№  703                                                                                                          19 сентября (ст.ст.) / 02 октября 2022 г.

                    ПРИХОДСКОЙ  ЛИСТОК                   

 Храм святой Троицы в Хохлах                                                Москва, Хохловский переулок, 12, тел. 917-51-34, 916-00-96

                                                                                     Сайт: www.trinity-church.ru

  


Неделя 16-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Глас 7.

 

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕ: Гал., 203 зач., II, 16-20.

16. однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 

20. и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

34. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37. Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

 

ГЛАВА 9.

1. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 7

Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть,/ отве́рзл еси́ разбо́йнику ра́й,/ мироно́сицам пла́ч преложи́л еси́,/ и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́,/ я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же,/ да́руяй ми́рови// ве́лию ми́лость.

Перевод: Сокрушил Ты Крестом Своим смерть, открыл разбойнику рай, плач мироносиц в радость изменил и Своим апостолам проповедовать повелел, что Ты воскрес, Христе Боже, даруя миру великую милость.

 

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 7

Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связу́емь быва́ет а́д,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спа́с су́щим в ве́ре:// изыди́те, ве́рнии, в воскресе́ние.

Перевод: Уже не сможет более удерживать людей власть смерти, ибо сошел Христос сокрушая и разоряя силы ее. Ад связан, пророки согласно радуются: «Явился, – говорят, – Спаситель тем, кто в вере; выходите, верные для воскресения!»

* * * * * 

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ: КАК ИМЕННО ВАС КАСАЕТСЯ ЭТОТ ПРАЗДНИК

27 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

 

Веками золотом, серебром и драгоценными камнями украшали крест, который «воздвигали» в этот день священники. Но никакие украшения не способны были затмить изначальный смысл Креста — орудия позорной и мучительной казни, к которому гвоздями был прибит всеми брошенный, задыхающийся от боли и жажды Человек… И смысл этого уникального поражения, которое стало победой и торжеством.

 

«Сим победиши!»

Праздник Воздвижения — один из 12 великих (двунадесятых) православных праздников, — установлен в память обретения Креста Господня. Произошло оно примерно в 335 году в Иерусалиме, близ Голгофы, во время археологических раскопок. Организовали их приехавшая в Палестину мать императора Константина Великого императрица Елена и иерусалимский епископ Макарий.

Столетиями в этот день в соборах архиереи, окруженные сонмом духовенства, посередине храма поднимали высоко над молящимися крест и осеняли им все четыре стороны света под громогласное пение хора: «Господи, помилуй!»

Это был праздник христианской империи, родившейся в день, когда, по преданию, император Константин увидел знамение — Крест и слова: «Сим победиши!» Праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями. Праздник того христианского мира, который распадается на наших глазах.

А между тем праздник этот изначально был лишь составной частью многодневного торжества, установленного в честь обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

 

Воскресение Словущее

Праздник в честь обновления храма Воскресения Христова (храма Гроба Господня) в Иерусалиме, получивший в Русской Церкви загадочное название Воскресение Словущее, отмечается теперь 26 сентября, накануне праздника Воздвижения.

В 70 году войска императора Тита, завоевав город, не просто разрушили Иерусалимский храм, но, словно задавшись целью в точности исполнить пророчество Христа (Мк 13:1–2), буквально не оставили там камня на камне. А во II веке, при императоре Адриане, на месте разоренного Иерусалима римляне построили новый город — Элию Капитолину. Гроб Господень был засыпан землей и камнями, а на Голгофе возвели храм Венеры.

И вот по приказу императора Константина на этом месте было начато строительство церкви. Строили ее 10 лет. Завершения императрица Елена так и не дождалась — она скончалась в 327 году, а работы закончились в 335-м. В тот год в городе Тире (на территории современного Ливана) проходил церковный Собор, и всех участвовавших в нем епископов пригласили на освящение нового храма. К тому же в эти дни отмечали 30-летие правления императора Константина, и торжество получилось очень пышным. В тот день был освящен и весь город Иерусалим, а в память об этом был установлен церковный праздник.

На Руси он получил второе название — Воскресение Словущее. Согласно словарю Даля, «словущий» означает «прославленный, знаменитый, славный». В этом смысле Воскресение Словущее может относиться только к Воскресению Христа.

Поэтому во всех Воскресенских храмах, которых так много в России, служба в этот день совершается пасхальным чином: с пасхальной заутреней, пением канона и стихир Пасхи и ликующими пасхальными возгласами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». А над алтарем появляются буквы «Х В».

 

Бой между «честью» и «нечестью»

Но к VII веку связь праздников Обновления и Воздвижения ощущаться перестала — возможно, из-за нашествия персов, которые в 614 году разграбили Иерусалим и увезли Крест с собой в качестве трофея. После того как через 14 лет императору Ираклию удалось вернуть святыню и ее торжественно принесли в Иерусалим, высоко поднимая и поворачивая во все стороны, чтобы все собравшиеся могли ее увидеть, праздник Воздвижения приобрел двойное значение.

В Константинополе почитание Креста Господня, начавшееся еще при Константине Великом, после возвращения святыни из «персидского плена» сделало Воздвижение одним из главных праздников литургического года. В память крестных страданий Спасителя в этот день был установлен строгий пост. А частицы Животворящего Древа во многочисленных мощевиках разошлись по всему христианскому миру.

На Руси в праздник Воздвижения был обычай ставить часовни, малые церкви и придорожные «обетные» кресты — в благодарность за избавление от какой-нибудь напасти. В народе ходило сказание, как на Воздвижение происходит бой между «честью» и «нечистью», правдой и кривдой, а когда «наваждение от лукавого» начинает одолевать и всё, стоящее за веру правую, дрожит-колышится, воздвигается из недр земных Свят-Господень Крест, и вся вселенная сияет, как солнце, а все зло тает, как воск.

***

В кондаке праздника поется: «…Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу».

Но чтобы приобщиться к этой победе, надо сперва откликнуться на призыв Христов: …кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк 8:34). Надо «отвергнуться себя» — и плохого, и хорошего, и своих грехов, и своей праведности, и своих страстей, и своих заслуг... А для этого — для начала — просто прийти в себя, как пришел в себя блудный сын. Или хотя бы осознать, что именно тебе и никому другому предназначен этот лежащий посреди храма крест.

* * * * *

САВВА (МАЖУКО), АРХИМАНДРИТ. ПРАВО НА КРАСОТУ

Фрагмент из книги «Любовь и пустота»

 

Говорят, однажды пожилой уже Анне Ахматовой подарили ботинки. Созерцая подарок, поэтесса изрекла: «Хорошая вещь. Полезная. Но мне бы чего-нибудь лишнего».

Разговор о красоте – это разговор о лишнем, потому красота – это то, без чего теоретически можно обойтись. Есть вещи принципиально необходимые человеку – пища, кров, одежда, – без этого не выживешь, и в трудные годы, например во время войны, люди заботились главным образом о том, чтобы дети не мерзли и не голодали, – не до красоты было. Но даже в эти лихие времена находились люди, такие же голодные и больные, которые тратили свои силы и саму жизнь, чтобы спасти бесполезные, но прекрасные вещи. Сотрудники ленинградских музеев, музыканты, литераторы, переводчики… Человек, однажды уязвленный красотой, уже никогда не сможет без нее жить. И дело здесь не только в том, что красота примиряет нас с жизнью. Переживание прекрасного – это опыт скорее мистический, он выводит тебя за пределы себя самого, ставит лицом к лицу с миром божественным, потому что мы, христиане, знаем, что Красота есть одно из имен Божиих, Он – Прекрасное Само по Себе, и Он же – источник подлинной красоты. «Все сущее, – пишет святитель Дионисий Ареопагит, – возникая из Прекрасного и Добра, пребывая в Прекрасном и Добре, возвращается в Прекрасное и Добро. И все, что существует и появляется, существует и появляется благодаря Прекрасному и Добру» (О божественных именах. 4. 10). Заметим здесь принципиальное для христианского упования тождество добра и красоты, идеала этического и эстетического. Не напрасно святые отцы дали название знаменитому аскетическому сборнику «Добротолюбие» – это перевод греческого слова «филокалия» – любовь к красоте. Святость подлинно прекрасна! Святой как приобщенный Источнику добра и красоты, ставший пре-подобным Ему, не просто несет на себе печать красоты как чего-то внешнего. Святость открывает в человеке его собственные тайники богообразной красоты и являет красоту других людей, сокрытую даже от них самих. Когда мы читаем жития подвижников, нас восхищает их удивительное благоговение к людям, чувство вполне искреннее и лишенное всякой фальши и лицемерия. Из той же житийной литературы известно, что святые становились на сам путь святости, будучи уязвлены, очарованы красотой Своего Бога. Преподобный Макарий Египетский пишет, что человек, уязвленный любовью к Божественной Красоте, «связан и упоен ею, погружен и отведен пленником в иной мир» (Добротолюбие. I. 13).

Но здесь все понятно – красоту Бога и святости не будет оспаривать ни один христианин. Однако мы живем в мире, где добро и красота разошлись, и особенно хорошо это видно в современном искусстве, когда прекрасно, как говорят, грамотно снятый фильм жутко смотреть от того изобилия порока, что выливается на зрителя. Сегодня мы говорим об очаровании зла. Доктор Лектор из «Молчания ягнят», гениально сыгранный Энтони Хопкинсом, вызывает симпатию и сочувствие – но ведь это убийца-каннибал! Красиво до жути.

Все вместе это воскрешает внутри христианского общества старинный испуг и недоверие к культуре, подозрительное отношение ко всему, так сказать, душевному. И – маятник качнулся в другую сторону – уже верующему человеку приходится отстаивать перед своими собратьями право на красоту. Ведь постепенно, сами того не замечая, мы закрываем себя в православном культурном гетто: у нас свое православное кино, православная книга, православная песня. Создается свой «спасительный» тип одежды и стиль поведения, и если ты как-то выбиваешься из него, к тебе уже относятся иначе – этот не наш!

Но ведь подлинная красота надконфессиональна. Кошки прекрасны не потому, что это наши православные кошки, и цветы очаровательны не потому, что росли рядом с храмом. Скажете: это Божий мир и не надо путать его с миром культуры. Безобразий хватает и в Божием мире, и мы знаем, благодаря кому. Но вот строчка из стихотворения Рильке «Слепая»:

 Я чувствовала: мимо рук моих

Прошло дыханье пышной белой розы.

 

Это сказано чудесно, хотя Рильке и не был православным, как не были православными Платон, Еврипид, Борхес, Бетховен и многие другие гениальные поэты, художники, музыканты, и кому как не нам, служителям Прекрасного Бога, Бога Красоты, учиться слышать и распознавать те чудесные отблески красоты, которыми нас одарили эти люди.

Но ведь это душевное, а мы ищем духовного! Это все, конечно, верно, однако, как говорила одна мудрая женщина, чтобы убить душевность, нужно как минимум иметь душу. Невозможно из состояния плотского, в котором большинство из нас обитает, совершить «комсомольский» бросок к духовности, минуя ступень душевного. Поэтому прежде чем браться за «Добротолюбие», надо бы сдать «экзамен» на вежливость и предупредительность, проверить себя на обязательность и постоянство, и, конечно, ничто так не будит душу, как внимание к прекрасному. Внешний вид, манера общаться, круг чтения и досуга. Безусловно, есть люди, которых это не касается, они уже на другой ступеньке, но таковых, поверьте, меньшинство.

* * * * *

В Большом зале Центра "Открытие"(Малый Златоустинский переулок, д.5, стр. 1) 2 октября 18:00–20:00

состоится лекция "По следам Кирилла и Мефодия"

Это будет путешествие по следам солунских братьев, святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — от истоков их жизни до создания письменности для славян. С остановками в разных странах, мы пройдем от Фессалоник до Константинополя, с берега Мраморного моря до Арабского халифата, от монастыря Полихрон у подножия Олимпа Вифинского — в Хазарию через Крым. Затем мы вновь вернемся в Константинополь, чтобы отправиться, наконец, к западным славянам для исполнения Моравской миссии. И в завершение – путешествие через Венецию в вечный город Рим к памятным местам, оставившим в истории след о создании славянской письменности.  Регистрация -  https://center-otkrytie.timepad.ru/event/2179609/

* * * * *

Циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии, первого викария Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополита Воскресенского Дионисия № 01/4975 от 8 сентября 2022 года.

Тема: о проведении сбора предметов первой необходимости, а также продуктов питания для пострадавших мирных жителей и беженцев из ДНР, ЛНР и Украины.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мае с.г. был объявлен сбор продуктов для пострадавших мирных жителей и беженцев из Донецкой и Луганской народных республик, а также Украины.

Многие неравнодушные люди с любовью и искренним состраданием откликнулись тогда на просьбу Его Святейшества.

В течение всего лета собранная помощь позволяла накормить каждого, кто потерял кров, работу, здоровье, а порой и надежду, и Святейший Патриарх благодарит архипастырей, духовенство и мирян за участие в общем добром деле.

Сегодня, когда мы стоим на пороге осени, наступающие холодные ненастные дни заставляют задуматься о наших братьях по крови и по вере, не имеющих пока возможности вернуться к полноценной мирной жизни.

По этой причине Святейший Патриарх снова обращается ко всем верным чадам Церкви Христовой с призывом проявить милосердие к страждущим мирным жителям ДНР, ЛНР и Украины и принять участие в сборе предметов первой необходимости и продуктов питания.

О проведении сбора следует объявить 10, 11, 17 и 18 сентября 2022 года во всех храмах и монастырях Московской епархии, зачитав прилагаемый текст и разместив его в печатном виде на информационном стенде.

Собранная в храмах гуманитарная помощь, строго надлежащего качества, ожидается на складе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению (адрес: г. Москва, 2-й Кадашевский пер., 7, въезд со стороны Кадашевского тупика).

За дополнительной информацией можно обращаться к руководителю направления помощи в ЧС Синодального отдела — Полине Юферевой (+7-967-015-66-29).

 

Список необходимых товаров для формирования гуманитарного груза

(во многих районах, где нужна помощь, нет электричества и газа, поэтому нужно то, что поможет людям выжить в укрытиях без тепла и света: непортящиеся продукты питания и средства гигиены).

Питание для детей (срок годности — месяц и больше):

  • Детское питание в баночках (фруктовое, мясное, овощное)
  • Детские пюре в дой-паках (пластиковых пакетах с крышечкой): фруктовые, с йогуртом, творогом и пр.
  •  аши детские
  • Батончики (ореховые, злаковые и пр.)
  • Сок (в картонных коробках)
  • Гематоген
  • Молочные смеси для малышей (от 0 мес. до 1,5 лет)
  • Бутылочки для кормления малышей

 

Питание для взрослых:

  • Лапша, суп и каши быстрого приготовления
  • Хлопья, мюсли (которые можно залить холодной водой, соком)
  • Хлебцы, сухари, сушки, печенье
  • Хлебцы для диабетиков
  • Крупы (рис, гречка, манка)
  • Макароны
  • Сухое молоко
  • Сухая картошка
  • Яичный порошок
  • Масло подсолнечное
  • Топленое масло
  • Консервы (мясные, рыбные)
  • Консервы горошек
  • Консервы кукуруза
  • Молоко (пастеризованное, в картонных коробках)
  • Соусы и джемы в порционных упаковках
  • Джем, повидло (в мягких упаковках)
  • Сахар
  • Чай в пакетиках
  • Кофе 3 в 1 (в пакетиках)
  • Шоколад, конфеты
  • Орехи, сухофрукты

Средства санитарии и гигиены:

  • Зубные щетки
  • Зубная паста
  • Шампунь для волос
  • Бальзам для волос
  • Мыло твердое и жидкое
  • Туалетная бумага
  • Бумажные и влажные салфетки
  • Бумажные полотенца (разовые)
  • Бумажные носовые платки (разовые)
  • Крем для рук
  • Хозяйственное мыло
  • Вата, ватные диски
  • Гигиенические женские прокладки, тампоны
  • Спец. средства гигиены для послеродового периода
  • Спреи для рук — типа антисептик, очищающий, несмываемый
  • Бритвенные станки
  • Ушные палочки
  • Стиральный порошок
  • Сода

Средства ухода за детьми:

  • Подгузники
  • Одноразовые пеленки
  • Влажные салфетки
  • Детское масло
  • Присыпка (тальк)
  • Шампунь
  • Крем для тела
  • Крем под подгузник

Предметы быта:

  • Термосы
  • Кипятильники
  • Спальные мешки
  • Фонарики, батарейки
  • Постельное белье (новое)
  • Полотенца (новые)
  • Флисовые пледы

Канцелярские принадлежности:

  • Ручки
  • Карандаши
  • Фломастеры
  • Тетради
  • Краски
  • Альбомы

Дорогие братья и сестры!

В нашем храме продолжается сбор продуктов питания для пострадавших мирных жителей ДНР, ЛНР и Украины (до тех пор, пока его завершение не станет целесообразным). Как и прежде, продукты питания принимаются строго надлежащего качества с длительным сроком годности.

Продукты можно приносить в те дни, когда в нашем храме совершаются богослужения

* * * * * 

Вы все знаете, что в материальном плане, наш приход существует ТОЛЬКО благодаря Вашей материальной поддержке. 

В той ситуации, в которой мы все с Вами находимся, сложно просить, но в храме без прихожан нет сбора пожертвований, составляющих основу бюджета нашего прихода! 

Поэтому мы вынуждены обратиться к Вам с просьбой: своим пожертвованием (необязательно единовременным или одноразовым), поддержать наш приход в этой непростой ситуации, посильной для Вас суммой! 

Сделать это можно переводом на карту Сбербанка: 

4276380185186108, VISA classic, Татьяна Александровна Т.; 

или на счет храма.

Наши банковские реквизиты: 

Местная религиозная организация Православный приход храма Живоначальной Троицы в Хохлах гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ИНН/КПП 7709197085/770901001

Расчетный счет 40703810438120100733 в ОАО Сбербанк России г. Москва, БИК 044525225, корр/счет 30101810400000000225.

При посещении храма Вы сможете подать пожертвование за ящик, где для этой цели имеются конверты.

Божье благословение Вам и Вашим близким!