Главная » Рождество Христово

Рождество Христово

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы приблизились к Рождеству Христову, но на самом деле - это Рождество приблизилось к нам.

Вся наша жизнь – это непрекращающаяся деятельность.  Мы все время движемся в делах и заботах. И нам кажется, что мы совершаем очень важный путь и что это и есть жизнь. И для того, чтобы достичь Бога, нам надо очень многое сделать: например,  в начале нашего религиозного пути научится правильно свечи ставить, писать записки, потом ходить на богослужения и совершать посты,  делать добрые дела  и потом еще много-много других дел. И в конечном итоге мы чего-то добьёмся, что-то в нашей жизни получится! А вот с Рождеством, как и с Царствием Небесным, — все не так.

Это Царство Небесное всегда движется к нам, и Евангелие начинается с таких слов: приблизилось к вам Царство Небесное. Но движение это для нас очень незаметно.  Так и Рождество все время приближается к нам, пока мы его не достигнем, потому что вся наша деятельность не приближает нас к Богу — это Бог приближается к нам. Он все время движется к нам навстречу. И это движение Божественной любви и  делает возможным Рождество. 

Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем, говорит нам о том, что Бог каждого из нас очень ищет. Это Он приходит к нам, это Ему почему-то необходимо нас найти. По какой причине он нас ищет, почему мы так дороги Ему, так важны для Него — я не знаю. Это дело Его Божественной Тайны. Но это же потрясающе! Это невозможно понять! Никаким образом невозможно вместить в человеческую голову, что Бог приходит на землю для того, чтобы приблизиться к человеку! Как человек может это заработать? Как он может это заслужить? Какими молитвами, какими постами, какими жертвами, чем? Ничем. Это действие Божественной любви, это Он стремится к каждому из нас, Он приходит к нам, чтобы мы наконец-то с Ним встретились.

Рождество приходит к нам, как возможность встретить Его, как возможность познакомиться с Ним, наконец-то услышать Его, увидеть Его, как следует Его узнать. И только после этого – полюбить, потому что невозможно кого-то полюбить, пока ты его не узнал.

Когда мы читаем – «возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею крепостью твоею» — это бесполезная и невозможная заповедь, потому что никогда никого нельзя полюбить, если ты этого «кого-то» не знаешь, если ты не встретил этого «кого-то». Ты можешь любить только того, кого по-настоящему узнал, потому что знать кого-то и любить кого-то — это, в общем, одно и то же. Как только ты кого-то по-настоящему полюбил, это значит — ты этого человека по-настоящему узнал. Если ты кого-то не любишь, значит, ты его просто не знаешь.

И вот Он рождается на земле, специально приходит сюда для нас, чтобы мы смогли Его узнать, а значит полюбить, а значит научиться главной заповеди, ради которой существует этот мир, ради которой существует эта вселенная, ради которой существуют  солнце и звезды, о которых Данте сказал, что все это движется любовью.  Мы живем только ради того, чтобы быть способными кого-то любить, только в этом весь смысл жизни.

И к нам сегодня приходит Любовь. Любовь рождается на земле как  Богочеловеческое дитя, как младенец,  Который полностью отдает себя в руки этого мира,  в руки каждого из нас.

И что мы можем для этого сделать? Мы ничего не можем сделать, но только с благодарностью это принять, только радоваться этому, только восклицать «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение!» — потому что днесь Христос родился, а значит и мы рождаемся вместе с Ним. А значит,  мы получаем возможность наконец-то выполнить свое предназначение, о котором говорит апостол Павел в своем сегодняшнем послании: стать детьми Его Небесного Отца и вместе со Христом говорить  эти прекрасные слова — Авва Отче!

С Рождеством Христовым всех!

2021






Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Человек и Бог разлучились в Раю. После того как Рай был потерян для человека, он почти перестал слышать Бога. Можно сказать, не очень-то он и хотел Его слышать. Скорее наоборот, человеку было важно, чтобы Бог слышал его. Поэтому, собственно говоря, мы и молимся Богу, совершаем богослужения, читаем молитвы какие-то особенные, заказываем молебны. Все это для того, чтобы Бог нас услышал. Человеку хочется, чтобы Бог ему помогал, защищал в тяжелые минуты жизни, оказывал какую-то необыкновенную помощь, которую никто из людей оказать не может. Для этого человек всячески пытался и до сих пор пытается Бога задобрить, дать Ему какое-то основание для исполнения его бесконечных просьб. И поэтому приносил Богу жертвы. Причем, человеку всегда казалось и по-прежнему кажется, что то, что он приносит Богу в качестве жертвы, Богу почему-то нужно: например, чтобы перед Ним закалывали каких-нибудь тельцов или овечек, что-то сжигали, приносили какие-то особенные дары. Человеку кажется, что то, что нужно ему в жизни – нужно  и Богу.

А оказалось, что Богу это совершенно ни к чему. В течение многих веков Бог пытался объяснять человеку, для чего он существует на земле, в чем смысл его жизни, куда он идёт. А человек Бога не слышал.

Более того, человека, в общем-то, и не очень интересовал голос Божий. Он ни разу не полюбопытствовал, нужно ли вообще Богу все то, что сжигается на жертвеннике. Важно ли это для Него?

Были люди – немногие, очень немногие – которые слышали Бога и передавали Его жесткие, но правдивые слова о том, что жертва Богу – дух сокрушенный, чистое и смиренное сердце. Не жертвы нужны Богу, а милость! Но люди почему-то не хотели слушать пророков, устами которых Бог пытался докричаться до них. Изгоняли, убивали их. Ничего Божьего не хотели слышать, потому что человеку всегда нужно было что-то свое от Бога, то, что кажется важным для него: чтобы урожай вовремя поспел, чтобы погода была хорошая, чтобы дети не болели, чтобы все было хорошо. Для того, чтобы человек все-таки услышал Бога, Бог послал своего Сына. Послал Его таким образом, чтобы Он родился на этой земле и с нами разговаривал. Чтобы мы смогли услышать Его тихий, кроткий, смиренный голос. Чтобы наконец Бог смог сказать нам все самое главное через своего Сына: «Я твой Отец, мне не нужны все эти жертвы». Апостол Павел в сегодняшнем послании говорит, что Он послал нам Духа Своего, который в сердцах наших кричит, вопиет: «Авва Отче». Вот что Бог сделал, чтобы мы наконец-то Его услышали.

Днесь рождается Его предвечный Сын, то есть ныне безначальный начинается, как поётся в стихирах Рождества, чтобы мы услышали бесконечно важные для нас Святое Евангелие, Заповеди Блаженств, Его слова о любви, о вечной жизни. О том, зачем мы рождаемся, кто мы Богу. Но почему-то тяжелы для нас эти слова, нам кажется, что они про кого-то другого. Нет, мои дорогие, Господь обращается к каждому из нас. В каждом Его слова должны звучать, как стук сердца: Авва Отче, Авва Отче, Авва Отче. Ничего другого не надо – только, чтобы мы наконец-то Его услышали, поняли и узнали. И тогда сможем по-настоящему Бога полюбить. Ведь невозможно любить неузнанного, непонятого. Только для того, чтобы восстановить потерянное единство между человеком и Богом, Господь отдает нам в руки Своего Сына. «Возьмите! – будто говорит Он нам. – Вот рождается Младенец в пещере среди животных, вот пришли к нему волхвы, возьмите Его – Он ваш Бог!»

 Христос Рождается!

                                                                                                                         2020








Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Нас ради Отроча рождается. Ради каждого из нас приходит в мир Господь. Приходит совершенно удивительным образом. В маленьком городе появляется странная семья — старец с беременной отроковицей. Они ищут, где бы им найти приют, а места нигде нет. Находится только пещера, вертеп для пастушьего скота, — и там рождается Небесный Царь, Владыка Вселенной, о Котором мы знаем, что ничего не знаем. Мы можем говорить о Нем только такими словами: Он бесконечен, вечен, необъятен. Его невозможно описать словами, Его невозможно заключить ни в какие формы, ни в какие рамки. Он бесконечен, Он всесилен, Он всемогущ, Он вездесущ. Он для человеческого сознания даже неопределим.

И вот оказывается, что Богу для того, чтобы быть доступным человеку, надо очень мало места. Он не ищет Себе ничего особенного в нас, в этом мире, на этой земле. Наоборот, Он уклоняется от величия, Он уклоняется от важности, Он уклоняется от торжества. Он оказывается младенцем, беззащитным и доступным, у которого руки и ноги связаны рождественскими пеленами.

Он бессилен, и Он не ищет своего. Он не ищет ничего, кроме человека. Удивительно, как мало надо места Богу для того, чтобы родиться. Как мало Ему надо места даже в проскомидии: Он становится маленьким кусочком хлеба, который мы принимаем, чтобы Он полностью нас Собою наполнил и совершенным образом с Собой соединил.

Подумайте над этим – какое это чудо, какая это неизреченная любовь! А нам-то что делать? Только приступить к Нему с желанием Его принять, только вот это местечко, маленькое-премаленькое, Ему открыть – и Он уже вместе с нами.

Давайте помнить об этом, дорожить этим, и всегда иметь в себе это место, где бы в нас мог родиться Христос.

Христос рождается!

Славите Его!

 

2017






Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке.

«… но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через  Иисуса Христа.» (Гал. 4:4-7)

Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме.  

Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может.

Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!», чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может.

Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно. Если тебе Бог – родной, чего же ты можешь бояться? Бедности? Но Он пришел в мир нагим ребенком в убогой пещере. Того, что ты будешь один? Но когда Христос родился в мир, все двери были перед Ним закрыты… Того, что останешься без крыши над головой? Так Христу в этом мире негде было главу приклонить, и этим путем Он прошел. Так чего может бояться человек? Что может отлучить его от Бога? Беда? Теснота? Гонения? Смерть? Да ничего! Даже смерти уже нельзя бояться, потому что Бог победил смерть.

Он пришел в этот страшный мир, в этот черный мир, полный греха, полный злобы, ненависти, отчаяния и одиночества. Мир предстает перед Богом темной непроницаемой ночью, встречает Его ненавистью и злобой, гибелью невинных младенцев. Казалось бы, зачем существует этот мир, такой страшный и ужасный? А он существует ради одного: ради того, чтобы здесь оказались люди, которые могут быть Богу родными. А если они Богу родные, значит, они могут этот мир согреть, осветить, исцелить и, в конечном итоге, спасти, потому что Бог действует в этом мире через того, кто Богу родной.

И вот сегодня мы празднуем свое родство. Бог родился сегодня нас ради человек и нашего ради спасения, и теперь только от нас зависит, хотим ли мы этого родства или нам нужны сила и власть, успех  и здоровье… Хотим ли мы от Бога родства или что-то другое ищем?

Если мы этого родства хотим, то оно нам настолько открыто, что Кровь Его становится нашей кровью. Тело Его Святое таким образом с нами соединяется, что Он начинает в нас жить, и мы становимся абсолютно на Него похожими. И такое родство принадлежит не только этому дню, но это родство всей нашей Церкви и всей нашей жизни. Весь наш жизненный путь существует только ради этого: чтобы стать родными Богу, стать похожими на Христа, стать Ему настолько близкими, чтобы жить, как Христос, дышать, как Христос, смотреть, как Христос, слышать, как Христос, говорить, как Христос и  любить, как Христос. Аминь.

07.01.2014

 

 

 

 

Всякий человек, рождающийся на земле, рождается  с тем, чтобы жить и по-настоящему свою жизнь осуществить. Но всем известно, что смерть в этом мире сильнее жизни, и это кажется непреложной правдой. Человек рождается  на земле, чтобы жить, а смерть всю  жизнь приближается, и рождение человека на земле кажется бессмысленным. 

Но вот единственный Человек рождается на земле не для того, чтобы здесь жить, а для того, чтобы умереть. Сегодня Христос рождается для этого. Единственный смысл его рождения – принять на себя человеческую смерть.

И  происходит удивительное явление — жизнь побеждает смерть. Побеждает сразу, уже своим рождением, своим воплощением. Сын Божий, придя на эту землю, принимает смерть на себя, вместе со всей полнотой нашего человеческого — чувств, мыслей, переживаний… Он принимает  на себя и все последствия нашей  жизни и нашей смерти. Он сразу  встречается здесь, на земле, с тем, что ему предстоит потом осуществить. Пещера, в которой он рождается, уже является образом той пещеры, в которую будет положен Спаситель после Своего распятия.

Пелена, в которую  заворачивает младенца-Христа Матерь Божия, обращается той плащаницей, в которую праведный Иосиф Аримафейский с Никодимом заворачивает тело распятого Спасителя после помазания. Смирна, которую волхвы приносят Ему, обращается благоухающим миром, которым помазывают тело Христово, оплакивая Его после распятия.

Все эти образы Его смерти уже были созданы в момент Его Рождества. Злой мучитель Ирод – смерть, торжествующая во время Рождества Христа, самая страшная, самая ужасная смерть невинных младенцев.

Христос приходит в этот мир, чтобы своей смертью уберечь его, чтобы принять на Себя нашу смерть. Ибо нет ничего глупее, безжалостнее и несправедливее, чем смерть. И сам человек с этим сделать ничего не может.

Но вот Христос, взяв на Себя это самое страшное и самое бессмысленное, вдруг  наполняет жизнь человека смыслом. Потому что там, где есть Бог, не может быть смерти. Там, где Христос  рождается, смерть исчезает, потому что  Он есть истинная жизнь, пришедшая в этот мир, полный смерти, несчастий и бессмыслицы.

Он приходит в  этот мир, давая удивительный маленький  лучик жизни. И для Него совсем не нужно много места на земле. Христа принимает на земле совсем крошечное место, маленькая пещера, ясли принимают Его. И вот это маленькое место становится центром всего мира, отсюда идет победа над смертью.

И Христос побеждает  смерть. Христос побеждает ее Своей собственной смертью. Потому что Он не боится умереть за человека.  Потому что там, где любовь, там нет никакого страха, там изгоняется всякий страх. Христос приходит и этой любовью побеждает смерть. Если жизнь слабее смерти, то любовь смерти сильнее.

И тогда начинается Царствие Божие, тогда любовь наполняет все вокруг, и к этой любви становится причастен каждый. Потому что каждому человеку дается возможность родиться во Христе.

Я уже сказал, что Христу не надо большого места  в этом мире. Да и в вашей душе Христу не надо много места. Достаточно маленькое место уготовить в сердце человека, чтобы в нем появился Христос. Чтобы было место, куда войдет любовь, куда мы кладем Его жизнь. Он изгонит из нас всякую смерть, для этого нужно только постараться, потрудиться над своим сердцем. Надо только очень  захотеть, чтобы в каждом из нас  родился Христос.

Это не трудно – захотеть Рождения Христа в своем сердце. Только потом, когда Христос в нас родился, надо быть верным Ему. Это очень важно. Христос приходит в каждое человеческое сердце, Христос  готов родиться в каждом из нас, несмотря на то, что мы совсем к этому не готовы. Мы совсем не то прекрасное место, в котором можно подумать о Рождении Бога.

Господь не ищет Себе красивых мест для рождения. Господь рождается в пещере, где стоит скот. Господь ложится в ясли, из которых этот скот кормится. Ему не нужна чистота, для того, чтобы родиться. Ему просто нужно место. Любое место, которое мы ему уготовили.

И готовность наша – это первый шаг ко Христу, первый и очень важный шаг. Если человек решается на это действие, то жизнь его меняется. Жизнь человека становится другой. И смерть отступает. И смерть уже не страшна. В Боге нет никакой смерти, в Боге есть только истинная и вечная жизнь.

Но чтобы эту жизнь в себе сохранить и взрастить, нужен очень большой труд. Настоящий, большой, серьезный труд сердца и души. Нелегко нам дается жизнь, нелегко нам дается победа над смертью. Мы привыкли жить в умирании, для нас слишком привычна ситуация, когда смерть рядом, а жизни нет.

Господь нас учит жить в нем, учит жить во Христе, учит каждый день побеждать смерть своей  верой и своей любовью. Учит каждый день побеждать смерть своей жизнью Христовой. Это и есть самая главная задача христианина – жить Христовой жизнью и победить всякую смерть.

Ради этого  сегодня рождается Христос. Ради этого он сегодня приходит к каждому  из нас. И ради этого сегодня каждый из нас пришел в храм — чтобы в каждом из нас родился Христос, восторжествовал Христос, победил нашу смерть и даровал нам любовь и жизнь вечную.

Аминь.

2012

 

 



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос  рождается в Вифлееме. Сын Божий, бесконечный, невидимый, непостижимый,  приходит на землю,  становится человеком, ограниченным плотью, несущим на себе все тяготы  и скорби этого мира. Он рождается сегодня в пещере вифлеемской, этим миром отвергнутый и гонимый,  для того, чтобы человечеству, а это значит – каждому из нас,  даровать две замечательные вещи,   которые  во все времена   жаждал иметь человек.  Он приходит для того, чтобы дать человеку Власть и  Богатство. 

Но  только Господь дает и власть, и богатство совсем не такими, какими их  мечтает иметь, скажем, Ирод,  вся цель жизни которого была как раз в их достижении. И настолько высоко ставил он перед собой эту цель, что не щадил даже своих собственных детей,  а  когда  услышал, что пришел на землю истинный царь иудейский,  очень испугался потерять свои земные  власть и богатство. 

Богатство же, которое приносит Христос, это такое удивительное богатство Веры, которое  человеку дает возможность ходить по водам и двигать горами,   которое способно сделать  человека таким, что он себя в этом мире совсем не видит, а видит  только Самого Христа и Бога, и только Им живет.

Господь принес нам богатство любви, потому что Он сам есть Любовь. Это та  Любовь,    которая идет на крест,  которая распинается, приносит себя в жертву. Это любовь, которая  готова и способна победить все, что есть в этом мире.

Господь дает нам потрясающее богатство смирения,  потому что кроткие  наследуют землю. И вместе с этим каждому человеческому сердцу, открытому для принятия этого  дара,  Он дает  богатство удивительного мира,   превосходящего все возможное в этом мире, который может так наполнить  человека, что тысячи вокруг него спасаются, по слову преподобного Серафима Саровского.

Господь принес нам богатство своего милосердия. Если мы готовы его принять, оно  вливается в наши сердца  и делает нас способными  прощать своих обидчиков, любить своих врагов, ведь никто в мире  любить своих врагов не может, кроме настоящих христиан. Вот какое богатство Господь нам даровал.

И еще Господь  даровал нам истинную власть. Он говорит:  «Именем Моим будете бесов изгонять, языками возглаголите новыми, будете брать змей, и если что смертоносное выпьете, не повредит вам, на недужные руки возложите, и здравы будут…» (см. Мк.16, 17-18)

Такую возможность  Христос заповедал каждому из нас,  потому что  Он даровал нам  удивительную власть быть Его детьми.  Всем истинно верующим в Него Он  дал власть быть совершенно на него похожими:  мы можем  поступать в этом мире так, как Сам Христос в этом мире поступал, жить Его жизнью, говорить Его словами,  смотреть на  мир Его глазами, принимать    мир через Его чувства и Его сердце.  Так и апостол Павел говорит, что  в каждом из нас должны быть те же самые чувства, что и во Иисусе Христе. 

Вот такие вещи Он нам даровал…  Но вот что интересно:   при таком удивительном богатстве, и при такой власти необыкновенной,  мы просим у Бога всегда какой-то ерунды… ищем у Бога какой-то мелочи, что  на самом деле включает как раз искание власти и богатства,  но маленьких таких земного богатства и власти: земного благополучия, земного успеха, возможности действовать в этом мире сообразно со своими способностями…  Нам  кажется, что  это так важно, что это и есть сама жизнь,  что в этом и состоит   смысл жизни – прожить ее спокойно, удобно, выгодно  и благочестиво. Может быть, благочестиво получится, а по-христиански – нет, потому что нам очень страшно ходить по водам. Мы не верим в то, что можем бесов изгонять, смерть побеждать. Мы читаем Евангелие, и эти строчки к нам как бы не относятся, потому что  нам совсем не этого нужно от нашего Бога, и наша  жизнь совсем не  похожа на тот дар, что принес нам Христос.

И вот сегодня  Христос рождается в мир и происходит раздаяние Его даров:  настоящей власти во Христе и настоящего Христова богатства.

   Давайте  постараемся сегодня и навсегда   забыть о тех мелочах, которыми мы нашу жизнь  наполняем,  и будем по-настоящему  глубоко искать истинной Христовой власти и  истинного Христова богатства:  желания быть со Христом, быть во Христе  и  быть самим Христом,  которые сегодня открываются для нас в Его пресветлом и радостном Рождестве.

 Аминь.

2010

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Когда мы радостно празднуем Рождество, мы забываем, что Христос пришел  мир не для того, чтобы в нем жить, а для того, чтобы здесь умереть и смертью Своею даровать этому миру вечную жизнь. И как только Он приходит в мир, чтобы его спасти, вся злость, все неверие и ожесточенность мира восстают на Него. Евангелие повествует нам, каким страшным образом на пришествие Спасителя отвечает мир, в который Он приносит любовь и спасение. 

И что же на это отвечает Христос? А ничего. Он не восстает против несправедливости этого мира, Он бежит в Египет, прячется и много лет живет на чужбине.

 Христос является в мир в образе беспомощного младенца, повитого пеленами, Он с самого начала ограничивает Свое действие ради нас, давая нам возможность поступать свободно, по нашей воле, даже восставать против Негою. Он даровал этому миру изначальную свободу и любовь к Нему, а любовь не может быть принуждаемой. Для человеческой свободы любовь может быть только желанной и избираемой. И поэтому Господь ограничивает Свою свободу ради нашей свободы. Он ограничивает даже Свои действия и, казалось бы, не вмешивается в зло и несправедливость этого мира, для того, чтобы нам показать, что напор зла не побеждаются какими-то внешними физическими мерами. Он показывает, что пришел не бороться с этим миром, а победить его. 

И Он победил. Он победил его Своей любовью. Он победил его Своим смирением. Он победил его Своим Евангелием, которое вручил нам Своим пришествием и дал нам образы победы над миром, которыми мы должны пользоваться, как непреложным и самым главным законом нашей жизни. 

Этот мир, который кажется нам в своем безумии таким могущественным, побеждается кротостью и любовью. Он нам даровал эту власть через свободу, через настоящую свободу быть Ему верными, быть Ему родными, любить Его, и силой Его этот мир победить.

Аминь.

7.01. 2009

 

 



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь дал нам сегодня такую радость: собраться всем вместе, чтобы праздновать Его Святое Рождество. В этот день мы не просто вспоминаем событие, которое совершилось две тысячи лет назад, хотя оно изменило мировую историю, дало миру новый календарь, новую цивилизацию, новую культуру, новый язык, новую систему отношений…

Самое главное то, что с пришествием Христа каждому человеку дана возможность познать Бога, — познать не просто как Творца, Всемогущее Существо, Которое управляет миром, посылая в него то благополучие, то несчастье, и Которое надо как-то задобрить, или умолить… и не как Господа, то есть Господина, Которого надо слушаться, выполнять приказы и строго следить за тем, чтобы все заповеди были исполнены. Нет, не такого.

Как это ни странно, но то, что для нас, христиан, совершено очевидно, для всего мира является тайной. Настолько мир искажён грехом, настолько лишён любви, истины и правды, что понять самые простые и важные вещи оказывается очень трудно. В течение тысячелетий мир не может понять, что Бог — это Отец.

Бог приходит в мир, как Сын, чтобы мы осознали себя детьми нашего Небесного Отца, ни для чего другого. Он рождается на земле Сыном Человеческим, для того, чтобы каждый человек стал сыном Божиим. Это самое главное из всего, что мы знаем: Бог наш Отец, и нам в этом мире нечего бояться.

Иногда мы можем Его не понимать, как часто не понимают дети своих родителей; мы можем Его не слушаться, как часто бывает в семье. Но мы всегда знаем, что не будет такого момента, когда мы останемся одни, и с нами случится что-то непоправимое.

Если мы с этим живём, мы самые счастливые на земле люди, потому что у нас есть не просто отец, но наш Отец — это Бог. Мы можем не бояться ни болезней, ни смерти, ни нищеты, ни несчастья… Даже греха можем не бояться, потому что наш Отец освободил нас от греха через Своего Сына. Более того, Он нас приравнял Своему Сыну, Которого мы называем нашим Господом Иисусом Христом. Он поставил нас совершенно вровень с Ним, то есть каждому из нас дал возможность быть похожими на Христа: жить, как Христос, смотреть на мир и на людей, как Христос, чувствовать, как Христос, поступать, как Христос.

Такая возможность дана каждому из нас Его Рождеством, это праздник нашего сыновства. Эту радость, это богатство, которое дано нам, христианам, мы можем только распространять по миру, только возвещать всем людям: что у них есть Отец, что они не одиноки; что в этом мире нет такого места, которое бы Он не освятил Своим присутствием.

Если же Бог наш Отец, то мы можем Ему только доверять, только Его любить и предаться ему в послушание как дети своему родителю. Попробуем с этим жить, не забывать, что Он всегда рядом, что Он обязательно нас спасёт, если мы только этого захотим, если просто протянем Ему свои руки и как апостол Павел скажем от сердца, — Авва Отче! — и будем вместе с Ним.

 Аминь.

2007