Главная » Наш приход » Беседа восьмая. Новозаветное откровение о человеке.
Беседа восьмая. Новозаветное откровение о человеке.
о. Александр: Сегодня мы будем говорить о новозаветном откровении о человеке, о том, что нового о человеке открывается нам в Евангелии и в апостольских посланиях, а также о том, что нового произошло в истории человечества.
В течение нескольких недель мы говорили о ветхозаветном учении о человеке, о том, как представляет человека ветхозаветное откровение. На прошлом занятии Александр Леонидович дал краткий обзор такого религиозного фона, на фоне которого появилось ветхозаветное откровение, то есть языческое и индийское представление о человеке. Индийское представление на откровение никак не повлияло, а развивалось параллельно. Но в нашем сознании оно тоже присутствует, и надо иметь о нем четкое представление, чтобы была возможность сравнить его с богооткровенным учением о человеке. Новый Завет – это проповедь о том, что с человечеством произошло действительно качественное изменение, и изменение настолько глобальное, что по своему смыслу и значению оно равнозначно творению самого человека. То есть то, что произошло две тысячи лет назад, изменило и саму человеческую природу, и каждого человека личностно так качественно и всецело, как это произошло многие тысячелетия назад во время творения человека. Мы говорили о последствиях греха, о том, что последствие греха – это, прежде всего, разделение между Богом и человеком. Человек по своему свободному волеизъявлению порывает с Богом, нарушая Его волю, нарушая Его заповедь и отделяясь от Него. Во-вторых, грех рвет отношения людей между собой. Нарушаются отношения в первом союзе мужчины и женщины. Спустя некоторое время грехопадение выливается в братоубийство, которое тоже сигнализирует о разделении людей. И, наконец, в-третьих, грехопадение поражает самого человека, в нем начинает доминировать плотская, материальная составляющая, и проступает болезненное разделение, которое, в конце концов, влечет за собой смерть – разделение души от тела. Мы верим, что во Христе эти три болезненных разделения уврачевываются. Это является не только объектом нашей веры, но и основанием всей нашей надежды. Именно потому мы и являемся христианами, что на это надеемся. Мы верим, что в лице Иисуса Христа Божественная природа соединяется с человеческой, и что это соединение двух природ дает возможность и нам лично стать причастниками Божественного естества, как говорил апостол Петр. Мы верим, что воплощение Иисуса Христа делает нас всех едиными во Христе: мы не только через Христа соединяемся с Богом, но и становимся ближе и роднее друг другу. Христос это изображает в образе виноградной лозы: «Я есть истинная виноградная лоза, вы же – грозди» (см. Ин. 15:1). Мы верим, что если мы пребываем со Христом, благодатно с Ним соединены, то и мы, как ягоды на одной грозди, соединены друг с другом. Образом благодатного соединения и преодоления всех ветхозаветных разделений является наша Церковь, которая призвана к тому, чтобы побеждать ненавистную рознь мира сего. И, наконец, мы верим, что воплощение Иисуса Христа во многом восстанавливает и нашу собственную природу и врачует то болезненное разделение, которое присутствует в каждом из нас. Есть такое понятие в христианской аскетике – целомудрие, когда человек воспринимает себя целым, гармоничным и единым, и это самоощущение – полостью адекватно действительности. Человек во Христе Иисусе восстанавливается в этой целостности, в этом целомудрии. Вследствие этого природного исцеления человек и преодолевает смерть, соединяясь со Христом. По Его обещанию мы верим, что Господь даст нам победить смерть и приведет к воскресенью. На протяжении столетий Вселенскими сборами формулировалось православное вероучение. На первых двух соборах формировалось и формулировалось учение о Святой Троице, последующие пять Вселенских соборов формулировали учение о Господе Иисусе Христе. То, чем занимались Вселенские соборы, для нас принципиально важно, так как отделяет истину от лжи. Мы так держимся за свою правоту и осуждаем лжеучения, не просто потому, что это уяснение некоторой научной истины, объективной научной богословской точки зрения: уясняя церковное представление о Господе Иисусе Христе, Вселенские соборы решали сугубо практические вопросы. Коль скоро наше спасение, восстановление нашей человеческой природы, неразрывно связно с тем, Кто такой Иисус Христос, и что Он для нас сделал, любые искажения, любые неправильные, неадекватные представления на этот счет ведут к разрушению верного понимания того, как нам самим быть. Апостол Павел формулирует нашу взаимозависимость с Иисусом Христом следующими словами: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). И действительно, пока мы не поймем, кто такой Господь Иисус Христос, пока мы четко не сформулируем, каким образом мы можем свои собственные чувства, свои собственные устремления, свой собственный разум сообразовать и согласовать с Ним, всякие попытки что-то осуществить в нашей духовной жизни, безусловно, обречены на провал. Поэтому очень важно, что собор, посвященный личности Иисуса Христа и образу соединения в Нем Божественного и человеческого, определяет, что в Иисусе Христе присутствует одна и только одна ипостась, одно и только одно лицо. Мы с вами на одном из занятии пытались сформулировать, что такое ипостась, и что такое лицо. Нередко эти основополагающие антропологические термины понимаются неадекватно. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что термин ипостась близок пониманию лица, личности. Если бы во Христе Иисусе присутствовало два лица, две ипостаси, две личности, то, безусловно, наблюдалось бы и какое-то разделение этих личностей. Болезненное разделение личности диагностируется современной медициной как шизофрения, и очевидно, что в Иисусе Христе ничего подобного быть не могло.
Александр Дворкин: Я хочу добавить, что в просторечии, в обычных разговорах слово «ипостась» понимается по-другому. Когда говорят, что у человека много ипостасей, имеют в виду, что он занимается и тем, и другим и третьим, и всякий раз являет себя как бы в разных ипостасях. Это очень частое, но чисто бытовое употребление.
о. Александр: В этом случае имеется в виду некий модус, как проявление человека.
Александр Дворкин: Я думаю, что в таком общепринятом понимании ипостась скорее воспринимается именно как некоторое проявление, хотя это категорически неверно. Ипостась у каждого человека только одна, его собственная человеческая ипостась, которая может себя проявлять многогранно в разных модусах или проявлениях.
о. Александр: Вот поэтому так важно то, что происходило на Вселенских соборах. Это не просто спор о словах. Если мы не договоримся о том, что мы подразумеваем под тем или иным словом, то никакого единомыслия у нас не будет. Итак, мы верим, что во Христе Иисусе, в одном лице соединяется Божественная и человеческая природы. При этом, если Божественная природа проста, то человеческая природа двусоставна. Во Христе Иисусе мы наблюдаем человеческую природу во всей ее полноте: и в виде телесной, и в виде духовной составляющей. В евангельской истории мы неоднократно видим, что Господь нуждается во сне: например, Он спит, когда ученики борются с бурей и будят Его. Он нуждается в пище: Евангелие говорит нам, что, постясь сорок дней, Господь напоследок «взалкал». Он терпит боль на кресте, это не иллюзия, не педагогическое изображение, это абсолютно реальная боль. Он был осязаем. И, с другой стороны, Христос и человеческую духовную составляющую, человеческий дух и душу, также принимает во всей ее полноте. Божественная природа не замещает человеческую душу.
Александр Дворкин: Я хочу добавить о двух ложных пониманиях этого вопроса. Была такая ересь – несторианство, в которой как раз происходило такое разделение на две составляющих. Несториане говорили, что Иисус как человек засыпал, но как Бог исцелял прокаженного; как человек – терпел боль, но как Бог воскрешал сына вдовицы и так далее. Против этого Церковь выступила категорически и абсолютно правильно. Если спросить у несториан, – Кто страдал на кресте? – они ответят, что страдала человеческая природа.
о. Александр: Природа отвечает на вопрос «что?».
Александр Дворкин: Да, и не может страдать по определению, потому что это умозрительное понятие. А православные отвечают, – нет, Сам Сын Божий страдал на кресте. Это даже в нашем Символе веры заложено: «и страдавшего и погребенного и воскресшего… », и это относится к лицу.
о. Александр: При этом понятно, что страдает лицо по человеческой природе, но природа не является действующим объектом, а лишь неким инструментом.
Александр Дворкин: Природа не может страдать, страдать может только «кто», а не «что». Есть еще одно ложное понимание, к которому часто люди склонны, и которое нужно упомянуть, чтобы подчеркнуть, что мы мыслим не так. Это учение Апполинария Лаодикийского, который хотел четко и непротиворечиво объяснить, каким образом в Иисусе Христе соединяется Божественное и человеческое. И он придумал, что есть Логос, предвечный Сын Божий, а человек трехсоставен: дух, душа и тело. И Логос при воплощении замещает человеческий дух. Дух убирается, его место занимает Логос, и получается, что в Господе Иисусе Христе – Божественный дух, человеческая душа и человеческое тело.
о. Александр: Все очень логично, но тоже категорически невозможно
Александр Дворкин: Да, очень красиво, но абсолютно неверно.
о. Александр: Это бессмысленно, потому что в нас должны быть те же самые чувства, что и во Христе Иисусе, но мы не можем иметь чувства, которые не относятся к нашей природе. Если во Христе были только Божественные чувства, которые наполняли его материальную человеческую оболочку, то чему нам подражать?
Александр Дворкин: Отцы говорили, что Бог вочеловечился. Но человек – это единство духа, души и тела. Если убрать дух, то получается не человек, а труп. А мы же говорим, что Христос вочеловечился, а не вотрупился. Кроме того, Бог не может быть убийцей, а убрав человеческий дух, Он фактически убивает его и вселяется в материальную ололочку. Это категорически противно Божьей природе, он не может никого убивать. И поэтому было признано, что Апполинарий категорически не прав.
о. Александр: Таким образом, христианское откровение дает нам возможность познать человека гораздо глубже, чем Ветхий завет, и, в том числе, дает очень глубокое представление о человеческой душе. Мы верим, что в человеческой душе наблюдается несколько сил или действий. В рамках человеческой души есть разумная сила – разум, есть чувственная сила – сердце, и, наконец, воля, которая также является силой души, контролирующей и направляющей. О том, что такое воля и, связанное с ней понятие, – свобода, мы поговорим дальше. Итак, каков же практический смысл из всего вышесказанного? Если во Христе Иисусе наблюдался человеческий ум, очищенный от страстей и соединенный с Богом, наблюдались человеческие чувства, также очищенные от страстей и сопряженные с Божественными чувствами, наблюдалась воля, очищенная от своеволия и греховных побуждений и согласованная с волей Божьей, то, значит, у нас нет никакой необходимости отказываться от своего собственного человеческого ума, своих собственных человеческих чувств и от своей собственной человеческой воли. Нужно только, как во Христе Иисусе, ум, волю и чувства очистить и соединить с волей и чувствами Божиими. Это очень важно понимать, потому что мы как-то привыкли свое христианское делание сопрягать с отказом от всего человеческого, от всех человеческих побуждений. Когда мы читаем в Евангелии призывы апостола Павла свою волю, свои чувства, свой разум направить на познание Бога, мы не понимаем, о чем идет речь, потому что привыкли считать, что все в нас – грех и скверна, от этого нужно просто избавиться, выскрести из себя и освободить место. Но если мы выскребаем все душевные побуждения, мы убиваем в себе человека, как Александр Леонидович рассказывал о ереси Апполинария Лаодикийского, который представлял, что Господь удаляет из человека его дух, и разум, и человеческие чувства и вселяется на их место. Но мы уже выяснили, что это глубоко ложная антропологическая схема. В христианстве образ Иисуса Христа призывает к восстановлению человеческой природы, восстановлению всех чувств, всех сил души, к их очищению и сопряжению с Богом. Мы привыкли к таким словосочетаниям как «свобода во Христе», как высшая форма реализации своей воли; или «любовь Христова», «любовь во Христе», как высшая форма реализации наших чувств; или «радость во Христе», как еще одна из форм проявлений наших человеческой природы.
о. Алексей: Я недавно читал на эту тему лекцию будущим миссионерам: о том, что человек должен все-таки уметь чувствовать, что человек должен все-таки стать человеком. Я говорил о радости, о свободе, а они так с недоумением говорят: «Ну, это же во Христе…». А я говорю: «Простите, а как можно быть свободным во Христе, если вы как человек несвободны?» Как можно говорить про «любовь во Христе», если вы по-человечески не знаете, что такое свобода, если вы, как человек, любить женщину не умеете? То есть это чувство вы убили, считаете его недостойным, считаете его низменным, а во Христе хотите любить. И что у вас получится? А получится подмена понятий: вместо послушания – безволие, вместо смирения – абсолютная подчиненность и нежелание брать на себя ответственность за свои поступки, вместо свободы – жизнь от сих до сих, «можно-нельзя». Свобода во Христе мыслится самым примитивным образом: я могу делать то, что можно. И тут мне задают вопрос: «А что, разве не так? Разве можно делать грех?». Нет, говорю, делать грех нельзя, вообще плохие поступки делать нельзя, но не потому, что это можно или нельзя. Скажите, а добро можно делать? Разве добро – из категорий можно-нельзя? Любовь – из категорий можно-нельзя? Или добро можно делать, потому что разрешается? Нет, – говорят они, – добро нужно делать. И это, говорю, тоже не так. Никто не заставляет человека делать добро, чтобы было нужно его делать. Добро не можно и не нужно, оно существует вне этих категорий. И любовь вне категорий можно или нужно существует. Радость вне категорий можно или нужно существует. Но если человек себя поставил в эти рамки, то вполне понятен вопрос: «Почему христиане такие нерадостные?» И в этом суть проблемы. Христианин не может жить в рамках можно-нельзя. А мне вопрос задают: «Батюшка, а что можно, а чего нельзя?» Вот так вот… И тогда какая же радость во Христе? Какая свобода во Христе? Какие чувствия во Христе? Какая любовь во Христе? Если по-человечески все это убито, задавлено и еще припудрено прекрасными словами: смирение, послушание, свобода во Христе и так далее.
о. Александр: Так вот, в человеке – три силы душевные: разумная, чувственная и волевая. Господь их взращивает, чтобы, как садовод, привить к ним Свой Божественный разум, Божественные чувства и Божественную волю. Если человек убил их в себе, выполол, выкорчевал, то Божественная воля, Божественные чувства и Божественный разум привиться, задержаться, зацепиться за человека не в состоянии. Действительно, как человек, у которого воля отсутствует, может сделать так, чтобы его воля сопрягалось с волей Божественной? Мы знаем, что Царствие Божье нудится, силой берется, приложением больших волевых усилий. Если у человека воля атрофируется, если человек все силы тратит на то, чтобы эта воля отсутствовала, то что он будет сопрягать с Божьей волей? Как он научится противостоять тому же самому греху? Так же и с чувствами. Через все Евангелие и через апостольские послания проводится мысль, что любить Бога иначе, как воплощая это в любовь к ближнему, невозможно. Господь называет заповедь о любви к ближнему заповедью, подобной любви к Богу, потому что мы любим ближнего, как образ и подобие Божье. Можно сколько угодно утешать себя мыслью, что если ближнего мы любим мало, то зато Бога-то мы любим, зато Богу-то мы верны. Но апостол Иоанн Богослов четко говорит, что это грех. И когда мы раздражаемся на кого-то из близких, праведный наш разум возмущенный кипит, но мы можем себя утешать тем, что таким образом проявляем к этому человеку любовь Христову. Понятно, что это – абсурд. Христова любовь, как чувство, не противоположна любви человеческой, она подобна ей. Если наша «любовь» находит такие формы приложения, которые не имеют ничего общего с тем, что в мире принято называть любовью, не имеет ничего общего со словарным определением слова любовь, то стоит подумать, что же это на самом деле. Ну, наверное, это – подмена. Конечно, пути Божии – это не наши пути, и мысли Божьи – это не наши мысли, но они выше, а не ниже наших мыслей. И чувства Божьи – не низменнее, не грязнее человеческих.
о. Алексей: Скажем так: они не из другой категории.
о. Александр: Они должны превзойти те чувства, которые мы имеем. Но для того, чтобы расти дальше, надо иметь хоть какой-то свой личный опыт.
Александр Дворкин: А то получается некая аналогия с мусульманским пониманием. Вот сейчас вина нельзя, а в раю можно употреблять сразу много.
о. Александр: Сейчас радоваться нельзя, зато потом мы каким-то образом научимся радоваться.
о. Алексей: У нас, действительно, к сожалению, современная аскетическая литература подается в преломлении новых толкователей, подобных архимандриту Рафаилу (Карелину) или Лазарю (Абашидзе)… Есть такие современные писатели, очень популярные. Они как раз эксплуатируют вот этот момент о том, что надо в себе все живое убить, и это будет как раз по-христиански. Такое ощущение, что эти люди, придя в монашество, до сих пор сожалеют об этом, и если им нельзя чего-то, то надо обязательно сделать, чтобы и всем другим тоже было нельзя. И под это подводится святоотеческое обоснование. Вчера видел в Фейсбуке пост, как отец Рафаил грозно выступал против мужей, которые присутствуют при родах своих жен: мол, это такой грех смертный, это такая потеря целомудрия.
- Ему возражали?
о. Алексей: Ну, конечно, возражали.
- А какие аргументы приводили?
о. Алексей: Ну не помню точно… нормальные аргументы. Сколько случаев в истории человечества, когда муж принимал роды у своей жены. Это обычно в история человечества, так происходит до сих пор, и раньше так и было. Авраам принимал роды у своей жены Сары, праотцы у своих жен принимали. Не было тогда роддомов, извините. Сами перерезали пуповину, завязывали. Это делали очень часто мужчины, когда не было служанок. Чего в этом такого?
о. Александр: Были повитухи. Александр Дворкин: Это не к тому, что мы утверждаем, что можно рожать только дома.
о. Алексей: Нет-нет. Есть такие семьи, где жены просят мужей их поддержать. А есть такие, где жены говорят, – нет-нет, ни в коем случае, ты не должен на это смотреть. Некоторые сами не в состоянии этого выдержать. Просто может быть так, а может быть иначе.
о. Александр: К духовной жизни этот вопрос ровным счетом никакого отношения не имеет, ни к целомудрию, ни к отсутствию его. 30 декабря 2012 г |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |