Главная » Страница настоятеля » Проповеди » В неделю перед Богоявлением

В неделю перед Богоявлением (Мк 1:10-8)

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено грядущему празднику Крещения Господня. Этих святых дней, от Рождества Христова до Его Крещения, которые мы сейчас проходим, в прежние времена не было. Был единый праздник, который назывался Богоявлением и объединял и Крещение Господне, и Его Святое Рождество.  И только позже эти два праздника стали праздновать в разное время, а двенадцатидневный период между ними, Святки, – это святые дни, ожидание Крещения.

С этого ожидания начинается Евангелие от Марка. Как Евангелие от Матфея начинается ожиданием Рождества Христова, и в самом начале перечисляются роды, через которые Христос пришел в мир, так Евангелие от Марка начинается подготовкой к Крещению Господню через пророчества, которые наполняют Ветхий Завет. Эти пророчества будут читаться в ближайшие дни, когда мы будем ожидать Крещения Господня.

В них говорится о том, что земля, которая ожидает пришествия Бога, должна уготовать пути Господни, всякая гора должна понизиться, всякая ложбина должна возвыситься. Все кривые тропы и пути должны стать прямыми. Эта земля, о которой говорит нам пророчество, ждет пришествия Господня.

«Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему», – говорит пророк Исайя, обращаясь ко всем нам. Потому что земля – это каждый из нас. Это та самая земля, в которую Господь вдохнул дух Своей Жизни, через которую человек стал живой душой, образом и подобием Божиим. Это та же земля, о которой сказал Господь Адаму, изгоняя его из Эдемского сада, что будет она приносить волчцы и тернии, и человек будет в поте лица трудится над ней. Это про нас, не только про эту землю, которая действительно превращается в пустыню, перестает плодоносить, становится мертвой, каменистой и иссохшей. Это про каждого из нас, про наше сердце, про нашу душу, про наши мысли.

К нам сегодня обращается этот голос, нам предстоит уготовать пути Господни и прямыми сделать стези Его. Это в каждом из нас всякая гора гордыни должна смириться и понизиться, всякая яма уныния, тоски и бессилия должна возвыситься. Это про нас говорит пророк.

Но мы также должны понять, в каком состоянии мы находимся: мы совсем не та ровная, ухоженная, прямая земля, по которой радостно и легко ступал бы Господь нам навстречу.

Преподобный Авва Дорофей в одном из своих поучений говорит такие слова: «Кривое правило и прямое делает кривым». Когда человек делает себя мерой для других, когда он от себя определяет, что правильно, что необходимо, что достойно, что по-настоящему верно, то тогда все правильное становится кривым, потому что не могут кривые пути вести в правильном направлении. Не может дорога битая и разъезженная не трясти путника, который по ней едет.

И когда человек считает, что с ним все в порядке, что каждое его слово – правильное, а мнение – абсолютное, он все делает от себя, и происходит очень большая подмена. Человек, прежде чем о чем-то говорить и судить, должен понять, кто он такой, что он за человек, каков он.

Из чего ты исходишь? Готов ли ты по-настоящему понять, что в тебе правильно и что неправильно? Что в тебе искажено, а что уже исправлено Господом?

Это очень важно, потому что уготовать пути Господни — это, на самом деле, по-настоящему понять, что ты и есть эта земля, к которой обращается Иоанн Креститель. Он приходит и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Что значит «покайтесь»? Что значит «уготовайте»?

Человек может писать на бумаге и долго на исповеди перечислять свои грехи, все то, что мы все давно и хорошо знаем. Об этом ли покаянии говорится у Иоанна Крестителя? Может быть, покаяние начинается с того, что человек учится правильно видеть себя? Что человек не боится, прежде всего, признаться себе, кто он есть? Что человек есть эта земля иссохшая? Пока он не увидит себя таковым, всякое покаяние будет чисто формальным перечислением грехов, и заповеди для человека будут только внешним исполнением воли Божьей. Потому что заповедь – это правило, как правилом является, к примеру, наше молитвенное правило и наши посты. Но правила надо и правильным образом воспринимать. А если человек искажен, то он будет искажать и всякое правило, и всякую заповедь.

А заповедь, которую нам дает Господь, – это не закон, это не приказ, это не уголовный кодекс. Это – свобода.

Заповедь дается свободному человеку для того, чтобы он свободно и радостно с этой заповедью жил. Заповедь дает жизнь. Но иногда заповедь становится для человека невыносимой, смертельной. Иногда она становится мертвой, потому что сам человек не жил, и нет у него понятия о самом себе.

И это очень и очень важно: путь для Бога открывается тогда, когда у человека есть понятие о самом себе. Когда человек умеет и не боится признать свое несовершенство, свое искажение и непрямоту. Признать то, что его мнение в этом мире – всегда ошибочное. Когда он смотрит на человека или на какое-то явление и вообще вокруг себя, он должен признать ужасную вещь – что у него, как в глазу у Кая, осколок кривого зеркала, через который он смотрит на мир. И мир становится не тем, который задумал Господь. И пока этот осколок, по-настоящему, со слезой, из наших глаз не выйдет, мы не можем ни заповеди соблюдать, ни молиться, ни прощать, ни любить по-настоящему.

Уготовать путь Господень для каждого из нас – это значит услышать призыв Иоанна Крестителя о покаянии. Это значит, прежде всего, обратить внимание на самого себя и признать, что мы и есть эта сухая, безжизненная земля, поросшая волчцами и терниями, полная рытвин и холмов, которые мешают Господу идти только потому, что мы не хотим признать! И путь Господень оказывается простым, только тогда, когда человек с радостью признает, что он и есть эта земля, и вот в этой земле родился Христос. Господь родился среди этих холмов, ложбин и ям, чтобы прийти к нам.

И когда человек признаёт себя таковым — Да, Господи, я такой, приди ко мне! — холм гордыни начинает снижаться, уныние, которое все время клонит нас вниз, начинает рассасываться, и мы уже способны поднять глаза.

Вот этот глас вопиющего в пустыне: «Уготовайте путь Господень и прямыми сделайте стези Его!»

Аминь.

 

2017




Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресение – это воскресение перед праздником Богоявления, перед праздником Крещения Господня. В этот день читается   первое зачало Евангелия от Марка о том, как исполняются пророчества о Христе, которые   будут звучать в ветхозаветных паремиях на вечерней службе перед Крещением Господним. Эти пророчества говорят о  земле, которая ожидает пришествия нового времени. И земля эта – иссохшая,  поросшая терниями и сорняками. Это земля,  о которой  Господь, изгоняя из Рая согрешивших Адама и Еву, сказал, что она будет приносить волчцы и тернии. Это стропотная земля, как говорит нам пророк, то есть  вся она в  горах и оврагах, пропастях и низинах,  земля неровная, искажённая. И она ждет того времени,   когда всякая низина – повысится, всякая гора – смирится,  кривые пути станут ровными, чтобы стала она путём Господним. Эта земля –  образ души  человека, который остался без Бога.

Именно это пророчество повторяет сегодня Евангелист: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему». Уготовать путь Господень – задача каждого человека, который еще не приготовил себя для того, чтобы Господь нашёл  прямой путь в его  сердце,  чтобы пришествие Господне, Богоявление, каждого из нас изменило, сделало иным.

Авва Дорофей в одном из своих поучений говорит, что кривое правило и прямое делает кривым. Это значит, что искажение, которое принёс в этот мир грех, касается каждого из нас, ведь каждый несет на себе последствия первородного греха, и то, что мы считаем правильным  со своей точки зрения, что выбираем за мерило, которым мы меряем жизнь, других людей, окружающие обстоятельства, – всегда искажено, всегда кривое. Мы думаем, что наше мерило самое правильное, чистое, неискажённое. Смотрим на человека и думаем: вот, оказывается, он какой! А на самом деле он совсем другой,  мы не видим его правильно, потому что наше искажение меняет  весь окружающий мир, и мы смотрим на него сквозь кривое, искажённое стекло.

 Из-за нашей кривизны  происходит столько бед, столько ошибок, которые мы совершаем, думая, что ступаем прямо, что  идём правильно. А на самом деле мы всё время кружим, заворачиваем не туда, попадаем в какие-то нелепые лабиринты, которые сами себе часто и создаём.

Из-за этого происходит потеря любви, потеря цели и смысла. Человек не знает – откуда и зачем он шёл, куда он пришёл,  кто эти люди, которые казались ему близкими – и вдруг стали совсем чужими. А где те, которые по-настоящему нужны и близки – он не знает. Он не знает ответа на простой вопрос: а кто есть ближние его? И всё, что мы видим – это ложное представление о том, что с нами происходит, потому что не уготованы пути Господни,  чтобы Он вошёл к нам.

Как же их уготовить? Что же делает человека готовым к тому, чтобы Господь к нему пришёл? Первая глава Евангелия от Матфея говорит нам о том, что делал Иоанн Креститель для того, чтобы приготовить пути Господни,  чтобы  народ, который сидел во тьме и сени смертной, вдруг увидел  свет истины, грядущей в мир и  посещающей каждого человека. Он всех призывал к покаянию, чтобы каждый человек понял в себе эту страшную вещь, увидел свое  искажение  и вдруг ужаснулся тому, что, оказывается, мир не такой, каким я его хочу видеть, мир – другой. И люди в нём – другие. И я – не тот, я – неправильный,  и нет во мне прямых путей.

Когда мы хотим, чтобы Господь к нам пришёл и в нас вселился, самое главное –   это знание человека  о себе, понимание того,  кто он есть на самом деле, это мужество человека, который может  увидеть  свою кривизну. А мы обычно будем думать о себе, что у нас, в общем, всё в порядке, просто есть какие-то маленькие несоответствия, с которыми мы обычно приходим на исповедь…  Каждый из нас пытается жить церковной жизнью, исполняя определенные  правила,   апробированные огромным опытом жизни Церкви (соблюдать посты, участвовать в богослужении, утром и вечером читать молитвы). Но нельзя исполнять правильные правила, будучи внутренне неправильным. Что принесут эти правильные вещи, если наше внутреннее искажение (которое проявляется в трёх словах – я, мне, моё) присутствует на первом месте?  И тогда, чтобы ты ни делал, ничего хорошего из этого не получится. Никогда не будет из этого ни духовной жизни, ни движения ко Христу, ни какого-то преображения, потому что когда есть внутреннее искажение, гордыня, самость, желание жить по себе, желание свою жизнь устроить удобно, комфортно и прикрыться при этом духовной оболочкой – ничего  доброго не получится. Будет только страшное мерзкое фарисейство, которое всё время обличает Христос.

Поэтому когда звучат слова «уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Ему» – это обращение к каждому из нас, призыв  внутренне на себя посмотреть и найти в себе главное искажение, которое не дает Христу сделать нас другими, которое не даёт возможности Богу вселиться в нас и преобразить, сделать  своими до конца, сделать нас той почвой, которая бы приносила плод настоящий и в 30, и в 60, и в 100.

Аминь.

16.01.2011