|
Главная » Исцеление дочери Иаира
Исцеление дочери Иаира (Лк. 8:41-56)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Евангелие сегодняшнего дня всем известно. Мы все, ходящие в храм много лет, постоянно в течение года слышим евангельские чтения. Открываем Евангелие дома, читаем эти слова. В общем, все понятно, все ясно: два случая прекрасной̆ помощи Божьей людям. Два чуда, два исцеления. Одно – воскрешение из мертвых. Удивительное дело – Господь воскрешает из мертвых! Конечно же, мы все хорошо знаем Евангелие, потому что мы люди верующие. Но сегодняшнее Евангелие ставит этот вопрос о вере перед нами. Оно нам рассказывает не только о том, как Велик и Всемогущ наш Господь, не только о том, как Он приходит к людям, отвечая на их молитвы, но говорит еще о том, что такое наша вера, какой она должна быть. В чем она, собственно говоря, заключается? Все мы верим, что Бог есть. Все мы верим, что Он Всемогущ. Все мы желаем, чтобы Господь на эту веру отвечал Своим присутствием, чтобы Он был рядом, когда в нашей жизни случается беда, случается несчастье, когда случается что-то очень тяжелое. А в жизни получается как раз наоборот: когда Бог нужен, Его обычно не бывает. Вот так вдруг неожиданно жизнь поворачивается, что когда Он нужен, особенно нужен, когда именно в этот самый момент Он должен быть рядом, Его рядом никогда не бывает. Как-будто бы нет никакого Бога. Удивительно! И вот сегодняшнее Евангелие – как раз об этом. Так случилось в жизни Иаира: когда Бог был очень-очень нужен, Его вдруг рядом не оказалось. Он пообещал – и не исполнил. Он сказал: «Приду к тебе» – и не пошел, потому что в этот момент Он был окружен другими людьми. Женщина кровоточивая к Нему подошла, прикоснулась к Нему, Он обратил на нее внимание и как будто полностью забыл о том, что у Иаира умирает дочь. И Иаиру говорят: «Нет никакого Бога, нечего тебе тревожить Учителя – дочь твоя умерла». А Господь вдруг неожиданно отвечает совсем другое: «Не бойся – только веруй». И оказывается, что вера, о которой говорит нам Евангелие, и та вера, которой ждет от нас Господь, которая спасает, которая действительно что-то может в этом мире – не беспомощная, не безжизненная, не бесполезная вера в чудеса, как мы привыкли: «А вдруг будет чудо» – это вот такая вера, когда: «Не бойся...». У тебя нет никаких оснований, чтобы верить, Бога рядом нет, ничто не подтверждает Его присутствие в твоей жизни, никаким образом Он тебе не отвечает, а ты – «Не бойся – только веруй». И вот только эта вера и имеет смысл. Только к такой вере нас и зовет Господь. Нет никакой другой веры, кроме этой: «Не бойся – только веруй». И еще одно: «Дерзай!». Вот два слова, которые касаются сути веры. «Не бойся!» – первое, а второе – «дерзай!». Потому что дерзновение – это вещь, которая совершенно неизвестна современному христианину. Да и вообще, в течение многих-многих веков не понятно – что такое дерзновение? Вот есть закон – это мы понимаем. Есть правила – это мы понимаем. Есть традиции – и это мы понимаем. Но вдруг эти законы, правила и традиции стоят как стена между тобой и Богом. Сегодняшнее апостольское чтение говорит о том, что Христос разрушил Собой эту стену, это страшное отсутствие связи между Богом и человеком, как-будто ее больше нет. Но она есть, потому что мы сами заново ее строим, выстраиваем ее снова и снова. И есть такие вещи, которые из-за этой стены ты даже выкинуть не можешь, потому что… не можешь за нее зайти. Вот закон стоит перед этой женщиной. Он не позволяет ей, не то что Бога коснуться, никого касаться не позволяет, потому что она кровоточивая, и по закону всякий, прикоснувшийся к женщине – осквернен и должен приносить жертву очищения. Нет у нее возможности до Бога добраться по закону, который стоит как страшный шлагбаум, как железные ворота между Богом и ней. А она нарушает закон! Она нарушает закон, потому что Сам Господь всегда нарушает закон. Он нарушает закон, потому что Он больше закона. Он есть любовь, а не закон. А вот нам страшно понять это и нарушить тот закон, который мешает нам приблизиться к Богу, потому что нет у нас дерзновения. Мы не знаем, что такое дерзновение, что такое свобода, что такое свобода во Христе. Но если мы хотим по-настоящему быть верующими, если мы по-настоящему хотим быть христианами, то вот эти два слова, две заповеди, которые Господь дает нам сегодня: «Не бойся и дерзай!» Аминь! 2020
Сегодня в апостольском послании говорится о том, что Бог очень богат Своею милостью, Своими великими щедротами и Своей любовью, которой Он возлюбил нас «мертвых по преступлениям» (Еф.2:5), и о том, как эти милости и щедроты любви Божественной касаются человека. А сегодняшнее евангельское чтение говорит нам о трех способах отношений человека с Богом, о том, как человек и Бог могут встретиться на этой земле, и как эта встреча может повлиять на жизнь человека и изменить ее. Первый способ отношений, наиболее часто встречающийся, – это когда идет Господь, а народ Его теснит. Огромная толпа людей окружает Господа, и каждый хочет к Нему прикоснуться. И каждый хочет от Него что-то получить. Но все эти люди остаются только толпой: это те, кто все время теснит, толкает, хватает. Но никакого богообщения при этом не происходит. Почему? Ведь так близко к Богу эти люди! Так явственно они касаются Его! Так, казалось бы, очевидно, что их прикосновение к Богу, их близость к Нему должны быть вознаграждены милостью, щедротами и любовью! Каким-то образом ответ на это касание должен же быть получен! А оказывается, это касание, это теснение Бога может ровно ничего не значить. Так это и описано в Евангелии, когда Господь чувствует только одного человека, который касается Его по-настоящему. И на вопрос – Кто прикоснулся ко Мне? – Петр недоуменно отвечает: «Наставник! народ окружает тебя и теснит, - и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?». (Лк.8:45) Здесь возникает очень важный для всех нас вопрос: а Бог нам нужен всегда или время от времени? Мы всегда в Нем нуждаемся или только тогда, когда нам что-то очень нужно, а все остальное время, в общем-то, можно и без Него обойтись, своими собственными силами, своим собственным разумом? Время от времени у человека возникает нужда в Боге, но только затем, чтобы что-то небольшое, но очевидное для себя у Бога взять и с этим спокойно уйти. И дальше Бог опять не нужен, ведь Свою милость и щедроты Он уже дал. Вот так человек часто относится и к своей духовной жизни. Так он часто относится и к причащению Святых Христовых Тайн: мне иногда надо причаститься для того, чтобы какую-то часть милости, какую-то часть щедрот, благодати и силы от Бога получить, чтобы с этим уже без Бога просто и спокойно жить дальше. Мне от Бога в данный момент нужно это, а в другой момент нужно то. И я буду приходить, теснить и толкаться: «Дайте, дайте, дайте мне что-нибудь такое, что нужно мне!». Такая существует вера, когда Бог – время от времени, когда Бог – не навсегда, когда Он нужен только для каких-то отдельных сторон жизни, может быть, очень хороших, даже таких, которые называют высоким словом «духовная жизнь». Но духовная жизнь тоже бывает, как бы, не всегда: вот живем, живем, а потом – раз! – у нас наступает духовная жизнь. Потом снова живем, и вот опять – духовная жизнь, снова и снова по чуть-чуть, понемножечку духовной жизни. А есть другое отношение к Богу. Оно показано в образе женщины, скверной, кровоточивой, ни на что не имеющей права. Болезнь этой женщины, которая двенадцать лет находится в женской немощи, по представлениям новозаветной Церкви такова, что она не имеет права ни в храм ходить, ни причащаться, ни исповедоваться, ни образов касаться. А по Ветхому завету и подавно: всякий, прикоснувшийся к такой женщине, должен был неделю очищаться, и любой, прикоснувшийся в свою очередь к нему, тоже был уже не чист. Нахождение этой женщина в толпе рядом с Христом было совершенно противозаконно и неблагочестиво и с духовной, и с общественной с точки зрения. И вот она касается Христа. И Он, чувствуя это прикосновение, отвечает женщине такими словами: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя». (Лк.8:48) Вот, оказывается, каким может быть отношение к Богу, какой может быть вера – по-настоящему дерзновенной, не ограниченной ничем! А ведь и мы, к сожалению, очень часто живем в состоянии такой же немощи и ограниченности в отношениях с Богом. Мы все время пытаемся, да и не пытаемся даже… не хватает у нас сил эти границы разорвать. Потому что трудно постоянно находиться в присутствии Божьем, очень-очень это тяжело. И поэтому возникают эти «благочестивые» ограничения, которые мы сами на себя накладываем. Вот есть у нас определенный образ молитвы: утром помолимся Богу пятнадцать минут, вечером пятнадцать минут, и кажется – все, что Богу нужно от нас, мы Ему отдали… А какая еще может быть молитва кроме правила? Бывает ли у нас вообще что-то в отношении к Богу, выходящее за рамки правил, за рамки благочистивых традиций и церковных канонов? Бывает или не бывает? Может быть, нас удовлетворяет такая вера, которая строго очерчена, регламентирована, вера – «от сих до сих»? Или есть какой-то другой способ веры – веры «неправильной», выходящей за рамки? Но её настоящее имя, которое забывается, - Бог. Ведь без Бога жить совершенно невозможно. Вот для этой евангельской женщины очевидно, что без Бога жить невозможно. По правилам она жить уже не может, потому что такая жизнь доводит её до смерти. Она истощила все свое имение на врачей, на эти правила. И оказалось, что правила надо исключить для того, чтобы коснуться Бога. Нам часто даже мысли в голову не приходит, что можно так верить, что Бог живет не по правилам, что Бог – не правильный, а живой. Мы не думаем, что Бог именно Такой, в Каком мы нуждаемся, не потому, что мы исполняем какие-то очевидные правила и законы, а потому что Бог любит нас. А любовь – не подзаконна. Любовь милует и питает всех и каждого: и того, кто живет по правилам, и того кто живет без правил. Вот вера этой женщины – не правильная, она преступает закон и заповеди, но она касается Бога. И ее вера показывает, какая может быть свобода, какая может быть сила и какое дерзновение! И третий образ отношения к Богу самый удивительный, самый потрясающий: это вера Иаира, который лишается в жизни всего, и у которого остается только одна последняя надежда – на Бога. Дочь его умирает, и лечить ее больше некому. И он идет ко Христу, Который совсем недавно на глазах у всех в этой же Гадаринской стране исцелил бесноватого. Иаир знает об этом чуде. Он приходит к Тому, Кого Богом называют, чтобы Он исцелил его дочь. И Христос идет за ним. А, кажется, что не идет и не исцеляет! Не идет и не исцеляет, потому что толпа Его окружает, женщина эта Его останавливает. И Он дает исцеление ей, а к Иаиру все не приходит! И вот наступает самый страшный момент этой истории. Приходят люди из дома Иаира и говорят: «Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя» (Лк.8:49). Все! И вдруг Христос ему говорит: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк.8:50). И как тут верить? Чем вера может быть обоснована для него? Ничем. А Христос говорит: «Не бойся, только веруй». И вот это – самая удивительная вера, к которой Господь всех нас призывает. Верить в Него во что бы то ни стало! Верить в Него, какие бы обстоятельства жизни тебя от Него не отталкивали! Верить в Него, когда, казалось бы, нет никакой надежды, когда все умерло, когда все совсем-совсем пропало! Но есть Евангелие, и есть Бог, Который сказал, – Я есть Жизнь, Я есть Истина. И Христос обращается к Иаиру: «Несмотря ни на что – иди. Несмотря ни на что – не верь в смерть. Несмотря ни на что – познай истину». И начальник синагоги Иаир в этих удивительных обстоятельствах абсолютного отчаяния, совершенного мрака и холода смерти идет. И верит в невозможное. И идет путем, который, казалось бы, никуда не ведет, за которым нет никакой истины, потому что главная истина, которую видят все люди – это смерть. А он - идет за Христом, и Христос ему указывает путь. Он идет за Христом, и Христос в присутствии апостолов, которые признали в нем истинного Бога, и в присутствии родителей эту девочку воскрешает. Он говорит: «Она не умерла, но спит» (Лк.,8:52). Хотя понятно, что умерла. Но там, где Христос – там жизнь! В присутствии Христа не может быть смерти, потому что Он Сам есть Жизнь. Там, где смерть, казалось бы, побеждает, в присутствии Христа она отступает. Христос побеждает смерть этой отроковицы, Он подает ей руку и говорит: «Девица! Встань!» (Лк.8:54). Встань, девочка, встань! Эта евангельская история обращена к каждому из нас, чтобы и мы наконец-то поняли, что наша связь со Христом – это вещь очень серьезная. Вера не может быть просто приложением к тому, что мы ходим на работу, готовим себе обед, встречаемся с друзьями, что-то строим, что-то сажаем, что-то покупаем. Она должна быть самой жизнью. Если вера – не жизнь, если вера – не смысл нашего существования, не постоянное стремление всю свою жизнь с Богом разделить, то вообще никакой веры нет. А есть – беспомощное касание и теснение Бога в толпе, бесплодное и бесполезное. Бог солнцем Своим светит – на всех. И дождь посылает – на всех. Но не все под этим солнцем и под этим дождем вырастают и плодоносят. Не каждое творение Божье остается живым, потому что не каждое жаждет жизни. И сегодняшнее Евангелие говорит нам о смысле наших отношений с Богом. Чего мы хотим? Хотим ли мы действительно Самого Бога познать? Хотим ли мы жизнь свою с Богом разделить? Хотим ли мы по-настоящему, чтобы Бог нас оживотворил со Христом, и не просто воскресил с Ним, а посадил нас на небесах во Христе Иисусе, как говорится в сегодняшнем апостольском чтении? Вы понимаете? Мы – Его творение! Мы созданы во Христе! Что это значит? Это значит, что Господь создает нас не просто как новое творение, более совершенное, чем обезьянка или собачка, обладающе разумом, свободной волей и даже Его образом и подобием. Он создает нас уже Своими детьми! Он создал нас во Христе и любит нас совершенно так же. Надо просто задуматься, еще раз прочитать эти евангельские строчки о том, что Он любит нас так же, как Своего Сына Единородного. Той же любовью, – говорит Христос апостолам на Тайной вечере перед Своим крестным страданием, – той же любовью, которой Отец любит Меня, Он возлюбил вас. Вот этой же любовью! Если мы эту любовь знаем, если мы в неё верим, разве можем мы думать, что она подается нам время от времени? Разве она может выдаваться отдельными порциями? Разве можно в эту любовь не верить? Разве можно ей не доверить всю свою жизнь, как доверил свою жизнь Иаир, как этой любви по-настоящему дерзновенно коснулась кровоточивая женщина? Пусть они и вас научат не просто быть рядом со Христом, не просто подходить и теснить, а жить Им, дышать Им и Им спасаться. Аминь. 16.11.2014
К Христу подошел начальник синагоги Иаир и, поклонившись в ноги, попросил придти к нему в дом, потому что его двенадцатилетняя дочь была при смерти. И Христос сказал: "Я приду и исцелю ее". Но когда Христос шел в дом Иаира, Его окружила большая толпа народа, как это всегда бывало, и одна женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением, все свое имение раздала на врачей, но никто ей не помог, подошла тихонечко ко Христу, с верой и упованием к Нему прикоснулась и в этот момент исцелилась. И пока Христос разговаривал с женщиной, пришли к Иаиру его слуги и сказали, что не о чем больше просить у Учителя, дочь умерла. А Христос сказал ему: "Не бойся, только веруй". Он вошел в дом Иаира, и тут еще раз подтвердили, что девица умерла. Но Он сказал: "Нет, она не умерла, но спит". И все стали даже ругаться, насмехаться над Ним. Но Христос взял дочь Иаира за руку, она встала и воскресла от сна смерти. Вот такие чудеса описывает сегодня Евангелие. Но мы остановимся сегодня на вере Иаира, начальника синагоги, потому что то, что с ним произошло, имеет очень глубокий духовный смысл. В нем раскрывается смысл нашей веры, и нашей молитвы, и наших отношений с Богом: отношения нашего к Богу, и отношения Бога к нам. С каждым из нас в жизни случается ситуация, подобная тому, что случилось с Иаиром, хотя и не буквально такая же. Но бывают в жизни каждого человека моменты, когда ему кажется, что все вокруг него умирает. Кажется, что вся жизнь рушится: самые близкие отношения умирают, самые лучшие жизненные возможности и перспективы умирают, силы жизненные умирают. Человек остается в пустоте, в одиночестве, ему некуда идти. И вот он идет ко Христу. Он идет с верой и упованием, потому что Христос о Себе сказал: "Я – Жизнь, Я – Путь, Я – Истина". Еще Он сказал, что кто будет просить с верой и упованием во имя Отца Его, тот несомненно получит то, что ему так нужно. Еще Он говорил, что там, где двое или трое соберутся во имя Его, всякое прошение будет исполнено. Очень много таких обетований дарует нам Христос в Евангелии. Очень много ободряющих слов говорит нам Священное Писание, говорят нам святые отцы, говорит нам сама Церковь, обнадеживающих слов о том, что кто будет веровать во Христа, не постыдится. Эти слова мы слышим на каждом богослужении: не постыдится верующий во Христа. И вот Иаир идет ко Христу. И Христос обещает: "Да, я приду и исцелю". И что же получается? Он не идет. Он пошел, а Его задержали. Он уже не смотрит на Иаира, уже не слушает его. Спаситель смотрит на кровоточивую женщину, Он полностью в ее внимании. А толпа настолько плотная, что Иаир даже подойти не может ко Христу. А он возложил все упование на Него! Он Ему свою жизнь доверил, все Ему вручил! А Христос пообещал и не выполнил. Когда надо было идти к дочери и спасать ее, Он не пошел, и все рухнуло, пришли люди и сказали: "Все, она умерла, нет смысла больше обращаться к этому Учителю". А Христос ему говорит: "Не бойся, а только веруй". Это очень важные слова, потому что мы часто, не дождавшись их, разворачиваемся и уходим от Христа. Уходим обиженные, помраченные, в состоянии отчаяния и уныния: Христос нас не слышит, Христос к нам не пришел, Христос не ответил на нашу молитву! И вот этих слов, которые Господь говорит нам, – "Не бойся, но только веруй, по-настоящему веруй, до конца!" – мы не слышим. А Иаир услышал, потому что напряжение его отношений со Христом было таково, что во все то время, когда Христос как бы его не слышал, как бы от него отвернулся, он все равно не переставал на Него уповать, не переставал веровать. Его вера была очень активной, всепоглощающей, он не мог думать ни о чем, как только о своем уповании на Христа. И Христос его поддержал: "Не бойся. Доверься Богу до конца". Если Бог однажды сказал тебе, – "Я приду и исцелю," – значит, придет и исцелит, потому что слова Божии нестираемы, это вечные слова. Их ничто не может отменить, даже наше маловерие. И Христос приходит, берет дочь за руку и возводит ее от смертного сна. Вот бы нам научиться такой вере – до конца и во всем доверяться Богу, не бояться веровать в Него, не бояться, когда из-под ног уходит земля, не бояться, когда уже все говорят: "О чем ты думаешь, зачем ты веришь в Бога, надо другими делами заниматься, предпринимать какие-то действия… Нет, Христос тебе не поможет… видишь какая теперь жизнь… на другое надо упование возложить". Но в любой ситуации нам надо помнить, что мы не должны бояться этого мира, мы не должны бояться в этой жизни что-то потерять, если мы рядом со Христом, если Христос рядом с нами. Это евангельское чтение всех безнадежных, всех отчаявшихся, всех маловерных должно обязательно укрепить. Нет в нашей жизни никакой другой помощи, кроме помощи Самого нашего Господа. Никто не дарует нам жизни кроме Того, Кто Сам назвал Себя Жизнью, никто не укажет нам пути, кроме Того, Кто Сам назвал Себя Путем, никто не раскроет нам никакой истины кроме того, кто Сам назвал себя Истиной. Видя веру Иаира, не будем бояться того, что мы христиане. Не будем бояться того, что написано в Евангелии. Не будем бояться креста, который Господь на нас возлагает. Не будем бояться, потому что Христос говорит: "Не бойся". А раз Он так говорит, Он никогда нас не оставит. Аминь. 2006 |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |