Главная » О единстве во Христе

О единстве во Христе

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня я хочу обратить ваше внимание на апостольское чтение, отрывок из четвертой главы Послания апостола Павла к Ефесянам. Он звучит так: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф. 4,1-6).

Вот такие слова, обращенные ко всем нам. Апостол просит, не просто просит, а умоляет всех нас быть совершенно едиными друг ко другу, хранить союз любви в духе мира, быть единым телом, в котором пребывает Сам Господь.

Когда я читал эти слова, готовясь к сегодняшней проповеди, для меня стало очевидным, к чему призывает нас апостол, о чем он нас умоляет. Быть достойным звания, в котором мы призваны, это быть достойными христианами, конечно же. Об этом идет речь. Апостол умоляет нас быть Церковью. Апостол умоляет нас быть единым телом. Апостол умоляет нас жить святой Евхаристией, жить причащением Тела и Крови Христовой, как единственным и настоящим и самым главным стремлением христианина: соединяться со Христом, в этом союзе пребывать с Ним, и в этом союзе пребывать друг с другом. Каждая Божественная Литургия, – это не только призыв апостола Павла, но призыв всей Церкви, это призыв Самого Господа, потому что мы каждый раз слышим те же самые слова. Господь нас призывает: «Примите, сие есть Тело Мое, пейте все, это Кровь Моя».

Многие, пришедшие сегодня в храм, не причащаются. И вот, зададим себе вопрос, почему приходящие на литургию не причащаются на ней. Многие из тех, кто причастился сегодня, могут не причаститься завтра на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы или в следующее воскресенье, и как-то так естественно не причаститься… … как будто так положено - не причаститься на литургии… как будто причаститься на литургии есть что-то для нас сверхдолжное, словно мы совершаем какой-то особенный поступок, сверх наших сил. А ведь это совсем не так.

Давайте зададим себе вопрос: а что препятствует нашему причащению на Божественной Литургии? Что является препятствием на нашем пути ко Христу? Это очень простой вопрос, который часто человек задает сам себе или священнику на исповеди: "Батюшка, я не знаю, что делать. Каждый раз одно и то же, у меня в жизни ничего не меняется, ничего не происходит, все как было, так и есть. Я вроде стараюсь, а ничего не получается". А ответ на этот вопрос коренится в самой Литургии. Надо спросить себя: "А почему я не причащаюсь? Что мне мешает?" Вот что мешает причащаться, то и является основной проблемой твоей духовной жизни. Это и является самым основным препятствием ко Христу. Чаще всего оно заключается в обычной человеческой лени, в маловерии, в нежелании над собой трудиться, по-настоящему усердно жить духовной жизнью.

Когда человек готовится к причастию, когда он готовится к встрече со Христом, он естественно напрягает свои внутренние силы, он пытается осмыслить свою жизнь, посмотреть вглубь себя и увидеть свои немощи. Ему, конечно, становится неприятно от зрения своей беспомощности и косности, неприятно напрягать себя снова и снова, чтобы на это смотреть. И поэтому всякое участие в литургии человек воспринимает как подвиг, как нечто особенное, как нечто такое, что не является естественным для него. И это очень трагично. Как раз об этом и говорит сегодня апостол, потому что един Господь, едино Крещение, едина наша Церковь, едино наше Тело, где Господь пребывает с нами и пребывает в нас. А Он пребывает в нас, когда мы Его в себя принимаем, когда мы Ему причащаемся, когда мы с Ним соединяемся, когда мы с Ним по-настоящему разделяем Его жизнь, которую Он нам предлагает в Божественной Литургии. А причащаясь Ему, мы естественно становимся и друг другу причастны, и друг с другом по-настоящему едины.

Правда, может быть, мы этого единства не всегда хотим, именно его нам как раз и не хочется. Нам хочется чего-то своего: как-то по-своему жить духовной жизнью, чтобы нас никто не трогал, не касался, чтобы наша жизнь была обособленной, чтобы мы могли сказать - ну что, душа моя, много у тебя всего на всякое время, веселись, пей и ешь, покойся, все у тебя есть, тебе никто и ничто не нужны. А вот апостол призывает нас сегодня по-настоящему разобраться, что значит в Бога богатеть.

Сегодня мы слышали коротенькое евангельское чтение про безумного богача, которому Христос сказал: "Безумец, в сегодняшнюю ночь душу твою от тебя отнимут. Кому же достанется то, что ты для себя скопил?" (Лк 12:16-20) 

 И заканчивается оно такими словами: вот что бывает, когда человек не в Бога богатеет. А в Бога богатеть у нас только одна возможность: Ему приобщиться, Его принять, с Ним соединиться. По-другому нельзя в Бога богатеть. Эту возможность Господь нам подает на каждой литургии и каждого допускает, каждому дает возможность открыть себя для Бога. В этом суть нашей жизни христианской и больше ничего.

Когда мы приходим на литургию, заранее говоря себе:  "Я на литургию пойду, а причащаться не буду", – кому эти слова сказаны? Себе самому? Нет. Это сказано Господу. Это надо понять и принять, потому что духовная жизнь строится только так: либо ты с Богом, либо ты без Бога. Вот такие жесткие слова. Либо ты к Нему идешь, либо ты от Него уходишь, а не просто сидишь где-то на одном месте и ждешь следующего поезда. Нет, духовная жизнь  такая: или – или. Либо ты здесь, либо ты там, далеко от Бога. Либо ты сказал, – "я к Тебе иду" – либо ты от Него отвернулся. И когда звучат слова евхаристического канона, которые призывают нас к причастию, а мы слушаем, а ответить ничего не можем, так ведь это тоже вопрос на страшном судилище Христовом: почему же ты, придя ко Христу, ничего не можешь Ему сказать?

Вот об этом сегодняшнее апостольское чтение. Апостол умоляет, Церковь нас призывает, Христос нас зовет, чтобы наша жизнь была настоящей, чтобы мы действительно были достойны того звания, в котором призваны.

 Аминь.

 2006