Главная » Наш приход » Приходское собрание 2022

18 декабря 2022 года состоялось ежегодное приходское собрание

Обращение настоятеля храма, отца Алексея, к прихожанам.

Наша община существует много лет, ей уже третий десяток. Складывалась она постепенно, претерпевая различные изменения, но мы хотим сохранить какие-то главные принципы и традиции: причащаться в воскресные дни всем вместе, разделять нашу общую трапезу, участвовать во всех общих делах, быть свободными в том, как мы молимся,  как готовимся к причастию, как  приходим на исповедь. Это должно давать нам радость, свободу и возможность вместе двигаться ко Христу.

Самым центральным является наше евхаристическое единство,  наше участие в причащении Святых Христовых Таин. Но, как мне кажется, это хранится  нами, не очень серьезно. Бывают такие всплески, когда все прихожане настроены причащаться в воскресный день, переживать Евхаристию совместно и как-то семейно. Но мы часто оскудеваем, потому что это не так просто. 

В сознании  современных христиан сложилось представление, что вне Церкви нет спасения, потому что нет Таинств как таковых, а Церковь должна соответствовать определенным внешним и внутренним параметрам:  она должна быть истинной,  апостольской, не состоять в расколе, Таинства в этой Церкви должны быть действенны, священники должны быть правильно рукоположены. Все должно совершаться в Церкви, исходя из этих принципов правильности и истинности, и это дает гарантию, что этой Церковью ты можешь воспользоваться для спасения своей собственной души.  Таким образом, Церковь рассматривается как место, которым мы пользуемся. Пользуемся  для самых прекрасных целей, для самого возвышенного в себе.  Но это совершенно ложная идея, потому что дает представление о Церкви, как о правильном магическом институте, где Таинства  являются некоей Божественной услугой, а сама Церковь – просто функцией. И тогда, когда нам надо, мы этим пользуемся, к этому источнику  приникаем, а когда есть другие дела, мы занимаемся другими делами. Так же прагматически можно относиться и к  постам,  и к покаянию, и к самой Евхаристии – как способу самоосвящения, принятия благодати для себя время от времени.

Но мы же не можем жить разными жизнями. Ведь христианин не только на богослужении в храме христианин, он ведь и когда спит – тоже христианин. Царствие Небесное должно становиться для нас реальностью сейчас, каким-то образом действовать в нас. Мы все разные, мы меняемся, становимся старше, слабее, болезненнее, иногда приобретаем какой-то опыт, может быть  даже становимся мудрее, и Оно действует в каждом по-разному, в разной степени, как-то иначе в каждый период жизни. Но меняется ли в нас наш внутренний человек? Становится ли в нас Царствия Небесного все больше и больше?

Евангелие говорит о Царствии Небесном, как о чем-то совсем крошечном, незаметном, не великом,  как о зернышке, о  потерянной монетке…  Но именно этот маленький злак, маленький образ Царства Небесного, который носит в себе христианин, должен каждым из нас постоянно лелеяться и оживляться. Мы сейчас идем этой дорогой, мы можем наполняться Им и  в себе хранить, чтобы Царство Небесное действовало в нас,  каким-то образом учило, вразумляло и, в конце концов, привело нас к тому, чтобы в Евангелии Царства Небесного между нам был Христос,   только Христос и  никто другой.

И говоря о Церкви, мы должны иметь в виду не только свою личную храмовую воцерковленность,  но  Церковь, которая есть Царство Небесное, присутствующее  на земле,  которое мы можем каким-то образом осуществить,  явить ну хоть немного. Церковь – это  место, где я и Бог, где мы вместе, где жизнь человеческая и жизнь Божественная  вдруг становятся жизнью единой, включая в нее и всех, кто рядом. И тогда такие понятия, как община, как братья и сестры, становятся не номинальностью, а реальностью.  

Мы все очень разные. Но несмотря на нашу разность, иногда болезненно глобальную, как нам кажется, мы все-таки можем соединиться. Евхаристия это то, что нас соединяет  любовью Христовой,  потому что мы все, такие разные,  Христу нужны.

Мы сегодня переживаем дни страшной разобщенности, отчужденности, ссор, ненависти, злобы, непринятия друг друга. Мы не можем быть все одинаковые. И я не имею права требовать, чтобы все думали и чувствовали как я, как бы мне ни хотелось, чтобы мы все одинаково чувствовали правду Божию. Поэтому я сегодня обращаюсь ко всем в нашем приходе –  хранить прежде всего единство Царства Небесного и стремиться к любви Христовой.

Я последнее время думаю над такой проблемой, как  познание добра и зла. А это  очень большая проблема для каждого человека, потому что у нас почти нет  личного опыта распознавания добра и зла. Мы этим вопросом никогда внутренне не занимаемся, потому что  добро и зло кажутся совершенно очевидными, и мы примыкаем к уже состоявшемуся выбору, исходя из наших внутренних симпатий или антипатий, нашего воспитания, идеологических предпочтений, представления о своей стране и ее истории. Но  все эти образы – лишь мифы,   уже давно сформировавшиеся законченные идеи, каждая из которых  определяет  себя, как добро. Вот сейчас есть два маркера – либералы и консерваторы, и человек настроенный на одну мифологему, определяет добро одним образом, а настроенный на другую – другим, и эти два добра никак не совпадают.  Но по большей части наше предпочтение связано не с тем, что мы его внутренне выбирали, но просто мы однажды пошли в этом направлении, оно для нас более очевидно, мы  к нему каким-то образом приспособлены. И с одной, и с другой стороны нет глубокого понимания добра и зла, а есть только идеологическое выстраивание этих понятий исходя из религиозных, исторических или  культурологических мифов. Мы не делаем личностного выбора, а примыкаем к уже состоявшемуся, навязанному и коллективному. Я один раз примкнул, и больше ничего меня не тревожит. У меня нет волнений, у меня нет сомнений, выбор сделан, и я ни за что не отвечаю.

Знаком того, что это не наш выбор, является реакция на выбор другого: если я примкнул к этому выбору добра, я ненавижу тех, кто выбрал другой. Это очень важный маркер того, что это выбор не личный, а коллективный. Это не я долго копался в себе, чтобы не ошибиться, и размышлял над тем, где же там Бог. Если бы я,  например поставил  в эту ситуацию Самого Христа,  или представил бы себя со своими чувствами и мыслями перед  живым Богом, это помогло бы мне сделать личный выбор, потому что надо мной были бы не какие-то идеологемы, помогающие примкнуть к чужому выбору,  а Христос, который дает мне для понимания евангельский свет.

Это очень сложно, потому что надо делаешь это каждый день по многу раз. Но иначе возникает это чувство отчуждения и ненависти ко всем тем, кто думает иначе,  и такое дикое понятие, как коллективная ответственность. Все сразу становятся во всем виноваты.

Во время ковида  мы увидели, как действуют силы разделения. Понятно же, кому принадлежит власть в этом мире, кто это затеял  и радуется нашему разобщению.

Поэтому я призываю сегодня всех к тяжелой работе внутри себя, которая поможет нам хранить друг друга, по другому смотреть на человека, который с тобой не согласен. Нельзя жить в ненависти. Евангелие не позволяет нам кого-то ненавидеть, особенно того, кто просто не разделяет твоей точки зрения. Он – другой, но он –  твой брат, и этому нас учит Евангелие.

Поэтому я сегодня обращаюсь ко всем: давайте хранить мир между нами, никого не ранить какими-то своими суждениями или осуждениями, беречь друг друга, никого не выбрасывать из своего сердца.