№  592                                                                                                          27 июля (ст.ст.)/ 09 августа  2020 г.

.

                    ПРИХОДСКОЙ  ЛИСТОК                   

 Храм святой Троицы в Хохлах                                                Москва, Хохловский переулок, 12, тел. 917-51-34, 916-00-96

                                                                                     Сайт: www.trinity-church.ru

  


                                                                    

Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8.

 

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ   1 Кор., 128 зач., III, 9-17

9. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка́к строит.

11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-

13. каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та́к, как бы из огня.

16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ  Мф., 59 зач., XIV, 22-34.

22. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,

30. но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32. И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Тропарь святому великомученику и целителю Пантелеимону, глас 3

Стpастоте́pпче святы́й и целе́бниче Пантелеи́моне,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да пpегpеше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Страстотерпец святой и целитель Пантелеимон, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Кондак святому великомученику и целителю Пантелеимону, глас 5

Подража́тель сый Ми́лостиваго/, и исцеле́ний благода́ть от Него́ прие́м,/ страстоте́рпче и му́чениче Христа́ Бо́га,/ моли́твами твои́ми душе́вныя на́ша неду́ги исцели́,/ отгоня́ при́сно борца́ собла́зны от вопию́щих ве́рно:// спаси́ ны, Го́споди.

Перевод: Подражатель Милостивого и получивший от Него исцелений благодать, страстотерпец и мученик Христа Бога! Молитвами твоими душевные наши недуги исцели, отгоняя всегда вражии соблазны от взывающих непрестанно: «Спаси нас, Господи!»

* * * * *

Митр. Сурожский Антоний. Спасение утопающего Петра

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.

В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.

И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не бойтесь»! Это Я... Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше...

Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас – наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.

И мы – как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: «Не бойтесь» это Я!..

Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, – Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.

Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

24 августа 1986 г.

* * * * *

Святой великомученик и целитель Пантелеимон

Це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон – хри­сти­ан­ский свя­той, по­чи­та­е­мый в ли­ке ве­ли­ко­му­че­ни­ков. Он ро­дил­ся в го­ро­де Ни­ко­ми­дии в се­мье знат­но­го языч­ни­ка Евстор­гия, при этом его мать, свя­тая Евву­ла, бы­ла хри­сти­ан­кой. Она хо­те­ла вос­пи­тать сы­на в хри­сти­ан­ской ве­ре, од­на­ко ра­но умер­ла, ко­гда он был еще под­рост­ком.

Ро­ди­те­ли бу­ду­ще­го свя­то­го на­зва­ли его Пан­то­лео­ном («по все­му лев»), так как хо­те­ли вос­пи­тать его му­же­ствен­ным и бес­страш­ным. Отец от­дал его в на­чаль­ную язы­че­скую шко­лу, окон­чив ко­то­рую, мо­ло­дой че­ло­век стал обу­чать­ся вра­чеб­но­му ис­кус­ству у зна­ме­ни­то­го в то вре­мя в Ни­ко­ми­дии вра­ча Ев­фро­си­на, по­сле че­го стал из­ве­стен им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну (284-305 н.э.), ко­то­рый, оце­нив его про­фес­сио­наль­ные ка­че­ства, спо­соб­ность к крас­но­ре­чию и хо­ро­шие ма­не­ры, за­хо­тел сде­лать его при­двор­ным вра­чом.

В то вре­мя в Ни­ко­ми­дии про­жи­ва­ли тай­но свя­щен­но­му­че­ни­ки пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат, уцелев­шие по­сле со­жже­ния 20 ты­сяч хри­сти­ан в Ни­ко­ми­дий­ской церк­ви в 303 го­ду и стра­да­ний свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­фи­ма. Св. Ер­мо­лай неод­но­крат­но ви­дел Пан­то­лео­на, про­хо­див­ше­го ми­мо его убе­жи­ща. Од­на­жды он при­гла­сил его к се­бе и рас­ска­зал о хри­сти­ан­ской ве­ре – по­сле это­го раз­го­во­ра бу­ду­щий це­ли­тель стал ре­гу­ляр­но при­хо­дить к св. Ер­мо­лаю, бе­се­дуя с ним.

Од­на­жды Пан­то­ле­он уви­дел на ули­це мерт­во­го ре­бен­ка, ко­то­ро­го уку­си­ла ехид­на, еще не успев­шая отой­ти от него. Он на­чал мо­лить­ся Гос­по­ду Иису­су Хри­сту о том, чтобы Он вос­кре­сил умер­ше­го и умерт­вил ехид­ну, твер­до при этом ре­шив, что в слу­чае ис­пол­не­ния про­си­мо­го, при­мет Кре­ще­ние и станет хри­сти­а­ни­ном. Ре­бе­нок ожил, а ехид­на раз­ле­те­лась на кус­ки – и все это про­изо­шло на гла­зах у Пан­то­лео­на.

По­сле это­го он был кре­щен св. Ер­мо­ла­ем с име­нем Пан­те­ле­и­мон, ко­то­рое озна­ча­ет «все­ми­ло­сти­вый». Его отец Евстор­гий так­же кре­стил­ся чуть поз­же, ко­гда уви­дел, как его сын ис­це­лил сле­по­го при­зы­ва­ни­ем име­ни Иису­са Хри­ста. К то­му же, став хри­сти­а­ни­ном, Пан­те­ле­и­мон ча­сто бе­се­до­вал со сво­им от­цом, разъ­яс­няя ему ос­но­вы хри­сти­ан­ской ве­ры.

Ко­гда Евстор­гий умер, свя­той ре­шил по­свя­тить свою жизнь боль­ным, ни­щим и страж­ду­щим. Он ле­чил всех, об­ра­щав­ших­ся к нему, ис­це­ляя их Име­нем Спа­си­те­ля. Он при­хо­дил к уз­ни­кам в тем­ни­цы и ле­чил их – осо­бен­но это ка­са­лось хри­сти­ан, ко­то­ры­ми в то вре­мя бы­ли пе­ре­пол­не­ны тюрь­мы. В ско­ром вре­ме­ни слух о ми­ло­сти­вом вра­че рас­про­стра­нил­ся по все­му го­ро­ду и жи­те­ли боль­ше не об­ра­ща­лись к дру­гим вра­чам, а ис­ка­ли встре­чи с це­ли­те­лем. То­гда вра­чи из за­ви­сти до­нес­ли им­пе­ра­то­ру о том, что свя­той ле­чит хри­сти­ан­ских уз­ни­ков.

Му­че­ни­че­ство

Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан уго­ва­ри­вал свя­то­го опро­верг­нуть до­нос и при­не­сти жерт­ву идо­лам, до­ка­зав тем са­мым вер­ность язы­че­ству. Но Пан­те­ле­и­мон от­кры­то ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном – кро­ме это­го, он пря­мо на гла­зах им­пе­ра­то­ра ис­це­лил рас­слаб­лен­но­го.

Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан, оже­сто­чив­шись, при­ка­зал каз­нить ис­це­лен­но­го, а свя­то­го це­ли­те­ля под­верг же­сто­ким пыт­кам. Его по­ве­си­ли на де­ре­ве и рва­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми, рас­тя­ги­ва­ли на ко­ле­се, об­жи­га­ли све­ча­ми, бро­са­ли в ки­пя­щее оло­во. Од­на­ко по­сле всех этих ис­тя­за­ний свя­той оста­вал­ся невре­дим, и Гос­подь неод­но­крат­но яв­лял­ся ему и укреп­лял его. К сло­ву, в это же вре­мя пе­ред язы­че­ским су­дом пред­ста­ли пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат, ко­то­рые ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми и бы­ли обез­глав­ле­ны.

Да­лее свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на при­ве­ли в цирк и бро­си­ли на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям – но они ли­за­ли его но­ги и стре­ми­лись при­кос­нуть­ся к нему, от­тал­ки­вая друг дру­га. Ви­дя это, зри­те­ли под­ня­лись с мест и ста­ли кри­чать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский! Да бу­дет от­пу­щен непо­вин­ный и пра­вед­ный юно­ша!». По­сле это­го им­пе­ра­тор при­ка­зал сво­им во­и­нам убить всех, кто сла­вил Иису­са Хри­ста, при­чем да­же зве­рей, не тро­нув­ших свя­то­го му­че­ни­ка. Свя­той Пан­те­ле­и­мон при этом вос­клик­нул: «Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, что не толь­ко лю­ди, но и зве­ри уми­ра­ют за Те­бя!»

Разъ­ярен­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зы­ва­ет от­ру­бить ве­ли­ко­му­че­ни­ку го­ло­ву. Его при­вя­за­ли к мас­лич­но­му де­ре­ву, по­сле че­го свя­той на­чал мо­лить­ся. Один из во­и­нов уда­рил его ме­чом, но меч стал мяг­ким, как воск, и не при­чи­нил ве­ли­ко­му­че­ни­ку ни­ка­ко­го вре­да. По­ра­жен­ные чу­дом, во­и­ны за­кри­ча­ли: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!». В это вре­мя Гос­подь еще раз от­крыл­ся свя­то­му, на­звав его Пан­те­ле­и­мо­ном, «мно­го­мило­сти­вым», вме­сто преж­не­го име­ни Пан­то­ле­он. По­сле это­го во­и­ны упа­ли на ко­ле­ни пе­ред му­че­ни­ком и про­си­ли про­ще­ния – па­ла­чи от­ка­за­лись про­дол­жать казнь, но свя­той по­ве­лел вы­пол­нить при­каз им­пе­ра­то­ра. То­гда во­и­ны, це­луя его ру­ки, со сле­за­ми про­сти­лись с ним. А ко­гда му­че­ни­ку от­сек­ли го­ло­ву, из ра­ны вме­сте с кро­вью ис­тек­ло и мо­ло­ко, а мас­ли­на, к ко­то­рой он был при­вя­зан, рас­цве­ла и од­новре­мен­но за­пло­до­но­си­ла. Мно­гие сви­де­те­ли это­го ста­ли впо­след­ствии хри­сти­а­на­ми. Те­ло свя­то­го бы­ло бро­ше­но в ко­стер – но оста­лось непо­вре­жден­ным.

Слу­ги ве­ли­ко­му­че­ни­ка Лав­рен­тий, Вас­сой и Про­ви­ан ви­де­ли его казнь и слы­ша­ли Го­лос с Неба. Они на­пи­са­ли по­вест­во­ва­ние о жиз­ни, стра­да­ни­ях и кон­чине свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка.

По­чи­та­ние

Гла­ва свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на хра­нит­ся в Рус­ском Афон­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, в со­бор­ном хра­ме его име­ни. Ча­сти­цы его мо­щей на­хо­дят­ся во мно­гих го­ро­дах Рос­сии. В Ни­ко­ми­дии в день его па­мя­ти со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ный крест­ный ход с чу­до­твор­ной ико­ной свя­то­го, в этот день сю­да съез­жа­ют­ся ты­ся­чи лю­дей и при­во­зят сот­ни боль­ных в на­деж­де ис­це­ле­ния. В цер­ков­ной кни­ге, хра­ня­щей­ся в Ни­ко­ми­дий­ской мит­ро­по­лии, за­фик­си­ро­ва­но ты­ся­чи ав­то­гра­фов гре­ков, ту­рок, ита­льян­цев и ар­мян, по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­ку.

Ве­ли­ко­му­че­ник Пан­те­ле­и­мон по­чи­та­ет­ся в Пра­во­слав­ной Церк­ви как гроз­ный свя­той, по­кро­ви­тель во­и­нов. Эта сто­ро­на по­чи­та­ния рас­кры­ва­ет его пер­вое имя Пан­то­ле­он, «лев во всем». Вто­рое имя, дан­ное при Кре­ще­нии - Пан­те­ле­и­мон, то есть «все­ми­ло­сти­вый», рас­кры­ва­ет­ся из по­чи­та­ния ве­ли­ко­му­че­ни­ка как це­ли­те­ля. У за­пад­ных хри­сти­ан он счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем вра­чей. Связь этих двух по­кро­ви­тельств вы­те­ка­ет из той ло­ги­ки, что во­и­ны, ча­ще дру­гих по­лу­ча­ю­щие ра­ны, бо­лее все­го нуж­да­ют­ся во вра­че­ва­нии.

Имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на при­зы­ва­ет­ся при со­вер­ше­нии та­ин­ства Еле­освя­ще­ния, освя­ще­ния во­ды и в мо­лит­ве за немощ­но­го.

По­чи­та­ние свя­то­го му­че­ни­ка в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви из­вест­но уже с ХII ве­ка. Князь Изя­с­лав, сын свя­то­го Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го, имел изо­бра­же­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на на сво­ем шле­ме. За­ступ­ле­ни­ем свя­то­го он остал­ся жив в вой­ну 1151 го­да. В день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка, 9 ав­гу­ста по но­во­му сти­лю (27 июля по ста­ро­му сти­лю) рус­ские вой­ска одер­жа­ли две мор­ские по­бе­ды над шве­да­ми (в 1714 го­ду при Ган­гау­зе, в 1720 го­ду при Грен­га­ме).

Ча­сти­ца мо­щей свя­то­го Ве­ли­ко­му­че­ни­ка и Це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на хра­нит­ся в хра­ме пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев в Го­лья­но­ве (г. Москва).

 

 

 

 

 


Дорогие братья и сестры!

 

Наш приход существует, благодаря Вашей материальной поддержке.

Просим Вас своим традиционным пожертвованием

поддержать приход!

Пожертвования вы можете сделать любым удобным для Вас способом:

* подать за ящик, где для этой цели имеются конверты;

* перевести на карту Сбербанка: 4276 3801 8518 6108,

VISA classic, владелец Татьяна Александровна Т.;

* передать лично казначею Надежде Банниковой.

Божье благословение Вам и Вашим близким!