Молебна о нищих, бездомных, безродных в Русской Церкви раньше не было – просто не было в нем необходимости. Всем и так было ясно, что попавшим в беду людям — независимо от причины — нужно помочь. Сегодня приходится об этом напоминать специально, даже христианам

 







Прот. Алексий УМИНСКИЙ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах:

— Этот молебен меня попросил составить наш благочинный, архимандрит Дионисий (Шишигин), когда в Москве были сильные холода. Мы служим его в храмах нашего благочиния, на гриф в Синодальный информационный отдел РПЦ текст не посылали, для этого его нужно подредактировать. Но у нас не было такой цели, это просто инициатива «на местах».

Ведь сегодня такое удивительное время, когда самые простые вещи для нас — неочевидны. Если раньше в России не надо было как-то специально объяснять, почему нужно подать нищему, сегодня мы целые дискуссии на эту тему развиваем. А ведь есть евангельское слово о том, что в каждом голодном, раздетом, страдающем мы должны видеть Христа.

И это было просто и ясно для русского человека. Каторжникам помогали, зная, что они и злодеи и разбойники. И никто никаких специальных молебнов не придумывал. Были и ночлежки, и приюты, и кухни с обедами. Была забота человеческая, в том числе и государственная.

Пусть ее было недостаточно, но она была, и никто не спорил с тем, что это необходимо. Наоборот, всем было ясно, что раз беда – с бедой всем миром надо бороться.

У нас же нередко борются с теми, кому плохо: бездомными, нищими. Закрывают места, в которые они могут проникнуть, погреться. Закрывают глаза на проблему. Это и настрой людей, и определенная социальная политика.

Но ведь для того, чтобы как-то воспринимать чужую боль, надо глаза не отворачивать. А мы? В православных СМИ все спорим: подавать ли нищему?

Нашему сегодняшнему христианству очень не хватает милосердия. Наше христианство очень нуждается в таком воспитании – в традициях милосердия. В воспитании в любви к врагам, к нищим, плохо пахнущим, к несумевшим встать на ноги, решить свои проблемы. К бездомным и безродным.

Безродным — то есть, потерявшим свое родство, потерявшим опору в своем родстве. Родство – это такая связь, когда твой ближний, родственник, обязуется тебе помогать. А у нас эти связи сильно ослаблены, и очень многие люди, у которых есть родственники, близкие, не могут к ним обратиться, потому что от них все отвернулись.

 

Молебен о нищих, бездомных, безродных (текст):

Обычное начало: Благослови, Владыко.
Иерей: Благословен Бог наш всегда…
Царю Небесный. Трисвятое по Отче Наш. Гоподи, помилуй (12). Приидите, поклонимся. Палом 74-й: Исповемся, Тебе, Боже…

Мирная ектенья
после «о плавающих…»:

О еже помиловати рабов Твоих всех нищих, бездомных, безродных и простити им всякое согрешение вольное и невольное и сохранити их от глада, мраза и погибели Господу помолимся

О еже покрыти их и невредимых соблюсти во дни сия, и послати им укрытие и прибежище Господу помолимся

О еже сохранити их невредимых, напитати и согрети их любовию нашею Господу помолимся

О еже всеяти и вкоренити Благодатию Пресвятаго Своего Духа заповедь еже любити друг друга и не себе угождати, но к созиданию искренняго всегда искати Господу помолимся

«Бог Господь и явися нам…»

Тропарь апостолам, глас 4:
Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе,
и нас, Твоих верных рабов к Себе тем крепко связав,
творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори,
молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.

Тропарь иконе Взыскание погибших:
Взыщи нас, погибающих, Дево,
не по грехом бо нашим наказуеши нас,
но по человеколюбию милуеши;
избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

Тропарь свт. Спиридону Тримифунскому:
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, Богоносе Спиридоне, отче наш.
Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси,
и внегда пети тебе святыя молитвы Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший.
Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Прокимен, глас …
Возлюблю Тя, Господи, крепости моя, Господь утверждение мое
Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него

Соборного послания Иаковля чтение, зачало 53, гл 2: 14-26 (синодальный перевод):
«Братия, какая польза, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».

Евангельское чтение, от Матфея, зачало 106, гл. 25: 31-46 (синодальный перевод):
«Сказал Господь: когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Сугубая ектенья

Помилуй нас, Боже …

После «Рцем вси …» на своем месте приложи:

Еще молимся Тебе, Господу Богу Нашему, о еже призрети милостивым Твоим оком на рабы Твоя нищия, бездомныя и безродныя, и сохранить их во дни сия от глада, мраза и погибели.

Еще молимся Тебе, Милосердному Спасу, о умягчении сердец наших, чтобы в каждом несчастном, бездомном, голодном видети Тебя, Спасителя нашего, не имущего где главу подклонити.

Заповедь новую Твоим учеником, еже любити друг друга, давый, Владыко, обнови сию благодатию Пресвятаго Твоего Духа действительно в душах, и в сердцах наших, да николиже о своих си, но всегда о Твоем благоугодии и искренняго спасении и пользе попечение творити потщимся, молим Ти ся, Благодателю Милостивый, услыши и милостивно помилуй.

Услыши ны, Боже…