|
Подготовка к причащению
После окончания евхаристической молитвы начинается третья часть Литургии верных, во время которой Церковь готовит молящихся к святому причащению и происходит причащение священнослужителей и мирян. Звучит просительная ектенья "Вся святые помянувше, паки и паки миром Господу помолимся..." с особыми прошениями. Она готовит каждого участника Литургии к духовному настрою для причащения Святых Христовых Таин, чтобы Бог все принял на небесный свой жертвенник, даровал благодать Святаго Духа, чтобы мы имели возможность принять этот дар неосужденно. Во время этой ектеньи священник читает молитву: Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и страшных Таин, сея священныя и духовныя трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. И после этого священник просит сподобить нас с дерзновением, неосужденно смети призывати Отца Небесного.
* * *
Отче наш... звучит, как молитва евхаристическая. В ней мы испрашиваем хлеб наш насущный, который и является тем самым хлебом, который во время евхаристии стал Телом Христовым. Церковь в лице собранных на Литургию - это то человечество, которое должно стать Сыном Божиим. И вот это человечество, как Сын, поет молитву Отче наш. Молитва "Отче наш...", как бы ни казалась она понятной, частоупотребляемой, и известной, гораздо больше того, что мы знаем о молитве. Это единственное, что Господь нам Сам даровал в ответ на просьбу апостолов научить их молиться. Почему же существует много других молитв? Но если мы внимательно посмотрим, то все другие являются так или иначе переложением молитвы Отче наш, каждая святоотеческая молитва есть ее интерпретация. На самом деле мы все время молимся одной молитвой, просто потом она представлена в молитвенном правиле разнообразно и более адаптировано к определенным обстоятельствам нашей жизни. Три составляющих молитвы - покаяние, благодарение, просьба. А молитва Отче наш, в этом смысле - нечто иное. Хотя в ней есть просьбы, но просьбы своеобразные, то, чего чаще всего мы не просим. Молитва "Отче наш" это указание пути к Богу и мольба о помощи в этом пути. Господня молитва концентрирует в себе весь мир христианский: в ней все собрано, раскрыт весь смысл христианской жизни, нашей жизни в Боге.
* * *
После того, как пропевается молитва Отче наш, которая является последним евхаристическим прошением, священник читает главоприклоненную молитву – Мир всем. Главы ваша Господеви приклоните, дает благословение верным, все преклоняют свои головы и священник в алтаре молится чтобы Господь милостиво призрел на преклонивших перед ним свои главы, подал им все потребные блага и послал по нужде каждого человека, Благодарим Тя, Царю невидимый… Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе, Страшному Богу. Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели... В этом молитве священник просит о земном, чтоб Господь послал по нужде каждого человека, - плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели... Все собравшиеся о своих нуждах уже думать не могут, они думают о Боге, а священник ходатайствует, чтобы к этому поиску Царства Небесного и правды его все остальное приложилось... Молитва заканчивается возгласом Благодатию и щедротами и человеколюбием... Хор отвечает Аминь. В этот момент обычно принято закрывать завесу Царских врат, но вообще-то в служебнике написано указание, что священник в этот момент тайно молится перед святыми дарами. Он читает молитву на преломление Хлеба и принятие Евхаристии: Вомни, Господи…, в которой просит Господа, чтобы Он сам преподал ему и всем служащим с ним, то есть всем, предстоящим в храме, Тело и Кровь Свою. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами – всем людем. Дьякон крестообразно, стоя перед святыми вратами, крестообразно препоясуется орарем, показывая этим готовность послужить святой Евхаристии и священник с дьяконом трижды тайно произносят: Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. Когда дьякон видит, как священник простирает свои руки к Агнцу, он говорит Вонмем, то есть будем предельно внимательны, дьякон призывает молящихся к благоговейному стоянию, и входит в алтарь. А священник берет в руки Святой Агнец, возносит его высоко над дискосом, и говорит Святая Святым. Это очень важный возглас. После этого и должна закрываться завеса Царских врат. Алтарь во время причащения священнослужителей становиться подобием сионской горницы, в которой апостолы наедине со своим учителем приняли причастие.
* * *
Святая Святым – возглас в конце Литургии прежде, чем каждый из нас подойдет к Чаше. Церковь провозглашает, что сейчас Святая будет преподан Святым, то есть каждому из нас. Это очень важный возглас, потому что с одной стороны каждого присутствующего в храме Господь призывает к святости, а с другой стороны Господь видит в каждом присутствующим эту святость и каждого считает уже святым, потому что только святым может быть преподано Тело и Кровь Христовы, только святым можно общаться с Богом и не быть истребленными Божественным пламенем, только святым открывается вход в Царствие Небесное, сейчас как раз и происходит в храме во время евхаристии отверзение небесных врат, присутствие Царствия Небесного пришедшего в силе, но на земле. Но Церковь на это возглашение отвечает от лица всех верующих – Свят Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Все, конечно, с покаянием и сокрушением сердечным произносят эти слова, с чувством полного недостоинства –никтоже достоин, .. как это священник читает во время херувимской песни. Мы не можем себе позволить не стремиться к святости. Литургия не оставляет нам никакой другой возможности. Каждому из нас на Литургии напоминается, кто мы такие, к чему Господь нас призывает, какими мы должны быть. Каждому из нас снова и снова дается то высокое задание, которое мы получили в святом крещении. И мы не должны бояться того, что нам предназначено быть святыми. Мы должны всем сердцем этого возжелать, и слышать эти слова, которые произносятся в храме, - Святая святым, - как относящиеся к каждому из нас. Только святым можно общаться с Богом и не быть истребленным Божественным пламенем. Только святым открывается вход в Царствие Небесное сейчас как раз и происходит во время Евхаристии отверзение небесных врат. Но Церковь на это отвечает от лица всех верующих: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Все произносят эти слова с сокрушением сердечным и чувством своего полного недостоинства, потому что никтоже достоин.
|