Главная » Об исцелении двух слепых

Об исцелении  двух слепых
 
( Мф. 9: 27 – 31)

 

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 Евангелие сегодняшнего воскресенья говорит нам об исцелении двух слепцов, а после этого – об исцелении немого. Эти исцеления следуют после того, как Господь воскрешает из мертвых дочь Иаира и исцеляет от болезни кровоточивую женщину. Два слепца подходят ко Христу с надеждой и им получить исцеление. И Господь спрашивает их: «Веруете ли, что я могу это сделать?». И они отвечают: «Верим, Господи». Тогда он говорит: «По вере вашей да будет вам». И эти люди исцеляются.

Далее следует целая череда исцелений, и евангелист, заканчивая эту историю, говорит, что так Иисус ходил по всем городам, проповедуя Евангелие и исцеляя всякую немощь в людях. В пророчестве Исаии о грядущем Мессии как раз и указывается, что Мессия придет, чтобы исцелить всякую немощь в людях, очистить всякую нечистоту, чтобы всех слепых сделать зрячими, всех немых говорящими, глухих – слышащими.

Христос подтверждает исцелениями эти пророческие слова, которые известны были всему иудейскому народу. Они были известны и фарисеям, не захотевшим принять этих исцелений. Он изгоняет бесов силою князя бесовского, – говорили они, то есть произносили прямую хулу на Христа, на то Божественное действие, которым Господь совершал исцеления. Ведь Господь совершал их не как чудотворец, не как один из великих магов, которыми всегда полнится земля, но Своей Божественной силой. И Евангельские чтения последних воскресений именно об этом говорят.

Когда Господь прощает грехи, фарисеи и в это прощение не верят. Он говорит, «ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи». Как было бы хорошо, если бы Он пришел лишь за тем, чтобы принести людям благополучие, которого мы все хотим, просто принести помощь, исцелить всякую немощь в каждом из нас. Но Он приходит, проповедуя Евангелие Царства, которое несет и Божественную благодать Его пришествия, и силу, и власть, которую Он имеет в этом мире. И как бы хотелось людям все получать от Бога, но это Евангелие Царства не принимать. А это есть основа нашей веры, и заключается в тех словах, которые Господь говорит каждому, который к Нему приходит: «Возьми крест свой и следуй за Мной».

Евангелие Царства заключается в тех словах, которые мы слышали сегодня – это Заповеди блаженства. И Его исцеления, и касания Его милости неотъемлемы от тех слов Евангелия, которые Он говорит нам каждый день. Как было бы приятно получать от Бога все, но не нести креста! Как бы было хорошо, если бы Господь исполнял все наши молитвы, но наша жизнь при этом была бы освобождена от неимоверных заповедей любви к ближнему, и дальнему, и врагу своему.

Царство кротости, любви и смирения, Царствие сораспятия Ему и несения креста, царствие победы над смертью, царствие победы над грехом, над всякой ложью, над злобой. Царствие вечной жизни, которая приходит к нам через несение креста, через исполнение Его святых заповедей. И этому противится все наше внутреннее существо. Нам очень тяжело принять от Бога вот это Царство, нам очень тяжело открыть себя для того, чтобы это Царство вошло и в нас постоянно присутствовало.

В этом-то вся беда наша, проблема верующих в Бога людей. Ведь фарисеи, которые искали всякую возможность не поверить и не принять это Царство, были самыми верующими людьми того времени. И с нами это происходит очень часто, когда нам кажется, что Бог не такой, какой нам нужен. Нам нужен другой Бог, который бы исполнил то, что нам нужно сейчас, который бы выполнил нашу просьбу. И мы стараемся и думаем, что можем напрячь себя в молитве, все силы веры употребить для того, чтобы сбылось наше желание, чтобы наша молитва была услышана Богом. Но этого не происходит, потому что это не та вера, по которой это происходит.

Господь говорит: «По вере вашей да будет вам». Вот есть вера фарисея, он очень верующий, но почему-то вдруг ищет возможности не верить Христу, сказать, что «Он исцеляет и изгоняет беса силою бесовской». А есть вера женщины, прикоснувшейся ко Христу в толпе, есть вера Иаира, который теряет надежду на спасение, когда умирает его дочь, но тем не менее не перестает верить. Есть иная вера, вера Евангелия Царства, которую приносит нам Христос. И вот эта вера – настоящая вера, может быть только у христиан, и к этой вере нас призывает Господь.

Аминь.

2019

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь исцелил сначала двух слепцов,  а потом  немого бесноватого.  Христос шел, благовествуя Царствие Божье,   исцеляя всякую болезнь и всякую немощь людскую.

Встречаясь с такими удивительными случаями чудес, мы должны понимать, что за каждым исцелением стоит не просто  конкретный человек, – хотя, конечно, это были  совершенно реальные люди, которым посчастливилось встретить в своей жизни Христа и получить от него исцеление своих немощей и болезней, – но за каждым человеком стоит все человечество, потому что человек – это  образ того, каким стало человечество после грехопадения, во что превратился человек, отпавший от Бога, как смерть и грех способны исказить его прекрасную природу, одухотворенную и обожествленную Святым Духом.

Читая первую страницу Книги Бытия, мы видим, как прекрасно творит Господь  мир, в какой  удивительной гармонии  он начинает свое бытие. И Сам Господь в конце каждого периода творения с радостью говорит, что это «весьма хорошо».      А когда Он творит человека, мы слышим  удивительные слова, что по образу Своему и по подобию сотворил  его,           мужчину и женщину, сотворил их (см. Бытие.1:26-27). И дальше мы читаем  о том,  как Господь от этой земной гармонии взял перст и вдохнул в него дух жизни, вдохнул в него Себя, обогатил человека Духом Святым.

 Высота человеческой природы необыкновенна, высота человечества,  связанного с Богом действительно прекрасна,  и это мы видим, когда встречаемся в нашей жизни с примерами настоящей святости, когда  слышим или читаем о том, какими прекрасными могут быть люди. Но при этом мы  видим, и насколько человек может быть неприятен, зол, страшно искажен грехом. Мы видим и как мир, искаженный грехом, может быть ужасен и отвратителен. И вот Господь приходит, чтобы  исцелить «всяк недуг и всякую немощь людям». Это значит, что Господь приходит не для того, чтобы исцелять только лишь болезни человеческие.  Мы часто болеем очень тяжело, иногда  смертельно, и далеко не всегда Господь является буквальным исцелителем,  таким «медицинским работником». Но почему же тогда  в Евангелие говорится,  что Господь пришел исцелить «всякую болезнь и всякую немощь»?

  За каждой болезнью стоит другая болезнь – искажение всей природы человечества первородным грехом, который принес в  мир зло:  болезни, смерть,  войны, несчастья, природные катаклизмы. Вот это Господь и пришел исцелить через каждого из нас, и прежде всего – в каждом из нас. Мы несем в себе свое собственное помрачение, часто даже и не понимая, насколько мы искажены, и когда Господь исцеляет, как в сегодняшнем Евангелии,  за  исцелением внешним стоит исцеление внутреннего искажения.

Приходят два слепца и просят Христа, чтобы Он их исцелил. Понятно, что свою слепоту человек не может не признать, даже если  он с ней  смирился и  вполне может существовать. Да, конечно, с одной стороны, слепота будет приносить ему какие-то неудобства, неприятности, создавать определенные сложности, но с другой стороны, эта же слепота  дает человеку возможность не действовать, не быть активным, не брать ответственность за свои поступки, полагаться на помощь или волю других, жить подаянием  и оправдывать слепотой свое бездействие.

 Это образ такого искажения, который характерен для многих из нас, потому что мы в своей  духовной слепоте многого в жизни не замечаем. И  чаще всего мы не замечаем, как в нас нуждаются люди, не видим того, чего они хотят или ждут от нас. Наше зрение направлено только на себя, на то, что  необходимо и выгодно нам самим. А вот что касается того, чего люди от нас ждут,  тут проявляется страшнейшая внутренняя слепота. Мы не видим нашего ближнего, не хотим видеть в нем  образ и подобие Божье. За какими-то тяготами и неприятностями нашей жизни мы не видим Самого Христа, Который всегда стоит рядом с нами. Мы многого  не видим,  мы слепы.

Или вот  немота, о которой  сегодня говорится в Евангелии, когда человек,  например,  не может слова доброго сказать, не может выразить ни своей любви, ни своей нежности, ни своего участия в жизни другого человека. Он как мертвый соляной столб ничего не чувствует, ничего не понимает, никого не принимает.

 Этих форм искажения нашей внутренней природы очень много, и они, прежде всего, связаны с тем, что мы направлены только на самих себя. Внимание к самому себе  делает нас и слепыми, и глухими, и немыми, и расслабленными. Встречая в Евангелие примеры исцеления, мы понимаем, какие формы человеческого искажения Господь исцеляет через эти внешние образы, но  это искажение мы умудряемся не только не видеть, но даже превращать его в форму религиозного образа жизни, делать формой нашего благочестия. Искажение мы принимаем за истинность, и, следовательно, нам не надо меняться,  нам не о чем Бога просить и нам некуда идти, потому что это и есть норма. И это самое страшное, что может быть в нашей жизни, потому что Господь приходит исцелить  всякую немощь и болезнь, а мы за этим исцелением к нему не обращаемся.  

Мы чувствуем собственную боль, собственную немощь и об этом просим. Но совершенно не чувствуем, когда болит у другого,  когда страдает ближний,  и не просим у Бога об избавлении от этого нечувствия. Мы не просим у Бога,  чтобы  боль чужого человека в нас отзывалась, как наша собственная. Мы даже  боимся этого, стараемся отстраниться, – а не дай Бог, чужая боль станет нашей, чужое несчастье войдет в нашу жизнь и заставит нас поменять себя и   свой образ жизни… Вот это и есть  глухота, слепота и немота, потому что мы боимся оживить нашу бесчувственную  жизнь.

Но часто жизнь  в нас оживает, и у человека,  который был  слеп, глух и нем,  это происходит  через боль. Мы этой боли боимся, но она есть признак жизни, а безболезненность есть признак смерти. Когда  слепец вдруг начинает видеть, свет  непривычен для его глаз и вызывает боль, но нам  не надо этой боли бояться:  мы были мертвыми и вдруг начали понемногу оживать. Нас вдруг коснулись чужая боль, чужое горе, чужая жизнь, и мы это почувствовали, а это значит, что Господь нас в чем-то исцелил. Он нас исцеляет через прикосновение друг к другу, он нас исцеляет через несение наших скорбей и болезней, через несение нашего креста. И если мы это принимаем, если мы с этим смиряемся, если мы в этом видим Его божественное присутствие, Его смотрение о каждом из нас, то тогда мы, подобно евангельскому слепцу, становится настоящими чадами Божьими.

 Аминь.

11.07.2010