Главная » О злых виноградарях

       О злых виноградарях (Мк.2:1-12)





Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее апостольское чтение заканчивается очень грозными словами апостола Павла: «Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема, Маран-афа» (1Кор. 16,22). Да будет проклят! Да будет отлучен! «Маран-афа» означает – «Господь наш грядет».

«Трезвитесь, – говорит апостол Павел, – стойте в вере, будьте мужественны, и все у вас да будет с любовью».

И сегодняшнее Евангелие говорит о том, как Господь приходит в Свой виноградник, приходит в мир, который Он вручил человеку. Он вручил нам достояние жизни, сокровище веры, залог любви.

Притчу о злых виноградарях в толкованиях обычно относят к богоизбранному еврейскому народу, которому было открыто благовестие с давних времен. Народ этот знал истинного Бога, ему были вручены заповеди, у него существовало богопочитание и богослужение. И писание, и пророков, и апостолов даровал иудеям Господь. В конечном итоге Он Сам пришел в этот мир согласно предсказанию иудейских пророков.

Эту притчу Господь рассказывает перед Своим страданием, перед тем, как Он будет предан первосвященниками, книжниками, Своими учениками и пойдет на крестные муки. Господь приходит в мир, чтобы ради этого мира пострадать, становится тем камнем, который отвергли строители и который сделался главою угла.

Но было бы слишком просто и утешительно полагать, что сказанное не относится к нам, уже иным делателям в винограднике. Тут есть, о чем задуматься.

Ну, во-первых, эти слова: кто не любит Господа, да будет проклят. А как любить Господа? Ведь на самом деле любить Бога совсем непросто. Отвечая на вопрос, какая заповедь главная, Христос говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею, всей душою твоею.  Но мы даже своих самых близких, без которых жить не можем, так не любим – чтобы до конца, без остатка. А тут – Бога, невидимого, не постижимого нашим умом, недоступного нашему сознанию, Которого чаще всего мы совершенно не понимаем! Поэтому Бога полюбить для человека – величайшая задача, невероятно сложная, не понятно как выполнимая. И тем не менее – это главная заповедь.

И вот мы начинаем упрощать себе эту задачу. Вместо того, чтобы любить Бога, мы вступаем с ним в более легкие для нас отношения: подчинения, например, или рабства, или долженствования, или вины – чего угодно, но только не любви. Мы готовы исполнять положенное, отдавать дань, заключать с Богом договоры, отплачивать Ему чем-то...

Но любить – это ведь совсем другое. За любовь не надо платить, любовь нельзя купить, нельзя обмануть, как-нибудь сторонкой обойти. Любить, с одной стороны, – это так просто и понятно, а с другой – очень и очень сложно. Ведь когда ты любишь, ты совершенно открыт для любимого, абсолютно доверяешь ему, готов ради него на жертвы. И мы знаем много таких примеров, когда любовь становится главным трудом человеческой жизни, главным заданием человеческого сердца.

Бога любить мы можем только ответной любовью, потому что просто так заставить себя полюбить какое-то высшее существо, с которым ты практически не знаком – невозможно. Жизнь огромного количества христиан постоянно имитирует эту любовь. Вроде бы соблюдается главная заповедь, а по сути ее нет. И вместо любви мы готовы исполнять что угодно: вычитывать утреннее и вечернее правило, ходить в храм по воскресеньям, выстаивать длинные службы, подавать милостыню. Только не суди нас, не проклинай, только не гряди к нам, такой страшный, Тот, Которого мы не знаем и Кого не любим! Но представьте себе: приходит тот, кого мы любим. Разве мы испугаемся этого пришествия? Разве не станем ждать с нетерпением прихода того, кто близок нашему сердцу, любим всей душой, всем помышлением, всею крепостию, всем сознанием и всей нашей жизнью? 

Сегодняшнее Евангелие – о людях, которым вручено пространство жизни, называемое «виноградником». Они призваны трудиться в нем и приносить плоды этого труда, этой любви. Мир, который нам вручен – не только в глобальном понимании, но и небольшой мирок нашей частной жизни, наш маленький виноградничек, – должен быть заботливо, с любовью возделан. Трудясь над сердцем своим, над душою и умом, мы преображаемся, становимся настоящими – как превратившийся в вино виноград, о котором идет речь.

Но с какой легкостью мы в нашем маленьком винограднике все присваиваем себе! Отсекаем жизнь от ее источника – Бога! Таланты нам вручены – это наши таланты, разум нам вручен – это наш разум. Если совесть толкает, разворачивает нас в другую сторону от нашего эгоизма и гордыни – мы выключаем эту совесть... Нам дано Евангелие! Книга, через которую – единственно через которую – мы можем научиться Бога любить, потому что эта книга полна любви Бога к человеку. Она раскрывает все смыслы нашей жизни, показывает, как Бог любит человека, насколько Бог для человека открыт, доступен, насколько Он жертвует Собой ради того, чтобы нас к Себе привлечь.

А нас это в Евангелие не интересует. Человек читает Евангелие и думает: Бог существует для того, чтобы творить чудеса: исцелять прокаженных, возвращать слух глухим, зрение – слепым, но не в духовном, а в буквальном смысле. И пришел Он для того, чтобы помогать человеку, улучшать и облегчать его жизнь. Вы представляете, Бог даже за нас распялся! Как же хорошо, теперь вообще ничего не надо, все проблемы решены! Первородный грех побежден, Царство Небесное открыто, теперь Бог может постоянно поддерживать нас, улучшать качество нашего существования – ведь для этого Он и существует! Столько проблем в жизни, столько скорбей – кто-то же должен нам помогать... Читая Евангелие, мы проходим мимо самого главного. Замечаем лишь то, что Бог всемогущ, всеведущ и способен нам помочь.

 Но не об этом Еваангелие. И не для этого оно нам дано.

Когда человек становится христианином, он часто начинает использовать Евангелие в качестве топора, кнута, автомата, пистолета.  Евангелием он готов всякую свою ненависть оправдать. «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтесь!» – говорит такой человек. Он с нами, а не с вами, поэтому мы имеем право вас унизить, оскорбить, убить – как это делается сейчас. Христиане убивают друг друга, и каждый со словами Евангелия: с нами Бог, а не с вами! Об этом говорит сегодня Евангелие: как мы убиваем Бога, отвергаем Его, как мы глухи к евангельскому слову, которое призывает любить Бога, а значит, любить каждого, в каждом видеть образ Божий.

 Христиане так ведут себя, потому что на место веры, на место любви встало страшное рабское чувство: нам, оказывается, не нужна любовь, нам нужно только маленькое личное благополучие. А Бог должен это благополучие поддерживать и преумножать. Если Он этого не делает, мы способны отвернуться от Бога. Но Тот, кто учит нас жертвенной любви, не учит благополучию. Он учит совсем другому.

Господь наш грядет с судом. И тот, кто не любит Господа, несомненно, будет отвержен. Ибо если он отверг своего Бога, отверг Евангелие – он отверг правду о себе, отверг свою совесть, смысл своей жизни. А смысл нашей жизни и нашей веры, в которой мы призваны стоять мужественно – научиться той любви, с которой грядет наш Господь.

Аминь.

2014





Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 
Притча о злых виноградарях.
Евангелие-апракос, 1693 г.

Когда две тысячи лет назад Господь говорил эту притчу, иудеи очень хорошо понимали ее смысл. Он обращался конкретно к иудейскому народу, который в Священном Писании и назывался виноградником и отождествлялся с таким особенным местом, где все плодоносит и преображает свои плоды в новое и высокое вещество – вино. Они понимали, о чем тут речь, потому что Господь посылал пророков и апостолов с тем, чтобы они вразумляли этот народ, который часто заблуждался, отступал от Бога, жил земными устремлениями и часто от поклонения истинному Богу обращался к идолослужению, обращался к тем богам, которые были ему по сердцу, но не давали возможности идти к Богу, потому что языческая вера совершенно удовлетворяла земные потребности людей и потворствовала их земному похотению.

    Пророки же, которых посылал Господь, пытались укорять и обличать еврейский народ, призывали его к покаянию. И очень часто они были изгоняемы и побиваемы камнями, как пророк Илия, как пророк Моисей, как пророк Исаия, как пророк Иеремия и многие другие, которые призывали отвратиться от идолослужения, придти к истинному Богу. Но народ снова погрязал в грехах, пока с ним не случались очень тяжелые дела:  он снова не попадал в рабство, был уничтожаем врагами. В минуту страшных бедствий народ еще как-то вразумлялся, приходил к покаянию, и Господь его снова прощал. 

   В этой притче Господь говорит еще и о Своем страдании, о том, как в конечном итоге еврейский народ отринет Самого Сына Божия и предаст Его на распятие, а затем и сам будет отвергнут Богом, виноградник будет отдан другим делателям, камень, которым пренебрегли строители, сделается главою угла. 

   И, действительно, так и случилось. Иудеи отвергли Спасителя, убили Христа, Сына Божия, распяли Его на кресте и были отвергнуты. Обетование, Новый Завет был дан другому человечеству, которое возродилось во Христе через Святое Крещение и стало новым виноградником, о котором Христос сказал Своим ученикам во время Тайной вечери: Я есмь лоза, а вы  ветви (Ин 15:5). Так сказал Он о тех, к кому обратил Свое евангельское слово, то есть к каждому из нас, к Своей Церкви. И тем самым это обетование, виноградник Христов, перешло на нас с вами.

   И тогда эта притча, которую Господь обращал к иудеям, становится для нас очень актуальной, очень современной, – не только историческим воспоминанием о том, как иудеи отвергли своего Спасителя. То, что Господь говорит об иудейском народе, можно соотнести с жизнью каждого из нас, потому что Господь передал Свои обетования нам, призванным быть в винограднике Христовом.

   Что мы отдаем в ответ? Каким образом мы приносим свои плоды? Каким образом мы отвечаем на это призвание, которое звучит для нас с вами? Не бываем ли мы часто похожи на иудейский народ, отвергнувший своего Спасителя? 

   Ведь Господь все время приходит к нам, чтобы плоды собрать с сеяния Своего. Нам очень многое дано: каждому из нас даны силы; дана не просто совесть, которой каждый человек наделен, но нам дана благодать Духа Святаго, которая таким образом нас укрепляет, чтобы совесть стала нашим оружием и постоянным путеводителем ко Христу. 

   Многие святые Отцы говорят, что человеку присуще быть добрым и добродетельным, а зло, которое в нас есть, значительно меньше даже естественного добра, заложенного в нас. Поэтому всякое зло в нас обязательно должно быть побеждено. Нет такой силы, которая могла бы побороть человека, потому что зла Господь не сотворял, Его не существует. Зло бессильно, а добро всепобеждающе. 

   И когда происходит что-то совсем противоположное, когда зло обретает просто колоссальные размеры, силу и могущество, происходит то, что случилось с виноградарями: это мы выгоняем от себя всякое доброе движение, не только по человечески естественное, но и сверхъестественное, – ведь это нам Господь Духа Святого послал, благодатные дары нам даровал, которые гораздо больше того, что было дано Адаму и Еве, гораздо больше того, что злые виноградари получили.

   Так бывает, когда человек впадает в малое нерадение, когда каждому из нас становится вдруг легко себе сказать: "А что будет, если я здесь позволю себе? А что со мной случится, если я вдруг себе немножечко здесь попущу быть вот таким, ну что же такого, это же малость". И когда совесть наша призывает нас к другому, мы говорим ей: "Замолчи, уйди, не мешай нам сейчас немножечко расслабиться, пожить для себя". Раз сказали, два так сказали, а потом решили: "Нужно ли вообще нам все это? Зачем нам такие странные заповеди? Для чего так себя истязать? Весь мир вот как живет, свободно, легко, радостно. Все позволено, все можно, все искрится жизнью в этом мире. Почему мы должны сейчас думать о служении Богу, ведь это наша жизнь! Она проходит, очень быстро. Скоро от нее ничего не останется, надо же воспользоваться этой возможностью пожить для себя". И в этот момент происходит то, что сделали злые делатели: мы убиваем все доброе и хорошее, все наше призвание убиваем, а в конечном итоге впадаем в тяжкие и смертельные грехи. Этим мы распинаем Слово Божие, и распинаем не как язычники, а как те, которым доверили свои дары, которые знают истину, которые были призваны, но которые отвергли Спасителя подобно тому, как это сделали иудеи. 

   Апостол сегодня говорит такие страшные слова: Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет проклят, потому что Господь наш грядет (см. 1 Кор 16:22).  Он грядет к каждому из нас и спросит, как же мы жили на этой земле, когда нам было столько дано, когда сама жизнь наша в этот период была настолько удивительна: у нас столько возможностей сделать что-то для Бога и для ближнего своего, как, может быть, ни в какие времена не давалось. И мы соблазняемся пустым, идем на поводу у каких-то мелких желаний, размениваемся  попусту. И пришествие Господне для одних радость, а для других – страх. Радость для тех, кто готов в любой момент сказать: "Господи, вот плоды, Ты просил – они Твои. Все, что Ты мне дал, я готов принести как настоящее плодоношение". Для таких людей само служение Богу является полнотой бытия.

   И у нас на самом деле не так мало сил для того, чтобы быть настоящими христианами. Для этого нам просто надо быть мужественными, по-настоящему мужественными. Вот как Апостол нас призывает к этому: Братья, будьте мужественны, стойте в вере и все у вас да будет с любовью (см. 1 Кор 16:13-14).

   И вот если у нас есть это мужество, просто мужество стоять на месте, как на посту в Церкви Христовой, не сходить с того призвания, которое Господь нам даровал, –тогда все остальное по милости Божией у нас получится. От нас требуется не большая, но верность. Не большое, но делание. Настоящее, с которого бы мы не сворачивали, которое бы мы делали всегда. Для этого нужно мужество, конечно, только мужество и больше ничего. Чтобы мы могли сказать каждой мелочи, которую нам предлагают:  нет, мне этого не нужно, я даже в мелочи от Господа не отступлю. Когда такое мужество мы приобретем, тогда радость во Христе будет для нас очевидной, тогда Господь даст нам возможность встретить Его с радостным лицом. Тогда Его пришествие для нас, как для первых Христиан, не будет ужасом, а будет радостью, и эта радость останется с нами навсегда. Аминь.

2003

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

В сегодняшнем Евангелии мы слышали несколько повествований. Одно из них посвящено воскресению перед праздником Воздвижения. В нем говориться о том, что Господь послал Сына Своего возлюбленного за жизнь этого мира, чтобы никто в этом мир не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир,  что Сына Своего послал. Не пришел Бог в этот мир, чтобы он судим был через Него,  не судить пришел, а спасти.

А второе чтение говорит тоже о пришествии Христа в мир, только как бы с нашей земной стороны.  Там повествуется притча о виноградарях. Господь эту притчу рассказывает о том, что насадил господин виноград, обнес оградой свой виноградник,  башни сторожевые поставил, точило, чтобы виноград  превращался в вино, и отдал этот виноградник делателям, нам с вами, чтобы мы плоды приносили. А виноградари оказались злыми, и тех, кого Господь посылал в этот виноградник, они убивали. И послал Сына Своего Единородного, чтобы те устыдились его, но те и сына  убили.

В этих чтениях соединяются как бы  два плана нашего бытия – Божья любовь к каждому из нас и наш ответ на нее.  Пришествие Господне в бесконечном милосердии, не в суде, не в каре, не в требовании ответа, а  в любви. Приходит Господь, чтобы всех спасти. И наш ответ на это пришествие Христово.

Мы слышали апостольские слова а послании апостола Павла о том, что Господь наш грядет. Маран офа, такие слова непонятные на древнем языке. А кто не любит Господа нашего, тот да будет отлучен. Анафема.

Вот удивительное сочетание слов: пришествие Господне в любви и  силе и наше нежелание этого пришествия.  Желание Господа всех нас спасти  и привести в разум и познание истины,  и наше желание жить по своему, для себя. Как мы живем?

Как мы живем? Имея это неизреченное богатство  любви и милосердия Божия, неизреченную радость общения с Богом, возможность придти к Нему навсегда и до конца с Ним соединиться,  мы выбираем немощь, суету, ложь, нечистоту, скверну, с которыми самим противно и гадко и жить невозможно. Но мы все равно раз от раза выбираем именно это, живем для этого, наслаждаемся этим…  

Удивительное человек создание… До чего  же он широк, как сказал Федор Михайловиx Достоевский. Как в нем много того, что может быть богопротивно. Как далеко может уйти человек от Бога, находясь рядом с Ним. Как это человек может отвергнуть милосердие Бога, всесилие и всемогущество, вездесущие Божие, все те Его удивительные качества непостижимости, которыми Господь пытается нас к Себе призвать…   Насколько человек в своем отвержении Бога  может быть велик! Как он долго и постоянно  во всех ситуациях может Бога отвергать. Быть неблагодарным за то, что Бог ему дает, отворачиваться свое  лицо от лика Христова, любящего, полного милосердия, плевать в это лицо… искажать Его Образ внутри себя, бороться с Богом. Или быть к Нему просто равнодушным, так вот  не замечать Его и все, делать вид, что Бога просто нет в твоей жизни. Что хуже всего бывает. Это бывает с каждым из нас,  которые все знают о Боге, который к Богу пришел, получил от Бога Дары, как эти  виноградари  получили от  Бога  великий дар -  работать для Бога, быть участниками жизни вечной… Ведь это образ такой евхаристический, конечно, виноградник, в котором эти виноградари – не только рады. Они же и пожинатели этих плодов и они же собственно говоря те, кому этот  виноградник предназначен, кто этот виноград будет потом употреблять в виде вина. Кому этот вино будет даровано, и не только даровано, а всегда предлагаться со словами: Придите, вкусите, сия есть Кровь Моя Нового завета, которая за вас изливается во оставление грехов. Для виноградарей это. Для них, для нас. То что даром Господь с любовью приносит,  именно как свой свет, и не как суд, а вот пришел Спаситель в мир, чтобы все спаслись. Суд в этом и состоит.

Весь суд только в том, что Господь  пришел. И другого никакого суда просто нет.   Есть только вот этот суд для нас. Господь к нам пришел. Пришел со Своей любовью, пришел со Своим милосердием, пришел со Своим виноградом, Себя всего нам дал в пищу. Это и есть суд.

Что может быть страшнее этого суда, что может быть ужаснее этого суда, когда мы этого отвергаемся, не принимаем? Или когда мы это принимаем, как те виноградари. Они это – воровали. Он своровали то, что им принадлежало, как дар. Они  решили забрать себе то, что им Господь дал Своей любовью. И самого Господа распяли.  Им не нужен Христос, им не нужна любовь, им нужно жить только для себя, только по-своему.

Это и есть Страшный суд, страшнее этого нет: когда Господь  тебя  любит, а Ты на Него плюешь. Когда Господь приходит за тебя распяться, а тебе это все равно. Когда Господь тебе всего Себя отдает, а тебе этого не надо, ты хочешь жить  своей собственной жизнью, у тебя  свои собственные радости. У тебя своя жизнь, у тебя свой дом, свои  привычки, свои удовольствия, собственные проблемы и никто тебе не нужен. Я на свете один! Я! И это Я убивает Бога.

В каждом из нас это происходит. С каждым из нас это случается.  Ведь нам все дано, - это богатство великое Божьего милосердия и духовной жизни принадлежит каждому из нас. Почему мы живем так странно? Почему мы, христиане, которым так много дано, не замечаем этого? Почему мы закрываем на это глаза, смотрим  все время в другую сторону?  Неужели нам мало того, что Господь к нам пришел? Что Господь нас любит? Что господь принес за нас жертву, принес  в жертву Самого себя, чтобы мы Его хоть немножечко полюбили? Обратили на Него внимания.

Блаженный Августин в одном из своих слов сказал,  что  на обращение грешника Господь тратить Своей Божественной энергии более,  нежели на сотворение новых миров. Вот какой человек ужасный!  Господь, чтобы каждого из нас обратить  на покаяние  совершает более, нежели сотворенный мир. Каково наше сердце! Как же мы по-настоящему живем!  Ведь  слышали сегодняшнее слово апостольское:  Кто во Христе, тот новая тварь. Для Христа не имеет значение ни обрезанный, ни необрезанный, как говорит Апостол. Ничто для Христа не имеет значения, только одно – жизнь, новая жизнь! Жизнь в этом винограднике настоящая. И мы этой жизни не хотим. А мы не хотим быть новыми, нам достаточно быть просто старыми, потому что всякая новизна не дает нам возможности опереться на то, к чему мы привыкли. Не дает возможности пожить так, как мы привыкли жить.  Тот кто  новый – он во всем новый, он совсем новый. Он по-другому строит свою жизнь, по евангелию, по Христу.  И для этого требуется на самом деле большое-большое мужество. Только решимость. Ничего другого – только мужество.

И Апостол говорит – мужайтесь! Бодрствуйте! Стойте в вере, и все у вас будет с любовью.  Услышим эти слова. Услышим это призыв апостольский. Он к нам обращается. На каждую минуту, на каждый час. Чтобы мы услышали. Чтобы мы бодрствовали. И в вере стояли по-настоящему твердо. И чтобы все у нас было с любовью.  Потому что Господь наш грядет. Он совсем рядом с каждым из нас.  Какой ужас, если мы, живя обычной человеческой жизнью, просто не обратим на Него внимания. Просто не заметим, что вот сейчас Господь  стоит рядом с нами, везде стоит рядом с нами и смотрит на то, какие мы в этом винограднике,  каково наше сердце, кому оно принадлежит.

Аминь.

                                                                                                                                         22.09.2002