Главная » В неделю перед Воздвижением.

 В неделю перед Воздвижением.


 (Иоан.3:16,17) (Мф. 25, 14-30)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии, в воскресение перед Воздвиженьем Креста Животворящего, есть такие слова: «Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы никто не погиб, но все спаслись. Ибо пришёл Бог в этот мир не судить, но спасти его». А второе Евангельское чтение в сегодняшнее воскресение повествует нам притчу о злых виноградарях, где показывается, как мир ответил на эту Божественную любовь.

Виноградник, о котором идёт речь, это очень древний библейский символ. Виноградником пророки всегда называли народ Божий, Церковь. Но и Новозаветная Церковь тоже символически нарекается  виноградником, потому что виноградник – это особое место, где совершается чудо преображения, где то, что насаждает Господь, созревает и становится прекрасным плодом. Потом этот плод погружается в точило, где его давят. Истекает виноградный сок, который после брожения становится вином. И далее с этим виноградом может произойти ещё одно чудо. Это вино на Божественной Литургии становится Кровью Христовой, которую Господь пролил за этот мир, знаком Его любви, знаком спасения для каждого человека. И когда архиерей служит Божественную Литургию, он благословляет именем Христовым молящихся в храме и говорит: «Призри Господи с небесе и посмотри на виноград сей, который насадила десница твоя». Так вот, мы – это виноградник, где Господь  слово Своё посеял, Себя отдал, чтобы мы этот виноградник, подобно делателю, хранили и умножали.

 Интересно, что это задание изначально присуще человеку в этом винограднике. Когда мы открываем книгу Бытия и  читаем о сотворении человека, то мы видим, что Господь ему говорит хранить это место и трудиться в нём. Представление человека о рае очень странно. Мы даже с трудом представляем, что это такое, хотя нам это открыто в Священном Писании. Обычно рай представляется как такое блаженство ничегонеделания, блаженство отдыха, блаженство, когда нет ни печали, ни воздыхания, а есть только все очень хорошее, прекрасное и замечательное. Мы забываем, что в раю человек трудился.

Рай – это, прежде всего, место  человеческого творчества, и Адам, для которого  рай был создан,  должен был там трудиться. Это была первая заповедь, которую ему Господь дал: взращивать, хранить, умножать, беречь, владычествовать. А мы-то понимаем слово «владычествовать» как взять и присвоить, взять и употребить, взять и всячески использовать только для себя. Вот что значит для нас владычествовать. А Адаму  была дана власть владычествовать над этим миром так, как Господь владычествует над нами. Мы ведь называем его Владыко Всемилостивый.  И Он нами так владычествует: «Ибо так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного за него отдал».  Вот таким образом Господь владычествует над миром и над каждым человеком: Он хранит его, бережёт, идёт за ним даже до ада, чтобы никто не погиб, но имел вечную жизнь.

И вот сегодняшняя притча нам показывает, как человек может извратить Божий замысел о себе самом, и вместо того, чтобы уподобляться Богу, служить Ему и приносить  свои плоды, начинает владычествовать по адски, по сатанински. Адское, сатанинское владычествование всё пожирает, ничего вокруг не оставляет. Так происходит с очень многими людьми, с каждым из нас происходит, когда истребляется все, что нам вручается Богом, потому что мы не умеем владычествовать с любовью. Мы не желаем так владычествовать, как владычествует над нами Господь, а всё пытаемся присвоить. Мы умудряемся употребить даже Любовь, которую Господь нам дает в Церкви, в  евангельских словах, в таинствах, чтобы никаким образом не поделиться ни с кем. 

 Удивительно…  так много  любви дано человеку в этом мире. Дана, казалось бы, такая естественная любовь к родителям, как она  может умереть? А мы видим, как эта любовь не хранится, истощается со временем, как она  превращается ни во что и умирает. Как может умереть любовь к собственным детям? А мы видим, как и это у многих исчезает. Умирает любовь супружеская. Не хранится и умирает дружба. Всё божественное, что есть в человеке,  стремится к смерти.

Человек не умеет любить и  владычествовать даже над самим собой. Ему с рождения дано быть человеком, не обезьяной, а человеком, чего он никак не заслужил. Но ему уже дано так много любви, свободы, творчества, сил необыкновенных, чтобы быть человеком! А он не может самого себя сохранить, теряет  дары Божии, врученные ему с рождения, просто так,  ни за что, потому что  пытается  всё  использовать для себя… И из-за этого всё теряется, всё уничтожается, всё уходит прахом. Человек  лишается смысла своего существования и тем самым теряет свое спасение,  потому что, сотворенный по образу и подобию Божьему, он может быть человеком только в подражании Богу, только в труде, который Господь ему вручает.

 Мы – виноградник Божий, мы то, что Господь насадил и вручил нам, как Он вручил Адаму рай:  это пространство для жизни,  люди, которые нас окружают,  те самые ближние и дальние, с которыми мы встречаемся на этой земле, чтобы владычествовать, как владычествует Господь, чтобы дарить, как дарит Господь. Мы должны смотреть, как смотрит Господь,  говорить, как говорит Господь,  чтобы всё это не пропало втуне, не было потеряно, как у  злых виноградарей, сказавших – Это моё,  себе возьмем, никому не отдадим, а если кто покусится на наше, того будем истреблять,  изгонять и  уничтожать.

И вот мир уничтожается на наших глазах. Мы видим, как этот мир постоянно пожирает смерть:  его истребляют несчастья,  с каждым десятилетием все большее количество людей лишается смысла своего существования,  мир страшным образом пожирает сам себя. А Господь, по слову апостолов, «всегда тот же», Он всегда здесь же, Он всегда вместе с нами.

И вот, это слово  Его любви, которое приходит в  мир не судить, а спасать, всё равно обращается к человеку. Оно  призывает его подумать о себе, оглянуться вокруг, увидеть этот мир по другому, принять Бога и попробовать владычествовать над этим миром, над этим виноградником, так, как над ним владычествует Господь.

Сегодня прозвучали слова апостола Павла, что мы во Христе – новая тварь (см. 2Кор.5:17). Мы – новое творение. Мы во Христе совсем другие, нежели прежний народ, который жил без благодати,  а только пророчеством о Боге, как жили  праведные Иаким и Анна, которых мы сегодня вспоминали. Эта семья, бесплодная и, казалось бы, совершенно, бессмысленная и ненужная, терпела поношения: «Зачем вы живёте, коптите землю, у вас потомства нет!» И какой потрясающий плод любви они принесли Богу! Принесли своей верой, своим мужеством, своим доверием Богу.

И сегодня мы тоже эти слова слушали: «Стойте в вере», – говорит апостол, – «будьте мужественны, и пусть всё у вас да будет с любовью» (см. 1 Кор. 13-14). Стояние в вере – это верность Богу, желание отвечать на Его любовь любовью,  на Его заботу – настоящим внимательным исполнением заповедей Божиих,  твердостью в вере, мужеством. Оно и делает нас, в общем-то, новыми людьми.

Это так просто, на самом деле, быть новым человеком. Надо быть просто верным Христу, со страхом Божьим исполнять Его заповеди. И заповеди Его не тяжкие. Не хочется нам быть такими,  нас все тянет  использовать этот мир, подарок Божий, словно через это мы станем богаче, основательней. Нет, всё теряется, всё проходит мимо. Но мы можем найти в себе желание жить.  Апостол Павел сказал: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Казалось бы, такие слова не говорят о желании жить,  распялся человек,  отрекся от этого мира, нет  у него ничего, что даёт жизнь. Но тут же он говорит: «Но не я живу, а живет во мне Христос» (Гал.2:20). И это самое главное в нашей жизни: почувствовать, наконец-то, что в нас живет Христос. А ощутить Христову жизнь, человек может тогда, когда он стоит в вере, когда он мужественен, и когда он старается всё делать с любовью.

Аминь.

2013

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы слышали евангельские слова о том, как Господь возлюбил мир.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.  Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Иоан.3:16,17)

И вместе с этим евангельским словом мы слышим притчу о талантах, о том, как Господь раздает таланты своим рабам, посылает их умножать Его дары, и как Он приходит потом за эти дары человека судить.

Казалось бы, два таких противоречивых отрывка. С одной стороны, Бог приходит в мир не для того, чтобы судить, но для того, чтобы спасать. А другой отрывок нам говорит о том, как Бог будет испытывать человека, как Бог приходит к человеку и спрашивает с него ответа за его жизнь.

Что же собой являет это спасение? Что же значат  слова о том, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную?

Мы знаем, что, прежде всего, это говорится об искупительной жертве Спасителя, о Его крестном страдании, о Его сошествии во Ад, о Его воскресении из мертвых. Это Евангелие читается сегодня потому, что близится праздник Воздвижения Креста Господня, поклонения  спасительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. Он выкупает нас Своею собственною смертью и Своим воскресением от смерти, от власти греха и диавола. Мы выкуплены из рабства, мы этой жертвой, казалось бы, спасены. 

Но нет. Бог не останавливается на  том, чтобы просто загладить наш первородный грех и вернуть нам прежнее достояние Адама. Он делает гораздо больше. Он действительно спасает нас в том смысле, что никто не восходил на небо помимо Сошедшего с него Сына Человеческого. Он нам дает возможность дорасти до Своего Единородного Сына, чтобы взойти на небо, потому что никто не восходил на небо кроме Сына Человеческого, сшедшаго с небес.  И вот это-то и есть спасение – взойти на небо. Взойти на небо вместе с Единородным Сыном, пройти Его путем до конца.

И для того, чтобы  спасение совершилось в полноте, Бог  раздает нам дары – таланты. Он каждого из нас обогащает, но не  так, как мы привыкли в этом мире обогащаться. Он обогащает нас Собой. Нас, только что выкупленных из рабства, нищих, бывших рабов, – Самим Собой. Он нам дает нечто такое, чего у нас не было никогда,  и что  без Него бы мы никогда  не получили. Он нам дает Свои дары, которые являются Его собственным свойством, Им Самим. Он нам дает в качестве даров Свою любовь, Свою свободу творчества, разум… Свой божественный чистый… Он нам дает очень много. И милосердие дает. Жизнь вечную нам дает, чтобы мы жили вот в этом божественном законе, который называется Законом Божиим.  Он нас обогащает всем тем, что мы даже изъяснить не можем, потому что Бог бесконечен в своей полноте. И вот все это Он нам передает. Каждому по силам. Кому десять талантов, кому пять талантов, кому три таланта, кому один талант… Но все эти дары  – они одни и те же. Это все – Он.

И вот каждый из нас это принимает. Но принимает в той степени, к величайшему сожалению, в которой мы оказываемся этими дарами довольны здесь, на земле. Он нам дает Свою любовь, но мы боимся идти этой любовью до конца, потому что в той мере, в какой мы можем любить, мы в достаточной мере любим своих ближних, свои семьи, своих детей. Но даже эта любовь идет у нас с большим трудом и с большим препятствием, потому что до конца и по-настоящему даже здесь любить мы в общем не можем, мы все время останавливаемся, потому что мы боимся любить до конца. А уж когда речь заходит о любви к врагам, о любви к ненавидящим и обидящим, здесь мы находим любые способы, в том числе даже богословские, для того, чтобы не любить, для того, чтобы не исполнить вот эту божественную любовь, которой Господь нас обогащает.

То же самое происходит с нашей свободой. Когда мы воспринимаем свободу как свободу наших действий, как свободу наших пожеланий, как свободу наших амбиций, то здесь все в порядке, здесь наша свобода нам понятна. Но когда свобода оказывается для нас еще и величайшей ответственностью, и свободой жизни в Боге, и свободой отказа от греха, здесь мы тоже  останавливаемся. Мы боимся такой свободы.

И так всякий раз, когда мы встречаемся с  великим талантом, который нам дает  Господь, с этим даром Божиим, который делает нас иными, который преображает человечество в Богочеловечество, с нами происходит страшная катастрофа.

Мы все время находим очень важные и очень понятные для нас аргументы, почему мы не такие, какими нас хочет видеть Христос, почему мы не идем туда, куда Он нас зовет, почему мы оказываемся в  положении того  богатого мужа, которому Христос сказал, – Брось все и иди за мной. Вот  оно – спасение! Вот так Он спасает! Нет какого-то иного пути быть спасенным как кроме этого: вот так  пойти за Ним туда, куда Он нас за Собой ведет, и именно таким образом, которым Он нам предлагает.

Мы  все время хотим видеть свое спасение в исполнении каких-то очень понятных и приятных нам вещей. Мы можем быть благочестивыми до меры, мы можем быть верными до предела, мы можем любить, но кого-то своего. А когда Господь раздвигает эти двери и показывает нам бесконечность Своего пути, мы оказываемся неспособны за Ним идти. Здесь нам проще сказать так, как сказал нерадивый раб: «Ой нет, закопаю-ка я до суда, чтобы с меня никто ничего не спрашивал, Он придет, я Ему отдам то, что Он мне дал, потому что идти туда, не знаю куда, идти за Христом…».

Так нет никаких гарантий! Нет у человека, идущего за Христом никакой опоры, кроме самого Христа. А мы люди, живущие в этом мире, не привыкли искать опору в Боге. Нам всегда необходимо найти что-то такое материальное, что-то такое видимое, что-то такое, к чему мы привыкли. А Господь как раз эти вещи выбивает из-под наших ног и не дает нам опираться ни на что кроме Него Самого.

Вот с таким спасением Он к нам пришел, вот такое спасение Он дарует каждому из нас, и ради этого спасения Он взошел туда, куда человек зашел в своем безумии, так глубоко и так далеко. На самом деле предела человеческому падению тоже нет. И Господь спускается во ад, в самую глубину человеческого греха, и нет такого страшного и мерзкого и отвратительного греха, который бы не сделал человек, до которого бы Христос не дошел, которого бы Христос не коснулся, которого бы Христос не взял на Себя. Нет такой мерзости, которую бы Христос не испытал Своим распятием и Своим сошествием во ад.

Именно потому, что Он это испытал, до этого дошел, добрался до каждого из нас в нашем грехе, в нашем грехопадении, Он и дает нам возможность возвыситься до таких высот, на которые никто не восходил, а только Сын Человеческий. И вот мы, собравшись в церковь на литургию, собрались для того, чтобы приобщиться Святых Христовых Тайн, для того, чтобы  в этот момент это все и принять вместе с Его Божественным Телом и Кровью. Принять Его самого, принять Его дары, принять Его крест, принять Его свободу, принять Его любовь… Мы должны понимать, что всякий каждый раз, когда мы приступаем к причащению Святых Христовых Тайн, мы приступаем к этому страшному суду, к суду Его любви и свободы, к суду Его пришествия в этот мир и желания каждого из нас забрать с собой и вознестись в Царствие Небесное.

Когда мы идем ко Христу, мы можем очень хорошо понимать, что у нас нет сил, у нас нет разума, у нас нет опыта, у нас нет никаких духовных подвигов и побед в нашей жизни. Но если у нас нет желания идти за Христом до конца, то, наверное, нам надо прежде всего подумать, а надо ли нам идти к Чаше? Потому что это самый главный для нас суд – вот эта Чаша Христова, которой мы причащаемся. И всякий раз, кода мы к ней подходим, мы всякий раз говорим: «Господи, я готов идти за Тобой до конца, хотя это очень и очень страшно. Помоги мне в этом, Господи». И тогда Господь приходит к каждому из нас для того, чтобы пройти этот пусть вместе с нами еще раз и до конца.

Аминь.

2012

 

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали два евангельских чтения. В каждом из них говорится о любви. В первом звучат такие слова: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17).  А во втором чтении мы слышим слова о главной заповеди, которые Господь говорит искушавшему Его законнику: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). 

Действительно, человек нуждается только в этом и приходит в Церковь именно за этим. Ведь каждому  по-настоящему нужно только одно – любить и быть любимым, и больше ничего. Ощущая  скудность  любви в своей жизни, он пытается чем-то  компенсировать её отсутствие: страстями, удовольствиями,  пороками, но тщетно, потому что любовь незаменима. Нет ничего другого в мире, что могло бы заменить человеку любовь.

Но оказывается, что быть любимым – это понятно, а вот любить – не всегда. Очень часто человек путает эти понятия, он очень хочет быть любимым, а любить ему не всегда удаётся. 

Сегодня мы слышим, как всё может произойти. Христос Сам говорит о Своей любви к нам. «Так возлюбил Бог мир, – говорит Иисус Никодиму в ночной беседе, – что послал Сына Своего Единородного, чтобы мир был Им спасён». Это Он о Себе говорит. Бог не судит этот мир,   Бог его спасает. Он спасает его Своей любовью. И самый страшный суд для  мира – это та самая Божественная любовь, которая ему оказывается не нужна, которую человек может не принять, мимо которой может пройти, которую он может не заметить.  

 Бог так человека любит, что отдаёт всего Себя до конца. И мы сегодня за этим в храм пришли, –  чтобы эту Божественную любовь получить, чтобы  её принять, чтобы ею наполниться. Потому что в причастии Святых Христовых Тайн, в принятии Его Тела и Крови заключена вся тайна Его любви. Он Себя нам полностью отдаёт. Он  отдаёт Себя человечеству с самого начала, когда  приходит в мир в виде беззащитного Младенца. Он отдаёт себя людям Своим бесконечным служением: в проповеди Евангелия, в исцелении и воскрешении мёртвых, и  до конца отдаёт  Себя в Своем распятии.

 Мы сегодня отмечаем день перед праздником Воздвижением Честного и Животворящего Креста, который будет свидетельствовать именно об этом – о Божественной любви, с которой  Он отдаёт Себя нам  полностью, до конца, потому  что любит нас, потому что хочет, чтобы мы с Ним пребывали. Смысл Его пребывания в этом мире,  чтобы никто не остался не спасённым. Он пришёл спасти всех – всех, кто готов на эту любовь откликнуться.

А каким образом  человек может на эту любовь откликнуться?

Да, мы с вами причащаемся Святых Христовых тайн.  Сегодня, надеюсь, что все, кто пришёл в храм, должным образом приготовились к  принятию этой любви, чтобы евангельские слова о том, что Бог отдаёт Себя нам, и что мы готовы Его принять, не втуне звучали для нас. Эта готовность Его принять -  то есть возлюбить Его всем сердцем, всею мыслию своею, всем помышлением своим, всею крепостью своею – самое главное в нашей подготовке к принятию Святых Христовых Тайн.  Она заключается не в трехдневном посте и «вычитывании» трёх канонов и последования, она заключается в готовности к любви.

В чем эта готовность? Как это можно, все забыть и полюбить только Бога? Мы все эти слова хорошо знаем, мы прекрасно их изучили, читая Евангелие, мы знаем заповедь. А насколько мы в ней живем? Насколько мы стремимся это сделать?

В своей последней беседе перед Своим страданием Господь собирает учеников на Тайную вечерю, на которой  Он молится Своему Отцу о нас, о Своих учениках, о Церкви, обо всём мире. И, обращаясь к Отцу, Он  говорит такие слова: «Всё Мое – Твое, и всё Твоё – Моё». Это слова настоящей любви. И таким же образом Христос обращается к каждому из нас. Отдавая Себя нам во спасение, отдавая Себя нам в пищу, Он говорит нам: «всё Мое – Твое, и всё Твоё – Моё». То же самое Он говорит  и через евангельскую притчу о блудном сыне. Отправляя блудного сына  на свободу, отец говорит ему: «всё Мое – Твоё». Но сыну не надо «всё Его», ему нужно только «своё».

И когда мы оказываемся способными сказать Богу те же самые слова, которые Сын говорит Отцу: «всё Мое – Твоё», тогда мы можем оказаться способными Бога полюбить, ответить на Его любовь. Это очень не просто – предаться в руки Божии. Это очень не просто – до конца поверить Богу, доверить себя Богу до конца и сказать такие слова. Но только эти слова – самые важные в наших отношениях с Ним, только  они должны звучать в нашем сердце, когда мы принимаем Святое Причастие. Когда мы способны сказать Богу:  «всё Мое – Твоё», тогда в этом мире мы можем ни о чём не беспокоиться. Мы можем ничего не бояться, даже смерти, потому что эти слова так могут нас соединить с Богом, как Сын соединен с Отцом. Это одна и та же любовь: любовь,  которой Бог любит Своего Сына, и любовь, которой Бог любит каждого из нас.  Эта любовь, прежде всего, нам нужна. Эту любовь, прежде всего, мы должны стяжать. К этой любви мы должны стремиться.

 Если для этой любви наши сердца откроются, если мы окажемся способными – не сразу, конечно, а понемногу,  по чуть-чуть –  открывать своё сердце и всё время понуждать себя жить по этим словам «всё Мое – Твоё», то тогда мы сможем понять, как любить и ближнего своего. Не того ближнего, который нам люб и приятен, потому что связан с нами дружбой, любовью, семейными узами, –  это естественная любовь, которая как дар Божий дана всему человечеству. Но мы сможем любить той любовью, которая делает человека способным отдавать себя за этот мир, как отдает Себя Сын Божий. Мы сможем так расточать себя, так раскрывать себя для каждого человека, так стараться увидеть и услышать  каждого человека, который к нам обращается за помощью, как Господь нас слышит и видит, как Господь воспринимает каждый наш вздох, каждое наше движение сердечное.

Если мы научимся так Бога любить, предавая себя полностью  в Его руки, тогда мы научимся и видеть, и слышать тех, кто находится рядом с нами, видеть настоящими глазами, слышать слухом нашего сердца. И тогда любовь, к которой призван человек, в нас может осуществиться. По этой любви нас могут узнавать как христиан, только по этой любви. Не  по внешним действиям, не по тем высказываниям и призывам, которые Церковь возвещает этому миру,  и которые многих людей удивляют и  раздражают. Не этого ждет от нас сегодня мир, не слов и даже не каких-то внешних действий,  а только  настоящей любви. И этой любви мы с вами должны научиться.

Аминь.

25.09.2011

 

 

 

 

В сегодняшнем Евангелии мы слышали несколько повествований. Одно из них посвящено воскресению перед праздником Воздвижения. В нем говориться о том, что Господь послал Сына Своего возлюбленного за жизнь этого мира, чтобы никто в этом мир не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир,  что Сына Своего послал.  Бог в этот  мир не судить пришел, а спасти.

А второе чтение говорит тоже о пришествии Христа в мир, только как бы с нашей земной стороны.   Господь рассказывает  притчу  о том, что насадил господин виноград, обнес свой виноградник оградой,  башни сторожевые поставил, точило, чтобы виноград  превращался в вино, и отдал  виноградник делателям, нам с вами, чтобы мы плоды приносили. А виноградари оказались злыми, и тех, кого господин посылал в этот виноградник, они убивали. И послал он сына своего единородного, чтобы те устыдились его, но те и сына  убили.

В этих чтениях соединяются как бы  два плана нашего бытия: Божья любовь к каждому из нас  – и наш ответ на нее; пришествие Господне в бесконечном милосердии и любви – и наш ответ на это пришествие Христово.

Мы слышали апостольские слова в послании апостола Павла о том, что Господь наш грядет. Маран офа, такие слова непонятные на древнем языке. А кто не любит Господа нашего, тот да будет отлучен, анафема. Вот удивительное сочетание слов: маран афа и анафема,  пришествие Господне в любви и  силе и наше нежелание этого пришествия; желание Господа всех нас спасти  и привести в разум и познание истины,  и наше желание жить по своему, для себя…

Как мы живем? Имея это неизреченное богатство  любви и милосердия Божия, неизреченную радость общения с Богом, возможность придти к Нему навсегда и до конца и с Ним соединиться,  мы выбираем немощь, суету, ложь, нечистоту и скверну, с которыми самим противно и невозможно жить.   Но мы все равно раз от раза выбираем именно это, живем для этого, наслаждаемся этим…  

Удивительное человек создание… До чего  же он широк, как сказал Федор Михайловиx Достоевский. Как в нем много того, что может быть богопротивно. Как далеко может уйти человек от Бога, находясь рядом с Ним. Как это человек может отвергнуть милосердие Бога, всесилие, всемогущество и вездесущие Божие, все те Его удивительные непостижимые качества, которыми Господь пытается нас к Себе призвать…   Насколько человек в своем отвержении Бога  может быть велик! Как он долго и постоянно  во всех ситуациях может Бога отвергать, быть неблагодарным за то, что Бог ему дает, отворачиваться свое  лицо от лика Христова, любящего, полного милосердия, плевать в это лицо, искажать Его Образ внутри себя, бороться с Богом! Или, что еще хуже,  быть к Нему просто равнодушным,   не замечать Его, делать вид, что Бога просто нет в твоей жизни.  Это бывает с каждым из нас,  которые все знают о Боге, которые к Богу пришли, получили от Бога Дары, как и эти  виноградари  получили от  Бога  великий дар –  работать для Бога, быть участниками жизни вечной.

Это, конечно,  евхаристический образ, – виноградник, в котором эти виноградари трудились. Они же и пожинатели этих плодов, и они же, собственно говоря, и те, кому этот  виноградник предназначен, кто этот виноград будет потом употреблять в виде вина, кому этот вино будет даровано, и не только даровано, а всегда предлагается со словами: «Придите, вкусите, сия есть Кровь Моя Нового завета, которая за вас изливается во оставление грехов». Для виноградарей это,  то есть – для нас. Это то,  что даром Господь с любовью приносит,  именно как свой свет, и не как суд.

Пришел Спаситель в мир, чтобы все спаслись. Весь суд для нас только в том и состоит,  что Господь  пришел. И другого никакого суда просто нет.   Господь к нам пришел со Своей любовью, пришел со Своим милосердием, пришел со Своим виноградом, всего Себя нам дал в пищу. Это и есть суд. Что может быть страшнее этого суда,  когда мы этого отвергаемся, не принимаем? Или когда мы это принимаем, как те виноградари, которые  воровали то, что им принадлежало как дар. Они  решили забрать себе то, что им Господь дал Своей любовью, а Самого Господа распяли.  Им не нужен Христос, им не нужна любовь, им нужно жить только для себя, только по-своему.

Это и есть Страшный суд, страшнее ничего нет: когда Господь  тебя  любит, а Ты на Него плюешь. Когда Господь приходит за тебя распяться, а тебе это все равно. Когда Господь тебе всего Себя отдает, а тебе этого не надо, ты хочешь жить  своей собственной жизнью, у тебя  своя жизнь, свой дом, свои  привычки, свои удовольствия, свои собственные радости и проблемы, и никто тебе не нужен. Я на свете один! Я! И это Я убивает Бога.

В каждом из нас это происходит. С каждым из нас это случается.  Ведь нам все дано, – это великое богатство Божьего милосердия и духовной жизни принадлежит каждому из нас! Почему мы живем так странно? Почему мы, христиане, которым так много дано, не замечаем этого? Почему мы  все время смотрим в другую сторону?  Неужели нам мало того, что Господь к нам пришел? Что Господь нас любит? Что Господь принес за нас в жертву Самого Себя, чтобы мы обратили на Него внимание,  чтобы мы хоть немножечко Его полюбили?

Блаженный Августин в одном из своих слов сказал,  что  на обращение грешника Господь тратить Своей Божественной энергии более,  нежели на сотворение новых миров. Вот какой человек ужасный!  Господь, чтобы каждого из нас обратить  на покаяние  совершает более, нежели для сотворения мира! Каково наше сердце! Как же мы по-настоящему живем!  Ведь  слышали сегодняшнее слово апостольское:  кто во Христе, тот новая тварь. Для Христа не имеет значение ни обрезанный, ни необрезанный, как говорит Апостол. Ничто для Христа не имеет значения, только одно – жизнь! Настоящая новая жизнь в этом винограднике. И мы этой жизни не хотим. Мы не хотим быть новыми, нам достаточно быть просто старыми, потому что всякая новизна не дает нам возможности опереться на то, к чему мы привыкли, не дает возможности пожить так, как мы привыкли жить.  Ведь  новый – он во всем новый, он совсем новый. Он по-другому строит свою жизнь – по Евангелию, по Христу.  И для этого требуется на самом деле только решимость и большое-большое мужество. Ничего другого – только мужество.

И Апостол говорит – мужайтесь! Бодрствуйте! Стойте в вере, и все у вас будет с любовью  (1 Кор.16,13-14). Услышим эти слова. Услышим это призыв апостольский. Он к нам обращается, чтобы мы услышали, чтобы мы бодрствовали и стояли в вере по-настоящему твердо. И чтобы все у нас было с любовью.  Потому что Господь наш грядет. Он совсем рядом с каждым из нас.  Какой ужас, если мы, живя обычной человеческой жизнью, просто не обратим на Него внимания, просто не заметим, что вот сейчас Господь  стоит рядом с нами, везде стоит рядом с нами и смотрит на то, какие мы в Его винограднике,  каково наше сердце, кому оно принадлежит.

Аминь.

                                                                                                                                         22.09.2002