Главная » О Литургии » Причащение священников и мирян

 

Причащение священников и мирян

После этого дьякон входит в алтарь и говорит священнику, который уже поставил Агнца на дискос: Раздроби, владыко, Святых Хлеб. И священник снова берет Агнца и разламывает Его крестообразно на четыре части со словами:Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй… 
Как вы помните, на самой печати Агнца изображено само имя Иисуса Христа и слова НИКА, что значит победа. В верхнюю часть дискоса кладется – частичка с именем Иисус, вниз частичка с именем Христос. Верхняя часть Агнца называется залогом. Когда совершается таинство хиротонии, рукоположенного батюшку подводят к святому престолу, епископ отделяет залог, и кладет в руки священника, со словами – прими залог сей... Священник держит его над престолом в течение остальной части службы. Это такой залог священства, залог самого главного, что священник в своей жизни совершает: совершение Литургии и приобщение народа Божия ко Христу. И все это находится в этом залоге: это Христос – Слово Божия, это Литургия, и это Тело Христово, которое вручается священнику, как залог его служения, о котором он должен быть из… В день страшного суда. 
И вот после того, как Агнец раздроблен и устроен на дискосе, священник берет этот залог и опускает его в чашу со словами – Исполнение Духа Святаго. Аминь. Этой частичкой никогда не причащаются на Литургии, хотя бывают исключения, когда не хватает частичек. 
После этого дьякон приносит теплоту, - Благослови, Владыко, теплоту, – и выливает в Чашу со словами – Теплота веры исполнь Духа Святаго. Аминь. Это обязательное условие для причащения Святых Христовых Таин. Теплота имеет значение во-первых традиционное, потому что в древности никогда не пили неразбавленное вино. Считалось, что неразбавленное вино пьют только варвары. Кроме того, когда вино не разбавлено, оно может сузить сосуды и вызвать кашель, особенно если это виноградное холодное вино. И, наконец, это символ теплоты веры человеческой. И еще – мы причащаемся живой крови, кровью Христа воскресшего, а не умершего, крови не человека, а Богочеловека. 

                                                                                               * * *

После того, как Агнец раздроблен, священник и дьякон творят поклоны перед престолом просят прощения друг у друга и у всех присутствующих в храме и с благоговением причащаются Святых Христовых Таин - сначала Телом, а потом Кровью. 
Обычно во время причащения священников хор поет духовные песнопения, или громко для всех читаются молитвы перед святым причащением, и все должны молча стоять и благоговейно слушать эти молитвы, готовя себя с сокрушенным сердцем к принятию Святых Христовых Таин. 

                                                                                                * * *

После этого следует раздробление для причастия мирян, употребляется часть Агнца, с печатью Ни и КА для всех причащающихся. Со словами Воскресение Христово видевше… и тропари пасхальные священник берет в руки копие, аккуратно раздробляет в специальной тарелке. После этого Чаша покрывается покровцом. и очень аккуратно всыпаются в Чашу. Открывается завеса Царских врат и дьякон выносит Чашу. 
Дискос с частичками проскомидии остается на престоле. На нем остаются частички, которые вынимались из просфор в честь Богородицы, Предтечи, апостолов, святителей. 
Со страхом Божиим и верою приступите. Обычно сначала причащают младенцев, только кровью. Принимают благоговейно Святые Дары, целуют край чаши. Целование Чаши символизирует для нас прикосновение к воскресшему Спасителю, осязание и удостоверение в истинности воскресения Христова. Потому что в данном случае край Чаши по толкованию некоторых литургистов символизирует ребро Христово. Здесь нам служит напоминанием Апостол Фома, которому Господь дал осязать ребра Свои и вложить персты в раны свои. Целуя край Чаши мы, как Фома, удостоверяем, что Христос воскрес во плоти. Священник причащая каждого говорит: се прикоснусь устам твоим и отыми беззакония твоя и грехи Твоя очисти, – слова которые произнес пророк Исаий. 



                                                                                                   * * *

Когда человек прикасается ко Христу, в его жизни происходит самое главное, - он входит в Царство Небесное. Но ведь понятно, что человек скверен, нечист, мерзок в глубине своей. Очень нехорош бывает человек. Но именно такого человека принимает Христос. 
Но как нас может коснуться Господь? Он может нас коснуться только Своим Распятием, Он может нас только за собой позвать. И ничего по-человечески приятного и радостного в этом нет. Потому что, когда Господь тебя касается в Своем страдании, тебе от этого касания может быть очень и очень больно. Тебе от этого касания по человечески может быть очень и очень неудобно и неприятно. Потому что в этот момент Господь дает тебе почувствовать Себя, увидеть Себя и быть вместе с Ним в этом страдании. А это очень и очень непросто. Но ведь ради этого мы в храм пришли. Ради этого мы собрались причаститься. 
Но кто может вот так отвергнуться себя, жизнь свою перечеркнуть до конца и пойти за Христом, как Он того велит? Кто может сказать, что готов все погубить ради Христа и Евангелия, чтобы не отречься? Готовы ли? По настоящему ли это так? Действительно ли мы хотим вот так идти за Христом? Действительно ли мы так можем это делать? Кто может ответить на эти слова - да? Никто ответить не может. По человеческим силам это, наверное, невозможно. 
Человек может сердцем этого и желать, но все в нем восстает против этого, все протестует, - ну как же это можно сделать? Как же можно все забыть? Как же можно всего лишиться? И вот такая страшная вещь - мы поклоняемся Кресту Животворящему, мы крестились во Имя Христово, чтобы этот крест взять, нести и распинаться Христу, а с другой стороны, мы не можем, - говорит нам все наше существо. Не можем! - говорит наш ум и рассудок. Но и по другому мы тоже не можем, потому что клятвы же принесены, слово-то сказано, уже обеты даны Богу и обратного хода нет. 
И человек живет в таком страшном раздвоении. Христос его зовет за собой, а человек противится этим словам, и мучается от этих слов, и никак не может решиться, чтобы снова взять крест и пойти за Христом. 
В таком состоянии мы приходим в Церковь, в таком состоянии мы живем, в таком внутренне немощном совершенно бессильном состоянии мы приходим и причащаемся Святых Христовых Таин, и просим у Бога, чтобы в это причащение Господь исцелил нашу душу и тело, исцелил нашу волю, помог бы нам осуществить себя в Его словах, сделать нас такими, какими Он хочет нас видеть. Потому что не по нашим силам быть христианином, не по человеческим силам Евангелие исполнить. Это надо понять - Евангелие человеку исполнить не дано, христианство выше человеческих сил. То, что Христос от нас требует, не может сделать человек. Поэтому христианство всегда было непонятно этому миру. 
И тогда Христос приходит к человеку и делает его таким, отвечая просто на желание человека быть таким, и отдает ему Себя в причастии Святых Христовых Таин, чтобы то, что невозможно для человека, стало возможно. 
И в этот момент происходит и страшное и великое. В этот момент человек причащается этого самого креста, которого он так боится. Мы причащаемся крови Голгофы, хотим мы того или не хотим. Но коли мы доверили себя, Он поведет нас на Голгофу… 
Когда мы идем причащаться, это должны быть главные наши слова, с этим чувством христианин идет причащаться, - Господи, с Тобой я готов идти даже на Голгофу. И тогда Он подает нам эту радость - быть до конца с Ним. 

                                                                                            * * *


По причащении хор поет Аллилуйя, а священник заходит в алтарь и поставляет на престол Чашу. Дьякон берет в руки дискос и погружает в Чашу частички, которые оставались лежать на дискосе со словами: Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровью Твоею Честною, молитвами святых Твоих. 
Происходит завершение поминовения живых и мертвых, которые погружаются в смерть и воскресение Христово. Чаша с погруженными частичками в данном случае служит удостоверением того, что Господь взял на Себя грехи мира, омыл кровью Своей, Своим святым распятием, смертью и воскресением дарует каждому живот вечный. Причем здесь слова, когда мы говорим - Омый, Господи, грехи … под святыми разумеются не только те святые, память которых, скажем, совершаем в этот день, хотя, конечно же без сомнения, мы прибегаем к их помощи. Но под святыми понимаются все те, кто собраны в храме, все христиане, которые молились за тех, за кого вынимались частички. То есть молитвами всей Церкви и Кровью Христовой омываются и прощаются грехи. Поэтому Литургическая молитва, конечно, является молитвой вселенской, молитвой всесильной. 
Когда Частички погружены в Чашу, она покрывается покровцом, на дискос кладутся покровцы и священные предметы, лжица и звездица, Священник поворачивается лицом к народу и, благословляя, говорит: Спаси, Господи, люди твоя благослови достояние Твое. И хор отвечает: Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть. 
При пении хором Видехом свет истины священник переносит Чашу на жертвенник, читая про себя молитву: Вознесися на небеса, Боже, и по всей Земли слава Твоя. Это напоминает о телесном вознесении Господа нашего Иисуса Христа и о будущем вознесении нас обоженных в Царство Небесное. Этот литургический момент еще раз подчеркивает предназначение человека, его высшую цель. 
Заметьте, что все законы природы падшего мира, действуют по нисходящей, как закон притяжения. Обычно все на землю падает, астероиды, дождь, град, все бедствия. Мы и мир-то называем падшим, это значит сверху вниз, по нисходящей, убывающей. То, что начинается, обязательно должно придти к своему завершению. А Христос, вознесшийся на небеса, прекращает как бы неумолимость действия законов падшего мира. Он от земли на небо возносится, указывая, что человек преодолевает своим приобщением к Богу всякое земное притяжение. 
Господь вознес всю нашу природу, которую взял на Себя, зная все наши немощи, зная всю нашу удобоприклонность на грех, часто наше нежелание духовной жизни. И поэтому для нас не может не быть такой же радости, несмотря на то, что мы очень грешны, несмотря на то, что нас все время тянет вниз, - Господь все равно возносит до небес. И иного пути у христианина нет. Преодолевая всякие земные законы, все законы падшего мира, человеку дается возможность жить не падая, жить не в падшем мире, не в падшем состоянии, а в возносящимся, в состоянии стремящемся ввысь. 
И этому вознесению человеческому конца тоже не будет. Священник кадит святые Дары, поклонившись Им берет Чашу со словами: Благословен Бог наш, и обратившись лицом к народу произносит: Всегда, ныне и пристно и во веки веков, напоминая об обетовании Спасителя пребывать в Церкви до скончания века.