Главная » Преображение Господне

   Преображение Господне

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем день Преображения Господня. Евангелие повествует нам о том, что Господь возвел своих учеников на Святую гору. Сначала на них напал сон, а потом они проснулись, ослепленные светом, и созерцали удивительное явление: как с их Учителем Иисусом говорят два пророка-боговидца, Моисей и Илия, – о Его страдании, о Его исходе, о Его крестной смерти. И в этот момент ученики увидели, как лицо Господа просияло больше, чем солнце, а одежды Его сделались белее снега. И сказал Петр: «Господи, как хорошо нам здесь быть. Сделаем три палатки: одну Тебе, другую Моисею, другую Илии», — потому что не знал, что сказать. В это время на них опустилось облако, и они услышали голос, тот же самый голос, который слышали люди при Богоявлении на Иордане: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Так перед Своим страданием, за сорок дней до распятия, Христос являет Своим ученикам Свою Божественную природу. Мы называем этот день Преображением и представляем себе, что Преображение – это некое изменение чего-то, изменение некоего качества, изменение, может быть, даже самой природы. Но нет, Господь наш неизменен, ничего не меняется, никаких изменений со Христом не происходит. Происходит – явление. Господь по-настоящему являет Себя. Непознаваемая, совершенно непостижимая Божественная природа как Свет сияет в Его божественных энергиях перед Его учениками, чтобы ученики познали, Кто на самом деле их Учитель, Кого они увидят поруганным, избитым, лишенным всяческой человеческой красоты, даже человеческого образа, – обезображенного, на Кресте, после плеток римских легионеров, после издевательств, оплеваний, тернового венца.

И на Кресте, и на горе Преображения – один и тот же Учитель. В первом случае, на Кресте — человеческая природа, а здесь, на горе Фаворской — Божественная природа. Ученики не могут этого понять, ученики не могут принять этого до конца. Только потом, постепенно, для них открывается то, что мы сегодня слышали в Послании апостола, как он повествует об этом событии, как он вспоминает о том, что видел собственными глазами. Он говорит, что в наших сердцах должна зажечься утренняя звезда, в каждом из нас должен зажечься этот свет, потому что на самом деле Преображение, которое явил Господь на Фаворской горе, касается не только Христа. То, что было сокрыто для учеников под видом обычного человека, то, что ученики никак не могли разглядеть, — это та Божественная природа, соединенная с человеческой природой, которая была им не открыта, ими не познана, они не понимали, Кто перед ними.

Это важно для нас, потому что в какой-то момент с нами должно случиться нечто подобное. Божественная природа, с которой мы соединяемся через Таинства Церкви, через принятие Его Тела и Крови, раскрывает в нас заложенный Им при сотворении образ Божий, который в каждом из нас глубоко-глубоко сокрыт, часто не видим, не познаваем ни нами самими в себе, а уж друг в друге мы, конечно, его практически не видим. А ведь на самом деле преображение, которое случается с человеком, именно это  являет собой: образ Божий так начинает в нем светиться, так его изнутри освещать, что это является самым главным и самым настоящим свидетельством нашей христианской жизни.

Именно это сегодня Церковь нам пытается преподнести как научение, именно через Преображение Господне мы должны понять: то же должно случиться и с нами, в какой-то момент должна взойти эта утренняя звезда в наших сердцах, в какой-то момент этот свет должен осиять и нас.

Праздник Преображения очень связан с ветхозаветной символикой, символикой Священного Писания. Когда совершается архиерейское богослужение, во время Трисвятого епископ выходит к народу, осеняет его дикирием, который символизирует две природы во Христе, Божественную и человеческую, и говорит: «Посмотри с небес, Господи, и посети народ Твой, посети этот виноград, и благослови его, потому что его посадила Твоя рука».

Он называет виноградом каждого из нас. Сам Христос называет себя виноградом, и Сам Христос является лозой, от которой мы произрастаем, как виноградные грозди, освящаемые в сегодняшний день, день Преображения. Это не случайное освящение, это не просто освящение первых плодов, это не просто благословение урожая, нет. Это связано с преображением. Потому что этот самый виноград, сохраняя полностью свою природу, умеет так преобразиться, что сначала становится соком, который в Библии поэтически называют виноградной кровью, потом этот сок начинает бродить, преображаться и становится вином. Потом это вино мы приносим сюда, на Божественную Евхаристию, и это вино становится Кровью Христовой, приобщаясь которой мы становимся другими, становимся едиными со Христом, становимся полными этой Божественной Жизни, которая по-настоящему начинает в нас сиять, нас преображать, делать нас другими.

Этот путь винограда – путь каждого из нас, путь каждого христианина, – очень сложный путь, очень непростой и очень неприятный. Когда виноградную гроздь снимают с лозы, ее кладут в точило и топчут, растаптывают для того, чтобы она стала другой,  чтобы из нее потек сок, который потом преобразится и станет вином, которое потом станет Кровью Христовой.

С нами может случиться то же самое, если мы захотим по-настоящему что-то в нашей жизни изменить, нашу жизнь приобщить к жизни Христовой, в которой так хорошо всегда бывает, когда мы рядом с Ним. Нам не надо бояться этого преображения. Нам надо желать его по-настоящему, нам надо не испугаться пойти тем самым виноградным путем, которым прошел наш Спаситель, от начала до конца. И тогда, я уверен, в сердце каждого из нас обязательно воссияет утренняя звезда.

Аминь.

26.08.2018





Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день – Преображение Господне! Евангелие говорит нам о том, как Господь взошел со своими учениками на гору Фавор и преобразился перед ними.

Пророк Исайя пророчествовал о том, что слепые будут видеть, глухие – слышать, кривые пути станут ровными, язык гугнивый будет говорить прекрасные слова, и будет скакать и плясать хромой, — все это сбывается на Христе. Все Его слова и дела свидетельствуют о божественности, потому что мир вокруг Христа в Его человеческой природе становится другим, преображается. А Его природа неотличима от человеческой. Ученикам была хорошо знакома Его человеческая природа. С ними был точно такой же человек, как они: Он так же ест, так же пьет, у Него такие же человеческие чувства. Он так же устает, так же жаждет, так же испытывает голод, так же плачет, когда случаются несчастья с Его близкими. Все у Него так же. А Бог в этой человеческой природе практически неразличим, невидим и незаметен.

И вот Он приходит со Своими учениками на гору, и вдруг Его человеческая природа становится совсем иной, ни на что не похожей. Евангелие пишет об этом довольно скупо, потому что описать это просто невозможно. Евангелие описывает, что одежды Его стали белыми, как снег, что лицо Его воссияло, как солнце, но эти слова, собственно, ничего не передают, не дают нам возможности до конца — это понять. Только икона Преображения показывает, как Его преображение сильно действует на апостолов: они падают ниц перед ним, прячутся от этого света, потому что им невозможно стерпеть этот удивительный свет, это сияние природы человеческой, удивительное изменение, которое произошло с их Учителем. И Петр говорит: «Господи, как же хорошо нам здесь быть! Никуда не хочется уходить. Ничего не хочется больше достигать. Ничего больше не хочется делать. Вообще больше ничего уже не надо, только быть здесь, с Тобой!»

Вот так для нас описан праздник Преображения. И Христос в этом празднике – в человеческой природе являет апостолам свое Божество. Бог – неизменен, всегда такой, какой Он есть, а иной вдруг становится человеческая природа. И апостолам удается увидеть, что может произойти с каждым человеком, с тем, кто рядом со Христом, кто выбрал этот путь, кто с Ним пребывает, кто не боится идти туда — не зная куда, делать то — не зная что. Не боится, как апостолы, которые, по большому счету, ничего не понимают, ничего не знают, ни в чем не разбираются, очень часто не чувствуют слов Христовых, сердце которых бывает окамененно. С ними происходит все то же самое, что с нами, кроме одного: они не боятся идти туда — не зная куда только потому, что это говорит Христос, только потому, что Учитель их ведет за Собой.

И вот они оказываются с Ним на этой горе, и свет присносущный, то есть от века сущий, бесконечный и вечный божественный свет является каждому из них, и они настолько наполняются этим светом, что наша Церковь до сих пор им живет и до конца века будет жить этим светом и даровать его каждому из нас, будет давать возможность к нему приобщиться, прикоснуться, им наполниться и, в конечном итоге, светиться.

Этот свет присносущный дается нам как возможность соприкосновения со Христом, как возможность наполнения Его жизнью, как возможность того, что Его Божество и наше человечество не будут разделены страшной пропастью. Этот свет соединяет нас.

Христос как человек испытал всю полноту человеческой жизни, а нам в обратном направлении дарует Свое божество, то есть мы можем быть такими, как Он, по благодати. В нас может быть Его божественная сила, Его божественный свет. Этот свет и делает христиан христианами.

Если христиане чем-то отличаются от других людей в этом мире, то не тем, что они по воскресеньям ходят в храм, или соблюдают посты, или читают утренние и вечерние молитвы, или как-то специально одеваются, или еще что-то особенное делают, — а вот этим светом. Собственно, это единственное, что человек может увидеть в другом человеке и понять, что тот христианин. Христиан можно узнать. Ну, настоящих, конечно… Если человек этим светом как-то наполнен, хоть чуть-чуть этим светом светится, то его узнаешь. А то можно как-нибудь специально одеться, волосы как-то специально заплести, как Майя Кучерская в своей книге писала, подавать другие опознавательные знаки «мы свои», — нет, именно настоящих христиан можно узнать. Бывает – едешь в метро, среди утренней серой массы, и вдруг посмотришь на лицо человека и подумаешь: «Вот это — христианин». Не знаешь, почему, не знаешь, откуда, но ты вдруг понимаешь — что-то в этом человеке есть, есть этот свет Христов. Видишь: вот это — христианин, а другой — пока еще нет. Другой еще, может быть, станет христианином, но пока еще не стал, а этот — уже.

Я не знаю, как это объяснить, но по-настоящему только это является знаком нашего христианства — вот этот свет Преображения, это прикосновение. Если человек коснулся Бога, если человек достиг Его, то в нем нельзя уже этот свет потушить, он будет в нем сиять. Сильно или слабо – это зависит от силы и напряжения его внутренней духовной жизни, но, если он есть — он есть. И цель нашей христианской жизни – достигнуть этого света, чтобы он внутри нас светился, чтобы Господь просвещал нас Своим светом, как Господь просвещает каждого человека, приходящего к Нему.

На самом деле, праздник Преображения – очень сложный для человека, непонятный. А если вдруг человек начинает понимать, то ему становится неприятно, потому что путь преображения – непрост. Это действительно – настоящая верность Христу.

История нашей Церкви часто показывает нам, с одной стороны, примеры высочайшего восхождения ко Христу, и, с другой стороны, как христиане постоянно от этого пути отказываются, как все благое, небесное превращают в земное. Надо же было праздник Преображения Господня превратить в яблочный Спас! То, что мы все время этим занимаемся – это очень тревожный знак для нас, христиан. Господь нас зовет в небо, а мы все время это хитростью сводим на землю, и праздник Преображения Господня превращаем в освящение яблок. А это праздник освящения плодов, и нас в том числе — тех плодов, которые ждет Господь от нас, того самого винограда, которым нас нарекает Священное Писание. «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница твоя», – это и про нас. Мы – тот самый виноград, который так умеет преображаться, что может становиться прекрасным вином, а потом, на Евхаристии – Кровью Христовой. Это же про нас, не про яблоки. Вот об этом надо все время помнить и никогда не разменивать небесное на земное.

Дай Бог нам это в сердце своем хранить, потому что так легко уйти в земное благоденствие, земное благочестие с неким христианским орнаментом, который ничего общего с христианской жизнью не имеет.

 

Аминь. 

2016

 



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Праздник  Преображения Господня всегда отличается каким-то удивительным проникновением в нас Божественного  света. Мы поем  в праздничном тропаре такие слова: «да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный». Этот Божественный свет в какой-то момент проникает в наши сердца, потому что именно он стал источником нашей жизни и  нашей веры. Этот Божественный свет, который однажды воссиял в нашей жизни, так все просветил,  сделал все настолько ясным и понятным, так ясно указал дорогу, что мир вокруг нас  тоже стал видеться правильно.

Этот свет очень часто меркнет в нас, потому что мы не в состоянии, к  величайшему сожалению,  хранить его в себе. Но, хотя мы его не видим,  он сияет, он постоянно светит для нас.

В икосе праздника, который читается в 6-й песне канона, говорится о том, что  мы ленивы, все время  ходим приклоненными к земле, все наши помыслы только о земном, и вдруг звучит – восстаньте ленивые,  посмотрите вверх, туда, где сияет свет. Нам так тяжело иногда бывает оторвать голову от земли, от того, к чему мы привыкли, но когда это все-таки случается, когда мы вдруг становимся способными, действительно,  оторваться от земли,  нет ничего более радостного, нет ничего более прекрасного, чем  этот свет, который снова проникает в наши сердца и души. И так удивляешься и восхищаешься  теми людьми, которых мы называем нашими святыми, которые к этому свету приникли и постоянно в нем пребывали.

В наш сегодняшний праздник литургия торжественно заканчивается освящением винограда и других  плодов,  которые приносит нам Богом данная природа. Удивительно, что, как миллионы или даже миллиарды лет назад Господь создал этот мир, так он и существует; как Господь повелел деревам плоды приносить, так они и приносят. Всё слушается Бога. Всё повинуется Ему. Всё приносит Ему свои прекрасные плоды, и мы их освящаем. И ведь мы  тоже должны приносить Богу плоды, плодоносить так же, как плодоносит эта земля.

 Про  виноград, который мы сегодня освящаем,  в молитве говорится, –  «Господи, ты Сына Своего именем нарек этот виноград», но ведь и все мы этим именем наречены, потому что пророк Исайя называет виноградом народ Божий, мы вместе с ним – одно. И вот сегодня виноград освящается, как образ Преображения:  виноград становится вином, преображаясь в совершенно иную сущность, а потом это вино удивительным образом становится Кровью. Так и нам в этом мире следует преображать себя, преображаться вместе с Богом,  с Его помощью, преображаться Его светом. Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

 19.08.2010