в Своем  Евангелии,  этот лик есть образ того, каким должен быть каждый из нас.

Но когда мы приходим в храм, когда мы поем Символ  веры, когда мы называем себя православными,  что мы имеем в виду? Что это значит для нас – быть православным? Что значит торжествовать  православие, как мы это делаем сегодня?

Очень часто к величайшему сожалению наше православие воспринимается нами, как некая традиция, этнография, как что-то  такое, что можно  увидеть в музее, показать на сцене,  просто как традиции нашей страны. Очень часто слово православный и слово русский помещают в одну  категорию, и  православие  воспринимают, как свое национальное достоинство.

Очень важно задуматься над смыслом того,  что  значитбыть  православным, потому что мы живем в такое время, когда самые казалось бы незыблемые понятия перестают  наполняться  смыслом,  все очень быстро  теряет ценность, девальвируется, и  мир наполняется пустотой. Можно сказать, что мир сейчас – это торжество пустоты и   бессмысленности. Этой пустотой питаются миллионы,  часто и мы питаемся, заполняя временными, тленными, бессмысленными вещами то пространство нашей жизни, которое принадлежит только Богу, только вечности.  Пустоты,  которыми заполнена наша жизнь, заканчиваются перед дверью храма, потому что это  единственное место, которое хранит смысл, которое дает реальность, которое  наполнено содержанием.

Но очень часто, и переступая порог храма, мы пытаемся внести  сюда свою пустоту, здесь ее  распространить и  обессмыслить нашу жизнь в Церкви, потому что так проще. За то, что не имеет смысла,  не надо и отвечать,   ничего существенного не надо делать, а можно просто  наполнять свою жизнь  внешними атрибутами. 

Эпоха иконоборчества началась не случайно, это тоже было  время пустоты, когда  содержание и смысл иконы был отвергнут, и святые иконы стали почитать, как идолов. С них даже иногда собирали  краску и добавляли в Святое Причастие, чтобы было благодатнее. Вот так святые иконы стали на место Бога,  и тогда их перестали почитать, и  даже начали уничтожать.

Я недавно читал один богословский доклад, в котором автор очень горько говорит о том, что наш духовный народ  замечательно разбирается в  свойствах святой воды,  прекрасно знает, какой иконе при каких обстоятельствах и от чего нужно молиться, но  не берет в руки Евангелие,  не вчитывается в него,  не вдумывается в смысл,  который Господь нам даровал, как содержание нашей жизни.   

Так вот, быть православным – это значит  быть наполненным смыслом и содержанием Божественной истины. Быть православным – это значит быть наполненным Евангелием до конца. Быть православным – это значит всегда и везде искать возможность поступить по любви Христовой.  Вот что значит – торжествовать православие! Вот что значит – наполнять себя смыслом!

 Мы торжествуем не потому, что Бог спасает, помнит и молится о нас, а потому что Образ Божий – это каждый из нас. В каждом из нас этот лик должен быть открыт. Таким же образом, как Христос пришел в этот мир, и в нас должен воссиять Христос, в нас должна осуществиться  победа Христова, которой он победит смерть, грех и дьявола.  В каждом из нас должно произойти это торжество православия.

Икона – это явление воплотившегося Бога,  это свидетельство того, что Бог Неизменный, Неизреченный, Невидимый, Непостижимый стал одним из нас,  принял плоть и кровь,  вошел в нашу жизнь, чтобы нашу жизнь взять на Себя, и в ответ на это даровать нам Свою  Божественную, вечную жизнь.  Вот в чем смысл почитания святых икон: это почитание воплощения Спасителя, почитание подвига Его святых угодников, которые восприняли православную веру, как смысл и содержание своей жизни, которые пронесли ее таким образом, что стали подобны Ему. Поэтому их и почитают, как преподобных, то есть очень похожих на Христа. Эти святые лица смотрят на нас сегодня и свидетельствуют, что есть вечная жизнь, наполненная вечным смыслом и любовью Божественной. Вот что значит – торжествовать православие!

Вся наша жизнь должна быть полностью осмысленна. Все  слова, которые мы говорим Богу в наших молитвах, должны быть полны смысла и содержания.  Все  слова, которые мы говорим ближнему нашему, должны быть полны смысла, содержания, правды, и честности.  И мы должны радостно давать ответ за свои слова и  поступки. Мы не должны уходить в какие-то пензенские катакомбы и ожидать Второго пришествия, потому что  жизнь становится бессмысленной,  когда на место радости и  любви  мы  ставим нежелание жить, отвечать за свои поступки и  следовать воле своего Отца, Который любит нас, и Который  ради нас пришел в этот мир.

И вот апостол Павел в сегодняшнем  послании  совершенно замечательно пишет: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши  посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1-2).

Христос воссел одесную престола Божия в полноте нашей человеческой природы.  И  наша победа заключается именно в том,  чтобы вместе с ним, войти в Его победу, в одесную сидение Бога и Отца. Пост для нас – это  замечательная,  радостная, удивительная возможность одержать победу над нашей плотью, одержать победу над нашей нелюбовью, над  нашими скудостью, скупостью,  черствостью и  властолюбием, над всеми теми запинающими нас грехами, которые постоянно помрачают в нас образ Божий, искажают в нас славу Христову, которая должна сиять всему миру и являть  радость, любовь и мир.

Торжествовать православие, дорогие мои, это значит быть православным не по имени, а по смыслу и содержанию. Это значит, жизнь свою измерять святым Евангелием  и всегда стремиться, чтобы Господь тебя всегда во всяком месте  видел.

Аминь.

1009