Великая суббота

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня в храме читалась Книга Бытия, в которой говорится о том, как Господь за шесть дней сотворил мир, все привел из небытия в бытие, уничтожил тьму и дал этому миру свет, сотворил мир, видимый и невидимый, и человека по образу Своему и подобию. А седьмой день Он нарекает днем покоя. Суббота, «шабат», значит – «покой». В этот день Господь, как сказано в Книге Бытия, упокоился от всех дел Своих.

Но Библия далее повествует, что, несмотря на то, что это день упокоения от всех дел, Господь продолжает общаться со Своим творением: Он объясняет Адаму и Еве, что такое мир, дает им заповеди, призывает владеть миром. Он ради человека насадил райский сад на востоке и сказал им: «Владейте сим творением». Сам Владыка передал Свои владения человеку.

Господь продолжает учить человека: учит его добру и злу, к чему стоит прикасаться, а к чему прикасаться не стоит, от чего наступает смерть.

И в этот же день Божественного покоя, в седьмой день, происходит страшнейшая катастрофа – человек оступается, выпадает из Божьих рук, происходит грехопадение. И с этого момента день субботний совершенно меняет свой смысл: он становится жизнью человека без Бога.

Бог и человек больше не вместе, они существуют в разных пространствах, между которыми – непроходимая стена, воздвигнутая человеческими грехами. Это день Божественного покоя, когда Господь ничего не творит и дает возможность творить человеку. И мы с вами живем в этом мире, в мире Великой субботы, в этом страшном мире, о котором апостол Иоанн Богослов сказал, что мир во зле лежит.

Но не зря ведь Евангелие нам так часто рассказывает, как Господь нарушает субботу. Иудеи постоянно обвиняют Его в этом: «Этот человек не хранит субботу, не хранит самого святого, нашей самой главной заповеди!»

Да, Господь нарушает субботу. В этот день, в день Своего Божественного покоя, Он приходит в мир и становится человеком. В день отрешения от всех дел, который стал и днем катастрофы, Бог приходит в мир, чтобы вернуть Себе человека, чтобы в этой тьме человеческой субботы воссиять как Солнце Правды для каждого из нас. С этого начинается Благая Весть. Апостол Иоанн Богослов говорит: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Это день Божественной субботы.

 Аминь.

2016






День Великой субботы – день особенного  сосредоточенного состояния.  Христос во гробе, благословивший седьмой день, как день покоя. Сегодня мы можем побыть вместе с Апостолами у Гроба Христова в надежде воскресения, в ожидании нового дня.

Сегодня в богослужении мы слышали такие песнопения: «Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен». Потому что Господь так много дал нам всем за этот пост. И получили мы не только представление, какие мы на самом деле, что мы можем в себе исправить, какие грехи можем исповедать, но Он дал нам гораздо больше. Он дал нам возможность быть вместе с Ним, быть вместе с Апостолами, быть вместе с Лазарем, быть вместе с женами-мироносицами, быть вместе с Иосифом и Никодимом, снимающими Его со креста. Каждому из нас Господь дал возможность побыть вместе с Ним в самые важные моменты Его пребывания на земле с тем, чтобы и в воскресении Его из мертвых мы тоже смогли быть с Ним до конца. Будем это хранить, стараться с этим жить, потому что нет ничего большего, чем быть с Господом.

И Евангелие  сегодня говорит о пустой гробнице на рассвете первого дня недели. .  «…устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь...»  (Мф.28:4-6). 

И мы  должны суметь поставить себя на это место. Суметь в своем сердце  сохранить тишину и трепетное ожидание нашего Господа.  Чтобы в этом ожидании  всякая нечистота,  всякая злость и раздражительность,  всякая мирская суета  и  излишние попечения  не нашли бы в нас места.  А нашлось бы в нашем сердце место для Господа нашего Иисуса Христа воскресшего. Вот как Он лежит перед нами в уготованной плащанице, так чтобы и сердце наше было подобно той самой плащанице,  которая обвила Спасителя, снятого с креста. И как сейчас плащаница свидетельствует о воскресении Христовом,  чтобы и наше сердце свидетельствовало всегда о Христовом воскресении. 

Мы в Символе веры ежедневно говорим  такие слова «чаю воскресение мертвых и жизнь будущего века». Вот сегодня такой особенный день чаяния воскресения мертвых и жизни будущего века. В этом чаяние, в этой тишине, в молитве, в глубоком внимание ко Господу, давайте сегодня попытаемся день провести. Будем хранить эту благодать, и радость, и тишину, чтобы с этим чувством, с этой радостью, подобно тому, как мироносицы пришли ко гробу, ожидая Христа,  так и нам сегодня собраться на воскресную службу.

2002