Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Вознесение Господне

Вознесение Господне

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Всех поздравляем с праздником Вознесения Господня! Этот праздник завершает собой пасхальный цикл и готовит нас ко дню Сошествия Святого Духа. В сегодняшнем чтении Деяний Святых Апостолов и в евангельском чтении повествуется о том, как происходило это событие. После Своего Воскресения Господь многократно являлся ученикам, удостоверяя их в Своем телесном Воскресении. Мы помним, что ученики сначала не верили тому, что Христос воскрес. Это удивительно – ближайшие ученики Христа, Его апостолы, не верили в Его Воскресение! Сначала они не поверили женам-мироносицам, которые свидетельствовали о том, что им явился воскресший Спаситель. Потом апостол Фома не поверил другим апостолам, которым являлся Христос. Оказывается, принять Христово Воскресение не так-то просто.

Мы с вами воспитываемся в этой вере, для нас факт Воскресения Христова передается из поколения в поколение как что-то совершившееся в истории, как главный догмат нашей Церкви о телесном Воскресении Спасителя. Но мы часто не задумываемся о том, что же это значит в нашей жизни. Мы празднуем Пасху, мы радуемся этим дням, мы с сердечным восторгом восклицаем: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!». А каким образом это Воскресение касается каждого из нас? Вот об этом, собственно, и сегодняшний наш праздник Вознесения Господня.

На сороковой день после Своего телесного Воскресения Господь собирает Своих учеников на Елеонской горе. С этой горы открывается вид на весь Святой город, Иерусалим. Христос дает обетование Своим ученикам, дает им последнее наставление. Ученики недоумевают – почему Господь от них уходит? Ведь они думают, что как раз сейчас и наступит то царство Мессии, земное царство, о котором говорили законники и учителя, книжники и фарисеи. Они и сами так понимали ветхозаветные пророчества о явлении Помазанника в мире. Не в эти ли времена Ты, Господи, – спрашивают ученики, – будешь устраивать Царство Израиля?

А Господь им говорит совсем о другом. Господь им говорит о пришествии Святого Духа, Господь им говорит о том, чтобы они ждали нового обетования, нового Богоявления – и на их глазах телесно возносится на небо. Он садится, как говорится в Писании, одесную Своего Небесного Отца, с Которым Он и не разлучался, потому что Троица – Единосущная и Нераздельная. Но только теперь эта Единосущная и Нераздельная Троица принимает в Себя Сына Человеческого со всей полнотой нашей человеческой природы. Господь возносится на небо как Богочеловек, с нашим человеческим естеством, с нашим человеческим телом – и тем самым показывает нам, что Его пришествие в мир, Его рождение от Девы Марии, Его Крестное страдание и смерть, Его победа над адом касаются не только лично Его Самого, но каждого человека.

Богу все возможно, и некоторые недоумевают: «А что вы, собственно, так радуетесь? Ну, воскрес Христос, но Он же – Бог! Что Ему стоит воскреснуть, Богу-то?» А вот стоит, очень много стоит Богу воскреснуть. Каждый из нас – это и есть то, что стоит Богу воскреснуть. Каждый из нас – цена Его Воскресения, потому что в Его победе над смертью есть каждый из нас, и каждого в этот день возносит Христос к небесному престолу. Он возносит нас сначала в Себе Самом, а потом посылает Духа Святого, чтобы этот Дух тоже коснулся каждого из нас, и каждый начал бы свой путь восхождения на небо.

Вот что значит для нас Воскресение Христово!

Вот насколько этот день для нас важен, насколько он для нас велик!

В этот день мы причастились Святых Христовых Тайн, мы приняли Его Святую Плоть и Святую Кровь, мы стали с Ним по-настоящему едины в этот день.

Аминь.

17.05.2018

 

Во имя Отца и Cына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем вознесение Господне. Евангелие и святые Апостолы говорят о том, что Господь в течение сорока дней являлся Своим ученикам,  поучал их, раскрывая  тайны Царствия Небесного, и, самое главное, давал им обетования о том, что им надлежит облечься  силою свыше. Господь говорил  о том, что в мир должен придти Дух Святой, который их наставит на всякую истину, который их  соделает иными людьми, который уже здесь на земле созиждет Царствие Небесное, Церковь Свою. Апостолы, внимая Его словам, продолжали недоумевать, им было непонятно, почему же Господь, который воскрес из мертвых, Который победил смерть и  грех, не хочет победить земного устроения бытия, не хочет поменять устройство мира и  воцариться здесь на земле, чтобы строить этот мир  по правильным, справедливым и  благородным  законам.  И они все спрашивали: «Господи, ну, когда же Ты устроишь это Царство, о котором говорили пророки? Когда же, наконец, здесь, на земле наступят дни отрады и утешения, наступят радостные дни?»  А Господь им на это говорит: « Не ваше дело знать времена и сроки. Не ваше дело этого ждать, потому что другое Царство Господь нам всем уготовал, Царство другого устроения, иного бытия.  В мире справедливости иные законы, которые на этой земле существовать не могут». И вот Господь приводит их на гору Елеонскую,  то самое место, где Он воскресил Лазаря, и на глазах учеников, с последним наставлением, что им надлежит никуда не отлучаться от Иерусалима и ожидать  пришествия другого Утешителя и Наставника, Духа Святаго, удаляется от них на небо.

И Апостолы возвращаются в Иерусалим радостные. Почему? Казалось бы, произошло крушение их земных надежд,  Господь не остался с ними, не стал  устраивать земного Царства,  учреждать в мире другие законы бытия, иные правила общежития… не наказал злых… не возвеличил добрых…  Ничего Он не сделал, что ожидали Апостолы по земному своему разумению. Ушел Господь, а они рады... Чему же  они рады? Почему так радостно вернулись в Иерусалим?

А потому, что Господь научил их. Он их истине научил, и они поняли, что их отечество не здесь, что теперь им нужно только одного –  Царствия Небесного. Вот как Господь это показал Своим вознесением на небо: пришел на землю Бог, вознесся на небо  Человек; пришел на землю Сын Божий, ушел отсюда Сын Человеческий. Ушел, чтобы указать, где наше отечество, чтобы каждого из нас призвать к иным законам бытия, искать не  той справедливости, не тех прав, которых ищем мы здесь на земле, но Господних прав, Господней справедливости, Божественной правды и жизни.  Господь, вознесясь на небо, показал, где Его истинное место, – одесную Бога. Взошел туда и во всей полноте человеческой природы соединил земное и небесное. Теперь это магнит, который притягивает к Себе каждое христианское сердце, направляет каждую душу христианскую.

 И апостолы возвратились радостные, потому что познали Божественную радость и Божественную любовь. Они возвратились, ожидая Утешителя, чтобы здесь, на земле, устроить для каждого верующего человека возможность прикоснуться к небу. Возвратились  с надеждой, что Господь снова придет своей правдой к каждому, кто этой правды ждет на земле

Его Второе пришествие будет таким же славным, как его отшествие  в отечество  Небесное. Его Второе пришествие будет таким же радостным, как Его отшествие на небеса. Сегодняшний праздник вознесения Господня, это не только праздник ожидания Духа Святаго и Пятидесятницы, это праздник радостного ожидания Второго пришествия Христова. В нашей молитве «Верую…» мы так говорим об этом – и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца и паки грядущего со славою судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца...

Для нас Второе пришествие Господне так же радостно, как для Апостолов Его святое Вознесение. Для  нас  ожидание Его славного  Второго пришествия, когда Его же Царствию не будет конца, должно быть таким же желанным, как каждое ожидание Христа в молитве, когда Он отвечает на наше воздыхание сердечное, или когда Он приходит к нам в причастии Святых Христовых Таин. Только человек, не приобщившийся правде Божией, может бояться  пришествия правды. Только тот, кто живет во тьме, может не обрадоваться свету. Только тот, кто отвернулся от жизни, может этой жизни не хотеть. А для нас, тех, кто знает, что Христос воспринял всю природу человеческую и вознесся на небеса,   Его пришествие – это пришествие вечной жизни и бесконечной радости, потому что  Господь,  зная все наши немощи,   нашу удобоприклонность на грех, часто наше нежелание духовной жизни, взял на Себя и вознес всю нашу природу.  Несмотря на то, что мы очень грешны, несмотря на то, что нас все время тянет вниз, Господь все равно возносит нас до небес. И иного пути у христианина нет. Эта радость духовная, которую Господь открыл Апостолам, да будет сегодня со всеми нами, встречающими Его святое Вознесение.

Аминь.

2004