Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Слово крестное, – говорит апостол Павел, – для этого мира слово безумия. Иудеи знамения ищут, эллины ищут премудрости, а мы проповедуем распятого Христа – Божию силу и Божию премудрость (см. 1Кор 1: 22-23).

Тропарь Кресту звучит так: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Крест приносит победу, с этим Крестом победы православным христианам на сопротивныя желают, в нем заключена какая-то особенная сила. Но не та сила, которая известна этому миру, не та власть, которую ищут эллины и иудеи, и не та власть и сила, которую подчас мы, христиане, хотим видеть в этом Кресте.

Крест – орудие христиан. Настоящее. Но вот что важно понять: против кого это орудие, и как его употреблять. Вопрос непростой, потому что Крест – известнейший символ нашей цивилизации, нашей Церкви и нашей веры. Крест знаменует собой все главные события человеческой жизни от рождения до смерти. Мы носим его на теле, он венчает купола наших храмов, осеняет наши могилы, украшает наши знамена. Он знаменует собой нашу культуру, иногда даже военные победы, становится оружием силы и славы, почти воинским знаком.

Что же это за Крест? Нам известно, что Он обладает поразительной способностью ограждать от всякой нечистоты, всякого вражьего бесовского прилога. Почему? Что за мощь такая в перекрестии двух палочек? Возможно, в самом изображении этого мистического, духовного знака таится сокрушительная сила изгонять, поражать, побеждать сопротивныя? Или дело в чем-то другом?

Мы Господа нашего называем Владыкой и так поем в песнопении сегодняшнего праздника: «Днесь Владыка твари ко Кресту пригвождается».

И действительно, Господь – Владыка, Он всем владеет. Он – Вседержитель, все держит в Своих руках. Его власть, мощь и слава – бесконечны и безмерны.

Но что значит – быть Владыкой? Что значит «владеть» в библейском тексте? Мы видим, как Господь владеет этим миром: любовно, трепетно, свободно. C какой любовью Он создает Творение: в нем все «добро зело»! Не просто красиво и хорошо, а «добро зело». Творение украшено красотой и любовью Божьей. Сотворив человека по Своему образу, Бог говорит ему: «Владей всем, что здесь есть!»

И вот Он приходит как Владыка в этот мир и начинает нами овладевать, нами управлять. Но как управлять? С Креста! Он открывает свои объятия на Кресте, чтобы всех привлечь к Себе, всеми овладеть: «Всех привлеку к Себе этим Крестом».

А что делаем мы, получая что-нибудь во владение? Сразу все превращаем в прах, всех превращаем в рабов, в послушных игрушек. Все присваиваем, все выжимаем из этого владения в свою пользу, для себя употребляем. И даже Крест Христов, веру нашу, Евангелие мы можем для себя употребить...

Сегодняшний праздник позволяет понять и почувствовать, какую власть над миром дает человеку Господь, какова данная Им премудрость и слава во Кресте, как человек можем владеть этим миром, и чем он может этот мир победить. Может быть, особой проповедью? Или какой-то особой духовностью?

Слово Крестное – оно и для нас, христиан, безумное. Возможно ли овладеть чем-то, или победить кого-то, или удержать, если руки у тебя распахнуты – как у Христа на кресте? Ты же все потеряешь, отпустишь! Но Господь ничего не держит. В этом, оказывается, и есть Его сила, Его победа на сопротивныя, потому что это победа любви, жертвы, смирения и кротости. Это победа свободы, дающая свободу всем. Владеть, давая свободу – вот чему учит нас Христос.

А мы стремимся все присвоить, употребляем силу и власть, готовы нанести удар (иногда даже Крестом ударить), потому что сильный удар, как нам кажется, непременно принесет победу. Но нет, победа дается по-другому – Крестом она дается. Почему бесы боятся Креста? Потому, что они боятся любви Христовой. Они хотят лишить нас любви и свободы и таким образом овладеть нами и поработить. В бесовском представлении только так и можно овладеть – лишив любви и свободы, сделав рабом.

Cопротивный дух, который и в нас есть, который владычествует в этом мире, не выдерживает испытания любовью и свободой. Он страшится их, бежит от них, потому что любовь и свобода – это главные знаки всемогущества Божия, Его вседержительства, Его присутствия в мире. И только тогда мир будет побежден, когда с нами окажутся эти знаки победы и силы, когда мы не просто будем отмахиваться Крестом от кого-то, а примем Крест в нашу жизнь, перестанем бояться Его, научимся созидать в себе любовь и свободу и делиться ими с миром.

Только тогда мир изменится. Он преобразится Крестом, явившим правду Божию о том, что именно любовь и свобода есть два перекрестия Креста. Любовью и свободой спасется мир, и эти знаки Христовы каждого из нас сделают похожими на нашего Господа.

Аминь.

2014






Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний день называется Всемирное Воздвижение Честного Креста Животворящего. Мы вспоминаем тот день, когда Равноапостольная царица Елена, задавшись целью обрести самую главную святыню для христиан, отправившись в Иерусалим, обрела   Честной Животворящий Крест, тот крест, на котором был распят наш Господь Иисус Христос.

Это было очень непростое дело – почти через триста лет найти остатки памяти того, что свершилось на Святой горе Голгофе. Город Иерусалим, в котором совершалось распятие Господа нашего Иисуса Христа, к тому времени давно уже перестал существовать, он был срыт с лица земли,  камня на камне не осталось, как в своё время в Евангелии пророчествовал об этом Сам Иисус Христос. В 70-м году после Рождества Христова войска римского императора Тита окружили Иерусалим, долго держали осаду, но Иерусалим пал. Римские воины ворвались в город, и в месть жителям города за очень долгую осаду и жёсткое сопротивление Иерусалим был полностью разрушен, и, прежде всего, был разрушен храм Господень. Гора Голгофа за стенами города тоже была срыта, на ней был построен языческий храм, но и  он обветшал. Таким образом, место, где был распят Иисус Христос, было никому не известно. 

Святая царица Елена, несмотря на то, что у неё не было никаких указаний, кроме Евангельских, на то место, где  был распят Иисус Христос, с верой в Бога и горячим сердцем отправилась в  город, который к тому моменту даже Иерусалимом не назывался, а носил языческое название Элия Капитолия, чтобы найти Господень Крест. И она его нашла. Нашла, потому что Господь вёл её за Собой.    Нашла, потому что Крест Господень должен был воссиять над всем миром. Нашла, потому что для нас Крест Честной Животворящий – это не просто ограждение от всякого зла, это не просто символ нашей веры, но это самое главное выражение того, как нас всех любит Господь.

Движимая любовью ко Господу, царица Елена обрела Честной Животворящий Крест. По священному Преданию, мы знаем, что, начав раскопки и докопавшись до глубоких цистерн, куда были сброшены   кресты, на которых были распяты Иисус Христос и два разбойника, царица Елена обрела три креста. Для того, чтобы понять, какой из этих крестов Крест Господень, их поочередно приложили к умершему человеку, которого несли на погребение мимо раскопок.  Когда ко гробу приложили Крест Господень,  совершилось великое чудо, мертвец ожил, воскрес. Слух о том, что совершилось великое чудо – нашли Крест Иисуса Христа – моментально распространился по городу,  люди толпами сбегались к этому месту, и все хотели видеть обретенный Крест. Тогда этот Крест стали высоко поднимать – воздвизать,  чтобы все люди могли увидеть святыню.  Люди падали на колени и с верой в Бога и с благоговением восклицали: «Господи, помилуй!»

Так всему миру стало известно об обретении Честного Креста Господня.

А для нас, христиан, это стало особым знаком нашей веры. Это послужило тому, что все христиане стали считать крест неотъемлемой частью нашей веры. Крест это не только изображение, которое мы сейчас видим на середине храма, которое носим на своей груди, которое я сейчас держу в руках. Крест это сила Христовой любви.

И когда нам Господь вручает наш крест, со словами: «…кто хочет за Мной идти,  пусть возьмет крест свой и за Мной идёт», - Он хочет нам вручить, прежде всего, силу Своей любви. Чтобы мы в этом мире действовали, как Он.  Чтобы мы силой Его любви раздвигали пространство нашей жизни. Чтобы вся сила, которая у нас есть, была силой Его любви.

Очень тяжело действовать в мире силой любви. Люди привыкли действовать силой власти, силой денег, силой своих мускулов, силой своих знаний, силой своей хитрости.   А вот силой любви люди почти никогда не  поступают, потому что это очень тяжело делать. А нам Господь заповедал отложить всякую другую силу и забыть, что есть в мире другая сила, кроме силы Христовой любви. И когда мы слышим этот голос Христов: «…кто хочет со Мной идти,  пусть возьмет крест свой», мы должны понимать, что это к нам обращается Господь и просит, чтобы мы взяли на себя силу Его любви и силой этой любви действовали в мире.  

Сегодня этот  Крест Господень воздвизается над всем миром. Сегодня сила Его любви должна воссиять для каждого из нас. Мы, христиане должны понять, что нам надо перестать самим действовать в этом мире – ложью, властью, гордыней и всякой другой силой, которой у нас предостаточно. Мы должны от неё отречься, мы должны её забыть, и просить у Господа  об одном, –чтобы каждому из нас Господь даровал силу  Своей любви.

Аминь.

27.09. 2011