Главная » О Литургии » Евхаристия в раннехристианской Церкви

Евхаристия в раннехристианской Церкви

Самая главная цель наших бесед состоит в том, чтобы выяснить, насколько духовная жизнь христианина связана с Евхаристией. Возможно ли жить духовной жизнью вне Евхаристии, или причащаясь время от времени, или поставив для себя вопрос о причащении как вопрос своего личного дела и принятия благодати только лично для себя? Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо рассмотреть, чем была Евхаристия для ранней христианской Церкви, в каком состоянии находится сейчас наше богослужение, и, наконец, разобраться, насколько каждый из нас понимает, что означает лично для него быть участником Божественной Литургии. 
Впервые Литургия была совершена на Тайной вечери Спасителем перед Своим крестным страданием, который заповедал христианам творить сие в Его воспоминание. В центре каждой Литургии и лежит воспоминание той самой Тайной вечери с преломлением хлебов, которую мы проживаем, мистическим образом входя в вечность и являясь не свидетелями, а реальными участниками этого события. 
В первых же главах книги Деяния святых Апостолов мы встречаем описание Евхаристии. Богослужение первых времен христианства, на котором совершалось причащение, называлось различными именами, но наиболее часто встречалось название «Евхаристия», что значит – благодарение. И сейчас для определения Литургии можно встретить слово Евхаристия, тем более что центральным местом Литургии является Евхаристический канон. Апостолы собирались по домам вместе с первыми христианами для того, чтобы преломлять хлеб. 
Первые христиане были традиционными иудеями, они не отделяли себя от всего народа, который тогда, не определив себя до конца, еще имел возможность оставаться народом Божиим. Они ходили в иерусалимский храм до его разрушения императором Титом, и ветхое богослужение все-таки было соборным, связующим для христианской общины. Но хотя богослужение в нем продолжалось, Апостольская Церковь уже отделила себя от иерусалимского храма, и центр собрания христиан переносится именно в собрание по домам общинами во главе с Апостолом. 
Из чего состояло такое собрание? Евангелия в то время не было, но ненаписанный Новый Завет был уже частью Священного Предания, предания о том, что Апостолы передавали о Христе, Которого они видели, слышали, Которого осязали своими руками, как об этом говорит Иоанн Богослов. И этот опыт своего богообщения они передавали новообращенным. Апостолы во время такого собрания начинали рассказывать о Христе, как они помнили Его, и о том наследии, которое Он им оставил: как Он родился, как Он крестился, о чем проповедовал, какие чудеса совершил. 
Мы знаем, что после проповеди апостола Петра крестилось 3 тысячи человек, потом 5 тысяч человек (без женщин и детей). Это же очень много по тем временам, три тысячи человек это население города, и большого города. И когда эти люди говорили о Христе, это было Евангелие, это была благая весть, это было то, что потом было записано четырьмя Евангелистами, и канонизировано Церковью как наша богослужебная книга. 
Затем, для того, чтобы его слова имели подтверждение в священном Писании, Апостол читал ветхозаветные пророчества, которые удостоверяли, что Господь есть истинный Сын Божий, что каждое дело, которое совершил Иисус, имеет предречение и пророчество в Ветхом Завете. А потом Апостол, в виде проповеди, изъяснял смысл ветхозаветных пророчеств. 
После этого читались послания самих Апостолов уже основанным общинам (мы говорим сейчас не о первых годах, но о первых десятилетиях, когда Апостолы, проповедуя Евангелие, прошли по всей земле, когда во многих городах, крупных полисах того времени, они основали общины, ставшие самостоятельными автокефальными Церквами). Церкви передавали послания из общины в общину, как драгоценное свидетельство истины. 
И только после того как вся община была напитана словом Божиим, должно было явиться иное Слово, Слово воплощенное. До сих пор мы называем первую часть Литургии, Литургию оглашенных – Литургией Слова. Но Словом называется не только словесное выражение мысли или информации. Словом назван Сам Бог. 
Тогда Апостол брал принесенные хлеб и вино и в воспоминании Тайной вечери совершалась Евхаристия, благодарение. Он читал благодарственные молитвы Богу за все благодеяния, которые Господь ниспослал миру, и прежде всего за те благодеяния, которые совершились на глазах самих Апостолов: как Бог воплотился, как Он стал человеком и ходил по земле; как Бог взял на Себя грехи всего мира, пошел на крест и искупил Своим страданием все человечество; как Он воскрес, вознесся на небеса и ниспослал Святого Духа на Своих учеников. Евхаристическая молитва включает и благодарение за творение мира, за спасительный промысел о нем, и за дарование второго Страшного Своего пришествия и вечного Царства. То есть это апостольское благодарение всегда заключалось в вечность, в воспоминание того, что уже совершилось, что есть и что будет. И вспоминая все это, Апостол просил Духа Святаго прийти в общину святых, освятить принесенные Дары, хлеб и вино, и сделать их истинным Телом и Кровью Христовой. Поэтому благодарение включает в себя еще и благодарение Церкви за дары Духа Святаго. 
После этого разламывался хлеб и раздавался всем присутствующим. Люди подходили к Чаше и причащались тому же Слову, но уже не произнесенному, а воплощенному, и все становились этим Словом. Именно поэтому в Деяниях святых Апостолов сказано: и Слово Божие росло. Это о Церкви говорится. Это единственное место в Священном Писании, где Церковь определяется таким удивительным образом. Выходя из евхаристического собрания, каждый христианин был Словом Божиим, обращенным к миру. Поэтому Церковь стала называться Апостольской.