Главная » Наш приход » Приходское собрание 2011

Выступление настоятеля  храма протоиерея Алексея Уминского

на приходском собрании в 2011 году

                                      

     

Я хотел бы  сказать несколько слов о нашей общине и о том, ради чего мы собираемся в храме.

Наша община существует уже много лет.  Скоро будет 20 лет, как наш храм открылся, и стали собираться первые прихожане. Приход за это время увеличился, и его можно назвать состоявшимся, потому что наша община  стала формироваться вокруг  Евхаристии, вокруг Чаши Христовой.  

Для меня, как для настоятеля храма, и для всех наших священников  служение Литургии – не просто  главное священническое дело, которому мы себя посвятили, когда принимали священный сан. Нами это воспринимается как дело созидания Церкви. Мы часто говорим о том, что причащение Святых Христовых Тайн – не просто необходимо для спасения каждого человека, но это то, что делает христианина христианином.

Очень часто причащение Святых Христовых Тайн  мыслится нами как дело нашего личного освящения, нашего личного благочестия. Несомненно, это так и есть. Когда человек готовится к принятию  Святых Христовых Тайн, когда он готовится ко встрече со Христом, это дело его личной встречи, личного приобщения ко Христу,  личного подвига и  глубокой ответственности за то, что он совершает, когда со страхом Божиим и верой приходит к Святой Чаше.   Но кроме того причащение Святых Христовых Тайн делает нас едиными друг с другом, делает нас Церковью, единым Телом Христовым.

Об этом молится священник вместе со всеми людьми во время  анафоры на Литургии Василия Великого  после освящения Святых Даров: «Нас же всех, от единаго хлеба и чаши сия причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие». Вот такие слова священник говорит от имени всех собравшихся в храме, которые не могут быть  просто зрителями  того, что происходит во время Богослужения.   Литургия служится не от имени священника, а от имени каждого, пришедшего в церковь. От имени каждого молящегося  священник просит, чтобы Дух Святой сошёл на нас и на Святые Дары, предлежащие на Евхаристии. Это значит, что когда мы собираемся на Литургию, это не только наше частное дело, и даже не столько наше частное дело, как дело всей нашей церковной жизни.

Мы это хорошо чувствовали в то время, когда начиналась жизнь нашего прихода. Когда мы только начинали восстанавливать  храм, сюда не приходил ни один  человек из  живущих в округе. Все прихожане  приезжали  из разных концов Москвы и Подмосковья. Собственно говоря, в большинстве случаев так и осталось до сегодняшнего дня, хотя в нашем храме есть и люди,  которые территориально принадлежат приходу, то есть  живут в соседних домах. Но таких людей всё равно меньшинство.

В обычные времена, и сейчас во многих  странах, где христианство является религией большинства, приходы формируются именно по территориальному принципу. Приход составляют люди, живущие вокруг храма. В сегодняшней России это практически невозможно. Сегодня приходы формируются другим способом и, наверное, это правильно и хорошо, когда люди сами понимают, где открывается для них возможность по-настоящему слышать слово Божие и реализовать себя как христианина. Но это происходит не потому, что батюшка умеет все хорошо  организовать,  ведь Церковь – это не организация. Она имеет, конечно, определённые признаки организации,  – у неё есть своя экономическая составляющая, административный ресурс, определённые политические амбиции… Но   это всё не основное, не самое важное.

По сути своей Церковь – это таинственный организм, в котором мы и Христос едины. И  существует Церковь для того, чтобы каждый человек становился похожим на Христа, сумел в своей жизни встретиться со Христом и разделить с Ним свою жизнь,  как Христос разделяет Свою жизнь с каждым из нас. Это происходит в Таинстве Евхаристии, в причащении Святых Христовых Тайн. И всякий раз, когда мы с вами собираемся на Божественную Литургию, в воскресный или праздничный день, каждого из нас Господь зовёт разделить с Ним Его жизнь, потому что каждый раз в этом Причастии Он Свою жизнь нам отдаёт.

Слова, которые Христос сказал, когда Он устанавливал Таинство Святого Причащения, звучат так: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов». То есть Господь жертву Свою искупительную нам предлагает. Он предлагает нам войти в Его искупительный подвиг.

Поэтому для каждого из нас очень важно понимать, что когда мы подходим к Чаше Христовой, мы причащаемся – во оставление грехов и жизнь вечную, а не для  получение каких-то особенных преференций, которые помогут нам в этом мире удобно жить,  укрепят наше здоровье и дадут  новые силы, чтобы действовать в этом мире. Совсем нет!

Когда мы приходим причащаться, мы должны очень хорошо понимать, что мы приходим, чтобы со Христом разделить  Его жизнь, смерть и воскресение. И мы должны быть к этому готовы. Когда мы со страхом Божиим и верою приступаем, мы должны  очень хорошо  осознавать,  какая это великая ответственность, какой это подвиг для каждого из нас. И после этого Причастия  с нами могут случится не удачи в работе, не счастье в семейной жизни, не здоровье… а ровно наоборот.

Христос может вручить нам крест вместе с этим Причастием. И так, собственно говоря, и должно быть, и мы, как христиане, должны быть готовы принять от Христа и нести этот крест, с этим крестом жить, побеждать и воскреснуть!

Но вместе с этим Христос и нашу жизнь принимает на Себя. Он берет на Себя все наши грехи, все наши немощи и болезни,  по словам прока Исаии,  пророчество которого о Христе читается в Страстную неделю.

Он берёт на Себя нашу жизнь, и по сути, нашу смерть, потому что наша жизнь – это сплошное приближение к смерти, постоянное умирание. Всю нашу немощь, всю нашу  скорбность, все наши ужасы – Он берёт на Себя, потому что Он – Бог, в любви которого все наши несовершенства и грехи могут утонуть и  преобразиться.  И тогда наша жизнь наполняется радостью и полнотой, о которой невозможно  рассказать человеку, который никогда этого не знал.  Только друг с другом можем мы этой радостью делиться, эту радость друг другу передавать. Собственно говоря, это и есть центр жизни христианина. Это и есть то, ради чего существует Церковь.

Тогда понятно, о чём идёт речь, когда говорят, что вне Церкви нет спасения,– не вне  «организации», а вне  общения со Христом, вне этой  полноты  жизни  не может быть никакого спасения.  Христос Себя подаёт, лично    подаёт каждому из нас,  и для нашего личного освящения и спасения, и для того, чтобы мы друг другу соединились во единого Духа Святаго Причастия, чтобы мы были едиными вокруг Христа.

Когда это единство осуществляется, тогда полнота жизни во Христе не даёт возможности человеку после службы просто пойти домой и заняться своими обычными делами, потому что полнота, которую даёт Христос,  подвигает на то, чтобы мы делились друг с другом своей собственной жизнью, как Христос Своей жизнью делится с нами. Тогда осуществляется община. Эта община начинает что-то делать. В этой общине появляется желание кому-то помогать, кому-то служить, за кем-то ухаживать, что-то ещё делать.    И тогда что-то рождается совершенно естественным образом, а не потому, что кто-то придумывает какие-то мероприятия. Церковь так живет, так она жила, и так будет жить всегда.  Потому что люди молятся друг за друга. Потому что люди делят скорби друг друга. Люди приходят друг другу на помощь. Но центр всего этого всегда остаётся в Чаше Евхаристической.

И все это ещё несколько лет назад было для нас совершенно очевидным, а сейчас, то ли из-за какой-то приходской усталости, то ли  потому, что у нас уже всё есть… перестали причащаться на Литургиях наши прихожане. На Литургию стали ходить время от времени. По количеству прихожан приход растёт, а по количеству находящихся в храме – уменьшается. Вот какие «замечательные» вещи происходят. На наши собрания приходят к нам новые люди, и вместо того, чтобы  увидеть в нас стремление к причащению Святых Христовых Тайн, жажду приобщения ко Христу, ревность нашу ко Богу,  они видят, что мы просто собираемся, занимаемся, какими-то постоянными делами и  мероприятиями… Если все так и  будет идти, то община будет расползаться, распадаться.  Мы будем придумывать мероприятия, эти мероприятия активные прихожане будут осуществлять, не очень активные ничего не будут делать – как это происходит уже сейчас, – и все это будет  только внешне, по команде.

Не в этих делах суть нашей жизни.  Все они прекратятся, если  у нас прекратится настоящая Евхаристическая жизнь. Они  уйдут в никуда или станут совершенно формальными, потому что не будут наполнены жизнью Христа.

Поэтому сегодня я хочу еще раз всех призывать: мы, составляющие нашу общину,  должны всегда помнить, о том, что это община нашего храма, который живёт вместе единой жизнью во Христе. Мы приходим в храм и готовимся причащаться Святых Христовых Тайн на воскресной  Литургии и  на праздники. Мы не позволяем себе сказать: «Я причащался в прошлое воскресенье – чего я буду в это причащаться? Я ходил на службу в храм в прошлое воскресенье, а в это я лучше дома посижу». Или другой пример: 4 декабря был праздник  Введения во храм Пресвятой Богородицы, с этого дня начинают петься рождественские песнопения. Суббота, нерабочий день. Какая мысль в голову приходит?  «Так, два дня Литургии. Если я пойду в храм в субботу, то    я не пойду в воскресенье. А если я пойду в воскресенье, то в субботу не пойду, всё равно ведь праздник продолжается».  В итоге храм полупустой. А мы, все священники,  за каждого прихожанина, за каждую семью  молимся на каждой Литургии, читаем кафизмы, читаем приходской список. А где прихожане? У каждого появляются свои дела. Это значит, что мир берёт своё. Это значит, что в какой-то момент вы побыли со Христом, поняли, как это хорошо, решили, что это у нас уже есть, это уже от нас никуда не денется, и  можно заняться своими делами,  обычной человеческой жизнью. Это грустно, дорогие братья и сёстры.

Для нас, священников, всегда очень грустно начинать   Литургию даже в воскресный день при полупустом храме, как сегодня. Прихожане приходят  к 10, а чаще и позже. Получается, что что-то происходит неправильно, что-то двойственное: вроде бы есть община, но при этом непонятно, почему она так странно себя проявляет. Почему так легко мы относимся к тому, чтобы не прийти на службу, опоздать на службу, не подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн?

Я помню, как раньше все до единого подходили к Чаше. А сейчас только дети, без родителей…  Детей      причащается всё больше и больше, а взрослых – всё меньше и меньше. А потом, когда дети вырастут, они перестанут причащаться, и понятно – почему: если родители не причащались, а дети видели это, то для них  становится понятно, что для родителей это не очень большая ценность,  это не так серьёзно.  Поэтому и они потом не будут причащаться. Так оно и будет.

Причастие не может быть такой таблеткой духовного роста – вот, я причастился, значит, потом всё будет хорошо... детей причащаю – с детьми ничего не случится... Ничего подобного! Что хотите с детьми случается – с самыми лучшими детьми потом может случиться всё, что угодно.

Поэтому сегодня на нашем приходском собрании я хочу сказать: не сейчас наше приходское собрание происходит, но наша община осуществляется, когда мы все вместе  - со Христом и друг с другом. Наше приходское собрание – это когда мы всем приходом собираемся на Литургии у Святой Чаши.

  12.12.2011