Главная » В день всех святых в земле Российской просиявших

В день всех святых

в земле Российской просиявших

 


 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье посвящено памяти всех святых, в земле Российской просиявших. Оно продолжает празднование Святой Пятидесятницы и дня Всех Святых прошлого воскресенья. Дух Святой излился на Церковь и всех нас сделал святыми, сделал священниками. Не каждый это осознает. Многим кажется, что священство – это некая особая профессия, которой можно овладеть, получив специальное образование, специальное рукоположение от архиерея, надев на себя специальные одежды и совершив некие действия, связанные с религиозным культом, с богослужением. А все остальные приходят к священнику лишь за тем, чтобы он это им передал: освятил что-то, принял исповедь, причастил Святых Христовых Таин и т.д. То есть, с одной стороны, существует собрание верующих людей, с другой – священство, живущее в каком-то другом мире и не сильно связанное с паствой. Это ошибочный взгляд.

Каждый христианин получает рукоположение, когда принимает Таинство Святого Духа, Миропомазание. В прежние времена это Таинство совершалось как раз через рукоположение. Епископ возлагал руки на новокрещенного, и тот через возложение рук получал дары Святого Духа — так же, как епископ возлагал руки на человека, и тот получал дар священства, дар дьяконства, дар епископства. Это рукоположение впервые осуществилось над каждым из нас во время таинства даров Святого Духа, которое мы теперь называем Миропомазанием.

Каждый из нас в этом Таинстве получил свою первую священническую одежду. Я сейчас тоже нахожусь в этой священнической одежде — на мне белый стихарь, ничем не отличающейся от крещенской рубахи, ризы, в которую облачается каждый новокрещенный. И каждый из здесь стоящих — и мужчины, и женщины, и я — мы все священники Церкви Христовой, в которой дары Святого Духа, сделавшие нас служителями Духа, царственным священством, подвигают нас к служению Богу, а не к тому, чтобы мы просто использовали Церковь. Мы приходим сюда, чтобы получить от Церкви то, что она дает. Но Церковь себя осуществляет не в этом. Церковь осуществляет себя в священном служении. Христианин — это священник. Он освящен, он – святой по своему предназначению.

Сегодня мы празднуем память тех, кто сумел осуществить это своей жизнью  в нашем Отечестве, в нашей поместной Русской Церкви, которая ничем не отличается от любой другой поместной Церкви, существующей на земле. Удивительно, что когда мы с вами поминаем наших святых, называя их святыми земли Русской, вдруг видим, что в сонме этих святых есть совсем не русские: Прокопий Ростовский, который был немцем и пришел пешком из Германии для того, чтобы подвизаться на ростовской земле; Антоний Римлянин, латинянин, пришедший сюда из Италии; Моисей Угрин, венгр из Киево-Печерского монастыря; сонм китайских мучеников; огромное количество святых Грузинской Церкви.

У нас с ними – единое Отечество, они наши родственники. «Святые сродники наши!» — молимся мы им. А какие они нам родственники? Конечно – родственники во Христе. Чем они для нас важны? Тем, что земное Отечество смогли оставить ради Отечества небесного. Об этом в Евангелии Христос говорит Петру: “Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную”(Мф. 19:29).

И сегодняшнее Евангелие говорит нам о призвании апостолов. Христос идет по берегу моря Галилейского, видит двух братьев, Петра и Андрея, и зовет их за Собой, и те бросают свои сети, лодки – то, что являлось их земной жизнью, кормило их, обеспечивало, давало возможность существования — и уходят за Христом. Потом Он встречает еще двух братьев, Иакова и Иоанна,  и тоже зовет за Собой — и эти братья тоже все бросают,  оставляют своего отца и устремляются за Христом.

Святые угодники Божии, память которых мы совершаем, такие же христиане, как мы с вами, услышали призыв Духа Святого поменять земное на небесное, временное на вечное, тленное на нетленное. Они полностью посвятили себя священному служению, пошли за Христом.

Сегодня мы славим подвиг тех, кто принял Духа Святого по-настоящему: не пользовался Его дарами время от времени, чтобы улучшать свое земное существование, а возгорался этим Духом подобно апостолам в день Пятидесятницы, наполнялся этим Духом до края и другой жизни себе не мыслил.

К нам с вами обращен призыв вспомнить, кто мы, к чему призваны Господом, что означают священнические одежды, полученные каждым христианином в день Крещения, и позволить дарам Святого Духа превратить нас – как тех рыбаков, бросивших свое рыбацкое дело на земле – в апостолов  Святой Церкви.

Аминь.

2018






Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В каждом из нас ум враждует с сердцем, чувства с волей, а тело с духом. Человек разделен злобным грехом, как и все человечество. С течением времени люди делятся на народы, государства, национальности, разные языки – и умножается вражда в этом мире. Даже внутри семьи, самого близкого, самого родного, чуть что случись – и на первое место вылезает вражда. Все кровное, все такое, казалось бы, вечное в миг стирается человеческой злобой и ненавистью.

Сегодня мы празднуем день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Мы называем этих святых нашими родственниками.  Сродники наши, – просим мы их, – молите Бога о нас! Но зачастую родство это понимается чисто утробно, буквально, национально, культурно, тождественно какой-то земной традиции. Среди великих святых, которых мы почитаем, конечно, много русских, таких, как преподобный Сергий Радонежский или преподобный Серафим Саровский, и многих других. Но когда читаешь канон святым, в земле Российской просиявшим, вдруг встречаешь там Антония Римлянина, который из Германии пришел в Россию, подвизался там и стал русским святым. Встречаешь преподобного Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца, венгра, который тоже стал русским святым. Неожиданно оказывается, что в этот день празднуется память двухсот китайских мучеников! А уж какое количество святых других национальностей мы вспоминаем сегодня и называем своими родственниками – просто не счесть!

И вот это родство – не кровное, не национальное, не культурное, – сегодня празднует Церковь, а не привычную идентичность, которой мы так дорожим и которая тут же делит нас на друзей и врагов, на своих и чужих. Казалось бы, еще вчера мы были нераздельны с братским народом, а сегодня ненависть и злоба встали между нами. Но не к такому родству призывают святые, единящие нас с Богом.

Апостолы Петр и Андрей, увидев и услышав Христа, оставили свой дом, сродников, родителей, все то, что кажется человеку таким незыблемым, родным, близким, необходимым, – и пошли за Ним. И многие народы пошли за Христом, когда услышали слова Спасителя: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное. Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят».  И все они приобрели иное родство – об этом сегодняшнее Евангелие.

В одном из тропарей ко Кресту нас называют тезоименитыми людьми. Но всегда ли мы понимаем, что такое тезоименитство? Кому мы тезоимениты? Оказывается, тезоимениты мы – Христу. Мы одно имя со Христом носим, но часто об этом забываем. Для нас Его имя – не существительное, а так, второстепенное прилагательное. Но в имени Христовом и заключается наше главное с Ним родство. В этом родстве, во Христе, побеждается та ненавистная рознь мира сего, о которой говорит нам преподобный Сергий: взирая на Бога, на Троицу Святую, мы должны эту ненавистную рознь, разделяющую нас по любым признакам, побеждать.

Даже самое дорогое мы должны оставлять в стороне, когда рядом Христос. Он – главное. И отечество, и родителей, и все на свете можно оставить, забыть ради Христа, чтобы обрести с Ним родство.

Сегодня, празднуя память Всех Святых, в земле Российской просиявших, -- таких разных, таких не похожих друг на друга ни по национальности, ни по культуре, ни по образованию, ни по происхождению, а также новомучеников и исповедников российских, древних Киево- Печерских святых, современных наших подвижников, имена которых знает один Господь, -- мы празднуем вот это родство. Наши святые, наша Церковь призывают нас cродниться со Христом, как они это сделали, стать близкими Ему настолько, чтобы называться Его друзьями. Чтобы, сроднившись со Христом, Господом нашим, мы преодолели всякое разделение, всякую злобу, всякое бесом посеянное разлучение с Богом, а значит – разлучение друг с другом.

Аминь. 

2014



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает о том, как Господь призывал Апостолов. Он встретил двух братьев, Андрея и Симона Петра, они оставили свои сети, потому что были рыбаками, и пошли за Христом, следуя Его словам: "Отныне сделаю вас ловцами человеков". Далее Он увидел других двух братьев, чинивших сети, Иакова и Иоанна, и тоже позвал их за Собой. И те оставили отца своего, свои занятия и пошли за Христом. 

   Вот такое короткое евангельское чтение, но оно о многом говорит. Оно звучит, когда Церковь празднует день всех святых в земле российской просиявших, то есть тех, кого мы сегодня в песнопениях называем нашими святыми родственниками, тех, которые соединили нашу русскую православную Церковь, Церковь земную, с Церковью небесной, в которой нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, ни мужского, ни женского пола. Все различия, разделяющие людей в силу их человеческой немощи и греховности, стираются во Христе.

   Мы должны понимать: все, чем мы отличаемся друг от друга, все национальные, общественные, интеллектуальные и любые другие отличия – всего лишь факты падшей человеческой природы. Ничто не может человека от человека отделить, как и ничто не может отделить человека от Бога, кроме греха.

   Празднуя сегодня память всех святых в земле российской просиявших, мы празднуем еще и это преодоление, удивительное преодоление святостью всего того, что разделяет людей. В каноне, который мы читали вчера во время всенощного бдения, вместе с теми, кто действительно по крови, по национальности является русским, Церковь отмечает и тех людей, которых никак русскими назвать нельзя: Антоний Римлянин, пришедший из католической страны; Моисей Угрин, венгр, который просиял как киевопечерский преподобный; китайские мученики, пострадавшие в начале прошлого века за то, что выбрали православие; огромное количество грузинских святых, которых мы празднуем наравне со святыми в земле российской просиявшими. Это показывает, что нет различий между теми, кто во Христе, кто принимает истинную веру и, подобно Апостолам, может оставить все, и отца своего, и отечество свое, и труд свой земной, и все земные пристрастия, и все земные свершения, и пойти туда, где нет ничего  что подчеркивало бы наше земное родство, нашу земную индивидуальность, какую-то особенность, отличающую нас от других и дающую возможность немножечко свысока смотреть на мир вокруг себя.

  Все святые в земле российской просиявшие дают нам не кровное земное родство, а родство, соединяющее нас с Отцом небесным, с нашим небесным отечеством, в котором, действительно, все во Христе – новая тварь, все во Христе – новое человечество.
           И вот, когда мы празднуем память наших родственников, которые своими подвигами, своими слезами, кровью своею всю нашу землю освятили, мы слышим евангельский рассказ о том, что Апостолы, услышав зов Христа, все оставили и пошли за Ним до конца. Это призыв каждому из нас. Это призыв наших русских святых, которые все оставили для того, чтобы быть со Христом.

   Читая Евангелие, мы иногда узнаем про Апостолов такое, что нас удивляет. Мы видим у них и слабости, и недостатки, и колебания в вере, и неровность духовной жизни, все то, собственно говоря, что нам присуще. С самого начала евангельской истории до самого конца, до сошествия Духа Святаго, мы видим в Апостолах непостоянство, которое в нашей жизни очень часто разлучает нас со Христом, не дает почувствовать внутреннюю опору, силу нашей веры. И тем не менее, мы всегда видим Апостолов рядом со Христом, потому что в них было самое главное – глубокая решимость идти за Ним.
   Об этом как-то сказал преподобный Серафим Саровский: святого от грешника отличает только решимость идти за Христом. Именно решимости нам так не хватает. И поэтому будем в сегодняшний день особенно просить наших русских святых, чтобы Господь даровал нам решимость всегда слышать глас Христов, призывающий нас, и отвечать на него словами, которые мы с вами читаем в Псалтири: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое.

Аминь.

2004