|
Литургия как центр жизни христианина
Все праздники церковного круга лишены смысла, если нет Пасхи. Потому что, если Христос не воскрес, то все остальные события Евангельской истории могут быть только историческими, но никак не вечными, и другого отношения к ним, кроме назидательного и культурного, быть не может. А мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности. Именно потому, что Пасха духовно его наполняет, вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками, присутствующими на этом празднике. То же самое можно сказать и о Литургии, которая не относится к богослужениям обычного богослужебного круга, а стоит особняком, – над всеми известным нам богослужениями. Если не существует Литургии, то вообще бессмысленно совершать какие-либо службы, потому что вместе с отсутствием Литургии признается и отсутствие Церкви, как таковой. Поэтому разговор о Евхаристии будет у нас идти параллельно с разговором о Церкви, о том, что такое Церковь, и как Церковь и Евхаристия (то есть Божественная Литургия) связаны друг с другом.
Когда мы приходим ко Святому Крещению, во взрослом ли состоянии, или во младенческом, нас всех священник спрашивает, – А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли ты со Христом? И мы говорим, что мы со Христом сочетались и веруем Ему, как Царю и Богу. И таким образом мы присягаем на некое служение, – мы присягнули Богу служить. Сразу после этого читается Символ веры, произносится то, во что мы веруем. И в частности в нашем Символе веры есть такие слова: верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Это очень важно осмыслить: наравне с верой в Бога мы исповедуем свою веру в Церковь. (Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия – веровать в Церковь. По катехизису Филарета Дроздова, Церковь – это общество верующих, объединенных единой верой и едиными обрядами. Так можно сказать о любом религиозном объединении, о мусульманах, иудаистах, о ком угодно. Такому обществу можно принадлежать, в него можно входить, заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в него невозможно. Ни одно из подобных сообществ не является тем, чем является Церковь для христиан). А что такое веровать в Церковь? Мы же не исповедуем, в самом деле, что мы обещаем Богу ходить в Церковь по воскресеньям и на праздники, причащаться, исповедоваться и так далее. Мы же не обещаем этого, мы говорим, что веруем в Церковь. А веровать в Церковь и исповедовать свою веру означает – исповедовать, что Церковь – это Тело Христово, часть которой – мы с вами. Церковь для христиан, – это не только место, где люди общаются с Богом (потому что с Богом можно общаться и в своем доме, и на воздухе, в любом месте и в любое время), а Церковь – это Тело Христово, как об этом говорит апостол Павел.Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крещены в одно тело… (1Кор. 12,13). Он объясняет, что Христос есть глава, а каждый из нас – Его члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1Кор. 12,27). Глава, отчлененная от тела, не может быть живым организмом, и когда говорится, что это действительно тело живое, то имеется в виду единый, неразделимый живой организм, в котором соединяется человеческое и Божественное. Церковь это то таинственное собрание людей, где происходит общение человека с Богом и Бога с человеком, и где это общение делает Бога с человеком единым богочеловеческим организмом. Мы вступаем в Церковь для того, чтобы стать ее составом, стать ее существом, ее естеством. Церковь делает нас соприродными Христу, потому что мы являемся ее телом, а Он является ее Главой. А сама Церковь, как сказал архимандрит Иустин Попович, это Богочеловек Иисус Христос. Это мы со Христом.
И тогда становится понятным, что невозможно просто присутствие человека в Церкви, просто исполнение каких-то внешних правил, просто знание каких-то догматов, но это есть жизненный путь, который для православного человека называется верой. Вера – это такое понятие, которое трудно определить во всей совокупности человеческой жизни. Христос сказал – Я есть путь и истина и жизнь. То же самое можно сказать и о Церкви: Церковь есть путь, Церковь есть истина, Церковь есть жизнь, то есть это жизнь в совокупности, жизнь человека в вере, и в этом смысл христианской веры. Говоря о христианстве, я имею в виду Православие, потому что Православие это и есть христианство. Обычно пытаются утверждать, что есть христианство, а в христианстве есть свои части: одна часть христианства – это Католицизм, другая – Православие и т.д. Но мы должны понимать, что Православие это не часть христианства, а само христианство, и когда мы говорим о христианстве, мы говорим о Православии. Наконец, мы исповедуем не просто то, что верим в существование Бога, что Бог – Личность, что Он мир сотворил, и что есть какие-то отношения между человеком и Богом, есть правила, которые нужно исполнять, а потом будет посмертное воздаяние. Все это, собственно, представляет примитивные религиозные воззрения любых народов и не является смыслом нашей христианской веры. Но наша вера заключается в том, что человек спасается в вечной жизни, соединившись с Богом. Его жизнь вечная и есть пребывание в Боге, соединение с Ним и обожение, когда человек сам становится богом. Вот смысл веры христианской, говоря грубо, не украшая определение сложными богословскими понятиями. Церковь делает нас Богу соприродными, и об этом он просто говорит, что нам надлежит стать участниками Божественной природы. Эти слова в 1 послании апостола Петра как-то остаются немного незамеченными нами, но они составляют суть всех его посланий: нам надлежит стать участниками Божественной Природы. Об этом же, хотя и другими словами, говорил преподобный Серафим Саровский – нам надо стяжать Дух Святой. В этом смысл христианской жизни: настолько наполниться Духом Господа нашего Духа Святаго, чтобы стать с Ним единоприродным, стать с Ним единым целым, неразделимым. И тогда, если это происходит, наша жизнь становится жизнью духовной. Суть и место Церкви в нашей жизни в том и заключается, что никаким другим образом человек не способен достигнуть Бога. Поэтому Христос основал на земле Свою Церковь, как Свое Тело, через которое человек и получает эту способность и благодать, богопознание и богоприобщенность. (Здесь надо оговориться, что для человека богопознание всегда будет невозможным до конца, потому что Бог по Своей природе неограничен, бесконечен, вечен и абсолютен, а человек по своей природе сотворен. И поэтому его приобщение к Богу не касается Божественной сущности, к которой человек приобщиться не сможет никогда, а приобщается к Божественным энергиям. Поэтому Бог стал человеком во всей Своей полноте, а человек становится Сыном Божиим по благодати, но эта благодать тем не менее делает его богочеловеком). Только Церковь является тем местом, где человек становится богочеловеком, потому что Христос дает нам приобщаться Своей Плоти и Своей Крови. Это дается нам Таинством Церкви, нашей жизнью в Церкви, потому что Христос сказал: «Кто жаждет, пусть идет ко мне и пьет».
|