Сретение    (ЛК 2:25–32)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

 Сегодня Церковь празднует Сретение Господне. Слово «сретение» значит «встреча». Встреча, которая произошла в Иерусалимском храме, встреча, которая произошла у старца Симеона, о котором сегодня говорит Евангелие, и у младенца Христа, лежащего на руках у Пречистой Матери. Евангелие говорит о том, что был в Иерусалиме праведный человек по имени Симеон, на котором был Дух Святой, и ему Господь обещал, что он не увидит смерти до тех пор, пока сам, своими глазами не увидит пришествия Спасителя, Мессии в мир.

Ветхий Завет, библейское повествование полно пророчеств о пришествии в мир Спасителя, и самое первое обетование Господь дает Адаму и Еве в тот самый момент, когда они, после грехопадения, отлученные от Бога своим непослушанием, своей гордыней, своим нераскаянным сердцем, изгоняются из ада. В этот момент Господь говорит Еве, что ее семя, семя жены, победит змея. Змей будет попран в голову семенем жены (см. Быт. 3:15). Это первое обетование, первое библейское пророчество, которое говорит о спасении человеческого рода от греха, от смерти.

В дальнейшем очень многие пророки повествовали о спасении мира, в особенности пророк Исаия. Существует такое предание, что благочестивый старец Симеон прожил очень много, несколько сотен лет. Дело в том, что в свое время, после того, как Александр Македонский завоевал Северную Африку, прошел своими походами по всему известному миру, в Египте потомки Александра организовали город в его честь, который до сих пор существует и называется Александрия. И в этом городе Александрии потомок Александра Македонского, император Филадельф решил устроить первую в мире библиотеку и собрать там все самые прекрасные произведения человеческого разума, человеческой мысли, философии, и перевести эти книги на греческий язык. Ведь греческий язык – это язык культуры и цивилизации того времени. В том числе император пригласил переписчиков и переводчиков из Иудеи, книжников, которые хорошо знают Священное Писание. По преданию, среди них и находился тот самый Симеон, которому досталось переводить на греческий язык книгу пророка Исаии.

И вот, он дошел до места, где содержалось пророчество о рождении Христа, которое мы все с вами прекрасно знаем и которое особенно часто звучит во время Рождества Христова. А надо сказать, что сегодняшний праздник Сретения Господня очень связан с Рождеством, это сороковой день после Рождества Христова. Именно на сороковой день после рождения еврейского мальчика его надо было привести в храм и посвятить его Богу (об этом я скажу чуть попозже).

Так вот, во время Рождества мы часто слышим это пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23; Ис. 7:14). Эти слова мы знаем благодаря переводу с греческого на церковнославянский. И вот, Симеону досталось для перевода пророчество Исаии, он встречается с этими словами, и думает – как перевести на греческий язык слово «дева»? Дело в том, что в еврейском тексте употреблено слово הָעַלְמָה (алма), которое обозначает одновременно и «девица, девушка», и «молодая женщина». И можно перевести это слово как «молодая женщина», потому что совершенно естественно, если молодая замужняя женщина зачинает ребенка и рождает его на свет. Дева же, невинная и чистая, не замужняя – как она может зачать ребенка, как она может принять во чреве? Это невозможно.

Тогда он решил перевести на греческий язык словом «молодая женщина», и было ему явление от ангела Гавриила, который ему сказал – чтобы быть точным, ты должен написать слово «дева», по-гречески παρθένος, и ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь, как это случится на твоих глазах, как это пророчество сбудется. Тогда Симеон написал это слово, παρθένος, оно до сих пор сохранено в «Переводе семидесяти». Мы так и называем этот перевод Священного Писания на греческий язык – Септуагинта, «Перевод семидесяти», одним из которых, по преданию, был Симеон. И это слово «дева» перешло и в древнеславянский, и в русский переводы пророка Исаии.

Так вот, оказалось, что это слово – пророческое и на глазах Симеона стало сбываться. Он Духом Святым был введен в Храм с тем, чтобы встретить Того, о Ком говорили все пророки, Того, от Кого зависело спасение самого Симеона, его души, его народа и всего мира. Родители Иисуса, Его Пречистая Матерь, Его названный отец Иосиф, исполняя Закон Моисея, принесли в храм младенца мужского пола, первенца, перворожденного, которого следовало посвятить Богу. Это означало принести своего ребенка Богу в жертву. Почему? В память истории, описанной в книге Исход – когда еврейский народ был в рабстве у Египта, и ожесточенный фараон не хотел отпускать Моисея и его народ в Землю Обетованную, то свершилась казнь Египетская, как страшное наказание за ожесточение и безбожие, за отвержение Бога.

Господь повелел тогда еврейскому народу отметить косяки своих дверей кровью ягненка и совершить пасху, так называемую пасхальную трапезу, которую потом евреи совершали в течение всего периода [ожидания Мессии], и последний раз пасху совершал Сам Иисус Христос перед Своим страданием. [Необходимо было] взять чистого ягненка, испечь его с горькими травами, не переламывая его костей, и целиком вкусить в эту пасхальную ночь перед исходом из Египта. В ту самую ночь совершилось страшное – в Египте погибли все перворожденные, от человека до животного. Не только все младенцы, но и все первородные были объяты смертью. Этот ужас настолько поразил фараона и египтян, что евреи смогли тогда выйти из Египта, перейти через Красное море и отправиться в свое долгое путешествие к Земле Обетованной. Но все еврейские младенцы и все еврейские перворожденные дети были спасены.

В память об этом спасении, в память о том, что Господь их искупил от этой смерти, что именно они спасены были, – хотя перед Богом все согрешили, – евреи должны были приносить своих младенцев-первенцев и отдавать их Богу, но вместо жертвы младенца они приносили либо ягненка, либо двух голубиных птенцов или птенцов горлицы. Это была заместительная жертва: ребенок оставался живым, не приносился в жертву, а вместо него приносилось в жертву животное, агнец.

Здесь же случилось так, что Cам Агнец был принесен в Храм. В Храм был принесен Иисус Христос как настоящая жертва. Все первородные избавлялись от жертвоприношения, а Христос Сам пришел, чтобы сделать Себя жертвой. Это был тот самый случай, когда Сам Младенец становился жертвой. На Нем исполнялись все пророчества Ветхого Завета, Он приносил Себя в жертву. И произошла встреча, когда Симеон взял на руки жертву, принесенную Богу во искупление человеческого рода – встреча Ветхого Завета, полного пророчествами о Христе, и начала Нового Завета, который есть Сам Христос, Сын Божий, приносящий Себя в жертву. Тогда Симеон с радостью сказал эти слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). И cтарец Симеон ушел в вечность, потому что все главные пророчества уже сбылись. Ему была ужа не страшна смерть, ему был не страшен ад, ему было не страшно уже ничего, никакая тьма не могла его испугать, потому что он знал, что пришло спасение.

Он также сказал несколько очень важных слов. Он сказал Пресвятой Деве Марии, что ее сердце пройдет оружие, что ее душу пронзит меч, что она сама тоже, подобно своему Сыну, становится жертвой, она себя тоже приносит в жертву этому миру вместе со своим Сыном. Это тоже очень важно, потому что каждый раз, когда мы сами встречаемся с Богом, когда для нас происходит эта встреча, то Господь приходит к нам как жертва. Мы все время ждем от Него мощи, силы, помощи, а Он приходит как жертва, потому что Он приходит жертвенно нам служить, Он приходит для того, чтобы стать жертвой для нас, и эта жертва, Его Пречистое Тело, Его Пречистая Кровь, вкушается нами на Евхаристии, как самая великая святыня, как самое главное, что соединяет нас с Ним. Сам человек, который по-настоящему встречается со Христом, тоже внезапно становится жертвой – жертвой Богу. Он начинает собой жертвовать ради Бога и ради ближнего. Вся жизнь такого человека, если он по-настоящему встретил Христа, постепенно должна становиться жертвой, потому что он учится у Бога любви, потому что Бог есть любовь, а любовь всегда жертвенна. Настоящая любовь – это всеобъемлющая жертва. И когда человек встречается с любовью, когда человек по-настоящему любовью наполняется, он не может не жертвовать собой ради ближнего и ради Господа.

Эта встреча должна состояться в жизни каждого из нас. Может, нам кажется, что она уже состоялась, может, у кого-то в жизни она уже произошла. Но эта встреча не одномоментна – в ней человек постоянно приближает свое сердце к Богу до тех пор, пока Бог и человек не станут вместе до конца, и уже никто их не разлучит.

Аминь.

 

2017

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В этот день Церковь вспоминает о том, как Младенец Христос был принесён в храм согласно ветхозаветному обычаю, по которому первый ребёнок должен быть посвящён Богу, и за него должна быть принесена жертва в виде агнца или, от бедных людей, — голубей. Эта жертва приносилась в память о том, как перед исходом из Египта Господь, чтобы наказать фараона, не отпускавшего народ Божий в Землю Обетованную, послал ангела, который истребил в Египте всех первенцев от человека до скота.  Моисею же было передано повеление, чтобы евреи сделали Пасху в своих домах, то есть заклали в эту ночь ягнёнка, испекли его и съели с горькими травами, а косяки своих дверей помазали кровью ягнёнка. Там, где не было этого знака, прошёл ангел-истребитель, и на следующий день весь Египет был наполнен плачем и стенанием, потому что в каждом доме был умерщвлён первенец.

Когда фараон увидел, что произошло из-за того, что по ожесточённости своего сердца он не захотел послушаться Бога, он отпустил евреев. И только это страшное событие дало возможность Моисею собрать свой народ и пуститься прочь из трёхсотлетнего плена в Египте. В память об этой Пасхе, об исхождении и избавлении Господь повелел всем семьям, в которых рождался мальчик, первенец, выкупать его от смерти, потому что справедливость Божия требует Себе определённого воздаяния. Всякий грех должен быть наказан, всякий долг должен быть покрыт, всякое преступление должно понести возмездие. Нет такого человека на земле, который мог бы устоять перед справедливостью Божией. И понимая это, еврейский народ исполнял заповедь принесения в жертву своих детей, но вместо них в храм приносили голубей или ягнят. Сам же первородный младенец оставался жить в знак того, что он искуплён Богом, что внешне справедливость Божия удовлетворена. И одновременно народ понимал, что за этим внешним понятием справедливости стоит совсем иное — величайшее милосердие Божие, которое отменяет всякую справедливость, всякое требование воздаяния по заслугам.

И так же поступили родители нашего Спасителя.  Младенца Иисуса тоже принесли в Иерусалимский храм,  чтобы и над Ним, как над первенцем, был совершён этот очистительный обряд.

Священное Предание повествует, что в Иерусалиме жил старец Симеон, известный как человек благочестивый, которому было проречено, что он не умрёт до тех пор, пока своими глазами не увидит Спасителя мира. Старцу Симеону было триста лет. Он был одним из тех, кто по повелению царя Птолемея был призван, чтобы переводить Священное Писание на греческий язык. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии и встретил там слова “се, Дева во чреве приимет”, а еврейское слово, которое было там употреблено, означает не только деву, но и молодую женщину. Старец хотел употребить в греческом переводе слово женщина, как он и сам понимал это пророчество. Но как только он подумал это сделать, ему явился Херувим и сказал, что он сам своими глазами увидит исполнение этого пророчества, что Дева родит Сына. И Симеон перевёл это слово как Дева, и оно до сих пор осталось в наших переводах. Духом Святым старец был извещён о том, что пророчество исполняется. Он пришёл в храм в тот момент, когда Иосиф и Мария принесли Младенца, чтобы посвятить Его Богу, и  произошла та встреча, которую мы сегодня празднуем, Сретение, встреча старца Симеона и Марии с Иисусом, встреча Завета Ветхого и носителя Завета Нового.

В Евангелии Иисуса не зря называют Первенцем. В первой главе Евангелия от Матфея написано, что Мария родила Сына Своего первенца, и имя Ему Иисус. Многие протестантские толкователи истолковали слово первенец совершенно неправильным образом, предполагая, что если был первенец, то, наверное, у Марии были и другие дети, тем более что в Евангелии говорится о братьях Иисуса. Но мы почитаем Деву Марию — Приснодевой: Девой до Рождества, Девой во время Рождества и Девой после Рождества. Её девство оказалось нерушимым, несмотря на рождение ребёнка, потому что зачатие Её было бессеменным и непорочным. Никаких других детей у Марии быть не могло.

Когда Господь так касается сердца человека,  возлагает на него такую миссию и даёт такое благодатное служение, невозможно даже подумать, что он может быть использован Господом только ради каких-то продуктивных целей: вот родила Дева Мария на свет Сына Божия, и теперь Она может пожить своей жизнью, заняться семьёй, родить детей, воспитать их, потому что  Она Свою службу сослужила и больше от Неё как бы ничего не требуется.

И это касается каждого из вас, потому что когда Господь касается нашего сердца, это значит, что Он призывает нас послужить Ему не на какое-то время, а послужить до конца, подобно тому как послужила Ему Дева Мария. Когда Господь приходит в нашу жизнь, встречается с нами, это не значит, что Он просит нас сделать какое-то одно маленькое дело, — вот сейчас сделаю, а потом займусь своими делами, буду жить дальше, как мне хочется, устраивать свои дела, думать о своём временном бытии… Понятно же, что это не так. Понятно, что когда Господь призывает человека, Он призывает его раз и навсегда. И вот так была призвана Пресвятая Дева Мария — раз и навсегда. И имя Первенца, которое употребляется в Евангелии от Матфея, говорит только об одном: что Дева Мария родила на свет Жертву, и что это слово — первенец — означает жертву, Того, Который должен быть посвящён Богу, отдан Богу до конца.

Когда еврейских детей приносили в Иерусалимский храм, их просто отдавали Богу: это, Господи, Твоё. И в ответ Господь возвращал родителям младенцев, принимая за них искупительную жертву. Но когда Мария принесла Своего Младенца в храм, и сказала, — Это, Господи, Твоё... — это было единственным случаем в истории жертвоприношения, когда жертва не была принята. Искупительная жертва, принесённая за Младенца Иисуса, отвергается Богом, потому что жертвой является Сам Младенец. Как настоящая Жертва был принят Первенец, и как жертва была принята и Дева Мария, принесшая Христа. Словами, которыми Её принял праведный Симеон – И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:35),  –  Господь показал Богородице, что и Она — жертва.

С этого момента ветхозаветные жертвы упразднены, они уступают место исполнению Нового Завета. В ветхозаветных жертвах больше нет смысла, потому что исполнение законов и пророков Само явилось в храме Господнем, наполняя всё Собой и Своей благодатью, исполняя все пророчества. Это Он — та самая искупительная Жертва, которая приносится Богом в жертву за всех. Это Он — тот Агнец непорочный, Который берёт на себя грехи всего мира. Это Он искупает всех первенцев, от века рождённых в этом мире, для того, чтобы давать им жизнь вечную. И поэтому жертва, которую принесли за Него родители как люди, не принимается. Об этом и пророчествует Симеон, который взял на руки Младенца Христа и сказал: "Наконец, отпускаешь раба Твоего, Владыко". Эти слова относятся не только лично к Симеону, но ко всему пророчеству Ветхого Завета о Христе. Ныне исполнилось всё о Тебе. Ныне видеста очи мои спасение Твоё. Церковь ветхозаветная свидетельствует об исполнении всех пророчеств о Христе, а Симеон предрекает Ему крестные страдания.

Праздник Сретения говорит о том, что происходит, когда человек встречает Бога, как Бог приходит к человеку. Когда Господь с нами встречается,  каким-то образом открывается нашему сердцу, разуму, нашей душе, Он приходит, чтобы принести Себя в жертву ради каждого из нас. И  нами это должно восприниматься так же, как было воспринято Святой Девой Марией. Встреча с Богом сделала Её совершенной рабой Господней, которая всю жизнь жила по слову Божию, которая всё время это слово в Себе хранила, исполняла, этим словом жила и делилась с другими.

Когда человек встречается с Богом, он тоже становится жертвой. Его жизнь должна стать по-настоя­ще­му жертвой служения Богу, с готовностью до конца и полностью себя Богу посвятить, во всём себя Богу отдать, не оставить ни единого пространства в своей душе, которое бы Богу не принадлежало. Это самый тяжелый путь в христианстве, это несение креста, это сораспятие Богу, по-другому этого никак не назовёшь. Но это и самый радостный жизненный путь. Когда в человеке живёт Бог, когда человек полон Богом, когда он становится со своим Богом совершено неразлучным, что же ещё ему может быть нужно? Куда же ещё надо стремиться? Чего же ещё ждать и желать?

Сегодняшний праздник для каждого из нас да будет напоминанием об этой встрече. Господь к нам приходит как Жертва и ждёт от нас того же, что отдала Ему Пресвятая Дева Мария: всё сердце, всю душу, и всю жизнь.

Аминь.

2005