№  574                                                                                                           23 марта/ 5 апреля 2020 г.

                    ПРИХОДСКОЙ  ЛИСТОК                   

 Храм святой Троицы в Хохлах                                                Москва, Хохловский переулок, 12, тел. 917-51-34, 916-00-96

                                                                                     Сайт: www.trinity-church.ru

  


                                                                     

Неделя 5-я Великого поста. Глас 1

 

АПОСТОЛЬСКОЕ  ПОСЛАНИЕЕвр., IX, 11-14.

 

 11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 

12. И не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

 13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

 14. То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! 

 

 

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Мк., X, 32-45.

 

 

32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним:

33. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34. И поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37. Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью,

 

 

и креститься крещением, которым Я крещусь?

39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40. А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою;

44. И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

 

 

Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.

Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.

Кондак преподобной Марии Египетской, глас 3

Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.

Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.

* * * * * *

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСЕЙ УМИНСКИЙ: ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ БЫТЬ ЦЕРКОВЬЮ

 

Здравствуйте, мои дорогие! Меня попросили обратиться с пастырским словом в эти дни печальные Великого поста, которые для нас, всех христиан мира, сегодня стали настоящим испытанием. Я имею в виду не только христиан, живущих в России, но и во всем мире. 

Очень многие наши братья оказались в таких условиях, когда храмы закрыты, не совершаются богослужения, прихожане не могут вместе со священниками участвовать в таинствах. И это, действительно, большое испытание для нашей веры и нашей Церкви. 

И, тем не менее, очевидно, что в условиях опасности заражения коронавирусом мы, как и все разумные люди, должны быть максимально внимательны и осторожны. И соблюдать все необходимые условия и все необходимые предписания для того, чтобы нам самим не стать источниками распространения этой болезни. 

Прежде всего, мы, как христиане, должны задумываться и о тех людях, которые в большей степени подвержены этому заболеванию. Поэтому и правительство страны, и правительство города Москвы обратилось  к пожилым людям, к людям с хроническими заболеваниями, людям, которые не чувствуют себя в достаточной мере крепкими и здоровыми — для того, чтобы они соблюдали необходимые карантин и самоизоляцию. В том числе, это касается посещения наших храмов, наших богослужений.

Для всех  — это тяжелое испытание: лишиться богослужения, лишиться Евхаристии. Но, с другой стороны, мы должны вспомнить слова, с которыми к нам обращается апостол Петр в своем Соборном послании: «Вы – род избранный, царственное священство» (1Пет. 2:9). Тем самым он показывает, что каждый христианин, вне зависимости от того, носит ли он иерархический сан пресвитера или епископа, является иереем Божьим,  и мужчина, и женщина. А это значит, что ему дана благодать от Бога совершать свое богослужение: молиться Богу в домашней молитве, в своей домашней Церкви.  

Буквально несколько часов назад я общался со своим добрым приятелем, который живет на Святой земле, в Израиле. И сегодня я видел очень грустное видео, где закрываются, запечатываются двери Храма Гроба Господня. Христиане Святой земли очень переживают, что на Великую субботу, в день, который традиционно так важен  для всех христиан мира, особенно для тех, что приезжали на Святую землю, с тем, чтобы получить дары Благодатного огня, который, по преданию, сходит в этот день на Гроб Господень. И вот — Храм Гроба Господня закрыт. Закрыты все храмы, богослужения не совершаются. И вот мой добрый приятель сказал удивительную вещь: «Мы сейчас все учимся быть маленькой Церковью». Как здорово он сказал.  Семья, которая оказалась без возможности посещать храм, сегодня по-настоящему учится быть Церковью. 

Каждый из нас должен научиться этой удивительной науке, которая казалась нам раньше неочевидной — открытые храмы, доступные богослужения, Литургия совершается регулярно, в воскресные дни, в праздники.  Многие из нас, христиан, так к этому привыкли, будто от нас ничего не зависит. Захотел — пришел в храм, захотел — не пришел. Захотел — приготовился к Причастию, захотел — не приготовился к Причастию. Особой ценности этого в нашей жизни, в том числе церковной, в том числе духовной, молитвенной многие из нас не ощущали. До какого-то момента. И вот сегодня, оказывается, этот момент наступил. 

Наступил момент осмысления: а что для меня значит молитва? Что для меня значит Церковь? Что такое богослужение? Каким образом я в этом Богослужении   могу участвовать в условиях карантина, затвора. Мы же знаем такой подвиг христиан, монахов, которые уходили в затвор для того, чтобы именно там научиться — услышать Бога, почувствовать Бога, и — Бога познать. 

Наступает такой момент, когда у нас появилась неожиданная возможность иначе взглянуть на нашу религиозность, на отношение к храмовой молитве,  к нашей личной молитве и к богослужению. 

Еще раз хочу напомнить слова апостола Петра, обращенные к каждому из нас: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». (1Пет.2:9).

Мы — Церковь не только тогда, когда собираемся вместе на молитву в храм, не только, когда идем на воскресную службу, когда исполняем какие-то известные для нас религиозные предписания поста. Мы — Церковь потому, что мы — Тело Христово и потому, что мы Ему принадлежим в любом месте, в любое время, потому, что мы — Его род, избранный Им. 

Поэтому сегодня я еще раз хочу обратиться ко всем православным христианам: давайте будем учиться быть Церковью. Давайте будем учиться быть смиренными, быть терпеливыми, быть аккуратными, осторожными. «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф. 5:15), — говорит апостол Павел. 

Действительно, мы должны быть осторожными: каждый из нас в любой момент, не дай Бог, может стать источником болезни для слабейшего, для человека, который эту болезнь может не перенести. Поэтому слова, обращенные ко всем людям, и к нам, христианам, — чтобы мы, по возможности, воздержались от посещения многолюдных собраний, многолюдных богослужений, чтобы мы могли совершать свои богослужения на дому. Например, когда у нас почти все закрыто, на работу многие люди не ходят, это прекрасное время для того, чтобы, наконец, начать читать Священное Писание, углубиться в Евангельское слово. Просто взять и посмотреть — какие чтения Ветхого Завета читаются на будничных службах — это можно взять из Церковного календаря, и читая, участвовать в богослужениях дома. 

В среду, 1 апреля мы можем дома, очень молитвенно, глубоко, внимательно, не торопясь, вникая в каждое слово, прочитать Покаянный канон Андрея Критского в день Стояния Марии Египетской.  У нас есть возможность читать канон в разных вариантах — и на церковнославянском, в переводе на русский язык, чтобы нам было понятно.

Мы также можем в ближайшую субботу пропеть с настоящей верой, настоящей любовью к Божьей Матери акафист в день Похвалы Пресвятой Богородицы. Нам ничто не мешает будничные богослужения совершать дома.

И, конечно же, каждый имеет возможность пригласить к себе домой священника для того, чтобы поучаствовать в домашней молитве и причаститься вместе со своей семьей или отдельно Святых Христовых Таин и поучаствовать в таинстве соборования.  

Я еще раз обращаюсь к вам. Давайте будем беречь друг друга, любить друг друга, слышать предупреждения, которые относятся к нам. Мы делаем это не потому, что наша вера слаба. Мы как раз испытываем нашу веру, насколько она сильна, насколько мы способны быть Церковью в таких условиях. И, по возможности, соблюдая все меры предосторожности, не покидайте дома без особых на это причин. Храни вас Господь! 

* * * * * *

ПРОТОИЕРЕЙ ФЕДОР БОРОДИН: ДАВАЙТЕ ПРИГЛАСИМ БОГА НА НАШУ МОЛИТВУ

 

Дорогие братья и сестры, здравствуйте! У святого апостола Павла есть такие слова: «Любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8:28), или по-славянски — поспешествует. 

И в тех обстоятельствах нашей новой жизни, в том числе нашей церковной, нашей молитвенной жизни, которые так внезапно на нас обрушились, в них можно увидеть Промысл Божий и заботу о том, чтобы мы научились тому, чего мы не имеем, исправили то, что в нас неправильно. 

Прежде всего, нам нужно научиться благодарить Бога за то, что в течение стольких лет храмы были для нас открыты, литургия всегда была доступна. Мы часто относились к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. А это не так. Видите, неожиданные обстоятельства, даже не гонения, не безбожники, могут сделать так, что на какое-то время храмы могут быть закрыты, а Божественные Тело и Кровь Иисуса Христа будут для некоторых из нас недоступны. Пожилые люди сейчас не могут выходить, возможно, введут карантин…

Как нам прочитать эти события как задание Божье? Первое — научиться благодарить. Второе — обратить значительно большее внимание на домашнюю молитву. 

Давайте вспомним, что во время службы Стояние Марии Египетской будет читаться ее житие. В нем будет рассказываться о том, что братия монастыря, где подвизался святой преподобный Зосима, на 40 дней, начиная с Прощеного воскресенья, и до Вербного уходила в пустыню на молитву. Таким образом, они пропускали богослужения, не участвовали в Евхаристии, не причащались Тела и Крови Христовых. А сама преподобная Мария почти сорок лет не причащалась — от своего первого причастия до своего последнего причастия. 

Это практиковалось в Церкви, в этом есть определенный смысл, который Господь нам сейчас возвращает. Храмовая молитва очень во многом опирается на молитву домашнюю, а домашняя опирается на те дары, которые мы получаем в церкви во время общей молитвы, и особенно во время участия в святых таинствах, в таинстве причастия Тела и Крови Христовых.

Пришло время нам вернуться к тому, чтобы наша домашняя молитва стала тверже, больше. Чтобы мы научились ее совершать так, как это положено христианину.

Дело в том, что мы очень часто утреннюю и вечернюю молитвы совершаем на бегу и не успеваем предстать пред Богом, а днем больше не молимся. Для человека-молитвенника это катастрофа. 

Давайте вспомним слова пророка Давида: «Седмерицею днем хвалих Тя». Святой пророк Давид, будучи главой строящейся огромной державы, ведшей войны, строительство, сам имеющий огромную семью и множество других забот, семь раз в день уединялся на молитву. Он чувствовал, что недостаточно помолиться утром и вечером. 

Молитва похожа на костер. Каждый из нас знает, что развести костер в сырой траве сырыми дровами очень трудно. А вот поддерживать костер значительно легче. Если даже под дождем в неостывшие, непогасшие угли положить поленья, они очень быстро сгорят. Вся практика христианская, богослужебная, монастырская, которой не мешала мирская суета, но, тем не менее, мы можем на нее ориентироваться, построена на том, что человек молится часто в течение дня, несколько раз опирается на молитву, как бы заново разводит костер, не дает погаснуть углям.

Когда ты становишься на молитву не так, что ты в 7 утра помолился, а в следующий раз — только в 10 вечера, а через полтора, два часа, два с половиной, тебе значительно легче встать пред Богом. 

Давайте попробуем, пока мы на карантине, молиться много раз за день. Прочитать утреннюю молитву, потом Канон молебный Матери Божьей, еще через два часа — Псалтирь, потом — Священное Писание, затем почитать труды какого-нибудь святого, затем — Канон Господу, вечером — еще раз почитать Священное Писание, почитать святых отцов о молитве, о подвижничестве и закончить день вечерней молитвой.

Если мы так с вами попробуем, то через несколько дней станем совершенно другими людьми. Мы будем вспыхивать на молитве молниеносно, нам не нужно будет время, чтобы пробиться через эту ледяную толщу, которой обрастает наша душа. 

Давайте представим себе, что этот карантин — такое задание Божье. Мы сразу поймем, что нам сильно мешает — суета. Нам нужно молчание. Поэтому не будем, как люди неверующие, нецерковные, в это время поглощать тоннами и километрами социальные сети, читать ненужные нам статьи, не будем смотреть сериалы и фильмы, а мы будем трудиться в молитве и тишине. 

И вдруг мы увидим, что можем быть совершенно другими, мы можем быть молитвенными людьми, и все будет совершенно иначе. Господь будет очень близко, и душа наша будет сразу, без всякого усилия, встречаться с Ним. 

У преподобного Иоанна Лествичника есть удивительные слова в его великой книге «Лествица». Он говорит, что количество молитвы перерастает в качество. Нам очень часто кажется, что мы никакие не молитвенники, и вообще это все сказано не про нас, мы оттарабаним правило за послушание и бежим заниматься суетой, или работой, или другими делами. На самом деле это сказано о нас. Потому что есть понятие о молитве и понятие о молитвенном труде. 

Состоявшаяся молитва — это все-таки диалог, когда Господь пришел и таинственным образом поговорил с моим сердцем. Каждый из нас знает, как это бывает, чувствует, как это может быть. В судьбе, в истории нашего сердца это было, у кого-то больше раз, у кого-то — меньше.

Но заставить Бога выйти на молитву мы не можем, мы можем Его пригласить. Молитвенный труд, возносимый даже из сухого сердца, и есть это приглашение. 

В Священном Писании Ветхого Завета говорится, что Бог дает молитву молящимся. Когда Господь видит молитвенный труд человека, Он понимает, что человек ищет, жаждет, хочет выйти на этот диалог. И рано или поздно Господь приходит. Молитвенный труд свидетельствует Богу о том, что человек хочет с Господом встретиться: «Пожалуйста, посети и мою душу тоже». Поэтому многий и частый труд в молитве очень быстро вознаграждается Господом. Он может быть не вознагражден, только если в нашем сердце есть непримиренность с кем-то и злое осуждение. Поэтому простить, за всех помолиться и потрудиться, пока мы закрыты дома.

И вы знаете, если мы так потрудимся, то потом, когда мы сможем в обычном своем режиме посещать храмы, у нас будет совершенно другой результат от храмовой молитвы. Давайте потрудимся так, чтобы этот карантин способствовал нам ко благу, ко спасению через молитвенный труд. Господи, помоги нам в этом! 

А себе самому и всем нашим прихожанам я желаю бесстрашия, упования на Бога. Как только подступают мысли ужасающие, как только наступает то, что пророк Давид называет «избавь меня, Господи, от малодушия и от бури», надо вспомнить о Пресвятой Богородице и всех святых: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». 

Мы — Божии, Господь нас ведет через жизнь. Сейчас Он решил нам напомнить и вернуть нас к молитвенному труду. Давайте не будем этим пренебрегать. Храни вас всех Господь!

 


Дорогие братья и сестры!

 

Наш приход существует, благодаря Вашей материальной поддержке.

Просим Вас своим традиционным пожертвованием

поддержать приход!

Пожертвования вы можете сделать любым удобным для Вас способом:

* подать за ящик, где для этой цели имеются конверты;

* перевести на карту Сбербанка: 4276 3801 8518 6108,

VISA classic, владелец Татьяна Александровна Т.;

* передать лично казначею Надежде Банниковой.

Божье благословение Вам и Вашим близким!