О слепом   (Лк. 18:34-43)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Иисус входит в Иерихон. Это напоминает нам Ветхий Завет, когда народ Божий, руководимый Иисусом Навином, входит в Землю обетованную, а на его пути стоит древнейший город – Иерихон. Ученые подсчитали, что этот город был основан за десять тысяч лет до пришествия Христа. Это один из самых древнейших, может быть, самый древний город в этом мире.

Мы помним в повествовании Ветхого Завета, как Иисус, подходя к Иерихону, понимает, что этот город стоит на пути в Землю обетованную и является огромной неприступной крепостью. Никак его не взять, никак его не пройти, а народ должен двигаться дальше. И Иисус Навин семь раз проходит вокруг города, люди молятся, они трубят в трубы гласом велиим, и стены рушатся. Город оказывается абсолютно доступным и побежденным, враги попадают в руки Иисуса Навина и всего народа Божия, и они продолжают свой путь к Земле обетованной.

И вот совершенно иная сцена: не грозная, не воинственная, не боевая, но, тем не менее, это Евангелие, как Иисус приходит в Иерихон, выбрано не случайно. Это очевидная аналогия с Ветхим Заветом.

Иисус приходит в Иерихон, Его встречает толпа людей, и вместо трубного гласа раздается голос слепца: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!». Этот слепец, нищий, тот, кто сидит у дороги и у всех просит о милости, обращается к Иисусу: «Помилуй меня, Сын Давидов!».

Но Иисус идет дальше, а толпа, идущая за Христом, которой ??? НЕ ПРОПУЩЕНО СЛОВО «ОН»?? приносит исцеление от болезней, разрешение от проблем, заставляет этого слепого замолчать: «Не до тебя сейчас, не до твоих проблем». А тот все громче кричит: «Иисусе, Наставниче, Иисусе, Cыне Давидов, помилуй меня!». И тогда Иисус повелевает привести его к Себе и спрашивает у слепца: «Чего ты хочешь от Меня?».

И этот вопрос — очень странный. Ведь кажется совершенно очевидным, чего слепой может хотеть от чудотворца. Чего еще может хотеть слепой, как не исцеления и прозрения. Нам это кажется очевидным, потому что любая немощь, любая болезнь мешает нам жить. Она не дает нам идти вперед, пользоваться этим миром, использовать на полную мощь свои собственные ресурсы, не дает нам возможность достичь успеха,  адаптироваться в этом обществе, как-то себя реализовать. Понятно, что человек без зрения— ущербный человек. Ему надо обрести это зрение, чтобы войти в общество нормальных людей и жить дальше так же, как здоровые люди живут в этом мире.

Но когда речь идет о Евангелии, когда речь идет о вопросе Христа, здесь все может выглядеть немножечко по-другому. Ведь быть зрячим — это не только быть зрячим в физическом смысле. Видеть мир вокруг себя, видеть вокруг себя людей, видеть самого себя по-настоящему, глядеть на себя глубоко, правильно и понимать, кто ты такой – это на самом деле очень серьезный труд. Оглянуться вокруг себя и увидеть мир настоящим зрением, не плотским, а вот тем зрением, о котором говорит нам Евангелие: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — вот о таком неожиданном зрении говорит нам Евангелие.

А что это значит – таким зрением посмотреть на мир? Например, видеть Бога рядом с собой в каждом обстоятельстве своей жизни, в каждой беде, в каждом искушении, в каждом несчастье, в каждом препятствии. Кто может обладать таким зрением, чтобы увидеть Бога в своем ближнем? В том, который тебе неприятен, в том, который тебя раздражает, в том, который тебя бесит, который доставляет всякие неприятности, который тебя всячески унижает и обижает? Где взять такое зрение? Кто так согласится смотреть на ближнего и каждый раз видеть в каждом неприятном человеке, в том числе во враге, — Бога? Кто согласится так увидеть себя, как увидел себя апостол Павел, который в сегодняшнем Послании говорит: «Бог пришел грешных спасать, из которых первый – это я». Кто вот так сможет? Мы эти слова каждый раз говорим перед причастием, но как увидеть себя так, увидеть по-настоящему стоящим перед Богом? «Вот, Господи, я первый, меня первого спаси, потому что я грешен, потому что я это понял, я это увидел, и без Тебя, без этого спасения, мне дальше жить невозможно».

Каким образом такое зрение получить? Ведь на самом деле быть незрячим очень выгодно. Я ведь ни за что не отвечаю, никого не вижу, ничего не понимаю, я ни в чем не разбираюсь, не знаю, куда мне идти. Даже если я падаю, делаю ошибки, я ни в чем не виноват, потому что я же незрячий. И мне так удобно сидеть на одном месте и просить милостыню, потому что это есть мое жизненное обеспечение. Вы меня, пожалуйста, носите, вы меня кормите, вы меня одевайте и обувайте, а я ни за что не отвечаю.

На самом деле, как нам часто удобно быть слепыми, глухими! Просто замечательно – вдруг взять и ослепнуть, оглохнуть и перестать говорить. Собственно говоря, этим очень часто мы и занимаемся.

И вдруг этот человек приходит ко Христу и говорит: «Чтобы мне прозреть!». Он отвечает на вопрос Христа совершенно прямо. И тогда Христос его исцеляет. Интересно, как продолжается это Евангелие: он потом встает и идет за Христом. Он не остается на месте, потому что он по-настоящему прозрел. Это не значит, что он идет за Христом прямо в той же самой толпе, это не значит, что он идет за Христом, потому что он видит зримо, куда ему идти. Он даже может сейчас Христа и не видеть, но он знает, куда ему идти. Он знает этот путь, с этого момента он прозрел. Эта пелена, эта твердыня греха пала, как стены иерихонские. Этот человек, который сам есть образ Иерихона, вдруг стал свободен в своем пути в Землю обетованную. И он идет туда, куда идет Христос — в Иерусалим, к Синайским горам, в Землю обетованную.

И сегодня этот евангельский вопрос поставлен Христом не только перед слепцом, но перед каждым из нас: а что ты хочешь от Меня? И каждому из нас на этот вопрос обязательно надо ответить.

Аминь.

2019





Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день мы слышим слова апостола Павла, обращённые к Тимофею,  о том, что Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. (см.Тим. 1:15). Что же это значит: «Я первый из грешных»?

Евангельское чтение этого дня говорит о том, как Христос подходил к Иерихону, а у дороги сидел слепой и просил милостыню. Услышав, что много людей идет мимо него, он спросил, что там происходит. Ему сказали, что это Иисус Назорей. И тогда слепой стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» Его заставляли молчать, а он всё равно кричал всё громче и громче: «Сыне Давидов, помилуй меня!» Тогда его подвели ко Христу, и на вопрос,– А что же ты хочешь? – он ответил: «Господи, чтобы мне прозреть».

Казалось бы, а что ещё может хотеть слепец? Понятно, что тот, кто хромает,  хочет ходить ровно. Тот, кто не видит, хочет видеть ясно.  Тот, у кого есть какая-то немощь, хочет ее преодолеть.  Но наши недостатки  мы воспринимаем только с одной точки зрения: они нам мешают быть благополучными, не дают  возможности проявлять себя во всей полноте. Мы не очень умные, не очень талантливые, не очень ловкие… Любая болезнь нам очень мешает: тормозит наши действия, не даёт двигаться вперёд, достигать своих целей.  Казалось бы, это очевидно, почему слепой хочет прозреть.   Зачем же Христос спрашивает у него: «Чего ты хочешь от Меня»? И так  понятно – слепой должен видеть.

Но, может быть, это и совсем не так. Потому что видеть в евангельском смысле этого слова означает, прежде всего,  увидеть правильно самого себя,  как видел апостол Павел,  назвавший себя первым из грешников. Мы так легко эти слова произносим – я первый, – когда читаем молитвы к Причастию. Но понимаем ли, что за ними стоит? Как это – видеть себя первым из грешников? А ведь если  себя таким не увидеть, тогда спасать некого. Господь в мир  пришёл спасать грешников, и если я не грешен,  Он пришёл не меня спасать, а  кого-то другого. Если я не вижу этого по-настоящему глубоко,  не осознаю  в себе, как настоящую,  глубочайшую, самую серьезную болезнь, то тогда Господь не ко мне пришёл, а к тому, кто действительно увидел, что он первый из грешников.

Когда слепой  на вопрос Христа  отвечает, – Я хочу прозреть, – это значит, что он хочет видеть мир так, как Господь  повелевает его видеть, так, как видит Он Сам.  И если человек хочет  видеть этот мир по-евангельски, он, прежде всего, должен увидеть себя таким, какой он есть. Кто он такой? Какой он рядом  со Христом? Каков он в свете Евангелия, в свете заповедей Господних?  Если он на это готов, то тогда совершается чудо.

 По большому счету, нам совершенно не важно и не интересно видеть мир так, как хочет Господь. Евангельское видение лишает нас всякого представления о  благополучии и комфорте,  уничтожает всякую надёжность,  рушит все подпорки. Видение тем зрением, которое Господь дарует,  значит, действительно увидеть себя первым из грешников. А это так неприятно. Это совсем не хорошо. Это очень одиноко и  беззащитно,   это полная нагота и стыд, ведь себя совсем нечем прикрыть. И с этим нужно жить дальше, потому что ты же сам захотел это видеть.

И вся жизнь открывается тогда совершенно  в другом свете. Оказывается, что нет других виновных в том, что с тобой произошло, кроме тебя самого. Невозможно сказать: «Это он виноват…  это обстоятельства так сложились, они меня таким сделали…  а сам я тут не при чём». Евангельское зрение не даёт нам возможности чем-то прикрыться, спрятать свою наготу.

Не позволяет нам евангельское зрение и оправдать нашу неприязнь к человеку, найти доказательство того, что этот человек плох и не может быть любимым, не должен находиться  рядом с нами и разделять с нами нашу жизнь.   

Евангельское зрение не даёт нам возможности постоянно думать о том, что Господь обязательно должен нам во всём помогать, и если вдруг с нами случается  что-то непредвиденное, сказать: «Я не вижу Бога рядом с собой.  Его не было рядом со мной, когда мне было плохо. Нет Бога в тех местах, где творятся такие беззакония и ужасы».  Если человек имеет евангельское зрение, он видит Бога везде и всегда, даже в ситуациях,  когда  кажется, что здесь Бога быть не может. Не может по-евангельски зрячий человек быть благополучным и защищённым.

Поэтому не всякий человек хочет быть зрячим. Поэтому вопрос Христа - "Что ты хочешь от Меня?" – совсем не праздный и не случайный. Человеку, который живет, не видя себя самого и не видя ничего вокруг себя, жить очень удобно, ведь ни за что не надо отвечать. Даже если ты делаешь какие-то ошибки, они тебе не принадлежат, потому что ты ведь ничего не видишь,  ничего не знаешь,  и спросить-то с тебя нечего. Слепота может оказаться очень выгодной, мы ее принимаем. Сидишь себе при дороге, живёшь на чужое подаяние, никуда тебе идти не надо, ни за кем не надо следовать, ведь ты же – слепой, и с тебя никто ничего не спросит.

 Слепой никуда не идёт, а  прозревший слепой    сразу пошёл за Христом. Как нам говорит Евангелие: «И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога». Он пошёл за Христом не потому, что Христос всё время держал его за руку, а потому что путь ко Христу познал: где этот путь, в чём он состоит, куда идти за Христом. Он начал видел таким зрением, какое ему дал  Господь.

И если мы с вами молимся вместе с апостолом Павлом и говорим, что я первый из грешников, то за этими словами стоят слова слепого. Это значит, что я хочу видеть себя    таким и воспринимать себя и весь мир через то, что я грешен. А если этого нет, то тогда слова эти – пустые и  ничего не значат. Это евангельское чтение призывает нас к тому, чтобы мы всегда слышали вопрос Христа: «А что ты хочешь от Меня?». Давайте подумаем, как нам на него ответить.

Аминь

30.01.2011