Главная » Наш приход » Следопытство

ДЁМКА

"Вова, тебе опять следопыты звонили, посмотри записку!" - встречает меня дома сестра. Да, снова Дёма. Откуда у этого парня столько энергии? То провести торжественный парад по Китай-городу, то устроить межотрядный футбольный матч, ввести новые знаки отличия в форме или договориться о посвящении новых членов. Некоторые наставники даже жаловались на неиссякаемый напор Дёминых инициатив. Действительно, не так-то много ребят, которые в неполные пятнадцать самостоятельно готовы организовать отряд и с завидным постоянством заниматься сборами, опекать новичков! Вместе с младшим братом они пели казачьи песни, вместе с друзьями ходили в походы. Неслучайно именно на него вышел скаут-инструктор из Нигерии, который искал отряд в России - такого парня было сложно не заметить. Впрочем, и у него бывали моменты, когда он переживал из-за неудач, иногда и его приходилось приободрить - правда, совсем чуть-чуть. 

На фотографии сайта Братства Православных Следопытов Дамиан удивительно светло улыбается нам, остающимся здесь. И так как есть иная жизнь, то, убежден, он и там не перестает думать о своих близких, друзьях, и просить Бога о том, чтобы у нас, подростков и молодежи, было свое дело, были свои идеалы, и чтобы Церковь крепла теми, для кого слова "Всегда готовы за Россию!" действительно являются девизом жизни. 


Владимир Стрелов, наставник отряда св. цесаревича Алексия, методист БПС





НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ И НЕБОМ ГОЛУБЫМ


Летящей походкой идет по подворью светловолосый юноша. Открытое лицо, ясный взгляд, стремительный взмах руки, улыбка… 

Он постоянно о чем-то размышляет и в то же время как бы разглядывает мир, в котором оказался, разгадывает его; весь пребывает в каком-то внутреннем движении и в то же время всегда готов подурачиться и поразвлечься, но даже и в этом случае все равно остается при исполнении…
Это Дамиан - Дёмка, как все зовут его. 

Ему пятнадцать. Он ровер или, по-русски, витязь. Витязь - это высшее звание, которое может получить православный следопыт. Звание витязя было присвоено Дёмке как и.о. руководителя следопытского отряда 11 декабря 2005 года, в день празднования 15-летия Братства Православных Следопытов. Так что Дёмка и Братство ровесники. 

А первым Дёмкиным званием стало звание кадета, которое дается всем, кто участвовал хотя бы в одном выездном лагере Братства. Впервые в такой лагерь он поехал в 2002 году. Показал себя человеком дела - быстро схватывал теорию скаутинга, осваивал туристские навыки - узлы, костры, ориентирование, - а главное был неравнодушен, небезразличен к тому, чтобы следопытская жизнь строилась по-христиански. Это проявлялось и в той ответственности, с которой он подходил к задачам патруля, и в том, что накануне литургии, когда совершалось таинство покаяния, он своим примером и советом помогал тем, кто еще ни разу не исповедовался, преодолеть боязнь и сделать первый шаг. 


Так продолжалось от лагеря к лагерю. Дамиан настолько естественно вошел в жизнь Братства, что сейчас даже трудно себе представить его не следопытом. Как-то сразу стало понятно, что это - его. И правда, на кадета Дамиана можно было положиться. Решением Совета БПС он был рекомендован к посвящению, в Рождественском лагере "Руза-2003" дал торжественное обещание и был посвящен в православные следопыты. Насколько я помню, посвящал его руководитель Саранского отделения БПС Тимур Руцкий. 

Надо сказать, что не всем ребятам нравилась Дёмкина дотошность, его увлечение правилами, званиями и знаками отличий. Но ему было важно, чтобы возрождаемый Церковью русский скаутинг вышел на уровень европейского, чтобы все в нем было по настоящему - от нашивок до походов на разряды. На этих православно-скаутских основаниях он старался выстроить отношения в своем патруле, а затем и в отряде. В своих суждениях бывал категоричен, иногда ему не хватало терпения. Но очень за все переживал, чем во многом напоминал главного героя из сэллинджеровского романа "Над пропастью во ржи". Тот тоже свое призвание видел в том, чтобы спасать - спасать детей, спасать взрослых от зла и от опасностей мира. 


В Дёмкином сердце желание спасать сочеталось с желанием служить. Служить, не побоюсь громких слов, Родине, служить России. Служить значит защищать. Его привлекало всё военное. Он с большим воодушевлением носил пилотку с красной звездой, берет, пел казачьи песни, любил прикинуться крутым спецназовцем с автоматом, каковым служил наш пневматический автомат-пистолет Дрозд. Но это был отнюдь не только воинский прикид. Таков был строй его души. И он пытался перенести идеалы воинской службы в следопытскую действительность, что получалось не всегда. 

Он много думал о том, как дальше будет развиваться наше Братство. Стремился понять, что главное и что второстепенное в следопытской жизни, что чему призвано служить и помогать. 


Характерная коллизия произошла в его взглядах после присвоения ему роверского звания. Прежде мы довольно часто спорили с ним по поводу того, насколько в БПС необходимо следовать опыту ОРЮР (организации русских юных разведчиков), который включал в себя, помимо всего прочего, и использование так называемых лесных имен. Дёма полагал, что это великолепная идея, и даже сам, правда, не от следопытов, получил имя Аист. Позиция наставников Братства была более сдержанной. Мы считали, что в наши дни акцент следовало бы делать на том, что у каждого верующего есть его крещальное имя и заменять его лесным "погонялом" вовсе не обязательно, разве что только в походной игре. И вот после Пасхи 2006 года мы, - я, Никифор и Дамиан, - пьем чай на Крутицком Патриаршем Подворье, обсуждаем июльский морской лагерь, идея проведения которого под Анапой совместно с ОРЮР была предложена как раз Дёмкой, и вдруг он сам говорит о том, что задача Братства не в том, чтобы сделать жизнь детей интересной и увлекательной - это лишь средство для того, чтобы привести их ко Христу. И здесь, по мысли Дамиана, и возникает критерий различения: что приближает и что удаляет человека от молитвы, что помогает и что препятствует ему прикоснуться к церковной традиции. А стало быть, завершает он свое рассуждение, лесные имена подходят только для игр, да и то не всех. 

Надо сказать, что потом мы не раз вспоминали с Никифором то чаепитие, удивляясь тому, насколько глубоким и взрослым был в иные моменты общения Дамиан. Действительно, духовный возраст может не совпадать с душевным и с телесным. Человек может духовно перерастать себя самого, выходить к иным горизонтам бытия, оставаясь в то же самое время гимназистом, следопытом, абитуриентом, любителем проказ и экстремальных ситуаций. 

В последние дни трудового лагеря БПС "Вера 2005", проходившего под Иосифо-Волоцким монастырем, мне довелось запечатлеть Дамиана, висящим вверх ногами на брусьях, посмеивающимся над самим собой и очень довольным, что нашелся-таки фотограф, готовый зафиксировать это прекрасное мгновение… Да, Дёмка такой. Точнее, и такой тоже. 

Летящей походкой идет по подворью светловолосый юноша. Открытое лицо, ясный взгляд, стремительный взмах руки, улыбка… 

Таким он остается в моей памяти. Таким идет над пропастью во ржи к Воскресшему Христу. Идет и ведет за собой много разных людей. Среди них есть и православные следопыты. 


Диакон Михаил Першин, заместитель председателя Братства Православных Следопытов







ПАРА СЛОВ О ДЁМЕ

Помнится, в лагере "Вера-2005" (в трудовом) у стен Иосифо-Волоцкого монастыря у Дёмы в подчинении был непутёвый патруль: на дежурстве ребята ленились, недобросовестно выполняли свою работу; а Дёмке потом за них доставалось и он за них драил стены, чистил раковины; не старался уклониться от наказания, а терпеливо работал, а то время как остальные отдыхали... 

...В любых ситуациях Дёма проявлял благородство души, особенно в трудностях, в походе... 

...Да, бывало, ребята посмеивались над ним, может, завидовали (оранжевый галстук ровера не каждому достается). Действительно, такие, как Дёма, выглядят "белыми воронами": в наше время это "ненормально", когда человек всегда рвется помогать, стремится к правде, старается жить по совести, не терпит лжи и несправедливости, глубоко верует в Бога и не стремится скрыть своё православное вероисповедание. 

Ксения Зиборова







* * *

Жаркое солнце безжалостно жгло степь, по дороге шёл мальчик в синей рубашке и голубой беретке, под которой, в его светлой (во всех смыслах этого слова) голове роились мысли. Он уже почти видел воплощение своих идей, картинки рыцарского будущего в морских бурунчиках. Он мечтал возрождать забытые традиции. 

Через 2 года этот мальчик будет видеть начало возрождения не только в мечтах, но и наяву. Будет воплощать свои идеи и ставить иные цели. Спешить скорее осуществить задуманное, лететь вперёд, лететь к своим целям. Еще через год он трагически погибнет так и не долетев до многих своих целей... 

Дёмки больше нет, не будет выбиваться из под пилоток, шляп, беретов, касок, баденпаулок прядь его светлых волос, но остались его идеи, его цели, его мечты и нужны они не только ему. 

Дём, мы постараемся долететь. 

Анна Воронкина, ровер





* * *

Упокой, Господи, его душу!

Я была недавно на конференции в Даниловом монастыре по вопросам миссионерского служения Церкви, там было много известных батюшек, политических и общественных деятелей. На этот раз консервативное крыло завело спор о том, что надо бороться с врагами Церкви, либеральное крыло приводить какие-то спорные примеры и т.д. и обсуждение пошло в немирном русле. Епископ, возглавляющий конференцию к тому времени вышел, а споры не особо удавалось урегулировать. Все устали. И тут слово взял о. Андрей Кураев и сказал: "Давайте помолимся о новопреставленном Дамиане - сыне о. Алексея Уминского!" И отцы и мы все запели "Вечную память". Поют все хорошо, конечно :) После этого выступали еще несколько человек, но эта молитва всех объединила и умиротворила хотя бы немного. Надеюсь, этот мальчик уже с Богом.