Великая суббота

 

Всех поздравляю с днем Благословенной Субботы!

 

На литургии мы слышали чтение Ветхого Завета, которое пророчествует о вечной жизни, о том, что каждому из нас надлежит восстать из мертвых и войти в вечную жизнь через пришествие и подвиг Христа. Завершается это ветхозаветное чтение словами апостола Павла, которые каждый из нас много раз слышал во время таинства Крещения: «Братья, все те вы, кто во Христа крестились – смертью Его крестились, спогреблись Ему погребением смерти, чтобы как Христос восстал из мертвых, так же и вы стали жить новой, обновленной жизнью».

Слова апостола звучат в то время, когда Христос пребывает во гробе. Он спогребся, спустился в ад ради нашего спасения. Нужно всегда помнить об этом для того, чтобы креститься в Его смерть, умереть и воскреснуть вместе с Ним, принадлежать Ему, и своей жизнью, и своей смертью обновить свое существование. О ростках этой новой жизни сказал Сам Христос в евангельской притче про семя, которое сеется, чтобы умереть, но восстает новой жизнью.

Вот и мы с вами прошли этот Великий пост день за днем, хорошо или плохо – уже не имеет значения, он остался у нас за спиной. И прошли мы его только ради того, чтобы умереть в мертвом и ожить в живом; чтобы понять, что все, что мы считаем нашей жизнью в этом мире, из-за чего ссоримся, ненавидим друг друга, суетимся попусту – и есть смерть. Это смертное состояние не позволяет нам смотреть друг на друга с любовью и состраданием, не позволяет cмиряться и прощать.  

Дай Бог, чтобы этим Великим Постом у нас хоть немножко получилось умереть со Христом и ожить с Ним. Жизнь в Боге – это смирение и прощение, преодоление себя и отказ от греха, постоянная память о том, что Господь смотрит на тебя ясным взором, под которым ты никак, кроме как по Евангелию, поступать не можешь. Если в нас оживает это состояние – значит, мы действительно со Христом спогреблись и со Христом воскресли. Ради этого Христос и пришел в мир – чтобы мы умерли для греха и родились для жизни с Богом. Для греха стали бы мертвыми, для Христа – живыми.

В день Великой Субботы исполняется ветхозаветное слово о том, что благословил Господь Седьмой День и почил, то есть перестал действовать и творить что-то новое. Он уже создал человека, который призван действовать в мире словом Божьим, именем Божьим, любовью Божьей, творчеством Божьим. Господь уходит в сторону и вручает мир человеку – вот, владей им и преображай. Но мы странно им владеем – не как Господь, Владыка наш. Мы порабощаем его и уничтожаем, превращаем в обитель зла.

Апостол Иоанн Богослов говорит: «Мир этот во зле лежит». И вот Господь нарушает Субботу, нарушает Свое собственное повеление – день покоя, и приходит в мир спасти нас Собой, Своею любовью, искупить наши грехи Своей смертью. Он – нарушитель Субботы – дает нам возможность поступать и действовать в этом мире Его именем, жить Его Евангелием, быть светом этого мира. Помните, как Он сказал: «Вы – свет мира. А свет – он во тьме светит, и тьма не может его объять». Эти слова обращены к каждому из нас. Так будем же действительно дорожить словом Божиим, по-настоящему жить им, верить в Господа нашего Иисуса Христа, в смерть и воскресение Которого мы крестились и облеклись. Аминь.

2019





Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня в храме читалась Книга Бытия, в которой говорится о том, как Господь за шесть дней сотворил мир, все привел из небытия в бытие, уничтожил тьму и дал этому миру свет, сотворил мир, видимый и невидимый, и человека по образу Своему и подобию. А седьмой день Он нарекает днем покоя. Суббота, «шабат», значит – «покой». В этот день Господь, как сказано в Книге Бытия, упокоился от всех дел Своих.

Но Библия далее повествует, что, несмотря на то, что это день упокоения от всех дел, Господь продолжает общаться со Своим творением: Он объясняет Адаму и Еве, что такое мир, дает им заповеди, призывает владеть миром. Он ради человека насадил райский сад на востоке и сказал им: «Владейте сим творением». Сам Владыка передал Свои владения человеку.

Господь продолжает учить человека: учит его добру и злу, к чему стоит прикасаться, а к чему прикасаться не стоит, от чего наступает смерть.

И в этот же день Божественного покоя, в седьмой день, происходит страшнейшая катастрофа – человек оступается, выпадает из Божьих рук, происходит грехопадение. И с этого момента день субботний совершенно меняет свой смысл: он становится жизнью человека без Бога.

Бог и человек больше не вместе, они существуют в разных пространствах, между которыми – непроходимая стена, воздвигнутая человеческими грехами. Это день Божественного покоя, когда Господь ничего не творит и дает возможность творить человеку. И мы с вами живем в этом мире, в мире Великой субботы, в этом страшном мире, о котором апостол Иоанн Богослов сказал, что мир во зле лежит.

Но не зря ведь Евангелие нам так часто рассказывает, как Господь нарушает субботу. Иудеи постоянно обвиняют Его в этом: «Этот человек не хранит субботу, не хранит самого святого, нашей самой главной заповеди!»

Да, Господь нарушает субботу. В этот день, в день Своего Божественного покоя, Он приходит в мир и становится человеком. В день отрешения от всех дел, который стал и днем катастрофы, Бог приходит в мир, чтобы вернуть Себе человека, чтобы в этой тьме человеческой субботы воссиять как Солнце Правды для каждого из нас. С этого начинается Благая Весть. Апостол Иоанн Богослов говорит: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Это день Божественной субботы.

 Аминь.

2016






День Великой субботы – день особенного  сосредоточенного состояния.  Христос во гробе, благословивший седьмой день, как день покоя. Сегодня мы можем побыть вместе с Апостолами у Гроба Христова в надежде воскресения, в ожидании нового дня.

Сегодня в богослужении мы слышали такие песнопения: «Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен». Потому что Господь так много дал нам всем за этот пост. И получили мы не только представление, какие мы на самом деле, что мы можем в себе исправить, какие грехи можем исповедать, но Он дал нам гораздо больше. Он дал нам возможность быть вместе с Ним, быть вместе с Апостолами, быть вместе с Лазарем, быть вместе с женами-мироносицами, быть вместе с Иосифом и Никодимом, снимающими Его со креста. Каждому из нас Господь дал возможность побыть вместе с Ним в самые важные моменты Его пребывания на земле с тем, чтобы и в воскресении Его из мертвых мы тоже смогли быть с Ним до конца. Будем это хранить, стараться с этим жить, потому что нет ничего большего, чем быть с Господом.

И Евангелие  сегодня говорит о пустой гробнице на рассвете первого дня недели. .  «…устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь...»  (Мф.28:4-6). 

И мы  должны суметь поставить себя на это место. Суметь в своем сердце  сохранить тишину и трепетное ожидание нашего Господа.  Чтобы в этом ожидании  всякая нечистота,  всякая злость и раздражительность,  всякая мирская суета  и  излишние попечения  не нашли бы в нас места.  А нашлось бы в нашем сердце место для Господа нашего Иисуса Христа воскресшего. Вот как Он лежит перед нами в уготованной плащанице, так чтобы и сердце наше было подобно той самой плащанице,  которая обвила Спасителя, снятого с креста. И как сейчас плащаница свидетельствует о воскресении Христовом,  чтобы и наше сердце свидетельствовало всегда о Христовом воскресении. 

Мы в Символе веры ежедневно говорим  такие слова «чаю воскресение мертвых и жизнь будущего века». Вот сегодня такой особенный день чаяния воскресения мертвых и жизни будущего века. В этом чаяние, в этой тишине, в молитве, в глубоком внимание ко Господу, давайте сегодня попытаемся день провести. Будем хранить эту благодать, и радость, и тишину, чтобы с этим чувством, с этой радостью, подобно тому, как мироносицы пришли ко гробу, ожидая Христа,  так и нам сегодня собраться на воскресную службу.

2002