Главная » 2 неделя Великого поста. Об исцелении расслабленного

   2 неделя Великого поста.

 

  Об исцелении расслабленного (Мк.2:1-12)

 

 

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 Вторая неделя Великого Поста. В это воскресение всегда читается Евангелие, посвященное исцелению расслабленного и прощению его грехов. Центром этого события является обсуждение, насколько может Сын Человеческий прощать грехи, насколько Ему дана эта власть. Когда Христос видит веру людей и говорит: «Чадо, отпущаются тебе грехи!», многие из собравшихся в этом доме в Капернауме думают, что Он хулит, что Он не может этого делать, потому что только один Бог может прощать грехи. Но Иисус настаивает, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, и утверждает это чудом — тем, что расслабленный встает, берет свой одр и идет домой.

Эти слова, относящиеся ко Христу, имеют отношение и к нам, братья и сестры. И мы имеем власть прощать грехи. И мы имеем власть быть подобными Христу. И мы можем даровать каждому окружающему нас эту удивительную свободу — быть прощенным. Власть даровать свободу другим, власть прощать — это божественная власть. Мы же всегда чувствуем себя перед Богом в состоянии просящих, мы ощущаем себя в состоянии недостатка, и нам кажется, что у нас нет и не бывает в жизни сил по-настоящему кого-то прощать. Слишком много этому препятствует, слишком много причин для того, чтобы не прощать. И находясь в положении просящих, нам бывает очень трудно представить себе, как можно находиться в положении прощающего.

Эта власть прощать грехи подается человеку тоже не просто так. Это огромный результат веры человека. Человек никогда не научится по-настоящему глубоко прощать, если вера человека несовершенна, если она недостаточна. Ведь наша вера тоже очень часто имеет своим основанием не действие, а просьбу. Не жизнь, потому что жизнью мы живем каждую минуту и всегда, а наша вера бывает время от времени, когда нам что-то надо. Поэтому вера очень часто в какой-то момент забывается, в какой-то момент кончается, в какой-то момент наталкивается на некие препятствия и дальше идти не может.

Давайте представим себя сегодня в ситуации в Капернауме. Есть человек, расслабленный, наш ближний, и он никак не может добраться до Христа, прийти к Нему, потому что он расслаблен, он парализован.  И вот мы, добрые христиане, верующие люди, желаем ему помочь, желаем привести этого расслабленного к ногам Христа, чтобы Тот его исцелил, потому что слава о Христе уже распространилась, и мы знаем, что Он может это сделать. Он — Целитель, Он — Мессия. И мы, исполняя свой долг верующих людей, поступаем по вере нашей, берем нашего ближнего, нашего друга, и совершаем настоящий христианский подвиг. Ведь эти люди вдохновлены желанием помочь своему ближнему, и в нас тоже бывает это прекрасное желание быть рядом с нашим ближним и помочь ему.

Мы берем этого расслабленного и несем его в дом в Капернауме, где проповедует Христос. И что же мы видим? Мы видим, что в этот дом войти нельзя, что он забит народом, что нет никакой возможности подобраться ко Христу, что все наши прекрасные намерения и все замечательные дела нашей веры вдруг — раз! — и уткнулись в эту закрытую дверь. Не потому, что она лично для нас закрыта, а потому что так сложились обстоятельства и от нас они никак не зависят.

Давайте себе представим, чтобы мы сделали. Поднялись ли мы бы на крышу? Разобрали ли бы мы вот этот дом, нанеся ущерб прекрасному его хозяину, принявшему Христа в своем доме и впустившему в него чужих людей, которые все собой забили? Или бы мы сказали, как мы это делаем обычно: «Прости, дорогой, но ты видишь, мы сделали все, что могли! Не в наших силах что-то делать больше для тебя»? А эти люди поступили совершенно иначе. Они почему-то вдруг не развернулись, почему-то не ушли к себе домой, не унесли расслабленного к себе и не сказали: «Давай, может быть, в следующий раз попробуем, может в следующий раз у нас получится!». Нет, они пошли до конца.

Именно вера этих людей, которую похвалил Христос — видя веру их, Он сказал: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!», — такая вера людей дает основание им дальше приближаться ко Христу и быть на Него похожими, а тем самым и получать от Него власть — власть любить, власть прощать, власть чудотворить. Власть преображать пространство вокруг себя, потому что именно такая вера, которую хвалит Христос, есть та самая вера, которая движет горами. Мы часто впадаем в недоумение, думаем: что это значит? Вера с горчичное зерно — и будем двигать горами? Сядем в позу лотоса, напряжем свою веру, посмотрим на гору, и она должна будет сойти? Нет, вот она — вера, которая движет горами, вот она — вера, которая по-настоящему делает нас очень похожими на Христа: дойти в вере до конца, не испугаться препятствий. Идти туда, куда ты должен обязательно прийти, куда ведет тебя Христос.

И с этой настоящей верой — не верой-просьбой, не верой время от времени, а верой как жизнью — необходимо нам встретиться, и необходимо ее познать и в этой вере вырасти. Тогда каждый из нас, сын человеческий, подобно Христу, по-настоящему получит эту удивительную, потрясающую власть — уметь прощать других, будет по-настоящему свободен и будет даровать свободу другим. Сегодняшнее Евангелие об этой вере всем нам говорит и к этой вере всех нас призывает.

 

Аминь.

 

24.03.2019






Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии повествуется о том, как Господь исцеляет расслабленного человека, которого приносят в дом, где проповедует Спаситель. Многие собрались в Капернауме на проповедь Христа, и так плотно стояли люди, что в дом войти было невозможно, не было свободного места даже у дверей. И вот, четверо людей, которые знали, что в мир пришел Спаситель, решили исполнить долг любви по отношению к своему ближнему.

Эти четверо принесли своего больного друга и встретились с колоссальным препятствием: в дом войти нельзя. И они решаются на такой странный и, с человеческой точки зрения, безрассудный поступок: они поднимаются на кровлю дома, разламывают ее, делают в потолке огромную дыру  и в эту дыру спускают к ногам Спасителя  парализованного человека.  И Господь, видя веру их, говорит: «Прощаются тебе грехи твои. Возьми одр твой и иди».

В нашей жизни часто случается так, что мы делаем добрые дела в свое удовольствие.  Мы понимаем, что человеку необходимо идти путем любви и исполнять заповедь о любви к ближнему.  И когда в нашей жизни встречается возможность сделать какое-то доброе дело,  и оно нам по силам, мы его делаем, конечно, с удовольствием.  Оно приносит нам радость,  обогащает,  дает возможность уповать на милость Божию и ожидать от Него милосердия по отношению  к нам. Получается, что мы относимся к добрым делам, как к возможности что-то у Бога заслужить. Вот наступает Великий пост, и мы думаем, что нам надо сделать какие-то добрые дела, каким-то образом оправдать свое христианство, почувствовать себя с евангельской или духовной точки зрения человеком, который правильно поступает.

Но когда делаешь добрые дела в свое удовольствие, они исполняются только постольку, поскольку приносят нам радость, до какой-то определенной меры. Как только встречается небольшое препятствие, и  мы видим, что дело не идет, когда в ответ на наше добро мы видим противление, неблагодарность или даже злобу ближнего,  мы разводим руками и дальше не двигаемся. Более того, у нас всегда находится хорошо сформулированное оправдание, почему мы, сделав столько дел, спокойно останавливаемся и говорим: «Ну вот все, мы сделали свое дело любви и больше  ничего сделать не можем».

А это Евангелие говорит о добрых делах не как об отдельных поступках,  а как об избранном пути. Любовь не может быть отдельным делом, это всегда – жизнь. Это  то, что человек, однажды  избрав, несет с собой до конца,  строя из этого совершенный путь своей жизни, который имеет начало, а  конец его только в Самом Боге, в Иисусе Христе.

 Обычно мы идем своим жизненным путем, мы знаем задачи, которые этот путь перед нами ставит, и мы их исполняем. Но  наш собственный путь – очень земной,  ведущий нас не к Богу, а к самому себе, и   проделываем мы его  исключительно ради себя. А когда нам надо сделать что-то особенное, ради Бога или ради ближнего, мы просто уходим со своего пути,  немножко сворачиваем в сторону, делаем доброе дело и обратно на свой собственный путь возвращаемся.

А вот  люди, которые несли расслабленного, жили любовью и определили это как путь. Они решились исполнить акт любви по отношению к своему расслабленному другу, которому была возможность по-настоящему глубоко помочь, принести его к Христу.  И когда оказалось, что  дальше идти невозможно, было бы естественным сказать: «Ну прости нас, ведь мы сделали для тебя все, что могли…  Ну невозможно подойти ко Христу... Может быть, как-нибудь в следующий раз…»

Так бы поступил каждый из нас, так мы обычно и делаем. А они сделали по-другому. Они пошли до конца, невзирая на препятствия, потому что они исполняли не  отдельное доброе дело, а встали на путь любви. Этот путь обязательно должен их ко Христу привести, что бы ни встречалось по дороге, какие бы искушения не уводили их в сторону. И они дошли несмотря ни на что: ни на толпу людей, ни на  укорения от тех, кто пострадал от их действий. Ведь  они сломали крышу,  нанесли ущерб дому хорошего человека, который принял у себя Христа и открыл двери для  всех. Но это человек тоже шел путем любви, он не закрыл двери, сказав, – Простите, мест больше нет, остальные в дом не вмещаются. Крышу ему снесли, он и это  принял ради Христа.

 Вот так идут ко Христу, не какими-то наскоками, которые доставляют удовольствие, а когда это удовольствия никакого не доставляет. Потому что путь любви – это путь тернистый, это путь сораспятия со Христом, потому что он приводит  к распятому Спасителю. Но он приводит и  к воскресшему Спасителю, потому что иначе как через крест к воскресению не дойдешь.

Путь любви это всегда путь идущий через крест. Если мы хотим  им идти,  с него нельзя сворачивать. Если мы хотим исполнить заповедь Христову, мы должны понять, что это не отдельное дело,  что  после поста мы не должны сворачивать обратно на свой путь, с которого его начали. Иначе пост для нас будет не путем ко Христу, а  просто прогулочкой, неким путешествием, который снова приведет нас к самим себе, потому что самый любимый и дорогой в этом мире –  я сам.

И для нас очень важно понять, – что есть наш путь. Каким путем мы идем, и куда он нас приводит. Что для нас главное – указание евангельского пути или отдельные вспышки просветления, которые потом благополучно затухают.

Мы открываем Евангелие,  а потом закрываем и забываем об этом. А сегодняшнее слово Божие показывает нам, как должен жить христианин, каким образом он идет ко Христу и как приводит того, кто сам идти не может.  И если мы хотим идти ко Христу, и кого-то еще с собой ко Христу привести,  то этот путь и есть цель нашей христианской жизни. 

Аминь.

2010

 

 



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как  четверо людей  принесли ко Христу своего  расслабленного друга.  Дом, в котором проповедовал Христос,  был так заполнен, что в него невозможно было войти.  И тогда эти люди поднялись на крышу, разрушили кровлю и спустили расслабленного человека к ногам Спасителя. И Он,  видя их веру,  сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои».  Этот человек был спасен и исцелен. 

Наша духовная жизнь очень часто складывается не так, как указывается в сегодняшнем Евангелии.  Для многих христианская жизнь становится некоей схемой, и направлена только на самого себя. Самый главный вопрос, который стоит перед ними: «Что мне можно, а чего нельзя».  Такой человек живет как бы в дательном падеже:  «Что мне?» И получается,  что все, что он делает, он делает не для Бога и не для ближних.  Его вообще мало интересует жизнь. Не является целью человека, живущего по схеме,  и соединение с Богом, он или отстаивает богослужения,  или вычитывает правила, а жизни во Христе   для него не существует, потому что он не задает себе вопрос: «В чем смысл моей христианской жизни?  В чем цель моей веры?»

Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что жизнь во Христе и цель христианской    жизни  – это всегда поступать по любви,  какими бы абсурдными или невозможными ни казались твои действия. Эти люди поступают именно так, как нельзя. Нельзя приносить ущерб хорошему человеку, который открыл свои двери для Христа и  для  чужих людьми,  пришедших Его услышать. А они нанесли серьезный ущерб, сломали ему дом.  Но они не жили рассуждением,  что можно, а чего  нельзя,  что  положено или не положено,  они поступили по любви и пошли в этом до конца.   О себе они не думали, а только об этом человеке, ради которого пошли на такой странный поступок.  Но Христос, видя такую веру, не веру закона, а веру любви, которой нет препятствий,  сказал: «Отпускаются тебе грехи твои.  Ты можешь быть свободным и ходить сам».

Вот таким образом Господь учит нас осуществлять свой путь и свою веру, всегда думать о том, почему мы собираемся в храме, для чего участвуем в Таинствах. К сожалению и такие замечательные вещи   мы готовы превратить в мертвую неживую схему.   Человек приходит на исповедь и исповедует одни и те же грехи. Есть же  определенные известные  грехи, человек  их перечислил, и ему кажется, что он исповедовался.  Он приходит к причастию, и для него это тоже схема, он знает, как можно причащаться, а как причащаться нельзя... Но он не думает о том, что соединяется со Христом,  а приходит что-то получить от Церкви и от Христа   в ответ на какое-то формально исполненное правило.

И жизнь человека  может пройти  в недрах  Церкви, наполненная постами, богослужениями, и добрыми делами,  но вне  Евангелия, вне литургической  жизни,   вне любви Христовой. Тот, кто все превращает в схему,  будет все время  оставаться на месте. Когда есть система, человек не отвечает за свои поступки. Ему  не нужна свобода, он просто поступает так, как можно,  и не делает того, чего нельзя. 

Вот этого надо очень и очень страшиться. Надо  думать о том,  с каким чувством и с каким смыслом мы молимся, ради чего причащаемся святых Христовых Таин, и какая схема не дает нам причащаться. Давайте постараемся по-другому посмотреть на свою духовную жизнь и всегда стремиться к  жизни, радости и любви.

 Аминь.

2009