Главная » В 3 неделю Великого поста, Крестопоклонную


Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная.





 (Мк.8,34-9,1)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Человек всегда ищет полноты и очень мучается, когда полноты чего-то нет. Это свойственно каждому из нас. При этом сам человек, как ни странно, всегда бывает очень наполнен, прежде всего – самим собой: своими желаниями, своей собственной волей, своими мыслями, переживаниями. Мы наполнены нашей гордыней, тщеславием, обидами, отчаянием и несовершенством того, что происходит вокруг. Очень многое наполняет нас каждый день, и часто от этой «полноты меня самого» становится не по себе,  тошно становится. Плохая эта полнота постоянного «Я! Мне! Мое!».

Но как только по этой полноте что-то бьет, нам становится еще хуже, и мы стараемся ее сохранить. «Как же со мной так поступили? Почему это произошло со мной? Почему у меня не так, как у других? Почему все не так, как я хочу? Почему все не так, как я планирую? Почему все не так, как мне бы хотелось?». Эта полнота все время с нами, и мы от нее отвергнуться не можем. Нам плохо, но почему-то именно эта полнота нами воспринимается как одна из самых больших ценностей в нашей жизни.

Но иногда бывает по-другому. Человек встречает иную полноту, ту самую,  без которой он вообще человеком быть не может.

Например, человек встречается с какой-то удивительной красотой в мире, и эта красота начинает его наполнять. Но она начинает его наполнять только тогда, когда он в момент встречи может о себе забыть и хоть на немного, хоть на какое-то время перед этой красотой замереть. И тогда вдруг оказывается, что эта полнота может в него войти, потому что он дал ей место.

Так бывает, когда человек встречается с истинным творчеством, и оно тоже может заполнить то место, которое человек этому посвятил, отвергнув себя.

Или вдруг человек кого-то полюбит по-настоящему. Тут уже совсем все понятно, потому что когда человек кого-то полюбит, он обязан отдать этому человеку самого себя, то есть принять полноту другого человека в любви. Тогда вдруг все обретает смысл, становится на свои места, тогда жизнь получает какую-то свою правду, и человек перестает обижаться и переживать, – А что со мною будет? А что будет дальше? – потому что у него теперь есть истинная полнота.

Но и красота, и творчество, и человеческая любовь все равно оскудевают, даже если ты стараешься, даже если ты идешь этим путем открытия себя для всех этих прекрасных вещей. Мы знаем это. Их выбивает из нас мерзостная наша полнота самого себя, «Я! Мне! Мое!», которая не дает полноте красоты, любви и творчества в нас долго держаться. Только Любовь Божественная не оскудевает. Только Она есть истинная Полнота, потому что именно из этого источника — от Полноты Божественной Любви — берет свою полноту все остальное: и красота, и творчество, и наши человеческие отношения, и все, что мы в этом мире называем счастьем, полнотой, смыслом, и что мы так редко можем долго хранить и так быстро теряем.

Христос есть Полнота, которую мы не можем создать, та самая Полнота с большой буквы, как говорят богословы — Божественная плерома (πλήρωμα), по-гречески. И Тот,  Кто Сам есть Полнота, ни в чем и ни в ком не нуждающийся, придя в мир, вдруг принимает на Себя полноту человеческой природы. Что это значит? Как это можно сделать? Просто. Для этого надо отвергнуться себя, отвергнуться той самой полноты, которая не допускает  ничего иного — ведь раз она уже полнота, то уже все наполнено, больше ничего не сделаешь.

И вот, Он принимает на Себя полноту человеческой природы, отвергнувшись Себя. Эта Его Полнота, к нам пришедшая — вот Она, перед нами. Она удивительным образом явлена в этом Кресте. Посему если мы хотим хоть немножечко вот этой Полноты, давайте еще раз услышим слова, которые Он нам говорит в сегодняшнем Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

 

Аминь.

 

31.03.2019

 


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною!». Такие слова звучат в храме сегодня, в неделю Крестопоклонную. В самой середине Поста предлагает нам Господь услышать эти очень неприятные для каждого человека слова. Очень-очень неприятные именно для тех, кто хочет идти за Христом. Но нет никакого другого смысла в нашей вере по-настоящему, как только идти за Христом.

Просто иметь какие-то отношения с неведомым божеством, на таком уровне: я буду тебе жертвы приносить, а ты мне будешь за это отвечать на мои просьбы и молитвы и устраивать всю мою земную жизнь. При таких отношениях между человеком и Богом нет никакого пути, всё предельно просто и ясно: отношения между человеком и Богом определяются неким договором, когда человек знает, что нужно от него, и что ему нужно от Бога. Я приношу Ему жертву, я ставлю Богу свечи, я совершаю какие-то праведные поступки, а Бог за это мне помогает, улучшает качество моей земной жизни.

Человеку часто кажется, что верить в Бога надо для того, чтобы улучшать качество своей земной жизни. Но вера – она о другом, по крайней мере, наша вера, если мы действительно – христиане, если мы это имя носим не просто по культурной принадлежности, а вот по-настоящему – христиане.

И тогда наши отношения с Богом, со Христом, истинным Богом нашим, складываются по-другому. Человек начинает идти за Христом. Потому что всё евангельское благовестие – это призыв. Господь нас позвал за Собой, как однажды позвал Своих учеников. Он позвал – и они услышали. Вот так же Он и нас однажды позвал. И нам тоже надо за Ним идти.

Если ты хочешь, – говорит Господь, – если у тебя есть желание идти за Мной, тогда отвергнись себя. И вот здесь самое непонятное, здесь самое сложное. Что значат эти слова для нас? Ответом здесь будет – потеряй душу свою! Согнитесь! Ни во что себя вмените! Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет свою душу ради Меня, – говорит Христос, – тот сбережет её. Как же человеку это осуществить? Что это значит для нас? Каким образом мы можем следовать за Христом, или мы не можем следовать за Христом? И чаще всего мы не можем, потому что приходим ко Христу именно в такой парадигме отношений: мы лучше принесем Тебе что-нибудь от нашего, что мы можем. Попоститься? Да, ну плохо, но как-то можем попоститься. Давайте мы попостимся. Давайте мы правила почитаем, давайте мы сделаем какие-то добрые дела. Давайте-ка мы еще что-нибудь такое изобразим, что будет являть собой духовную жизнь. Ну, внешне это же так похоже на духовную жизнь, когда человек живет как бы по-христиански. Вот, он делает праведные дела, он правильно поступает, он всё делает так, как написано, так, как другие говорят, как батюшка советует. Всё он делает правильно, он даёт Богу что-то своё, то, что ему дается с трудом, конечно. Ведь поститься всем тяжело, тяжело молиться, тяжело делать добрые дела. Тяжело тратить время на какие-то вещи, которые мы делаем для других, тяжело. Но мы делаем, потому что есть заповедь, потому что так правильно, потому что через это мы чувствуем себя оправданными, христианами.

Но вот есть что-то такое, чего мы не делаем никогда, или что дается нам с величайшим трудом. Это когда мы даём Богу не что-то от нашего, а когда необходимо отдать самого себя. Самого себя. И это бывает тогда, когда человеку нужно не что-то получить от Бога: помощи, милости, исцеления, благодати, – что угодно, потому что какие-то вещи можно получить только от Бога. Нигде в другом месте их никак не получишь. И вдруг человек устремляется своей верой не к этому, а к Самому Богу. Когда человеку нужно не Божье, а Сам Бог.

И вот что интересно: Евангелие нам как раз и говорит о том, что Бог пришел человеку дать не что-то от Своих щедрот, не какой-то Своей Божественной помощи, не какой-то Своей Божественной силы, не какой-то Своей Божественной милости даже, не какой-то Своей Божественной благодати, – а пришел дать Самого Себя. Самого Себя. Именно поэтому Он и есть Тот самый, Кто отвергся Самого Себя и взял Крест Свой. Господь наш Иисус Христос – Он Самого Себя, божества Своего отвергся. Взял крест и всего Себя отдал.  И в этом есть Его Божественная воля. Потому что Любовь – она так поступает. Любовь, – как говорит апостол Павел, – она не ищет своего. И поэтому когда есть настоящая, истинная любовь, она всё время отвергается самого себя. Она всё время губит себя ради иного, ради того, кому эта любовь посвящена, она всё время отдает себя до конца.

Поэтому Господь, отвечая на вопрос фарисею, какая самая большая заповедь в Законе, и говорит: «Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, всею мыслию твоею, всею крепостью твоею». А как это можно сделать иначе, ежели ты не отвергаешься себя, всей жизни своей Христу Богу не отдаешь?

В этом смысл нашей христианской веры, она по-другому никак не формулируется. Её по-другому никак нельзя проповедовать, нашу веру во Христа. По-другому не скажешь, почему мы христиане. И вот это и является для нас самым тяжелым.

В покаянном каноне Андрея Критского есть такие слова: «Самоистукан бых страстьми». Самоистукан! То есть человек сам для себя божок. Каждый сам себе служит. Каждый сам вправе себя жалеть. Каждый сам для себя дороже всего на свете. И вот это самое большое наше горе. Нет ничего более горького – быть самоистуканом. Потому как если человек таков, то служить Богу и ближнему он не сможет. Он никогда себя самого никому, даже Богу, не отдаст, а будет от себя отщипывать по чуть-чуть, вот это, вот это, вот это моё от меня возьмите, а всего себя – нет. Вот это свойство самоистукана. От него нам надо избавляться. Вот от этого нам надо отвергнуться. С этим нам надо бороться. В этом и есть то единственное, что может нам дать возможность идти за Христом.

А идти за Христом человеку очень и очень тяжело. Об этом как-то сказал философ, который даже не был христианином: «Честный верующий  подобен канатоходцу. Кажется, что он ступает по воздуху, потому что то, что его держит, его опора – она крайне ненадежна. Но всё-таки он идет, и всё-таки идти по этой опоре можно».

Вот это о христианах. Вот такова наша жизнь. И вот на этот путь каждого из нас Господь зовет решиться, взять крест свой и последовать за Ним. И кто это сделает, кто на это решится, кто не испугается отвергнуться себя, уже здесь, на земле, становится тем, о ком сказано в сегодняшнем Евангелии: «Некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

 

 Аминь.

2017




Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний день, третье воскресение Великого поста, самая его середина, называется Крестопоклонным, потому что в этот день мы выносим на поклонение Честной Животворящий Крест Христов, мы поклоняемся ему и славим Воскресение Христово. Если Крестопоклонная неделя – это середина поста, то евангельское чтение сегодняшнего дня – это такая сердцевина Евангелия, самое  сконцентрированное, краткое слово о главном. Можно сказать, что сегодняшнее Евангелие раскрывает весь смысл того, что мы считаем нашей верой,  нашим христианством, нашим служением Богу.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет к славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 8: 34-9: 1).

А что это – «Царствие Божие, пришедшее в силе»? Как  вообще можно понять эти слова: «Тот, кто хочет за Мною идти – пусть отвергнется себя. Ибо кто хочет душу свою спасти – тот потеряет ее»?

А понять это можно, посмотрев на Христа, потому что Он так и поступил по отношению к нам. Все, что сделал Христос, описано в сегодняшнем Евангелии. И Он хочет, чтобы мы просто повторили это, чтобы сделали то же самое, что сделал Он в свое время.

Апостол Павел сегодня говорит: Он «подобно нам искушен во всем, кроме греха». Он «может сострадать нам в немощах наших» (Евр., 4: 15). Почему же Он может сострадать? Да потому, что Он и есть Тот Самый, Кто отвергся Себя, Кто жизнь Свою ни во что вменил, Кто полностью Себя отдал для того, чтобы спасти нас.

Сын Божий, Вечный, Непостижимый, Всемогущий и Всесильный, – отвергся Себя, стал Человеком, принял на Себя все наши грехи, немощи, болезни, скорби и печали. Смерть принял на Себя! И поэтому тот, кто хочет за Ним идти,  кто хочет хоть каким-то образом быть с Ним рядом, – не может не поступать подобно Ему, не может не сделать того же. Ведь странно, когда  Христос ждет от меня ответа, просто принимать Его благодеяния и говорить: «Дай мне, Боже, это, дай мне, Боже, то! Вот сейчас у меня  такая проблема, разреши ее, пожалуйста! А вот сейчас у моих друзей  и родственников ужасная беда, – помоги, приди на помощь! Ты видишь, Господи, что творится у нас, помоги нам!»

Почему же мы обращаемся к Нему с такими словами, ожидая от Него помощи? Ну, потому что Он Всемогущ. «Ну что Ему стоит? – думаем мы. – Какая, собственно говоря, для Бога-то, для Всемогущего, мелочь – просто взять и разрешить нашу проблему,  щелк – и все в порядке: никто не болеет, все радостно находят себе невест и выходят замуж. И все получают по заслугам, ведь они же трудятся и  благодарят. Мир и благоденствие! Какой хороший, добрый Бог!».

Так почему же мы все время просим у Него, а Он  не откликается? И мы обижаемся на доброго Бога: «Ну что Тебе стоит  вот так  щелкнуть пальчиком, чтобы все в этом мире стало хорошо, по-доброму?»

А вот, чего это стоит:  отвергнуться себя! Кто готов отвергнуться себя? Кто готов свою жизнь ни во что вменить? Кто готов потерять эту жизнь ради Христа и Евангелия? Я готов? Ты готов? Ну, раз готов, иди за Христом! И ищи не Божьего, а Самого Бога. Потому что тот, кто ищет Божьего – Божьей помощи, Божьей милости, Божьего прощения, удовольствия от Бога  –  тот Бога может никогда не найти.

Но ведь мы думаем, что служим  Богу! Мы же постимся, молимся,  делаем добрые дела! Мы же исполняем заповеди!  Как хорошо бы вот так договориться: «Ты – мне, я – Тебе! Ты даешь мне Твое, а я Тебе даю мое». А ведь Богу ничего из нашего не надо,  Ему мы нужны. И это очень непросто понять. Потому что наше отдать легко. В общем-то, не трудно поститься, не трудно заставить себя на службу прийти – хотя и не каждый считает нужным, но постараться-то можно,  – отдать Богу наше.

А Ему этого не надо... Не надо Богу нашего, потому что Он хочет, чтобы нам был нужен  Он, а не Его. И эти слова, «отвергнись себя, возьми Крест свой и иди за Мной», – о том и говорят,  что Богу не нужно наше,  что Ему нужны мы.  И Он показывает, как это может быть,  Он еще раз отдает нам Самого Себя, распятого на Кресте, в Причастии Святых Христовых Тайн: « Вот вам Я, вот Мое Тело, за вас ломимое, вот Кровь Моя, за вас изливаемая! Примите Меня! Будьте со Мной!».

 И  мы приходим. Зачем мы приходим, и как мы приходим? Нам Он нужен или в первую очередь Его благодатные Дары? Нам Сам Христос важен или та милость, которую  мы можем  от Него получить?

Так вот, тот, кто хочет Самого Христа,  не боится отвергнуть себя. Он не боится жизнь свою ни во что вменить. Если человек ищет только божьего,  –  ему непосильно слышать эти слова, он никогда не сможет их исполнить. Но если он ищет Бога, он именно это и сделает, он  так и будет жить,  так  и будет причащаться, и именно о таком человеке говорится в сегодняшнем Евангелии, что  он уже увидит Царствие Божие, пришедшее в силе. Это Сам Христос, это Его любовь – Царствие Божие, пришедшее в силе. Вот так Он пришел в этот мир – любовью Своей, в полной немощи, в полном смирении, в полном отвержении Самого Себя.

Апостол Павел говорит о Христе, как о Том, Кто будучи равным Богу, не почитал хищением  уничижить Себя Самого, приняв образ раба. (см. Фил. 2:7-8). Принять зрак раба и послушным быть даже до смерти – вот  сила Царствия Небесного, с которой пришел Христос! И она дана каждому из нас, если мы  ищем  Царствия Небесного, пришедшего в силе Христовой любви.

А знак силы Христовой любви – это Крест. Вот она, любовь Христова, низводящая Бога до Креста, низводящая Сына Божия до ада, до  самого глубокого места, где только может находиться человек, чтобы найти и спасти его, потому что Он ищет не нашего – Он ищет нас, Он ищет человека.

И вот, если мы захотим увидеть Царствие Божие, пришедшее в силе,  нам надо, прежде всего, захотеть увидеть Христа, не  искать Его благодеяний, а найти Его Самого, потому что тому, кто ищет Царствия Небесного и правды его,  все будет приложено, там все рядом.

Когда сегодня мы поклоняемся Честному и Животворящему Кресту, мы поклоняемся Царствию Небесному, пришедшему в силе и в любви этого Креста, и желаем так пойти за Христом, так не постыдиться Его слов, чтобы нам можно было посмотреть Ему в глаза и радостно Ему поклониться.

 Аминь.

                                                                                                                                   23.03.2014

          



Во имя  Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Вот такие беспощадные слова звучат в сегодняшнем Евангелии, снимая с нас любое прикрытие от Бога, под которым  мы  пытаемся уберечь себя от прямых лучей Его любви и благодати. В них заключен самый главный,  самый глубокий и страшный смысл  христианской жизни, который  не оставляет человеку никакого оправдания,  никакой надежды,  никакого убежища от Бога.   

Нам все время хочется именно сберечь и себя,  и все то, что мы приобрели и взлелеяли в себе.  И одновременно нам хочется идти за Христом, быть рядом с Ним,   называться Его учениками. Мы постоянно   что-то  собираем, чтобы  сделать своим,   а с другой  стороны говорим: «Я твой, Господи, я хочу быть с Тобой». 

Но если мы ищем Бога,  жаждем Бога, если  хотим сделать Его своей жизнью, своей пищей, своим  миром,  то тогда надо к Нему придти совершенно свободным от себя, от того, что мы называем – «Я» и  «мое»,  а  Христос говорит: "Отвергнись...  забудь…  выбрось, как ненужное". 

Мы  не можем стать  Его учениками, если не начнем жить принципиально по-другому, если   не бросим, не повергнем в прах все то, что мы считаем своим,.  Отвергнуться себя – это значит  полностью перечеркнуть всю свою жизнь,  не думать о завтрашнем дне,  забыть, что в этом мире мы чего-то стоим,   имеем какую-то собственную ценность, кроме той ценности, которую вложил в нас Господь Своим образом и Своим подобием. 

В конечном счете, отвергнуться себя – это значит "пойти туда, не зная куда, и  принести то, не знаю что". Идти за Христом – это значит идти и тогда, когда Христос не ведет тебя за ручку,  это значит идти даже совершенно не видя Его, не ощущая Его присутствия, не понимая  и совершенно не чувствуя Его. Идти только потому, что Он тебя позвал… идти, не видя перед собой никакого результата, не понимая даже, что ты делаешь вообще что-то  нужное для себя… что ты духовно растешь… или становишься лучше…  или что  жизнь твоя приобретает какое-то  другое качество, – но все равно – идти за Ним туда, куда Он позвал Своим Евангелием.

А в сегодняшнем Евангелии мы слышали, что Он сказал: «Возьми крест свой и следуй за Мной.  И тот, кто хочет жизнь свою каким-то образом устроить, тот ее обязательно потеряет.  А тот, кто не задумывается, как жить для себя, а живет для Христа,  тот все в этом мире приобретет». Но эти слова можно принять только на веру,  потому что ничто в этом мире не доказывает того, что у того, кто идет за Христом,  все  в этом мире будет хорошо: нам не обещают ни благополучия,  ни успеха, ни удачи,  ни благосостояния, ни здоровья… ни-че-го.  Ничего, кроме вот этого креста, который сегодня лежит перед нами,  которому мы  поклоняемся, и о котором поем, что этим крестом пришла радость всему миру.

Не чувствуем мы радости креста.  Мы бежим от креста. Мы боимся креста. Мы крест не можем и не хотим  принять.  А Христос ждет от нас свободного принятия креста, желанного принятия креста,  потому что  это значит – следовать за Ним.

И это мы должны понять и с  любовью принять. Забудь о себе! Перечеркни себя вот этим  крестом, которому мы поклоняемся, который мы на себя взяли, чтобы идти за Христом,    царствовать со Христом,  чтобы по слову сегодняшнего Евангелия  увидеть Царство Божие пришедшее в силе уже здесь, на земле.

 Аминь

                                                                                                                                       2009


 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангелие, которое всегда читается в третью, Крестопоклонную, неделю Великого поста, говорит о том, как следовать за Христом:  Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. (Мк.8:34-35).

 Невозможно слушать эти слова без внутреннего содрогания. Они, действительно,  как меч,  пронзают человеческую душу и страшат. Кто может эти слова принять? Кто может  отвергнуться себя, жизнь свою перечеркнуть до конца и пойти за Христом так, как Он велит? Кто может выслушать эти слова и сказать: "Да, я готов все погубить ради Христа и Евангелия, чтобы не отречься от Него!". Это очень страшные слова. Страшнее только то, что говорится о распятии Христовом.

И вот перед нами лежит Крест Животворящий. В сегодняшний день мы этому Кресту поклоняемся, как бы принося эту клятву: "Да,  мы идем за Тобой, готовы себя отвергнуться до конца, готовы всю жизнь нашу забыть ради Тебя, погубить ее и не постыдиться Твоих слов!".  Готовы ли? По-настоящему ли это так? Действительно ли мы хотим так жить со Христом? Действительно ли  мы так можем?

Конечно, кто же может ответить на эти слова – да? Кто может сказать – могу? Никто на свете этого не может сказать. По человеческим силам, наверное, совершенно невозможно услышать эти слова, пойти за Христом и сделать так, как Он хочет. Сердцем человек  может этого и желать, но все в нем восстает и  протестует.  Как же можно все забыть? Как же можно всего лишиться?

И вот, действительно, такой парадокс: мы  носим на себе Крест Честной Животворящий,  мы крестились во имя Христово,  спогреблись Ему крещением  в смерть, чтобы этот Крест взять и нести и сораспяться Христу, а, с другой стороны, – мы не можем этого сделать. Не можем! – говорит нам все наше существо.   Не можем! – протестует наша воля. Не можем! –  говорит наш ум.  Сердце наше страдает от этих слов, но и по-другому мы  не можем,  потому что клятвы-то принесены… слово-то сказано… уже обеты даны Богу…  И обратной дороги нет.

  Получается, что человек живет в страшном раздвоении. С одной стороны, Христос зовет его за Собой такими страшными словами,  а с другой стороны, человек противится этим словам и мучается, и никак не может решиться на то, чтобы взять на себя крест и пойти за Христом.

В таком состоянии мы приходим в Церковь, в таком состоянии мы живем, в таком  немощном  и совершенно бессильном состоянии мы приходим к причащению Святых Христовых Таин и просим у Бога,  чтобы Он в этом причащении  исцелил нашу душу и тело,  уврачевал нашу волю,  помог бы нам  осуществить себя, сделал бы нас такими, какими Он хочет нас видеть, потому что  не по нашим силам – быть христианином. 

 Это  надо понять раз и навсегда: Евангелия человеку исполнить не дано, христианство  выше человеческих сил. То, что Христос от нас требует, не может сделать человек, не может  он с Богом соединиться и остаться самим собой.

И поэтому христианство всегда было непонятно этому миру. Апостол Павел говорит, что быть христианином  - для иудеев  соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1,23). Вот и Христос на вопрос учеников, – Кто же может спастись? –  ответил: "Никто не может".  Но невозможное человекам возможно  Богу. (Лк. 18, 27)

 Сам  Бог приходит к человеку, чтобы сделать его таким, отвечая просто на его желание, и отдает ему Себя, подает  в причастии Святых Христовых Таин, чтобы то, что невозможно для людей, было возможно для Бога. И   мы к Нему приходим, и  просим подать нам Его Тело и Кровь животворящую, чтобы Он явил нам эту милость,  помог нам  преобразить свою жизнь и сделать ее похожей на Христову жизнь, на жизнь Божественную. И мы подходим к Чаше,  и причащаемся Святых Христовых Таин, и понимаем, что сейчас Господь с нами соединился, подал Себя, и наша жизнь может стать другой благодаря  Его силе и  благодати.

И в этот момент происходит страшное и великое:  человек причащается того самого Креста, которого он так боится, от которого он так пытается уйти, который   отвращает его своим призывом. Ведь в причастии святых Христовых Таин мы принимаем Тело –  ломимое, Кровь – изливаемую, то есть то,  что было на распятии, что было Его крестом. Мы слышим это каждую Литургию: "Примите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Пейте все, сие есть Кровь Моя, за вас изливаемая".  И вот мы причащаемся этой Голгофе. Мы соединяемся с  распятием.  И  в этот момент мы, часто не понимая,  не осознавая  и  совершенно этого не желая,  вступаем со Христом на Голгофу.    Его Голгофская смерть входит в нашу жизнь,  и Христос,  как своих учеников, влечет нас за собой к распятию,  хотим мы того или не хотим. Но коли мы Ему доверили себя, мы доверили Ему нашу жизнь со влечением на Голгофу.

Когда Христос сказал ученикам, что через  несколько дней Его предадут  и распнут, они ужасались и тосковали, но  шли за Ним.  А Петр, в ответ на призыв Христов,   сказал такие слова: "Господи,  с Тобою я готов и на смерть, и в темницу!".  Мы знаем, что было после этих слов:   Петр не удержался, не смог быть до конца со Христом на Голгофе, по человеческим силам это невозможно никому. Но он сказал эти слова.

И  когда мы подходим к  причастию Святых Христовых Таин,  это должно быть нашей молитвой, это должно быть нашими главными словами: "Господи, с Тобою я готов и на смерть и в темницу!". Вот чувство, с которым христианин должен причащаться  Святых  Христовых Таин, потому что после причастия Господь именно это нам и дает – возможность быть с Ним. Тело ломимое и Кровь излиянная, это и есть распятие Христово,  тот крест, которым Христос нас спасает. Это и есть искупительная жертва, за нас принесенная, и  призыв к каждому из нас – стать Его Телом, по-настоящему стать Его Церковью, шествующей за Ним до конца.

  Поэтому не будем удивляться тому, что после того, как мы сами себя отдали на распятие, этот мир начинает нас гнать. Нам становится страшно тяжело нести свой крест. С нами происходят скорби, несчастья и болезни. Не будем их избегать, потому что мы  сами  принимаем на себя Голгофу, потому что те слова, которые Господь нам сказал – да отвергнись себя – мы приняли вместе с принятием Святых Христовых Таин,  осуществленными в Чаше, которая будет сегодня выноситься.

 И это есть радость, которая пришла для всего мира. Мы поем в воскресной песне:   «Прииде бо Крестом радость всему миру»…  Какая же это радость –   отвергнуться себя,  забыть о себе, душу свою погубить ради Креста и Евангелия?  В чем же здесь радость?

Но тайна радости Христовой открывается для нас всякий раз, когда мы причащаемся Святых Христовых Таин. Мы  знаем доподлинно, какая это радость, соединиться с Господом нашим Иисусом Христом,  самая полная радость,   самое высшее блаженство,  которое доступно на земле каждому из нас, еще не вошедших в Царствие Небесное.

Разве это не радость? Разве это не блаженство –  вот так вкушая Тело и Кровь Христову становиться  подобным Ему,   становиться просветленным Его светом и Его благодатью?

И не случайно сегодняшнее Евангелие заканчивается такими замечательными словами:  Истинно говорю вам – говорит Христос каждому из нас, стоящих сегодня в храме, -  есть некоторые из  стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как  уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе  (Мк .9,1 ).Это значит, что каждому из здесь стоящих дарована возможность уже здесь, на земле, стать гражданином Царствия Небесного. Уже здесь, причащаясь Кресту Христову и следуя за Христом,  познать, что такое радость Его Царства. А радость Царства Небесного никак иначе не дается, как только через следование за Христом.

Великий пост, который мы  с вами проходим, это такая маленькая, но очень радостная возможность отвергнуться себя.  Ведь самое главное во время Великого поста – это  не то, что мы едим, это не то, даже, как мы молимся, не то, как мы добрые дела творим. Самая главная цель Великого поста в том, чтобы  забыть себя  ради Христа и ради Евангелия. И поэтому будем причащаться Святых Христовых Таин с радостью  и любовью, зная, что то, что невозможно людям, возможно Богу. Это Он подает и силы, и радость, и крест быть до конца с Ним. И если это у нас хоть немножечко получится, тогда радость  Креста обернется самой полной пасхальной радостью для каждого из нас.

Потому что этот Крест ничем не отличается от Воскресенья. За  Голгофой следовало Воскресение, которым  Христос смертию смерть поправ, открыл двери Рая. И радость Креста – это радость Христовой Пасхи.

Аминь.

2008