Главная » Хождение по водам

Хождение по водам


(Мф 14:22-34 ; Мк 6:45-53; Ин 6:16-21)

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 Открывая Евангелие и встречаясь со Словом Божиим, мы должны понимать, что Евангелие всегда обращено к конкретному человеку. Каждое слово в Священном Писании касается лично меня, хотя кажется, что это история – про Петра, про апостолов, и все это произошло давным-давно и не со мной.

На Галилейском озере ученики были одни в лодке посреди шторма, который разбивал их лодку волнами. Вдруг где-то вдалеке они увидели приближающегося к ним Христа. Но сквозь шум волн, сквозь бурю, сквозь ветер непонятно было – кто это там, вдалеке. Может быть, это призрак? Может быть, это видение? Может быть, это что-то нереальное, ненастоящее? А настоящее – это буря, настоящее – это волны, настоящее – это смерть, которая так близко.

И вдруг они слышат голос: «Это Я, не бойтесь». Петр, еще не уверенный до конца, говорит: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде!» Христос отвечает ему: «Иди!» И Петр делает невозможное, совершенно непостижимое, абсолютно по-человечески непонятное: выходит из лодки во время бури и идет ко Христу по воде.

Что это? Как? Каким образом это вообще можно вместить – вот так взять и довериться Богу, вот так взять – и поверить Христу! Причем, в тот самый момент, когда Христа рядом нет, когда Он где-то вдалеке, как призрак: то ли Он есть, то ли Его нет, то ли это реальность, то ли это иллюзия.

Это не та ясность, когда на горе Фаворской Петр видит Христа, окруженного пророками, и говорит: «Господи, как нам с Тобой хорошо!» Не тот момент, когда хорошо с Богом, когда ты чувствуешь и ощутимо знаешь присутствие Божие в твоей жизни, когда все ясно видно в свете солнца или в Фаворском свете. Когда Господь рядом, действительно светло, действительно все ясно, действительно все понятно, действительно ничего не страшно! И с Ним, когда Он тебя за ручку держит, и по воде, и по огню можно пройти.

Но Петр говорит эти самые слова в тот момент, когда рядом нет света, когда кругом тьма, буря, волны, смерть, когда Христа не видишь и не чувствуешь, а только издалека слышишь Его голос: «Не бойся, это Я». И Петр пошел к Нему по воде.

Петр шел ко Христу по воде, а потом вдруг испугался сильного ветра и стал тонуть. И закричал: «Господи, спаси меня!» Тогда Христос ему сказал, –Маловерный, зачем ты усомнился? – протянул ему руку и вытащил из бездны. Лодка подплыла к берегу, все ученики поклонились Христу и исповедовали, что Он есть воистину Сын Божий.

Когда Петр оказался способным забыть о себе, а думал только о Христе, он шел ко Христу по воде. А тонуть он начал в тот самый момент, когда отвел свои глаза от Христа, когда вдруг подумал о себе: «А как же я?! А что же будет со мной? Тут такая буря, тут так страшно! А подо мной ничего нет, только вода…» И в этот момент он стал тонуть.

Это касается только Петра? Разве только о нем это Евангелие? Разве только с ним такое случается в жизни? Или это нас тоже касается, и когда буря кругом, когда все тонет, когда рядом смерть и мрак, когда ты не видишь Христа, и для нас звучит Его голос: «Не бойся, это Я»?

Путь ко Христу по-настоящему может быть только таким: он не может быть удобным, не может быть комфортным. Христос каждому из нас через это Евангелие дает возможность понять, что и нам тоже можно, и у нас тоже получится, и мы тоже сможем, как Петр, в какой-то момент нашей жизни -- в момент крушения, в момент тьмы, в момент одиночества, когда ничего не видно и не слышно, когда Христос то ли есть, то ли нет, – вдруг собраться, услышать Его голос и пойти к Нему по воде.

Аминь.

2016





Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

В сегодняшнем Евангелии рассказывается о том, как Господь оставил своих учеников одних плыть по Галилейскому морю, а Самостался на берегу, чтобы помолиться.  Ветер дул противный, бушевали волны,  лодка, в которой плыли Апостолы,  терпела бедствие. В четвертом часу утра Господь пошел к ним по водам. Для Апостолов пришествие Христово в момент их бедствия и полной беспомощности  казалось неестественным и совершенно нереальным. Они испугались Его, как призрака. А Господь сказал им: «Это Я, не бойтесь».  И вот Петр на это утверждение присутствия Господа в их беде произнес совершенно  непостижимые слова: «Господи, если это Ты, то позволь мне идти к Тебе по водам». «Иди», – ответил Господь,  Петр вылез из лодки, вступил   в бушующую стихию и пошел ко Христу.  В это время ветер усилился, Петр испугался, стал тонуть, и просил,  – Спаси меня! И Господь простер к нему Свою руку, вытащил из воды и сказал: «Маловер, зачем же ты усомнился?». А Апостолы, увидев это чудо, поклонились Христу со словами: «Воистину Ты – Божий Сын».

Ситуация удивительная для нас, хотя такая, казалось бы,  естественная для Евангелия, потому что в Евангелии все время происходят чудеса, постоянно показывается сверхъестественная сила Христа, Его божественное вмешательство в силы природы, попрание законов земных и утверждение законов иного бытия. Для Евангелия это естественно, потому что это – жизнь Божественная, это пришествие Господа в силе, Царствие Небесное, которое должно осуществиться  в каждом из нас.

А вот для нашей жизни это, действительно, совершенно непостижимо. Это трудно даже назвать чудом, потому что к чуду можно как-то прикоснуться, увидеть на примере других, как оно совершается. А это что-то из ряда вон выходящее. Как же так: в момент бедствия и совершенной беспомощности Петр вдруг говорит: «Дай мне идти к  Тебе по водам». Апостолы – в бушующем море, где над беспомощным человеческим существом действует совершенная власть законов падшего мира, и он бессилен их победить.  Христос только вдали появляется, Его  пришествие для многих кажется совершенно нереальным, призрачным: только тень среди волн  промелькнула, может быть, это и не Христос совсем….  И только возглас – Это Я, не бойтесь, – утверждает, что в этой страшной и совершенно безнадежной ситуации можно к Нему идти по водам.

 Это абсолютно непостижимо: как  Петру  пришла в голову такая мысль?  Как он решился на это в той ситуации? Ни тогда, когда Господь рядом с тобой, ни тогда, когда Он держит тебя за руку, и  все ясно и понятно,  и ты чувствуешь в своем сердце  благодатное присутствие Христово. Действительно, со Христом легко. Бывают минуты, когда Господь дает почувствовать Свою близость. В такой момент все стоит на своих местах, все кажется ясным в свете Христовой истины.  Ты чувствуешь реальность присутствия Христова,  ясным видится путь христианской жизни. Господь тебя посетил, и все устроилось по милости Божией, и тогда легко сказать: «Господи, как хорошо нам с Тобой тут быть! Давай я буду с Тобой всегда!»,  как сказал Петр  на горе Фаворской. Это нам знакомо и понятно.

Но вот когда  вообще ничего не понятно,  когда вокруг темень и мрак, когда стихия бушует кругом, и опора уходит из-под ног,  когда того и гляди потонешь в бушующем море, и кажется, ничто тебя не спасет...  Ты слышишь, что Христос говорит,  – Это Я,  но Он еще так далеко от тебя,  к Нему еще надо дойти по этому морю. И Петр говорит: «Господи, повели мне к Тебе идти». И Господь повелел. И Петр – идет – по волнам! Идет и не тонет! Это действительно сознание истинной веры сердечной, когда Господь дает возможность понять, какая вера всемогущая,  как она может  горы двигать, как  вера способна в ситуации совершенно безнадежной сделать человека непоколебимым и крепким.

Почему же Петр стал утопать?  Потому что в этот момент он вспомнил о себе. Когда он увидел и услышал Христа,  сердце его  наполнилось верой, он поверил этому слову – не бойся, и пошел к Богу. Пошел без всякого сомнения, потому что слышал, что Господь его зовет, и единственное, о чем мог думать – как придти ко Христу, и больше ни о чем. Он не думал ни о море, ни о лодке, ни о волнах,  потому что  знал, что Господь рядом, и   с ним ничего не случится. И вдруг он вспомнил о себе,  о том, что он в бушующем море, что волны  такие огромные,  что лодка уже далеко, что под ногами-то – вода… Как только он на секундочку забыл, что Господь его позвал, что Господь рядом, а вспомнил – о себе, о том, что он  может утонуть,  он стал тонуть.

 Случилось то, что происходит с нами всегда: наше  утопание, наше постоянное погружение в море происходит только от того, что мы все время помним о себе, что мы ни на минуточку не можем забыть о том, какие мы бедные,  какие мы несчастные,  какие мы беспомощные,  какие нас окружают совершенно невыносимые и непреодолимые обстоятельства жизни.  Господь, конечно, нас зовет, но до Него еще дойти надо,  а море вот оно – под ногами. И когда мы так живем, когда так рассуждаем,  вся наша жизнь является сплошным утопанием, погружением, сплошной погибелью.  И только мысль: Господи, спаси, погибаем, – только  наше к Нему вопрошение от сердца не дают нам погибнуть до конца.  Потому что Господь здесь, всегда  рядом.

Путь жизни христианской начертан в сегодняшнем Евангелии. По-настоящему  христианский путь может быть только таким, но мы так жить не умеем, даже помыслить о таком не мечтаем, и все-таки  по-настоящему путь ко Христу – это тот путь, который Петр проделал сегодня для нас. Он показал, как надо идти к Богу, какими путями спасает Господь.  Спастись можно только  таким образом: выйти из утопающей лодки и пойти ко Христу по водам.

Это Евангелие очень трудно понять сердцем. Глазами можно его прочитать, умом  можно понять, его знаешь, картины часто изображают, как Петр идет ко Христу по водам… Но вот ощутить себя в этой ситуации до конца, проявить это петрово мужество,  петрову любовь и веру  очень редко  нам удается. И если мы постараемся так поверить Господу, как в эту минуту поверил Ему Петр, если мы сердцем прочтем Евангелие, и уверим себя, что какие бы волны вокруг нас ни бушевали, как бы ни тонул наш утлый кораблик, в котором мы пытаемся переплыть море житейское,  Христос совсем рядом, и придти к Нему  по-настоящему до конца можно только по водам.

Аминь.

 1998