Главная » Наш приход » Монастыри
Часть III. Монастыри святых Антония и ПавлаТеперь хотел бы рассказать еще об одной поездке, которая произвела на меня самое сильное впечатление.
Eгипет знаменит не только пирамидами, сфинксами и мумиями фараонов, здесь зародилось христианское монашество. Уже в IV веке, в то время, когда император Константин прекратил гонения на христиан в Римской империи, и напряженность жизни первых веков стала спадать, а крещение многие начали принимать из конъюнктурных соображений, в пустыни Египта потянулись отшельники, которые не мыслили своего пути к Богу без аскетического подвига. Одним из первых монахов и основателем монашества вообще является преподобный Антоний Великий. Расцвет монашества в Египте пришелся на IV-V вв. После христологических дискуссий, имевших место на Халкидонском вселенском соборе в 451 г., большая часть египетских христиан не приняла догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух природ - Божественной и человеческой, они признавали за Христом только Божественное естество. Данное направление получило название монофизитства. Эти разногласия наложились на тот факт, что разложение Византийской империи уже начиналось, и сепаративные стремления были наиболее сильны на окраинах государства, в т.ч. в Египте. Надо признать, что некоторые Византийские императоры, проводили в Египте очень жестокую политику по отношению к местным христианам, уклонившимся в монофизитство, и когда в средине VII в. из аравийской пустыни нахлынули арабские полчища, проповедовавшие только что созданный ислам, многие копты (так называли греки египетских христиан) предпочли сдаться мусульманам, нежели оставаться под игом императоров.
Сам святой Антоний подвязался в маленькой пещерке, которая находится за пределами монастыря и в настоящее время является часовней. Для того чтобы в нее попасть, надо подняться по лестнице, состоящей из 1150 ступеней. Ранее лестницы не было и местами приходилось карабкаться по скале. Первый русский гость, переступивший порог этого монастыря в 1850 г., начальник Русской духовной мисси в Иерусалиме архимандрит Порфирий Успенский так описывает свое посещение пещерки: "Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало влезать с уступа на уступ и цепляться руками <…> Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила благодать Божия". Далее о. Порфирий пишет, что попал в пещеру "через междустение, искусно иссеченное в горе длиною в 16 шагов". Мы тоже пробрались через это "междустение", для чего пришлось сгибаться, а иногда и вставать на колени. Глаза долго не могли привыкнуть к темноте, и только через несколько минут мы увидели место, где молился основатель монашества. Пещерка совсем маленькая, посередине ее возвышается престол, уставленный иконками. В одной из стен вырублена ниша, в которой подвижник проводил короткие часы сна. Архимандрит Порфирий пишет: "Тут я преклонил колена мои, и, приникши челом к святой трапезе (престолу), помолился Богу <…> и поручил всех и вся и себя самого предстательству св. Антония". Потребность в молитве появляется здесь совершенно естественно, молитва как будто вливается в сознание (ах, как редко это бывает в повседневной жизни!..). Интересно, что подобное чувство я испытывал у мощей или мест подвижничества великих святых, не зависимо, от того, в какие века и в каких странах жили эти угодники Божии. Это было и в Троице-Сергиевой Лавре, и на Афоне, и в Дивеево у мощей преподобного Серафима, и в Реймсе у гробницы святого Реми, просветителя франков. После посещения пещерки мы спустились в монастырь. Пожилой иеромонах-экскурсовод, о. Рувайс, встретил нас за воротами, которые были прорублены в стене совсем недавно. На протяжении веков посетителей поднимали через стену на веревке в привязанной корзине. Это делалось из опасения нападения бедуинов и прочих лихих людей, которые не раз разграбляли и без того скудное имущество обители. Для этих же целей служила башня, в которой монахи укрывались от разбойников, до того, как была построена стена. Самая древняя церковь, под которой находится могилка св. Антония, была построена в VII в. По местному обычаю при входе в храм всем предложили снять обувь, что, впрочем, было необременительно, так как полы были полностью застелены вычищенными коврами. Очень сильное впечатление в этой маленькой церквушке производят фрески и иконы, написанные в разное время, но отличающиеся какой-то удивительной детскостью и непосредственностью.
По преданию, когда св. Антоний уже собрал вокруг себя множество учеников, его стала смущать горделивая мысль о том, что нет здесь другого человека, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь вразумил его, направив к св. Павлу, который, уже, будучи глубоким старцем, рассказал Антонию, как провел долгие годы в совершенном одиночестве и непрестанной молитве. Его единственной пищей были финики и хлеб, которые ему приносил в клюве прилетавший ворон. От Бога прп. Павел уже знал о своей кончине и просил св. Антония похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп. Павла. Подвижнику было 113 лет, из которых 91 он провел в полном уединении в пустыне. Два льва, вышедших из пустыни, лапами выкопали могилу, в которой св. Антоний и похоронил тело прп. Павла. На обратном пути меня посещали мысли о поразительном контрасте между горделивыми пирамидами и богатыми гробницами фараонов с одной стороны, и скромными могилками смиренных отцов-пустынников с другой. Рядом с первыми ощущалось удивление масштабами вложенных материальных и умственных ресурсов, некоторое разочарование и в общем-то пустота, а около вторых - умиление, тепло, тихая радость и… Жизнь нескончаемая. При подготовке статьи использованы следующие источники: |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |