Главная » Вход Господень в Иерусалим



Вход Господень в Иерусалим  (Ин. 12,1-18)


 

 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее апостольское чтение звучит особенно: «Братия,… радуйтесь всегда о Господе; и еще говорю: радуйтесь».  (Флп. 4:1-4)

А мы празднуем Вход Господень в Иерусалим, и с этим событием связана вся дальнейшая земная судьба Господа Нашего Иисуса Христа. Мы знаем, что Господь, входящий в Иерусалим, идет на Свои страдания. Мы знаем, что Господь, когда Он садится на маленькую ослицу, и Его встречают этими радостными криками: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» (Ин. 12:13) – вступает не в царство земное, вступает не в Свою земную славу, которую хотели бы дать Ему люди, приветствующие Его на пути в Иерусалим. Не ради этого Он туда идет, не ради возгласов «осанна!» – не ради того, чтобы люди принимали Его как мессию, о котором говорит весь Ветхий Завет.

Им кажется: вот наконец-то исполнились времена! Вот наконец-то сбываются пророчества! Вот наконец-то грядет царь Израилев, чтобы снова вернуть величие народу Божьему, дать ему особое привилегированное место и возвысить над всеми народами земли, чтобы все познали, что их Бог – истинный Бог, а все остальные – это не боги, а ложь. Все радостно кричат: «Благословен грядущий во имя Господне!». Все держат в руках пальмовые ветви, означающие победу, – наконец-то входит наш царь, который победит всех остальных, который дарует нам и власть, и силу, и славу!

Мы тоже говорим сегодня эти слова – Благословен грядущий во имя Господне! – мы тоже стоим с этими знаками победы яко отроцы победы знамения носяще. И апостол сегодня говорит: « Радуйтесь!» – и снова говорит: «Радуйтесь!».

Но мы-то знаем, куда грядет Господь, мы-то знаем, что совсем скоро, буквально через несколько дней, те же самые люди, которые кричали Ему – «Осанна!» – будут кричать совсем другие слова. «Распни Его!» – будут они кричать. Так же соберутся они огромной толпой, но только уже не встречать Его, а с любопытством смотреть на Его казнь.

А нас призывают радоваться… Но вот почему: Господь, грядущий в Иерусалим, идет к нам, Господь всегда приходит к каждому из нас. Он приходит внутрь нас,  проходит нас насквозь. Он в нас, если можно так сказать, снисходит. Снисходит, как в ад.

Вот мы и есть то самое место, куда снисходит Господь: это сошествие в каждого из нас, пришествие в каждого из нас, победа над каждым из нас. Это та самая победа, которая нам самим никак не удается.

Сейчас такое благодатное время, когда мы сидим дома, и нам особенно нечем заняться. Так вот, самое прекрасное занятие – это посмотреть в свое сердце, глубоко-глубоко и внимательно посмотреть – что здесь происходит? Что в нем творится? Ведь Господь приходит именно туда, вот в это самое сердце, которое никто из нас не способен победить: никто из нас не способен это сердце сделать живым, никто из нас не способен сделать это сердце чистым, никто из нас не способен это сердце сделать полным любви. Мы не можем, а Он может. И ради этого Он сегодня идет в Иерусалим, и поэтому  – радуйтесь! Снова  и снова говорит нам апостол: «Радуйтесь!».

 Христос посреди нас!

2020






Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 Мы пойдем на сегодняшнее богослужение так, как поется в  стихире:  «Днесь Благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

«Днесь» значит «сегодня». Каждый раз, входя в Страстную неделю, мы входим в вечность. Каждый раз, начиная свой путь Великого поста, мы идем навстречу Христу, а Христос идет нам навстречу. В этот удивительный и благодатный день мы  встречаемся с Ним по-настоящему,  когда следует идти с Ним дальше уже до конца, когда евангельские события становятся живыми, а не просто историями из Святой Книги, или  образами с фресок или  икон. Нет, они становятся реальностью, какими  они и есть для настоящего верующего сердца. Евангелие – это самая высокая реальность. Нет ничего более реального, чем Бог, нет ничего более реального, чем Евангелие, нет ничего более реального, чем Крест и Воскресение Христово.

«Господь близко» – вот такими словами сегодня нас встречает апостол Павел.  «Радуйтесь, и снова говорю вам: радуйтесь. Господь наш близко, Господь совсем рядом с нами». (см. Фил. 4:4)

Мы встречаемся с  Богом, как  отроки, «знамения победы носящие»,  как поется в тропаре. Мы держим в руках  эти вербочки,  эти знамения победы, с таким горьким, таким тревожным запахом, с  набухшими почками, готовыми взорваться листьями новой жизни, новым цветом. Такими  и наши сердца должны быть,  готовыми раскрыться для новой жизни в Боге, во Христе Нашем Иисусе.

Но для того, чтобы это с нами произошло, мы должны идти с Богом до конца. Мы должны, действительно по-настоящему встретившись с Ним в нашей жизни, уже никогда и никуда от Него не уходить,  быть с Ним всегда и везде, и ничего не бояться, и ни о чем вообще не беспокоиться. Вот об этом нам апостол Павел сегодня говорит удивительные слова: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:6-7).

Ни о чем не беспокойтесь, ничего не бойтесь... Кто может ничего не бояться? Кто может ни о чем не беспокоиться? Кто может по-настоящему эти слова воспринять?

И вот сегодня нам Евангелие говорит о Лазаре Четверодневном, которого Господь воскресил из мертвых. Он побывал в гробу, в аду,  в лапах смерти, и Господь его оттуда извел. Этот воскресший человек для всех был очевидным свидетельством того, что Господь совсем рядом, что Господь рядом с нами. Именно поэтому иудеи и задумали убить Лазаря – чтобы это свидетельство стереть.

Но как можно убить того, кого воскресил Христос? Как можно убить того, кому Господь даровал жизнь? Чем  можно испугать того, кто был в аде, кто был лишен жизни и вдруг воскрес, которому Господь жизнь даровал?

А давайте о себе подумаем! Ведь и каждого из нас Господь когда-то, как Лазаря,  друга Своего, извел или изводит сейчас. Вот в эту минуту Он дает нам руку, чтобы мы вышли из ада, чтобы мы вышли из гроба, чтобы мы вышли из этого погребенного мрака смерти. Каждому из нас дает!

Ну, неужели же мы, встретив Бога, можем после этого чего-то бояться? Неужели можем  о чем-то беспокоиться, чего-то не понимать? Ведь если Господь изводит нас из такой тьмы смертной и дает нам жизнь вечную,  разве может человек потом думать о чем-то другом?

Конечно, мы думаем о чем-то другом. Но зачем же вот так  по-настоящему, всерьез, думать о неглавном? По-настоящему, всерьез, думать о второстепенном? По-настоящему, всерьез, беспокоиться о мелочах, о быте, расстраиваться из-за пустяков, переживать о том, что с нами будет завтра… Разве можно еще беспокоиться об этом,  если ты был в аду, а тебя Господь оттуда вытащил? Ты был мертв, а теперь вдруг  ожил!  Господь-то – рядом,  Господь совсем близко с тобой! О чем тут можно беспокоиться?

Да ни о чем.

Господь призывает нас, подобно Лазарю, ни о чем не беспокоиться, открывать Богу свои сердца, всегда Его благодарить, а главное,  взявши Крест свой, идти с Ним до конца. По-настоящему быть верным Ему! Никогда от Него не отходить! Не отворачивать своего лица от Него! И вот так, подобно этим вербам, раскрыться для новой жизни, чтобы Бог мира всегда, везде и во всем был вместе с нами.

Аминь.

2014

 




Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы сегодня собрались, чтобы праздновать вход Господень в Иерусалим.

События  из Евангельской или Священной истории  мы вспоминаем совсем не так, как  события нашей прошедшей жизни,  свадьбы, дни рождения или кончины близких. По словам Апостола, Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр 13,8).  Все, что было совершено Христом во времени,    никогда не может прейти. Оно становится вечным и оживает каждый раз, когда мы к этому  прикасаемся, и одновременно оживаем и мы.   Господь – жизнь для нас, а жизнь не может быть – вчера.  Поэтому мы собираемся не для того, чтобы вспомнить событие, а  чтобы войти в него,  стать участниками  вечной жизни.

Это очень важно понять: мы пришли, чтобы сегодня, сейчас всем вместе  поучаствовать во встрече Господа при входе Его в Иерусалим.  Мы специально принесли эти ветви, мы держим их в руках в знак того, что и мы вместе с евреями встречаем нашего Господа.

Входит Господь в Иерусалим. Его встречает множество народа, потому что все узнали, что Господь воскресил Лазаря,  совершил такое чудо,  о котором никто никогда не слыхивал.  Четыре дня пролежав во гробе, смердящий, обвязанный пеленами,  он вышел из гроба – живой!  Это такое свидетельство,  не поверить которому было невозможно.  И люди собрались, потому что знали –  это жизнь пришла! Надо встретить Иисуса, как своего Господа, потому что на Нем сошлись все пророчества. Они встречали Его со словами, с которым встречают Мессию, своего Спасителя:  осанна Сыну Давидову!

А иудеи вознегодовали и искали они убить Лазаря. А ведь это тот, о котором Христос сказал, что это «друг Мой Лазарь», о котором Он плакал,  это Лазарь – воскресший…  Но фарисеям все кажется  обманом.

Странное чувство охватывает, когда слышишь об этом. Как же не верить тому, кто  только что воскресил мертвого?  Как можно лишить жизни того, кому Сам Христос жизнь даровал? Невозможно. Это какая-то бессмыслица,  такое же помрачение ума, с которым  люди отрицают Бога, все делают наперекор,  лишь бы не согласиться со словами о вечной жизни, лишь бы не принять Того, Кто пришел кротко, как возвещал пророк: се, Царь Твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий… (Захар 9, 9) Кроткий Христос грядет к нам… Как можно Его не принять? Но оказывается,  можно стены построить, закрыть глаза и уши,    и противиться, насколько возможно.

Апостольское послание сегодняшнего дня удивительным образом   внутренне раскрывает смысл нашей встречи Христа. Я позволю себе еще раз прочитать его, чтобы оно лучше и сильнее было услышано:

Радуйтесь всегда в Господе;  и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами. (Фил. 4, 4-9) 

Такие слова говорит Апостол о том, как мы должны  жить во Христе. И как вы думаете, после того, как Лазарь в аду побывал, после того, как Господь его, четырехдневного, вывел из гроба и воскресил,  мог ли он жить обычной человеческой жизнью:  заниматься  бытовыми делами,  думать о карьере, о земном благополучии? Конечно нет. Даже представить себе невозможно, что Лазарь мог бы забыть о Боге. И он  стал епископом, апостолом стал…  Но Лазарь  был вызволен из того гроба, в котором и мы пребывали, пока  Господь не вывел   нас из темницы грехов. Каждому из нас Он даровал возможность   прикоснуться к Своей жизни,   после тьмы увидеть свет. Можно ли после этого жить по-прежнему? После того, как Господь Своей жизнью тебя касается,  можно ли продолжать  жить не так, как  сказал сегодня апостол Павел,  забыть, что есть Царство Небесное, которое с нами,  что есть Господь, который к нам грядет? 

Мы встречаем сегодня Господа, в руках вербочки держим. Как поется в праздничном тропаре, и мы, яко отроцы победы знамение носяще,  Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Мы как бессмертные это поем, но  и мы  должны победить смерть,  и мы должны быть готовы к тому подвигу, к которому Господь нас призывает, а не просто ждать, когда это случится помимо нас. Мы держим знаки победы, но у нас только один знак победы – это крест. Эти вербы прообразуют древо крестное, на котором Господь грядет распяться нашего ради спасения. И мы  не можем  не идти вместе с Ним туда, куда Он  нас зовет, куда Он Сам идет.

После того, как Лазарь воскрес, мог ли он чего-то бояться?  Как можно  бояться смерти, если ты уже воскрес, если тебе дарована жизнь?   И мы поднимаем этот символ победы в знак того, что готовы идти с Господом и дальше, как и Лазарь пошел за Христом дальше своего воскресения. Мы,  которым Господь даровал почувствовать жизнь вечную,  ее благость и радость, должны быть мужественными до конца, и тогда, как пишет Апостол Павел, Бог мира будет с нами.

Аминь.

2006