О богатом улове.   (Лк. 5,1-11)

 

 

Призвание апостолов Симона и Андрея
Равеннская мозаика. V в.

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Господь совершил чудо во время Своей проповеди на озере Генисаретском. Он сел в лодку апостола Петра, отплыл немного и учил народ. Это учение Христово, евангельское слово, которое Он нам принес, и является центром всей жизни христианина. «Я Свет, Который пришел в мир», – говорит Господь о Себе (Ин., 8: 12; Ин., 9: 5), «Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин. , 1:5). Бог настойчиво говорит человеку и о Себе, и о самом человеке, но часто бывает так, что человек ищет в Боге чего-то иного, чего-то своего – и отворачивается от Слова Божия, которое есть Свет.

И когда человек у Бога ищет не Божьего, а своего, жизнь его помрачается, становится бесплодным, беспросветным существованием. То, что Бог может дать человеку, оказывается человеку не нужным...

Когда Христос повелел Петру отплыть на глубину и закинуть сети, Петр сказал Ему: «Господи, мы всю ночь трудились и ничего не поймали» (Лк, 5: 5). Так и с людьми бывает: трудится-трудится человек всю жизнь, а результата нет. Но далее Петр говорит Христу: «Но по слову Твоему, Господи, я закину сеть».

И Божье Слово, по которому Петр начинает действовать, приносит огромные плоды. Евангелие говорит нам, что они поймали столько рыбы, что лодки начали тонуть под тяжестью улова. Все совершилось по слову Божию. Когда же апостолы приплыли к берегу, они бросили свои сети, оставили наловленное, дом, родителей, и пошли за Христом, потому что Христос сказал, что теперь они будут ловцами человеков.

Они пошли по Слову Христову, о котором нам говорит святой апостол Павел в своем послании: «Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.  И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.» (2-е Кор., 6:16-18; 7:1).

О чем здесь говорит апостол Павел и как это относится к тому, что мы сегодня слышали в Евангелии? Он говорит в том, что Слово Божие изменяет человека, делает его иным. Апостолы пошли за Христом, и это шествие их преобразило. Апостольское шествие за Христом создало Церковь Божию, и мы с вами – часть Церкви Бога Живаго. Но храм Божий несовместим с идолами, учит апостол.

Что же значит для нас, христиан, шествие за Христом? Часто в своем хождении за Христом человек подменяет Его, заменяет совсем другими вещами, очень соответствующими духу христианства, как ему кажется, очень важными, но он не замечает, что совмещает Бога и идола. То, что говорит Христос, отодвигается на второй план, а главным становится «мы», «наше», «здешнее», «земное», «нутряное», «я и они», «мы и враги», а Христа тут уже нет. Его место занимают маленькие античные идолы, в свое время, наверное, послужившие развитию человечества, но теперь занявшие место самого Христа.

И тогда христианство превращается в государственную религию, или национальное достояние, или в иные абсолютно земные человеческие ценности, но Христа там нет и быть не может. Манипулируя земными понятиями, люди, христиане, ставят их на место Христа и считают, что это и есть православие, это и есть Слово Божие.

Но апостол говорит нам о несовместимости храма Божия с идолами. И мы должны отказаться от земных понятий и идти за Богом туда, где есть Он, Его любовь, Его прощение, Его призыв молиться за врагов, прощать ненавидящих и обидящих нас, благотворить всякому, кто нуждается в нашей помощи, не делить людей на своих и чужих, не гнать тех, кто думает и говорит иначе. И всегда помнить о том, что Христос пришел в мир спасать грешников, из коих первый есмь аз.

Увидев себя в свете Любви Христовой, апостол Петр так о себе сказал: «Отойди от меня, Господи, я очень грешный человек». Он вдруг почувствовал со всей очевидностью несовместимость со светом Христовым тех идолов, которые живут в человеке.

Поэтому к каждому из нас сегодня обращен призыв: очистите свое отношение к Богу от ненужной накипи земной, от накипи ненависти. Только тогда вы сможете почувствовать себя частью храма Бога Живого, и Дух Господень – Дух любви, мира,  милосердия, истины и прощения – будет жить в вас.

Аминь.

2014






Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня евангельское чтение говорит об удивительном рыбном лове. Господь на Генисаре́тском озере проповедует народу, а потом повелевает Петру отплыть на глубину и закинуть сети. На что Петр говорит Христу: «Господи, мы всю ночь трудились и ничего не поймали. Но по слову твоему я закину сеть». И они поймали великое множество рыбы, так что даже сеть начала прорываться, и им на помощь пришли другие рыбаки, братья Иоанн и Иаков. Когда они вытаскивали сеть,  лодки стали тонуть. Пётр, увидев это, в ужасе сказал: «Господи, выйди от меня, потому что я – человек грешный». Христос сказал ему на это: «Не бойся, отселе будешь ловить человеков». Когда они приплыли к берегу, то оставили весь улов и пошли за Христом.

А апостольское чтение начинается с таких слов: «Бог, который повелел из тьмы воссиять солнцу, также каждого из нас Своим светом озарил» (2 Кор. 4:6).  В этом свете, свете Христовой истины,  всё так озарилось, что оказалось, что  в этом мире ничего не страшно. Нас гонят, –  говорит апостол Павел, – а мы на месте. Нас убивают, а мы все равно живы. Нас притесняют, но мы всё равно здесь. Мы  живём не смотря на то, что мёртвость носим в себе. Но жизнь действует в нас, потому что свет воссиял для нас» (см. 2 Кор. 4:8-10).

И действительно,  бывает так, что пока Христос не придет в  жизнь человека, она подобна той ночи, безрадостной, бессмысленной и бесполезной, как та ночь, в которую апостолы ловили рыбу. Всю ночь они трудились и ничего не поймали. Вот так  человек всю жизнь может  жить бессмысленно: он  трудится, заботится, огромные силы прилагает для того, чтобы каким-то образом устроить свою жизнь, а  всё без толку. Что бы во тьме ни случилось, все  уходит,  не принеся никакого плода, пока  в жизни не  появится какой-то смысл и  что-то ее не озарит. Даже такие простые хорошие и правильные вещи, как любовь, дружба, верность, долг, честь, благородство, не будучи светом Христовой истины, а только каким-то ее отблеском, могут озарить человеческую жизнь и сделать её достойной. А вот когда Христос приходит со Своим Светом, тогда  всё встает на свои места и становится иным.

И для апостола, который слышит слова Христа, этот Свет восходит, и он говорит: «по слову Твоему, Господи, поступлю». Он не говорит, что поступит  по разуму или по опыту,  как действуют другие в этом мире. Ведь днём, при свете солнца рыбу никто не ловит, но он закидывает сеть  «по слову Твоему». И  исполняя слово Божие, апостол вдруг не только получает такой результат, которого никогда в своей жизни не имел, но в этом Свете видит ещё и себя. Свет вдруг воссиял для него так, что  он увидел себя в присутствии Христа и ужаснулся, потому что  вдруг понял, кто он такой, и не смог себя таким вынести. Присутствие Христа оказалось для него нестерпимым.  «Господи, выйди от меня, потому что я – человек грешный». А Христос ему говорит: «Не бойся». Не бойся быть тем, кто ты есть, ведь когда ты видишь себя в Свете Истины, ты можешь к этой Истине приблизиться, можешь стремиться к ней, подражать и хоть немного ей соответствовать. А по-другому не выйдет.

И тогда апостол и его друзья, будущие апостолы, выловив  это огромное количество рыбы, сошли на берег, всё оставили на берегу и пошли за Христом. Воссиявший для них Свет Истины оказался  дороже любого улова, любого  земного результата. Они нашли такое, чего бы никогда в  той тьме, в которой жили, обнаружить не смогли: самое главное – это Христос. И они не испугались всё оставить и пойти за Христом.

В нашей жизни всё происходит точно так же. Мы, собравшиеся сегодня здесь в храме, это как раз те, для кого Истина воссияла, для которых взошло это Солнце Правды. Из Евангелия, из всего опыта Церкви, из небольшого, но собственного опыта мы знаем, что есть Истина. И кто мы в свете этой Истины нам тоже показано. Всё это нам известно. Но испуг остался. Страх потерять свой земной улов не дает нам возможности по-настоящему идти за Христом.

Господь показывает, в чём смысл жизни. Господь рассказывает в своём Евангелии, как жить христианину. Господь нам, как и  апостолам в сегодняшнем чтении,  говорит: «Не бойтесь». Ничего не бойтесь, когда вы с Истиной, когда вы со Светом, когда вы со Христом. Даже смерти не бойтесь.

 А у нас улов. А у нас сети. Нам хочется и истину  иметь в каком-то достаточном для себя объеме, и улов при себе оставить. Ведь оправдать себя в своем земном улове мы, христиане, можем легко и просто. Ведь это же всё с помощью Божьей сделано! Как же это можно оставить! Мы всё время пытаемся найти богословские обоснования для того, чтобы прожить на этой земле удобно и выгодно, и, одновременно,  хорошо и благочестиво,  чтобы быть и  с истиной, и  с уловом. Но это невозможно. Когда мы остаемся с уловом, нам  некуда идти. Нам  хочется его хранить, а хранилища укреплять и увеличивать.  А  за Христом так  не пойдешь. За Христом можно идти только налегке.

После того, как апостолы пошли за Христом, они не перестали быть рыбаками. В Евангелии  нам рассказывают, что апостолы продолжали ходить на рыбную ловлю, и даже после Своего воскресения Христос  встречает их  на этой  ловле, и они  снова получают огромный улов. Человек, идущий за Христом, не перестает быть человеком, не лишается всего того, что   ему  Господь послал для его становления. Без Христа он просто рыбак, а во Христе он уже апостол. И поэтому каждому из нас  хорошо бы сегодня посмотреть на наших апостолов, которые идут за Христом и, не испугаться им подражать.

Аминь.
2013

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

В сегодняшнем послании апостол Павел, обращаясь к христианам, говорит такие слова: «Кто сеет скупо, тот  скупо и пожнет». (2 Кор. 9,6).  И далее говорит, что  Господь, который всегда очень щедро сеет, способен обогатить нас всякою благодатью.

В этом послании говорится  не только о том, конечно,  что каждый христианин должен проявлять милосердие от сердца и  приносить себя в жертву служения ближнему своему; и не только о том, что  существует заповедь  десятины, которую  каждый верующий должен отдавать на храм; но, прежде всего, о том, что духовная жизнь складывается, как некое сеяние, как расточение самого себя. И там, где существует щедрость такого сеяния,  Господь посещает благодатью, которой очень много   у  человека,  не боящегося себя расточать, не цепляющегося за свои привязанности, которые становятся нашим существом,  ложным и ветхим.

Когда человек сам сознательно ограничивает свое общение с Богом, тогда  это и есть  – скудность сеяния. А как человек себя ограничивает? По разному. Он может  ограничивать свое общение тем, что не молится как следует, много и  регулярно.  Он может ограничивать свое общение с Богом тем, что причащается редко. Он боится  расточить себя  в молитве, боится  расточить себя в посте, боится расточить себя в  том, чтобы в храм ходить, как это Господь заповедал.

А иногда бывает так, что человек и в храм ходит регулярно, исповедуется и причащается  еженедельно,  и молится по утрам, но все равно и этим он ограничивает свое общение с Богом, даже этим. Даже за этими благочестивыми делами  все-таки может  стоять  подспудное желание сказать Богу:  «Это я Тебе отдал, а вот теперь я  позволю себе от Тебя на какое-то время отвернуться, пожить своим,  пожить для себя,  чтобы Ты мне сейчас не мешал, в этот момент меня не трогал».  Даже так можно ограничить свое общение с Богом.

И если существует такое  духовное состояние, если человек способен так Богу сказать,   то духовная жизнь   его –  очень скудная, как бы он ни старался, как бы он ни трудился, подобно Апостолам, которые  всю ночь трудились и ничего не поймали. Жизнь такого человека похожа на ночь. Она темна и беспросветна. Если человек сознательно скуп по отношению к Богу, скуп по отношению к Отцу своему небесному,  способен от Него на какое-то время убегать, прятаться и отворачиваться, жизнь его помрачается. Для того, кто отворачивается от солнца, для того, кто прячется от света,  вся жизнь – как ночь.

И вот Симон говорит: «Господи, всю ночь мы трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему я заброшу сеть». Когда Апостол поверил, уверился,  открыл Себя для Господа до конца, тогда совершилось  чудо, о котором говорит нам сегодняшнее Евангельское чтение. Рыбаки  стали тянуть сети, и рыбы оказалось так много, что они вынуждены были позвать на помощь еще одну лодку с братьями Иаковом и Иоанном, и  обе лодки стали тонуть. Вот знак того, что Господь отвечает просто на решимость человека, просто на желание его быть с Богом,    не ограничивая себя в поиске Его воли,  а  наоборот,  постоянно взыскуя ее.  Если человек идет этим путем, как бы ни было это  абсурдно по отношению к собственной жизни, каким бы странным и невыгодным это ни казалось,  в ответ он получает такую милость Божию, такую безмерную благодать и одновременно просвещение глубокое.

Ведь ночь проходит. А когда проходит ночь, свет все показывает. В этом свете апостол Петр видит, кто он такой, каков он на самом деле. Когда вступает свет, происходит то же, что с   Петром, который сказал: «Господи! Выйди от меня, потому что я человек грешный». Свет воссиял для Петра. Он вдруг увидел, что с ним происходило все эти годы, каким он был в отношении к Богу, каким он был в отношении к ближним. И это – Апостол, благочестивейший человек, о котором нельзя было сказать, что он ограничивает свое общение  с Богом, который одним  из первых за Христом пошел! Но и он, увидев себя, сказал: «Выйди от меня, потому что я – человек грешный». Вот так свет воссиял от Бога для Апостола.

А Христос ему сказал: «Не бойся. Не бойся себя таким, не бойся, что увидел себя грешным. Не бойся, что, наконец, свет для тебя воссиял, и тебе стало страшно от видения своих грехов.  Не бойся!»

И нам Господь так говорит, когда вдруг осветит наши души, когда луч света проникнет в нашу тьму, и мы видим весь ее ужас: какими и мы бываем по отношению к Богу  в своей  безумной, бессмысленной, такой  мелкой  и безблагодатной жизни, когда отворачиваемся от Бога, и, подобно скупому рыцарю, хотим  считать сундуки собранного добра. В такой момент хочется скрыться даже от самих себя, закрыть глаза и   сделать вид, что ничего не произошло.  Потому что очень страшно видеть себя грешным. Очень неприятно жить с этим. А Господь говорит: «Не бойся», – потому что  благодать, которую Он подает человеку,  делает его иным.

А потом Господь говорит Петру: «Отселе будешь уловлять людей». Через видение своих грехов,  своей немощи и помраченности ты сам становишься способным  просвещать других. И вот что делают  люди, которые слышали Его слова:  они бросают все свое, оставляют то,  что составляло смысл их существования, и идут за Христом. И нет уже никакой преграды между Апостолами и Христом, они сидят близко и рядом друг с другом.

И  нас в этот день Господь призывает сеять щедро, оставить все: свои дела, свои попечения, и быть вместе с Ним, потому что ночь…  она проходит,  день приблизился. И мы не чада ночи, а сыны дня.  Да воссияет свет Христов в каждом из нас подобно тому, как он просветил апостола Петра, чтобы и нам Господь щедротами Своими послал Свою спасительную благодать, чтобы мы, подобно Апостолам, пошли за Ним в Царствие Небесное. Аминь.

 

2003 г.