Главная » О молитве » Молитва Святому Духу

 

Молитва Святому Духу

Благодать Божия дает силы Любимого любить; и влечется душа к молитве непрестанно, и не может забыть Господа ни на секунду. прп. Силуан Афонский 

Давайте откроем молитвослов и посмотрим, все ли хорошо у нас просто с пониманием тех слов, которые мы каждый день Богу говорим. Нельзя же Богу говорить такие слова, в которых ты ничего не понимаешь. Наше утреннее правило начинается с обращения к Духу Святому: Царю Небесный… В этой молитве есть такие слова: Иже везде сый и вся исполняяй. Исполнение, это церковнославянское слово, которое часто встречается в богослужении и означает - полноту. Дух Святой все наполняет, а не все исполняет, все наши заветные желания. Когда мы молимся Святому Духу, мы просим, прежде всего, чтобы Дух Святой исполнил Собой Нас. 

С этого вообще все начинается, - мы живем и в Церкви, и в молитве, если Дух Святой действует в нас. Ведь на самом деле, если мы эту молитву прочитаем по настоящему хорошо, вложим в каждое слово желание того, что в ней дано, то мы исполним все, что в правиле заложено. Но если мы, начиная с этой молитвы утреннее правило, ее не осмысливаем, не просим всерьез, то Дух Святой приходит к нам, а вселиться в нас не может. Не может, потому что на самом деле мы не очень этого хотели, да, собственно, и не очень этого просили, не уделили должного сердечного чувства и открытости нашей души, не вложили настоящего желания. И вот, первые слова были нами не осмыслены, мы еще на них не проснулись, и все остальные молитвы лишаются всякого смысла. Правило становится формальным, потому что Дух должен был в нас вселиться, дальше молитва должна была уже двигаться по тому, как Дух Святой в нас действует в нашем правиле. Это легко всегда нами ощущается. Начиная читать утренние молитвы, мы часто не подходим к этому серьезно, не понимаем вообще, с кем мы разговаривает. А мы разговариваем со Святым Духом, с третьей ипостасью Святой Троицы. Мы разговариваем с Тем, с Кем мы постоянно встречаемся в Церкви, в Таинствах, с Кем мы соединяемся через Св. Евхаристию, Кто отпускает наши грехи на исповеди, - с Самим Богом. Мы очень мало знакомы с третей ипостасью Святой Троицы, которая ближе всего к нам должна сейчас быть, потому что именно Духа Святаго Бог послал в мир в день Святой Пятидесятницы, именно Дух Святой вместе с нами сейчас находится, действует в нас, все открывает и все собой наполняет. Это особенно становится ясно и понятно, когда мы празднуем день святой Троицы, когда мы читаем эти удивительные молитвы на день святой Троицы, ектеньи по просьбе Духу Святому, чтобы он сошел на нас. У преподобного Силуана Афонского столько замечательного написано о Духе Святом. Именно о том, как Он опознается, и как через Него мир познается. Для каждого из нас молитва открывается с просьбы к Святому Духу вселиться в нас. Это очень важный первый шаг, и если мы начинаем с нее, и она нас оживляет, то, значит, мы готовы читать следующие молитвы. 

Третья ипостась нами практически не знаема, не узнаваема, она не осознается нами в этой жизни. Мы практически с Духом Святым не знакомы. Мы знаем Иисуса Христа, потому что Он изобразим, - евангельски изобразим, в притчах, в Своем учении, в искупительном подвиге, в Своем Богочеловеческом воплощении. Мы еще как-то можем обращаться к Богу Отцу, потому что божественное отечество нам понятно. А вот Духа Святаго мы знаем меньше всего. И это очень горького, потому что жизнь христианская - это есть, по слову преподобного Серафима Саровского, - стяжание Духа Святаго. Поэтому так важно, чтобы жизнь каждого христианина стремилась к познанию Духа Святаго. А наша жизнь духовная тем и бедна, что мы Духа Святаго не знаем.