№ 716                                                                                                16 января (ст.ст.) / 29 января 2023 г.

                    ПРИХОДСКОЙ  ЛИСТОК                   

 Храм святой Троицы в Хохлах                                                Москва, Хохловский переулок, 12, тел. 917-51-34, 916-00-96

                                                                                     Сайт: www.trinity-church.ru

  


Неделя 33-я по Пятидесятнице. Глас 8.

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ:  1 Тим., 285 зач. (от полу́), IV, 9-15.

9. Слово сие верно и всякого принятия достойно.

10. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных.

11. Проповедуй сие и учи.

12. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.

13. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением.

14. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

15. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ: Лк., 94 зач., XIX, 1-10

1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 

3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4. и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 

8. Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 

10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

ТРОПАРЬ ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне,/ погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное,/ да на́с свободи́ши страсте́й,// Животе́ и воскресе́ние на́ше. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Перевод: С высоты сошел Ты, милосердный, благоволил пребыть три дня во гробе, чтобы нас освободить от страстей, – жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

 

КОНДАК ВОСКРЕСНЫЙ, глас 8

Воскре́с из гро́ба, уме́ршия воздви́гл еси́,/ и Ада́ма воскреси́л еси́,/ и Е́ва лику́ет во Твое́м воскресе́нии,/ и мирсти́и концы́ торжеству́ют// е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Перевод: Восстав из гроба, умерших Ты воздвиг, и Адама воскресил, и Ева ликует о Твоем воскресении, и пределы мира торжествуют о Твоем восстании из мертвых, Многомилостивый.

* * * * *

 

МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ СУ́РОЖСКИЙ (БЛУМ). УЧИТЕСЬ МОЛИТЬСЯ (ФРАГМЕНТ)

Когда Бога нет

Приступая к беседам для начинающих молитвенный путь, я хочу со всей ясностью оговорить, что не ставлю цель академически объяснить или обосновать, почему надо учиться молитве; в этих беседах я хочу указать, что должен знать и что может сделать тот, кто хочет молиться. Так как сам я – начинающий, я буду считать, что вы тоже начинающие, и мы попытаемся начать вместе. Я не обращаюсь к тем, которые стремятся к мистической молитве или к высшим ступеням совершенства, – “молитва сама проторит дорожку” к ним (святитель Феофан Затворник)

Когда Бог пробьется к нам или мы прорвемся к Богу при каких-то исключительных обстоятельствах, когда повседневность внезапно распахнется перед нами с глубиной, которую мы никогда раньше не замечали, когда в себе самих мы обнаружим глубину, где молитва живет и откуда она может забить ключом – тогда проблем нет. Когда мы ощущаем Бога, то мы стоим лицом к лицу с Ним, мы поклоняемся Ему, мы говорим с Ним. Поэтому одна из очень важных исходных проблем – это положение человека, когда ему кажется, будто Бог отсутствует, и вот на этом я хочу теперь остановиться. Речь не о каком-то объективном отсутствии Бога, – Бог никогда на самом деле не отсутствует, – но о чувстве отсутствия, которое у нас бывает; мы стоим перед Богом и кричим в пустое небо, откуда нет ответа; мы обращаемся во все направления – и Бога нет. Как быть с этим?

Прежде всего, очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений. Если можно было бы вызвать Бога к встрече механически, так сказать, вынудить Его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений. Так можно встретиться с вымыслом, с надуманным образом, с различными идолами, которые можно поставить перед собой вместо Бога; но это невозможно сделать по отношению или в отношениях с Живым Богом, точно так же, как это невозможно в отношениях с живым человеком. Отношения должны начаться и развиваться именно во взаимной свободе. Если быть справедливым и посмотреть на эти отношения именно как на взаимные, то ясно, что у Бога гораздо больше оснований печалиться на нас, чем у нас – оснований жаловаться на Него. Мы жалуемся, что Он не делает явным Свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда Бог может сколько угодно стучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: “Извини, я занят”, или вообще не отвечаем, потому что даже и не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашего ума, нашего сознания или совести, нашей жизни. Так вот: мы не имеем права жаловаться на отсутствие Бога, потому что сами отсутствуем гораздо больше

Второе важное обстоятельство – то, что встреча лицом к лицу с Богом – всегда суд для нас. Встретив Бога, будь то в молитве, в богомыслии или в созерцании, мы можем быть в этой встрече только либо оправданными, либо осужденными. Я не хочу сказать, что в этот момент над нами произносится приговор конечного осуждения или вечного спасения, но встреча с Богом – всегда критический момент, кризис. “Кризис” – греческое слово, и оно означает “суд”. Встреча с Богом лицом к лицу в молитве – критический момент, и слава Богу, что Он не всегда являет нам Себя, когда мы безответственно, беспечно добиваемся встречи с Ним, потому что такая встреча может оказаться нам не по силам. Вспомните, сколько раз Священное Писание говорит о том, что опасно оказаться лицом к лицу с Богом, потому что Бог – сила, Бог – правда, Бог – чистота. И вот, когда мы не чуем, не переживаем ощутимо Божие присутствие, первым нашим движением должна быть благодарность. Бог милостив; Он не приходит до времени; Он дает нам возможность оглянуться на себя, понять, и не добиваться Его присутствия, когда оно было бы нам в суд и в осуждение…

Вспомните разные места в Евангелии: люди гораздо большего, чем мы, духа не осмеливались принять Христа. Вспомните сотника, который просил Христа исцелить своего слугу. Христос сказал: “Я приду”, но сотник ответил: “Не надо – скажи только слово, и слуга мой исцелеет” (Лк.7:2–8). Так ли мы поступаем? Обращаемся ли мы к Богу, говоря: “Не делай Свое присутствие явным, ощутимым для меня; достаточно, чтобы Ты сказал слово, и совершится то, что должно; пока мне не надо большего…” Или вспомните Петра в лодке после большого улова рыбы: он упал на колени и сказал: “Оставь меня, Господи, я человек грешный!” (Лк.5:8). Он просил Господа уйти из его лодки, потому что, может быть, впервые испытал смирение; а пережил он чувство смирения, потому что внезапно прозрел величие Христа. Случается ли это когда-либо с нами? Когда мы читаем Евангелие и перед нами встает неотразимая красота и слава образа Христова, когда мы молимся, и нас охватывает чувство величия и святости Божией, говорим ли мы когда-нибудь: “Я недостоин, чтобы Ты пришел ко мне”?.. А что сказать о тех случаях, когда мы должны понимать, что Он и не может прийти к нам, потому что нас-то нет, чтобы Его принять; мы хотим получить что-то от Него, а вовсе не Его Самого. Можно ли это назвать отношениями? Так ли мы относимся к друзьям? Ищем ли мы того, что дает дружба, или любим самого друга? И в какой степени это же верно по отношению к Господу.

Теперь подумаем о молитвах, ваших и моих; вспомним, как сильна, горяча, глубока бывает молитва, когда молишься о ком-то, кого любишь, или о чем-то важном для тебя. Сердце открыто, всё наше существо собрано и сосредоточено в молитве. Значит ли это, что весь смысл этой молитвы, вся ее сила – во встрече с Богом? Нет; это значит только, что для тебя важен предмет твоей молитвы. Потому что когда после такой горячей, глубокой, напряженной молитвы о любимом человеке или по поводу тревожных обстоятельств мы переходим к следующей теме, которая не так глубоко нас затрагивает, и мы остываем – что изменилось? Бог ли охладел или отошел в сторону? Нет, это просто значит, что вдохновение и напряженность нашей молитвы родились не от Божьего присутствия, не от моей веры в Него, моей тоски по Богу, чуткости к Нему, а лишь от того, что мое сердце болеет о ком-то, о чем-то – но не о Боге. Как же тогда удивляться, что мы не ощущаем Божьего присутствия? Не Он отсутствует, а нас нет при такой “встрече”. Не Он, а наше сердце остывает, потому что Он для нас не так уж много значит.

Иногда Бог “отсутствует” еще и по другой причине. Пока мы подлинны, пока мы являемся самими собой, Бог может присутствовать во встрече и может что-то для нас сделать. Но как только мы напрягаемся быть не тем, что мы есть на самом деле, то для нас ни сделать ничего нельзя, ни сказать; мы становимся фиктивным, подставным существом, а с такой нереальной личностью Бог ничего не может сделать.

Для того чтобы мы могли молиться, мы должны войти в отношения, которые определяются как Царство Божие . Мы должны сознавать, понимать, что Он – Бог, что Он – Царь, и отдаться, поручить себя Ему. Мы всегда должны хотя бы помнить о Его воле, даже если пока неспособны ее выполнить. В противном случае, если мы относимся к Богу, как богатый юноша, который не мог последовать за Христом, потому что был слишком богат, – как можем мы тогда встретиться с Ним? Как часто посредством молитвы, посредством глубокого общения с Богом, по Которому мы тоскуем, мы просто ищем для себя немного радости; мы не готовы продать всё, чтобы купить взамен драгоценную жемчужину. Как в таком случае можем мы обрести эту жемчужину? Ее ли мы ищем?.. Ведь подобное происходит и в человеческих отношениях: когда мужчина или женщина полюбит кого-то, все остальные люди уже не имеют для него, для нее того же значения. Это выражено в древнем изречении: “Когда у юноши есть невеста, он окружен уже не мужчинами и женщинами, а просто людьми”.

Не это ли может, не это ли должно произойти со всяким нашим богатством, когда мы обращаемся к Богу? Не должно ли оно стать своего рода фоном, бледным и серым, на котором со всей рельефностью будет выделяться единственная значительная Личность? Нам хотелось бы иметь один мазок небесной лазури для полноты картины нашей жизни, в которой столько темных сторон. Бог же готов оказаться вне нашей жизни, Он готов взять на Себя всю ее полностью, как крест, но не готов быть просто одним из обстоятельств в нашей жизни.

Так вот, когда мы пришли к выводу, что Бог отсутствует, не следует ли нам поставить перед собой вопрос – кого мы в этом виним? Мы всегда виним Бога, – либо обвиняем Его прямо в лицо, либо жалуемся другим, что Он отсутствует, что Его никогда нет, когда Он нужен, что Он не отзывается, когда к Нему обратишься. Иногда мы более “благочестивы” – именно в кавычках! – и говорим: “Бог испытывает мое терпение, мою веру, мое смирение”, и находим множество способов обратить Божий суд о нас выгодной для нас стороной: “Я так терпелив, что могу терпеть даже Самого Бога!” Разве это не так?

(продолжение следует)

https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/uchites-molitsja/

* * * * *

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ СВЯТОЧНЫЕ ГУЛЯНИЯ

 

15 января с.г. в храме Святой Троицы в Хохлах состоялись Святочные гуляния. Именно во время этих рождественских праздничных дней приход храма традиционно собирает средства в поддержку приюта «Теплый Прием», оказывающего помощь бездомным людям.

В подготовке столь масштабного праздника принимают участие все прихожане.

Этот воскресный день начинается Литургией и продолжается молебном обо всех, лишённых крова. 

 Во дворе храма организуется ярмарка, в которой каждый желающий помочь этому фестивалю участвует по мере сил. Кто-то продаёт домашние соленья и варенья, кто-то - горячую еду, кто-то ягодный пунш, сбитень и глинтвейн.

В этом году был представлен даже столик с занимательными научными опытами для детей, которые могли попробовать вкуснейшее мороженое, приготовленное при помощи жидкого азота и сливок! 

Творческие прихожане в этом году организовали небольшой театральный перформанс - ангелы-чудаки гуляли среди публики и предлагали пожертвовать посильно за веточку скоро зацветающего багульника или за «золотой» орешек со спрятанной в нем мудрой цитатой.

В этом году также был организован однодневный «Бутик-секондхенд» - продажа друг другу за небольшие пожертвования не пришедшейся впору, но хорошей одежды и обуви. Этот известный в благотворительных сообществах формат даёт возможность недорого нарядиться, многодетным семьям одеть детей, фотографам - запастись костюмами, и всем - развлечься примерками и сменой образов.

В течение дня святочных гуляний всегда происходит несколько разнообразных концертов, разных как по настроению, так и по длительности. Во дворе прямо на ярмарке выступают фольклорные коллективы с колядками и рождественскими песнями. В храме в этом году выступил квартет артистов «OpensoundOrchestra» с ведущим – композитором Сергеем Ахуновым.

Вечером в трапезной гуляния завершает рождественский концерт, на котором можно и подпеть, и станцевать. В этом году огромную аудиторию собрал концерт известного певца и музыканта Петра Налича, а продолжила череду выступлений группа «ФлейТанго».

Но главная и всегда самая долгожданная часть этого святочного фестиваля - это аукцион! В этом году он был организован как в онлайн, так и в оффлайн форматах.

Онлайн аукцион был проведен совместно с галереей «Веллум». Её основатель и владелец Любовь Агафонова уже третий год предоставляет для проведения торгов свою популярную в среде коллекционеров искусства и антиквариата аукционную интернет-платформу.

В этом году и «живой» аукцион в день Святок также прошёл при участии Любови Агафоновой, которая проводила его вместе с настоятелем храма Троицы в Хохлах, прот. Алексеем Уминским.

В итоге совместными усилиями удалось собрать более миллиона рублей для поддержки приюта «Теплый Прием»!

Кристина Заботина

 

* * * * *

Новости от наших соседей из храма Свв.Косьмы и Дамиана на Маросейке

(Мария Николаевна Балашова, директор Историко-культурного православного центра «Открытие», +7 (916) 716 62 84,  Открытие-центр. рф)

Заранее сообщаем о двух поездках. Чтобы можно было заранее помечтать и построить планы.
1–2 апреля запланирована интересная программа «Гжель — Егорьевск», в ней будут обязательно богослужения и паломническо-экскурсионная часть Сергея Николаевича, а также экскурсия на производство Гжельского фарфорового завода с мастер-классом плюс посещение Егорьевского историко-художественного музея, входящего в тридцатку лучших музеев Европы.


13–21 мая организуем (надеемся, молимся) паломническо-туристическую программу по Северному Кавказу «Алания — Архыз.Территория Неба» с протоиереем Фёдорым Бородиным. Билеты заказаны, программа дорабатывается. Стараемся ввиду нынешних обстоятельств свести к минимуму денежные риски. Пока ситуация требует принять решение срочно, а первые выплаты или полный отказ — это в начале апреля.

 

Дорогие братья и сестры!

В нашем храме продолжается сбор продуктов питания для пострадавших мирных жителей ДНР, ЛНР и Украины (до тех пор, пока его завершение не станет целесообразным). Как и прежде, продукты питания принимаются строго надлежащего качества с длительным сроком годности.

Продукты можно приносить в те дни, когда в нашем храме совершаются богослужения

* * * * * 

Вы все знаете, что в материальном плане, наш приход существует ТОЛЬКО благодаря Вашей материальной поддержке. 

В той ситуации, в которой мы все с Вами находимся, сложно просить, но в храме без прихожан нет сбора пожертвований, составляющих основу бюджета нашего прихода! 

Поэтому мы вынуждены обратиться к Вам с просьбой: своим пожертвованием (необязательно единовременным или одноразовым), поддержать наш приход в этой непростой ситуации, посильной для Вас суммой! 

Сделать это можно переводом на карту Сбербанка: 

4276380185186108, VISA classic, Татьяна Александровна Т.; 

или на счет храма.

Наши банковские реквизиты: 

Местная религиозная организация Православный приход храма Живоначальной Троицы в Хохлах гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ИНН/КПП 7709197085/770901001

Расчетный счет 40703810438120100733 в ОАО Сбербанк России г. Москва, БИК 044525225, корр/счет 30101810400000000225.

При посещении храма Вы сможете подать пожертвование за ящик, где для этой цели имеются конверты.

Божье благословение Вам и Вашим близким!