Часть III. Монастыри святых Антония и Павла

Теперь хотел бы рассказать еще об одной поездке, которая произвела на меня самое сильное впечатление.

Eгипет знаменит не только пирамидами, сфинксами и мумиями фараонов, здесь зародилось христианское монашество. Уже в IV веке, в то время, когда император Константин прекратил гонения на христиан в Римской империи, и напряженность жизни первых веков стала спадать, а крещение многие начали принимать из конъюнктурных соображений, в пустыни Египта потянулись отшельники, которые не мыслили своего пути к Богу без аскетического подвига. Одним из первых монахов и основателем монашества вообще является преподобный Антоний Великий. Расцвет монашества в Египте пришелся на IV-V вв. После христологических дискуссий, имевших место на Халкидонском вселенском соборе в 451 г., большая часть египетских христиан не приняла догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух природ - Божественной и человеческой, они признавали за Христом только Божественное естество. Данное направление получило название монофизитства. Эти разногласия наложились на тот факт, что разложение Византийской империи уже начиналось, и сепаративные стремления были наиболее сильны на окраинах государства, в т.ч. в Египте. Надо признать, что некоторые Византийские императоры, проводили в Египте очень жестокую политику по отношению к местным христианам, уклонившимся в монофизитство, и когда в средине VII в. из аравийской пустыни нахлынули арабские полчища, проповедовавшие только что созданный ислам, многие копты (так называли греки египетских христиан) предпочли сдаться мусульманам, нежели оставаться под игом императоров.

С этих пор начинается удивительная история изолированной от прочего христианского мира коптской церкви, существующей уже без малого полторы тысячи лет в мусульманской стране. Периоды относительного спокойствия, когда копты были просто поражены в правах (они должны были платить неимоверные подати и иметь клеймо на теле, ездить коптам разрешалось только верхом на ослах и то, сидя задом наперед) сменялись кровавыми расправами и принудительным обращением в ислам. В настоящее время копты составляют около десяти процентов населения Египта. С приходом к власти президентов, старающихся проводить относительно демократичную политику (Анвар Садат, Хосни Мубарак), положение коптов существенно улучшилось. Хотя они и не имеют многих гражданских прав, открытых гонений уже давно не происходит. Сегодня в Египте насчитывается 12 мужских и шесть женских действующих монастырей. Наблюдается настоящий ренессанс монашества. Американский исследователь пишет, что если еще несколько десятилетий назад насельниками монастырей были в основном малограмотные престарелые люди, то сейчас в монахи идет молодежь из богатых семей, имеющая хорошее образование и зачастую научные степени. 

Монастыри святых Антония и Павла находятся в восточной пустыне на полпути из Хургады в Каир. Монастырь св. Антония является самой древней в мире христианской обителью. Он расположен у подножия горы, рядом с источником, на протяжении веков дававшим воду монахам.

Сам святой Антоний подвязался в маленькой пещерке, которая находится за пределами монастыря и в настоящее время является часовней. Для того чтобы в нее попасть, надо подняться по лестнице, состоящей из 1150 ступеней. Ранее лестницы не было и местами приходилось карабкаться по скале. Первый русский гость, переступивший порог этого монастыря в 1850 г., начальник Русской духовной мисси в Иерусалиме архимандрит Порфирий Успенский так описывает свое посещение пещерки: "Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало влезать с уступа на уступ и цепляться руками <…> Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила благодать Божия". Далее о. Порфирий пишет, что попал в пещеру "через междустение, искусно иссеченное в горе длиною в 16 шагов". Мы тоже пробрались через это "междустение", для чего пришлось сгибаться, а иногда и вставать на колени. 

Глаза долго не могли привыкнуть к темноте, и только через несколько минут мы увидели место, где молился основатель монашества. Пещерка совсем маленькая, посередине ее возвышается престол, уставленный иконками. В одной из стен вырублена ниша, в которой подвижник проводил короткие часы сна. Архимандрит Порфирий пишет: "Тут я преклонил колена мои, и, приникши челом к святой трапезе (престолу), помолился Богу <…> и поручил всех и вся и себя самого предстательству св. Антония". Потребность в молитве появляется здесь совершенно естественно, молитва как будто вливается в сознание (ах, как редко это бывает в повседневной жизни!..). Интересно, что подобное чувство я испытывал у мощей или мест подвижничества великих святых, не зависимо, от того, в какие века и в каких странах жили эти угодники Божии. Это было и в Троице-Сергиевой Лавре, и на Афоне, и в Дивеево у мощей преподобного Серафима, и в Реймсе у гробницы святого Реми, просветителя франков. 

После посещения пещерки мы спустились в монастырь. Пожилой иеромонах-экскурсовод, о. Рувайс, встретил нас за воротами, которые были прорублены в стене совсем недавно. На протяжении веков посетителей поднимали через стену на веревке в привязанной корзине. Это делалось из опасения нападения бедуинов и прочих лихих людей, которые не раз разграбляли и без того скудное имущество обители. Для этих же целей служила башня, в которой монахи укрывались от разбойников, до того, как была построена стена. Самая древняя церковь, под которой находится могилка св. Антония, была построена в VII в. По местному обычаю при входе в храм всем предложили снять обувь, что, впрочем, было необременительно, так как полы были полностью застелены вычищенными коврами. Очень сильное впечатление в этой маленькой церквушке производят фрески и иконы, написанные в разное время, но отличающиеся какой-то удивительной детскостью и непосредственностью.

Необычна для нас и внешняя архитектура храма. О. Порфирий в удивлении сравнивает купола с перевернутыми воронками. 

Следующим пунктом нашего путешествия был монастырь св. Павла Фивейского, находящийся по другую строну скалистой гряды на расстоянии двухдневного пешего перехода в обход гор. 

По преданию, когда св. Антоний уже собрал вокруг себя множество учеников, его стала смущать горделивая мысль о том, что нет здесь другого человека, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил его, направив к св. Павлу, который, уже, будучи глубоким старцем, рассказал Антонию, как провел долгие годы в совершенном одиночестве и непрестанной молитве. Его единственной пищей были финики и хлеб, которые ему приносил в клюве прилетавший ворон. От Бога прп. Павел уже знал о своей кончине и просил св. Антония похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла. Подвижнику было 113 лет, из которых 91 он провел в полном уединении в пустыне. Два льва, вышедших из пустыни, лапами выкопали могилу, в которой св. Антоний и похоронил тело прп. Павла. 

На обратном пути меня посещали мысли о поразительном контрасте между горделивыми пирамидами и богатыми гробницами фараонов с одной стороны, и скромными могилками смиренных отцов-пустынников с другой. Рядом с первыми ощущалось удивление масштабами вложенных материальных и умственных ресурсов, некоторое разочарование и в общем-то пустота, а около вторых - умиление, тепло, тихая радость и… Жизнь нескончаемая. 

При подготовке статьи использованы следующие источники: 
Архимандрит Августин (Никитин). "Русские паломники у христианских святынь Египта" 
В. Беляков. "Вокруг света. Египет"