Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Об исцелении десяти прокаженных

Об исцелении десяти прокаженных   (Лк 17:11-19)

 

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам об исцелении десяти прокаженных. Оно всегда читается во время благодарственного молебна, и примером такого благодарения является самарянин, исцеленный Христом и возвратившийся к Его ногам, славя Бога.

Эти десять прокаженных, по всей видимости, были очень разными людьми, но их объединило одно несчастье, сделавшее их совершенно равными между собой. Самарянин и иудей никогда бы не могли находиться в одном сообществе, в одной компании, но несчастье сделало этих людей равными между собой, похожими друг на друга, в каком-то смысле даровало им единство. И они все вместе, «едиными усты», как мы поем на Литургии, «и единым сердцем» вопияли к Христу: Иисус, Наставник, помилуй нас! Вместе молились, горе их объединило.

А потом Христос их послал показаться священнику. Что это значит? Проказа — это очень тяжелое, страшное заболевание, оно почти не встречается уже в современном обществе, но в те времена было довольно распространенным и очень заразным. Это болезнь, при которой человек гниет, истлевает, у него кожа начинает шелушиться и сходить, и человек превращается в ходячую гниль. Он смердит, он очень опасен. Прокаженные не могли общаться с людьми, входить в города, они были совершенно отлучены от человеческого сообщества и должны были идти и кричать перед собой, чтобы люди слышали, что идут прокаженные и разбегались. Мы и сейчас говорим – «как от прокаженного бежит». В Ветхом Завете существует указание, что если человек каким-то образом исцеляется от этого заболевания, он должен подойти к священнику, чтобы тот засвидетельствовал это исцеление и разрешил ему быть полноценным членом сообщества.

И вот Христос говорит этим прокаженным: «Идите, покажитесь священнику», уже как бы утверждая, что Он дарует им это исцеление. И действительно, так и происходит. Эти люди идут и вдруг замечают, что они очистились. Они теперь готовы войти в полноту этой жизни, для них уже открыты все двери, они наконец-то могут в этом мире жить как нормальные люди. И только один из этих людей возвращается ко Христу, славословя Бога, и падает к Его ногам. Этот человек оказывается самарянином. Самарянин — он и так как прокаженный. Он не может подойти к священнику, тот его не примет. Ему некуда идти. И он идет ко Христу. Христос спрашивает — где же все остальные? Почему они не возвратились поблагодарить Бога за исцеление? А самарянину говорит — иди, вера твоя спасла тебя.

Такая история очень типична. Человек обращается ко Христу, чувствуя свое поражение грехом, как проказой, чувствуя, что он весь истлевает от этого греха, что нет у него ни сил, ни разума, что воля у него парализована, он ничего не может. И он приходит ко Христу в таком состоянии, когда его жизнь похожа на смерть, и просит его оживить, очистить, исцелить. И Христос это делает — исцеляет, очищает человека, дарует ему жизнь, наполняет его Собой. И человеку становится очень хорошо, он чувствует, что у него наконец-то руки на месте, ноги на месте, голова на месте, чувства вдруг начинают действовать. И жизнь-то, оказывается, — вот она! Как же можно теперь замечательно устроиться в этом мире! Как же хорошо, получив от Бога исцеление, наконец-то жить как нормальные люди!

И получив от Бога исцеление, человек начинает жить как все нормальные люди, потому что человеку всегда чего-то не хватает: радости, общения, удачи, каких-то человеческих понятных вещей. И как же мало времени для того, чтобы все это успеть восполнить! Надо же пожить теперь! И человек начинает жить помимо Христа. Воспользовавшись Божественной милостью, человек не приносит эту милость обратно к Богу для того, чтобы она умножилась во Христе, как это случилось с самарянином, а оставляет ее себе. Потому что, как ни странно, оказывается, что сам Христос, сам Господь, сама Церковь человеку, в общем, не очень нужны, не очень интересны. А интересно то, что он может в этой Церкви для себя получить, что ему может дать Бог, чем он может от Него воспользоваться.

Господь же нам всегда дает не просто помощь, исцеление и очищение. Он всегда отдает нам Самого Себя. И мы живы постольку, поскольку Он есть Жизнь. Поэтому часто, получая от Бога что-то, что нужно нам сейчас, мы не замечаем самого главного — того, что Сам Господь нам Себя вручает. Но оказывается, что Сам Бог человеку может быть и не нужен, потому что это слишком много, слишком тяжело для человека. Это может его сильным образом изменить, сделать совершенно иным, и поэтому человек от Бога берет только то, что ему сейчас нужно.

А вот этот самарянин самого себя обратно к Богу привел, потому что это так же естественно — когда Бог отдает человеку Себя, то Он ждет, что и сам человек себя вручит в руки Божьи. Он и сам ждет не чего-то человеческого от нас, не чего-то того, что мы можем Ему человечески от себя принести. У нас не так много возможностей что-то дать Богу, и все это чаще всего ограничивается свечками и записками. А вот себя самого к ногам Христовым принести бывает совершенно непосильно, и совершенно не хочется этого делать. А этот самарянин — удивительный человек, у которого в жизни оказалась только одна дорога, дорога ко Христу. И он ею пошел, и встал у ног Христа. Это и есть благо-дарение. Он себя вручил Богу. Он подарил себя Богу, сделал Ему благой дар в своем собственном лице. Он себя Богу отдал.

И вот сегодня, как и каждое воскресенье, мы совершаем Таинство святой Литургии, Таинство Евхаристии. А слово «евхаристия» и значит «благодарение». Сегодня каждому из нас Христос снова отдаст всего Самого Себя. И нам надо поучиться у этого самарянина вот так же к Нему сегодня подойти.

 

Аминь.

 

2018







Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам о десяти прокаженных, которых исцелил Иисус Христос. 

Эта болезнь практически исчезла, очень редко где можно сегодня встретить прокаженного человека, но в те библейские времена это было достаточно частым явлением. Люди, которые имели это страшное и очень заразное заболевание, ходили группами со специальными знаками, с колокольчиками, чтобы к ним никто не приближался. Им было запрещено входить в селения, в города, они были полностью исключены из жизни общества. В языке даже осталось выражение «бежать как от прокаженного». 

Всякая встреча с прокаженным грозила человеку грозила страшной болезнью, от которой гнило человеческое тело и от которой практически невозможно было исцелиться.

И вот, эти десять прокаженных — издалека, потому что они не могли приблизиться к человеку, — кричали: «Иисус, наставник! Исцели нас, помилуй нас!» Увидев их, Иисус сказал: «Идите и покажитесь священнику». Дело в том, что ветхозаветный закон повелевал человеку, который каким-то образом вылечился от этой болезни, засвидетельствовать свое исцеление у священника, и только после этого он мог вернуться в общество.

И они пошли по слову Христа, которое сказало им, что милость Божья их уже коснулась, что исцеление уже произошло. Тогда один из них, который был самарянин, вернулся к Иисусу и пал Ему в ноги, воздавая Ему хвалу. Иисус спросил его: «Ведь очистились десять. Где же девять остальных?»

Так часто бывает и с нами. Приходит человек к Богу, весь как в проказе, в тяжелейших болезнях, со сломленной жизнью, в ужасном состоянии души. Всего лишившийся, от всего отлученный, все разрушивший, обращается он ко Христу и получает милость Божью, получает помощь, возможность снова выстроить свою жизнь, начать все заново, опираясь на твердую почву. Так бывает всегда, когда человек искренне обращается к Богу.

И так же часто бывает, — я могу это засвидетельствовать многолетним опытом служения в Церкви, — что человек, получив просимое, получив возможность действовать и жить в полноте, больше в Боге и в Его Церкви не нуждается. Ведь открылись вновь такие замечательные возможности! Как для этих девяти: для них исцеление — это возможность снова войти в общество, возможность действовать в этом мире, себя в нем утвердить и реализовать, этим миром пользоваться. Наконец у человека есть возможность зажить полнотой жизни! Но в эту полноту жизни почему-то вдруг не входит Господь. Почему-то в нее не входит жизнь в Церкви. В эту полноту входит только сам этот человек — со своими интересами, стремлениями, прекрасными чувствами, со своими талантами — но только он сам, и только сам для себя.

Удивительно, как часто это бывает с нами, когда, получив от Бога необходимое для нашего спасения и для нашей жизни здесь, на земле, мы совершенно спокойно берем это как свое, не оглядываясь назад, не возвращаясь ко Христу, не разделяя с Ним эту радость, не возвращая Ему это благо, которое мы от Него получили! Ведь слово «благодарение» имеет двойной смысл: это — «спасибо, как хорошо, что у меня теперь все есть и я могу этим пользоваться!», но это еще и благо-дарение —  когда человек, получив, потом отдает благо, дарит его. Этот отрывок из Евангелия часто читается во время благодарственного молебна, это Евангелие прежде всего — о благодарности.

А одному прокаженному нет необходимости идти к священнику, чтобы показать свое исцеление, — его не примет никакой священник, потому что он самарянин и для него, будь он прокаженный или исцеленный, закрыт вход в Иерусалимский Храм. Но для него открыта дверь ко Христу. Ничто, никто и никогда не стоит стеной между Христом и человеком — ни его национальность, ни его традиции, ни даже его религиозная принадлежность, как мы видим на примере этого самарянина. Нет между человеком и Богом по-настоящему никакой стены. И вот он возвращается, и, падая ниц, отдает себя Христу. Он с Ним, он к Нему вернулся, он Его приобрел прежде всего. Он приобрел не исцеление от проказы, он Христа приобрел.

Это самое главное, что с ним случилось, и что каждый раз случается с человеком, когда он обращается к Богу. Он просит Бога о чем-то простом, человеческом, о необходимом здесь и сейчас в его жизни — а в ответ получает гораздо большее. Он получает не помощь от Бога, а Самого Бога. Этого можно не заметить, от этого можно отвернуться, это можно не принять — «нет, Ты Сам мне не нужен, мне нужно что-то от Тебя получить, а Сам Ты мне не очень интересен».

А бывает и наоборот. Бывает, как с этим прокаженным. Получая исцеление от болезни, прося о чем-то человеческом, о чем-то земном, он получает небесное. И так бывает всякий раз с нами, когда мы идем к Богу, когда мы о чем-то Его просим. Мы должны всегда понимать, что Господь, давая нам что-то, дает нам прежде всего Самого Себя; что Господь, помогая нам в чем-то и отвечая на наши молитвы, прежде всего открывает нам дорогу к Себе Самому. Уйти от этого, отвернуться от этого, не принять этого — самая страшная трагедия для человека, которая может с ним в жизни произойти. Господь ему отдает Себя, а он от Него отворачивается.

Евангелие, которое мы сегодня слышали — о нашей благодарности к Богу, о нашем благо-дарении. И сегодня все мы будем приступать к Таинству благодарения, Евхаристии, где Господь каждому из нас отдаст всего Себя. Будем же это делать с величайшей благодарностью, трепетом, сокрушенным сердцем и с настоящим благодарением, постараемся также Ему отдать самих себя — на примере прокаженного, о котором мы сегодня слышали.

Аминь

 2017




 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

    Сегодняшнее Евангелие говорит об исцелении. Обычно оно читается во время благодарственного молебна и  как бы определяет роль человека в его благодарении Богу. Давайте посмотрим на это сегодняшнее евангельское чтение.

    Господь входит в селение,  и Его встречают десять прокаженных,  которые в это селение зайти не могут: из-за своей болезни они отвержены от мира, от людей, от общества,  от всего того, что делает их участниками земной жизни.  По закону они не могли входить ни в какое селение, не могли ни к кому прикасаться, и должны были особыми одеждами и колокольчиками предупреждать о своем появлении, чтобы все люди от них отстранялись, чтобы никто эту заразу на себя не смог от них перенести. Они и рады бы вместе со всеми жить, как полагается, и пользоваться всеми благами  жизни земной, но не могут. Поэтому они остановились вдалеке  и с глубочайшим смирением стали взывать: «Иисусе, Наставниче, спаси нас». И Господь им сказал: «Идите и покажитесь священнику». Вот в этих словах уже заключена победа Христа над их болезнью, это означало: "вы уже исцелены", потому что по Закону Моисееву следовало показываться священнику только тогда, когда  болезнь твоя прошла, и священник свидетельствовал о том, что человек действительно исцелен и может  быть принят в селение, как полноправный член общества. 

    И вот они пошли и по дороге поняли, что  очистились. Но  только один человек вернулся, чтобы Бога благодарить, потому что все остальные девять, увидев свою чистоту,  пошли  дальше устраивать свою жизнь.

     Они, конечно,  были благодарны Иисусу за то, что он их исцелил, и  внутри себя благодарили: «Слава тебе, Иисус. Как хорошо, что Ты нас исцелил. Теперь мы можем жить полноценной жизнью, мы можем заниматься своими делами, теперь мы вхожи в это общество, все для нас открыто, и мы можем себя реализовать в этой земной жизни. Теперь можно делать то, что нам было нельзя… Как хорошо, спасибо Тебе». В некотором смысле это была   определенная благодарность.

А вот настоящая благодарность была у того самарянина, который не пошел вместе с ними, а пошел путем другим, пошел ко Христу и в ноги  Ему упал.   Христос сказал: «Не десять ли очистились? А где же девять? Почему они не вернулись благодарить?» Это значит, что надо  благодарить Его не пустыми словами, не просто радоваться о том, что получил желаемое, а  дар исцеления употребить во славу Божию,  чтобы вся жизнь стала  благодарением Богу.                                                                                                

Мы сегодня слышали в апостольском чтении, как надо Бога благодарить за то, что Он нас привел  в этот чудный мир,  ради человека сотворил все, что мы видим вокруг: и ангельский мир, и мир видимый, и мир невидимый – все ради человека, для того, чтобы человек жил, благодаря Бога, чтобы вся жизнь его стала  таким благодарением, стала бы Богослужением, как наше Богослужение, на котором мы сейчас присутствуем. Оно так и называется – Евхаристия, что в переводе с греческого значит «Благодарение». Наша жизнь в литургической службе, в общении с Богом, в причащении Святых Христовых Таин, становится вот таким отданием себя Богу и тем самым благодарением Ему.

    Так поступил  самарянин:   дар исцеления, который Господь ему даровал,  он принес Богу, и это было настоящее благодарение. Когда мы благодарим Бога за что-то, мы должны очень хорошо понимать, что благой дар, который нам подает Господь, тогда становится для нас благим, когда мы его можем Ему обратно  принести, чтобы  употребить  на служение.  Вот какое настоящее благодарение: когда  мы, получая  благой дар, благодарим, служа Ему непрестанно этим самым даром, возвращая  Ему этот дар. А в нас тем самым умножаются все духовные дарования,  все  что в нас  прокаженно, искаженно, мерзко, что не может принадлежать к духовному, – исцеляется,  потому что исцелить нас может только Господь.

Мы должны очень хорошо понимать цену нашей молитвы, цену помощи Божьей,  Его  благих даров. Вместе с ними мы получаем огромную ответственность, всякий дар Божий для человека – это суд ему.  Вот в другой притче, вы помните,  как Господь вызвал  к Себе трех человек и каждому дал таланты, одному пять, другому три, и третьему один талант. Для этих людей это был суд определенный, потому что они получили благие дары. В ком-то они умножились, а в ком-то исчезли. И каждого Господь потом по этим благим дарам осудил. Кто их умножил, в том они умножились, а у того, кто себе присвоил, и сказал: «Это мое. Я не хочу никому это показывать, не хочу ни с кем это делить, а то вдруг что случится. Употреблю это для себя», – к такому человеку будет совершенно другое отношение.

И вот, к сожалению, мы часто не понимаем этого. Мы думаем, что наши молитвы Богу, наше желание получить от Бога нечто необходимое для  жизни, выращено нами и нам принадлежит. И мы можем  взять то, что попросили у Бога, и сказать: «Как хорошо, теперь у меня это есть. Вот я был прокаженным,  был плохим, а теперь я другой. Как хорошо, что это  у меня есть, как приятно с этим жить». К сожалению, так безумно мы живем, но вдруг оказывается, что того, чему мы радовались,  у нас уже нет. Был какой-то момент, который  просветился  Христовым просвещением, мы вот с этим светом пошли куда-то, и вдруг оказалось, что у нас его давно уже нет, что мы этим давно не владеем, все пропало, и мы стали еще хуже, чем до того, как встретились со Христом.

   «Почему?» – спрашиваем мы себя. По той же самой причине: потому что мы не вернулись воздать своему Богу за  удивительные дары, которые Господь нам дает: исцеление наших грехов, прощение нашей жизни… Мы их получаем даже и не понимая часто, какую великую милость оказывает нам Господь, мы не возвращаемся Его благодарить, служить Ему этим даром, а пытаемся жить с ним сами по себе, используя дары для устроения своей жизни. И оказывается, что мы лишаемся их.

Это евангельское чтение должно нас по-настоящему научить, что такое благодарность Богу, что такое служба Богу, что такое  наше участие в Евхаристии, потому что именно здесь проявляется та глубокая благодарность Богу, когда мы себя Ему отдаем,  тем самым принимая Его в себя и живя вместе с Ним. И тогда наша жизнь становится подобна жизни ангелов, которые живут исключительно благодарением Богу, исключительно славословием, и другим жить уже не могут, потому что  Божественная красота настолько запечатлелась в мире духовном, что никакой иной ангельская жизнь быть не может. И поэтому человек, который запечатлел в себе эту славу Божию,  не может жить никак иначе, как только постоянно благодаря Бога, то есть постоянно отдавая себя Богу до конца. Поэтому в нашей ектенье, на все наши прошения: «Подай, Господи» или «Господи, помилуй», слышим только одно: и весь живот наш так отдать Христу, чтобы настало Его благодарение.

Аминь.

1998