Главная » Беседы с настоятелем
БЕСЕДЫ С НАСТОЯТЕЛЕМ
ГЛАВА ВТОРАЯ КНИГИ БЫТИЯ В прошлом году мы гворили о том, как Господь в шесть дней творит мир. Теперь, давайте прочитаем вторую главу Книги Бытия.
1. Так совершены небо и земля и все воинство их. 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
О.А. Мы с вами говорили о том, что этот день - не двадцать четыре часа. Сколько – мы не знаем, для нас это тайна. И надо признать, что эта тайна вряд ли когда-нибудь будет для нас открыта. - А после смерти? О.А. Ну, только самым любопытным. Вот мне, честно говоря, совершенно все равно, один ли это был день или миллиарды лет… Для меня это ровно никакого значения не имеет. Ученые бьются, обвиняют верующих в том, что они такие мракобесы, что верят, будто мир создан всего за шесть дней! А собственно, какая разница для нас, сколько прошло времени? Что от этого изменится? - Но это же просто интересно. О.А. Конечно, это просто интересно, и не более того. Ученые придумывают свои миллиарды лет, строят на этом какие-то теории…. Но даже эти миллиарды – вещь совершенно не точная. Они говорят, – примерно 10-20 миллиардов лет. Представляете – примерно! Плюс-минус пять-десять миллиардов… Эти цифры даже трудно представить человеческим умом. И поэтому, раз мы представить это себе не можем, и высчитать это невозможно, давайте просто согласимся с тем, что Библия говорит нам о вещах символических, о таких, за которыми скрываются непостижимые явления. Как Господь сотворил мир за шесть дней?! Что такое этот день? Сколько лет или веков обнимает этот Божественный день? Мы не знаем, это не важно. Важно, что мир, в котором мы живем, Богом сотворен. Важно, что это произошло за шесть каких-то колоссальных актов Божественного творения. При этом и наука не отрицает, что мир последовательно создан и развивался в процессе творения.
4. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 5. и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 6. но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
О.А. Библия отсылает обратно к дням творения, напоминает, как все это было, и говорит о том, что в шестой день Господь закончил все свое творение. - Значит, Он больше о нас не заботится? О.А. Нет, это не значит, что Бог перестал действовать в мире. - Но ведь сказано, что Он почил о дет Своих? О.А. Он почил, но это не отдых в нашем с вами понимании. Это не значит, что Бог взял отпуск. Для нас отдых – это ничего-не-делание. Отключка. А для кого-то отдых – это какое-то активное состояние жизни, переключение на другую деятельность. Шестой день закончился, и седьмой день начался. А что же в этот седьмой день происходило? - Благословение! О.А. Давайте с вами договоримся, чтобы у нас, у каждого, была такая привычка: прежде, чем что-то сказать, я думаю. Но давайте читать дальше.
8. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
О.А. Видите, весь мир сотворен прекрасно, но Рай, выделяется Богом для жизни человека. Это место особого пребывания Бога и человека вместе, где Бог и человек могут как-то общаться.
9. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 10. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 11. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12. и золото той земли хорошее; там в бдолах и камень оникс. 13. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. 14. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
- А можно сразу вопрос? Автор как-то очень много знает. А откуда? Откуда он знает, что была река и разделялась она на четыре рукава? О.А. Библия писалась человеком, и мы предполагаем, что этим человеком был пророк Моисей. Во времена творения, письменности, конечно, не было. Где появилась письменность, кто знает? - В Египте.
- А Адам и Ева после смерти попали в Рай? О.А. Они, конечно попали, но совсем не скоро. Мы еще до этого дойдем. Что касается рек, то, конечно, география мира сильно поменялась, но тем не менее у библеистов есть предполажение, что это за четыре реки, которые истекали из Рая. Какая река из названных нам известна? - Нил. О.А. Про Нил тут не говорится. - Евфрат. О.А. Да, только Евфрат, как река, оставила свое название. Но предполагают, что это были Нил, Тигр и Евфрат и… какая еще? - Волга! О.А. Нет, это Ганг. Предполагают, потому что никто до конца в этом не может быть уверен. - А зачем Богу создавать реки, если есть моря? О.А. А зачем создавать моря, если есть океаны? А зачем озера? А зачем ручейки? - И у меня в связи с этим еще вопрос. Человек – такая сложная структура… зачем было создавать его таким сложным? О.А. Чтобы он был человеком. Как это интересно, что человек – не амеба одноклеточная, а такой сложный организм, которые не просто гармоничен сам по себе, но связан и с другими людьми, и со всем миром. Человек связан с водой, человек связан с землей, человек связан с воздухом. Все элементы сотворенного Богом мира имеют очень глубокую и серьезную взаимосвязанность. И поэтому человек очень и очень сложен. Понятно, что если бы Господь не был таким мудрецом, то и человек таким сложным не был бы, а был бы какой-то амебой. - Планктоном О.А. Да. И в планктон можно превратиться, если перестанешь думать.
15. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
О.А. Вот первое действие Бога после завершения творения. Он дает человеку заповедь.
18. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. 19. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
О.А. Вот второе действие в этот седьмой день: Бог показывает Адаму этот мир, и Адам все называет по имени. Он начинает действовать, как творческая личность, подражать Богу. Бог говорит, что Адам должен здесь трудиться, должен этот мир беречь и умножать. Смотрите, Бог поступает по отношению к Адаму, как отец по отношению к своему сыну, передавая ему по наследству нечто такое, что отец может передать сыну. В древности отец передавал сыну свое ремесло. Так горшечник учил сына обжигать горшки, так Иосиф научил Иисуса, своего приемного Сына, быть плотником. Мы знаем, что у Господа нашего Иисуса Христа была земная профессия, он был простым плотником. И вот тут открываются очень интересные вещи. Бог учит Адама быть – кем? - Человеком?… О.А. Быть Его сыном. Быть Богом. Бог перестал творить что-то новое, новые миры, новые субъекты, какие-то новые сущности. Все, что было сотворено, больше ничего нового в мире нет… никаких инопланетян… никаких новых планет… ничего. И Он учит Адама творить в этом мире, быть творческой личностью. Бог седьмой день особенным образом благословляет, значит Он придает этому дню особое значение. Ведь обычно, когда кто-то подходит к священнику за благословением, то он подходит – зачем? - Чтобы получить благословение на какое-то дело. О.А. И если Бог вдруг Сам благословляет этот день, то видимо, для кого-то. Он дает Адаму благословение действовать в этом мире.
20. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. 21. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. 22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
О.А. Посмотрите, как Бог отдыхает, как Бог ничего не делает…Бог все время участвует. Он постоянно общается с Адамом. Он с ним говорит. Он даем Адаму задания. Он творит ему жену, чтобы не было ему плохо.
23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. 24. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. 24. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
О.А. И это все тоже происходит в седьмой день. - Ого! О.А. Вот именно. Давайте вспоминать с вами… Вот первый день творения: Господь говорит – да будет свет. И был вечер, и было утро: день первый. Потом Господь отделяет воду от воды, и был вечер, и было утро – день второй. И так далее… И, наконец, был вечер и было утро, день шестой закончился. А вот про седьмой день нигде в Библии не говорится, что этот день закончился. - Он что, все еще идет? О.А. Да, этот день Божественного покоя продолжается. Вот он какой длинный, этот день... - Ну Ему, наверное, интересно, руководить. О.А. Руководить, наверное, не очень интересно. Руководить интересно какому-нибудь руководителю предприятия. А здесь немножко о другом говорится. Говорится о том, как Бог участвует в жизни Адама. Адам ставится в очень важное положение на земле. И Адам уже не один, но - Адам и Ева. На следующем занятии мы с вам поговорим, зачем появилась Ева, кто она такая, в каких отношениях находятся Адам и Ева, и вообще должны существовать мужчина и женщина. Наверх ОБРАЗ И ПОДОБИЕ О.А. Помните, о чем мы говорили в прошлый раз? - О том, как Бог создал мир, и какие заповеди дал человеку. О.А. Да, мы с вами говорили о том, как Господь творит мир. Мы говорили о том, как Господь благословляет седьмой день, в котором мы с вами живем, о Божественном покое и о том, как Бог передает человеку ответственность за творение мира. Мы говорили о том, как Господь сотворяет человека, мужчину и женщину, Адама и Еву, по образу Своему и по подобию. Может быть, кому-то кажется, что есть на земле такие отвратительные по своим злым поступкам люди, что в них нет никакого образа Божиего. Но это не так. Образ Божий есть в каждом человеке. Но каждый человек по-разному в себе это образ Божий хранит. Что такое, как вы думаете, образ? - Образ – это внешний облик… О.А. Да, для нас, может быть, это внешний облик, потому что мы с вами видим свой образ – где? - В зеркале О.А. Совершенно верно. Это наше отображение, потому что у нас есть внешность. А у Бога есть внешность? - Нет. О.А. Давайте все-таки вспомним, Господь – Он какой? - Невидимый. О.А. Да. Господь есть Дух Животворящий. Он - невидим. Какой Он еще? - Он везде присутствует. О.А. Он – Вездесущий. Понятно, что если бы Бог был телом, Он не мог бы быть вездесущим, потому что наше тело нас ограничивает. Это наша форма, в которой мы существуем, а форма – для того, чтобы ограничивать содержание. Но, тем не менее, в каждом человеке само содержание может быть удивительным. Так вот, Бог – вездесущий. Бог – невидимый, бесплотный. Бог – всемогущий. - Еще многолетний. О.А. Ну, не многолетний, а какой? - Вечный. О.А. Да, вечный - Бог есть Любовь. - Еще Он не умирает О.А. Ну, мы сказали, что он – вечный. Но можно сказать и – бессмертный. Что еще мы можем сказать о Боге? - Великий. О.А. Да, великий. Справедливый, милосердный. Что еще мы можем о Боге сказать? - О Его Божественной красоте. О.А. Да, наверное. Каждый человек может увидеть Божественную красоту, ощутить ее своим сердцем, потому что, слава Богу, человек может видеть не только глазами. - Господь есть – все хорошее. О.А. Да, мы говорим, что Господь есть всеблагой. Он источник всего добра, Он источник жизни. - Он свет. О.А. Он – свет. Он – свят. Он всесвятой еще. Господь - творец. Господь - всеразумный. Он обладает великим разумом. Он еще – абсолютно свободный. - Еще хранитель. Он все хранит. О.А. Да, Вседержитель. Вот смотрите, что мы сейчас перечислили? - Все качества Бога. О.А. Мы перечислили качества, а не внешность. А мы могли бы описать Божественный портрет небольшой? - Да, это образ. -О.А. Правильно, это образ. Тогда, что же может быть образом Божием в человеке? - Душа. О.А. Вы так быстро не отвечайте. Душа – это НАША душа, а что есть образ Божий в человеке? - Любовь? О.А. Ведь если мы говорим, что наше с вами отображение в зеркале – это наш портрет, то образ Божий в человеке – это что? Это тоже, наверное, Его отображение в нас. Ну чем Бог в нас отображается? - Своими качествами. О.А. Да, своими качествами. А какими качествами? Вы представляете себе, что практически всеми качествами, о которых мы с вами знаем. Что это значит? Что в каждом из нас есть то же, что и у Бога. Только у Бога это какое? - Совершенное. О.А. А у нас? - Несовершенное. О.А. А как назвать – какое это у нас? - Человеческое О.А. Проще - Неразвитое. О.А. Неразвитое! Молодец! Абсолютное – это Его принадлежность, Он в нас это отображает, как будто нам это дает - Даром. О.А. Да, даром. Он в нас это вселяет в виде таких - крупинок. О.А. . Да, таких крупинок, семечек, которые в нас могут вырасти, а могут и не вырасти. Согласны? Помните притчу о талантах, кто-то может в себе талант развить, а кто-то закопать. Так вот смотрите, что получается: в каждом человеке есть возможность раскрыть в себе Божественные качества, стать подобно Богу – каким? - Вечным… - Вездесущим… - А как это? О.А. Мы, между прочим, если захотим, то бываем вездесущими. Вот, например, стоит Христина на Литургии, а где она мыслями в этот момент? Мечтает, как она покупает какую-то клеевую штучку. Или куда она пойдет в гости и что она наденет. - Или мы можем легко на самолете долететь в другой город. О.А. И все люди сейчас транспонируют свою сущность в какие-то внешние объекты. Мобильная связь, интернет, скайп. Мы можем общаться с людьми, находящимися в любой точке планеты. Когда это могло быть? Это, действительно, проявление возможности вездесущия, вездепребывания. Мы по скайпу можем одновременно общаться с людьми, находящимися в разных частях света. Но это только внешние проявления. Человек, оказывается, обладает колоссальными возможностями, просто потрясающими. Каждый человек, сотворенный Богом, потому что Бог в него вложил Самого Себя, Свои Собственные качества, может развить их до удивительного совершенства. Но он может развивать их по-разному. Он может развивать их, стремясь как-то приблизиться к Богу, а может стремиться самого себя утверждать в этом мире, в своей гордыне и желании сделать себе имя в этом мире. Посмотрите, насколько человек может быть изобретателен. Но есть и другое понятие – подобие. - Но ведь раньше не было ни мобильной связи, ни скайпов. О.А. А как ты думаешь, почему это появилось только сейчас? Разве люди были глупее, и у них было меньше способностей? Если бы людям 300 лет назад показали все это, они бы подумали, что это какие-то чудеса: люди летают по воздуху, плавают под водой, он бы даже не поняли, что такое телевидение и интернет. Но мы же и сами не знаем, как это устроено. Мы просто нажимаем кнопку и видим то, что происходит на экране. Как вы думаете, почему именно сейчас такое развитие прогресса в человечестве? - Потому что люди много понимают… - О.А. А вы думаете, что люди в древнем Египте были глупее нас? - А потому что мы сейчас в Бога верим! О.А. Может быть, ты сначала будешь думать, прежде чем говорить. Давайте пока отложим этот вопрос. Давайте все-таки решим, что такое подобие. - Это подобать делами своими. О.А. Что значит – подобать? - Быть похожим. О.А. Значит, Бог человеку дарует свой образ, с этим мы немножко разобрались. А оказывается, что в подобии человек должен стать похожим на Бога, то есть развивать свои способности в подражание Богу. Вот смотрим, седьмой день… Бог Адама ставит на Свое место на земле, дает возможность этим миром управлять, и смотрит, как человек будет в себе развивать свой образ Божий. Быть подобным – это значит быть похожим. Людей, которые смогли быть похожими на Бога, как называют? - Преподобными. О.А. Оказывается, развить в себе эти качества правильно, раскрыть в себе образ Божий, человек может именно таким образом - постоянно стремясь исполнять заповеди Божии, стремясь жить по Евангелию, стремясь к Богу своим сердцем. И когда все это развивается в нем, как образ Божий, человек становится богоподобным, человек становится прекрасен во всей своей духовной красоте и в своих способностях. Но человек может развивать эти способности без Бога. - Нет, он не может. Как можно без Бога что-то делать… О.А. Может. А как можно создать атомную бомбу? А как можно создать химическое оружие? Человек те же самые способности развивает. - А они не от Бога. О.А. Как не от Бога? Все способности от Бога. Но у человека есть свобода использовать свои способности не для Бога. Вот давайте подумаем, почему в свое время люди жили без мобильных телефонов, без телевидения… без самолетов, ракет и ядерного оружия? - Потому что он захотел быть вездесущим и всемогущим. О.А. Просто они по-другому реализовали все эти вещи. Действительно, их способности развиваются, потому что человек не может не развиваться. Но когда он развивается без Бога, он развивается в материальном отношении. А когда он с Богом, то в духовном. Вот и все. - Да, вот раньше люди, если что-то делали, не годились этим. Вот писали иконы, и не подписывали свое имя, потому что знали, что Бог все видит. О.А. Люди были проще. - И верили более чисто. О.А. Их менее занимали проблемы земного бытия. Их более занимали проблемы собственной души и отношений с Богом. Может быть, поэтому и прогресс так долго не развивался. Но как только люди обратили внимание в большей степени на свое земное благополучие, на свое комфортное устроение в мире, стал развиваться прогресс. Не наука стала развиваться, потому что наука всегда развивалась очень активно, наука-то сейчас как раз и не развивается. А развиваются – технологии. Не делается новых открытий, а развиваются старые. Наука не идет вперед, наука идет вширь. Вот смотрите, что же произошло. Как же, собственно говоря, человечество оказалось перед таким разрывом: есть возможность идти к Богу, и есть возможность от Бога уклоняться. Это проблема свободы. Человек обладает этим божественным качеством, одно из свойств нашего образа Божия – это быть свободными людьми. Потому что любовь и свобода, два замечательных дара Божия, неразрывны друг с другом. Не может быть любовь без свободы, и свобода не может быть без любви. И если Бог творит человека по любви, то обязательно дарует ему и это качество – свободу. А что свобода предполагает? - Возможнсть выбора. О.А.. Да. Она предполагает возможность любить или не любить, веровать или не веровать, слушаться или не слушаться., поступать по своей воле или подчиняться воле того, кто любит тебя. - Вы сказали, что свобода не может быть без любви. А потом, что свобода предоставляет выбор любить или не любить… а если не любить, то как быть со свободой? О.А. Свобода любить и свобода не любить – это одна и та же свобода. Если я хочу, чтобы меня любили, я не могу заставить, чтобы меня полюбили. Я должен для этого что-то сделать. Я должен сделать хотя бы первые шаги. Если я заставлю себя любить, то любви не будет, а будет только исполнение моих требований, будет внешняя форма. Любить можно только свободно. И поэтому у человека есть возможность и не любить. И вот мы сейчас переходим к грехопадению. Бог показывает человеку Свою любовь. Бог оказывает человеку огромное доверие, предлагая ему в дар весь мир. У человека оказывается помощник и любимый им человек - Ева, чтобы они могли научиться любить друг друга и тем самым реализовать Божественную любовь. В лице Адама и Евы Бог творит не только первую семью, которая должна произвести потомство на земле и наполнить весь мир, но образ Церкви. Адам и Ева любящие друг друга и Бог посреди них – это уже Церковь. Он же сказал – что где двое или трое собрались во Имя Мое, там и Я посреди них. - А если четверо? О.А. Четверо еще лучше. Но все начинается с пары. Любовь требует взаимности. Почему мы Христиане говорим, что верим в святую Троицу, и понять этого никто не может. Ведь Бог – Един. Есть религии, которые тоже исповедуют веру во единого бога, иудеи и мусульмане. Но они не понимают, что такое Троица, смеются над христианами и говорят, что они, как язычники, верят в трех разных Богов. Но если Бог – любовь, может ли Он быть Сам по Себе, один? - Ну, любовь – она большая. О.А. Но Бог Сам есть Любовь, и существует вечно, и мир сотворен Им вне зависимости от Его вечности. Бог существовал всегда, когда еще мира не было. Но он всегда был – Любовь. А к кому была эта любовь? - К человеку. О.А. Не было человека. - К Сыну. О.А. К какому сыну, еЕсли Он не Троица? Если Он – не Отец? Тогда только к самому Себе. А это уже будет эгоизм, самовлюбленность. И поэтому, когда мы говорим, что Бог есть Троица, мы понимаем, что Бог есть Любовь. В трех лицах эта любовь осуществляется. И когда Бог творит человека, человек тоже не может быть один на земле. Если он хочет научиться любви, должен быть еще кто-то, на кого эта любовь обращена. - А почему трое? Не может быть двое? О.А. Это вопрос таинственный и нам не понятный, это тайна Божественной жизни. Но нам понятно, что человек, чтобы научиться любви должен иметь еще кого-то, от него отдельного. И если с ними при этом есть Бог, который – Любовь, это уже есть образ Церкви. Адам и Ева – это маленькая Церковь на земле. И эта Церковь являет собой отражение Божественной любви. И Бог хочет, чтобы любовь в этом мире развивалась, чтобы она освятила этот мир. А что любви мешает? Что может разрушить любовь? - Гордость. - Самолюбие. О.А. Правильно! Как вы это хорошо все понимаете. Любовь заключается в том, что человек желает себя другому отдать. Как и Бог. Вы сегодня слышали в Евангелии, что Бог так возлюбил мир, что Своего сына Единогодного отдал. Вот желание любви всегда осуществляется в том, чтобы отдавать себя, чтобы сердце свое другому отдать. И когда вы в своей жизни кого-то полюбите настоящей любовью, то у вас будет желание отдать человеку свое сердце. А любовь разрушается от того, что кто-то хочет себе эту любовь присвоить, ничего в ответ не отдавая. Тогда все распадается. Все оскудевает и не имеет никакого смысла, когда один любовью пользуется и ничего не отдает. - Как можно хотеть не любить, если тебя любят… -О.А. Вот, Ксения, это самый интересный момент. Человеку сейчас, к сожалению, стремиться, чтобы нас все любили, но отдавать свою любовь нам бывает жалко и тяжело. Отдавать себя – это труд очень большой. - Но это и радость О.А. Это радость, но и очень большой труд. - Но Бог послал на землю Своего Сына, а не Сам пошел. И в чем здесь любовь? О.А. А это то же самое, только гораздо тяжелее. Вот ты, наверное, понимаешь, что твоя мать скорее себя принесет в жертву, чем позволит тебе пострадать. - А зачем это было нужно? О.А. Чтобы нас спасти. Иначе бы мы погибли. - Неужели Он Сам не мог пойти и все исправить? О.А. Потому что Он сотворил нас, как Своих сыновей, и по образу Своего Сына. Мы для Него стали такими же, как Его Сын. Поэтому Его Сын становится вместе с нами в один ряд. Он, Его Сын, и мы, Его дети, становимся в один ряд. - Тогда получается, что Он, Сын и Дух - это три разные вещи. О.А. Нет, это одна и та же Божественная природа. Ты, и твоя мама и папа, и твой брат, вы различны, но вы вместе – люди. Мы разберемся с этим постепенно. Наверное, сразу все и непонятно, и это хорошо, иначе мы бы не задавали вопросов и были бы очень примитивными людьми. - А у меня такой вопрос. Бог невидим сейчас, а раньше Он был видим, если Адам и Ева с Ним разговаривали и Его видели? О.А. Они Его не видели. Но надо понять, что они были очень на нас с вами не похожи. Они были совершенно иными прекрасными созданиями. Они обладали полнотой образа Божиего. Человек, совершивший грехопадение, то есть захотевший присвоить Божественную любовь, ничем на это не ответив, захотев от Бога получить, ничего не отдавая, настолько себя сегодня исказил, что помрачил и разрушил в себе Божественный образ и потерял Божественное подобие. Вот в этом и есть страшный момент грехопадения. А так как человек был сотворен Богом из земли и неба, то человек был как бы передаточным звеном между небом, духовным миром, и миром земным. И так как он сам себя исказил, то и все отношения в этом мире через человека были страшно искажены: отношения с животными, отношения с природой, со всем мирозданием. Можно сказать, что грехопадение было такой страшной мировой катастрофой, что мир словно взорвался этим грехом. И человек стал совершенно не похож на первого сотворенного человека. - Как в кривом зеркале. О.А. Да, вы помните, мы говорили про осколок кривого зеркала. В каждом из нас он сидит в большей или меньшей степени. И мы его либо выплакиваем, как это случилось с Каем, либо он в нас так глубоко начинает сидеть, что мы вокруг себя мир творим таким вот злым и жестоким. Дома прочитайте главу третью, и мы стих за стихом будем разбирать, что же случилось с Евой, что же там произошло. А теперь вопросы. - Почему человек должен приходить в храм? Почему он не может молиться дома один? О.А. Он может молиться дома один… - Но ведь в храм надо ходить. - Причащаться дома же нельзя. О.А. А потом, вот ты знаешь, сегодня я читал молитвы Божественной Литургии, они много лет мне известны, и вдруг я понял, что этими молитвами, приходом в храм и нашим общим участием в Литургии мы тоже исполняем заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему. Мы становимся друг другу не чужими людьми. Наши Литургические молитвы – это просто признание любви к Богу. Человек участвует в службу, молится этими молитвами, и Бог ему так может открыться, что человек может почувствовать эту Божественную любовь. - А почему во всех почти молитвах человек называет себя рабом Божиим? Если подумать логически, то Богу рабы не нужны. О.А. Раб в данном случае – это не тот, кто живет в страхе, а тот, кто работает Богу, трудится над собой, который свое сердце окаменевшее, душу свою, не очень светлую, пытается исправить, то есть – трудится, работает для Бога. У святых отцов есть такое понятие: прежде, чем человек вырастает в сына, он должен пройти несколько ступеней своего духовного развития. Сначала он - как раб, труженик над собой. Потом он начинает получать от Бога очень большие милости, как ответ от Бога на свой труд. А потом, когда он в этой милости утвердился, он любит Бога абсолютно бескорыстно и становится Ему сыном. Но надо пройти три ступеньки. - Вот мы - православные, а есть - католики, но мы же все – христиане. Почему же одних называют католики, а других – православные? О.А. Дело в том, что тысячу лет назад между Римской Церковью, западной, и Византийской, восточной, произошел раскол. Церкви друг друга не смогли понять, поссорились очень сильно из-за политических и догматических расхождений. Любви тогда не хватило. И Церковь разделилась на две половины. Западная Церковь стала подчиняться Римскому папе, их стали называть католиками. А Восточная Европа ушла в общение восточных патриархов, и их стали звать православные. Вот так сейчас мир и существует. - После причастия можно жвачку жевать? О.А. Через какое-то время, не сразу, после того, как пообедал. Мы трепетно относимся к тому, что принимаем, как причастие, поэтому омываем свой рот, пьем запивку. Не дай Бог, если во рту осталась маленькая частичка, и ты ее вместе со жвачкой выплюнешь. Это вопрос только технический, не в том дело, что жвачка плохая. - Как могло получиться, что примерно 5 тысяч лет прошло до того момента, как люди научились шить одежду, а за две тысячи лет дошло до того, что люди летают в космос? О.А. А на самом деле - за пятьдесят последних лет. Мы об этом же сегодня говорили. Чем больше человек начинает заниматься своей душой, тем глубже становятся его знания о Боге. Чем меньше человек начинает заниматься своей душой, тем больше его способности (они же не могут просто умирать) распространяются на другие вещи. Он начинает изобретать золотые туалеты… все, что нужно для его земного комфорта. Но при этом стремления к Небесному Царствию все меньше и меньше. И я думаю, что это напрямую связано. Когда люди начинают заниматься поиском Царства Небесного, у них развиваются способности любви, прежде всего. Если люди занимаются поиском царства земного, у них открываются способности устроителей земного бытия. - Почему люди не одобряют компьютеры? О.А. Да нет, здесь по-разному… Конечно, если плохо становится рабом компьютера, что в этом может быть хорошего. Люди книги разучились читать. - А почему курить – это грех? О.А. Потому что это очень дурная привычка. Потому что человек приучается к тому, от чего не может освободиться. Наверх ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА
О.А. На чем мы остановились, и что вы дома читали? - Мы читали про грехопадение. Как Адам и Ева съели яблоко… О.А. Ну, про яблоко, как мы с вами знаем, там ничего не говорилось, там написано про плод с древа познания Добра и Зла. Змей был хитрее всех зверей полевых, о том, как он оказался в раю, и как начал с Евой разговор, достаточно странно и нагло… - А как он в Раю оказался? О.А. на этот вопрос я тебе не могу ответить. Вероятно, там фейс-контроля не было. Вероятнее всего, он оказался там, потому что так было попущено Богом. - Это странно О.А. Это может показаться странным, но дает нам возможность о чем-то подумать. Во-первых, почему Господь посадил в Раю древо познания Добра и Зла? Это не странно? - Это странно… Может быть Он хотел испытать людей? О.А. Без всякого сомнения, Он это сделал специально. Наверное, он хотел испытать людей. Но может быть в этом заложено и что-то другое. Давайте с вами подумаем. Древо называется - Древо познания Добра и Зла. Чему оно может служить? - Может служить злу. - И добру может служить. Если ты знаешь зло, то понимаешь и что такое добро. О.А. Мы с вами говорили в прошлый раз, что знать добро - это одно, а знать зло – нечто совсем другое. Знающий добро вполне может обойтись без всякого знания зла. А человек, знающий зло, вряд ли сможет до конца познать добро, если это зло к человеку приразолось, как болезнь, если он этим злом заражен. Но мы знаем и еще одно. Бог может творить зло? - Может… Он же всемогущий. - Не может… - Он может, но не хочет. О.А. А я думаю, что он не может. - Потому что Бог – это любовь. О.А. Конечно. Что значит, - может, но не хочет? Любовь может хотеть или не хотеть зла, если это настоящая истинная любовь? Конечно, когда мы говорим, что Бог – Всемогущий, мы не можем Ему отказать в возможности делать какие-то вещи, которые делаем мы. Но, тем не менее, мы с вами знаем, что Бог не может творить зала, они вообще никакого отношения к Нему не имеет. Значит, если мы с вами знаем это доподлинно, то и Древо познания Добра и Зла может служить только добру. Тогда, почему Господь не дает Адаму и Еве возможности к нему прикоснуться, есть от него плоды? 15. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 16. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 13. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт 2:15-17) - Может быть, у них не было такого понятия, что такое добро? Они жили и жили, и им было хорошо. А если они съедят это плод, то будут смертными, и поймут, что такое добро, которого у них больше нет. А до этого они были бесконечными, ну почти как Бог. О.А. Нет, это не совсем логично, хотя и понятно в тех категориях добра и зла, в которых живет современный мир. Современное человеческое сознание пытается нас приучить к тому, что человек должен все в жизни попробовать. И человек никогда не узнает, что такое добро, если не узнает, что такое зло. «Все надо в жизни попробовать! Все надо испытать! Всему надо научиться, и только тогда узнаешь, что это такое! » Библия учит нас с этим не соглашаться, но такие идеи в современном мире достаточно громко звучат. И это примерно, то, что сатана говорит Еве. Он говорит более упрощенно, но смысл его искушения Евы и, в конце концов, Адама, заключается именно в этом. «Вы должны это попробовать, и когда попробуете, вы все будете знать. А когда вы все будете знать, вы будете, как Боги, - свободные и всемогущие. Тогда Бог вам будет не нужен, вы и без него все будете знать и всем владеть. Попробуй и все! Как ты будешь знать, что такое добродетель, если не согрешишь? Без зла не существует добро». Вы видели такое изображение, оно часто бывает на значках или татуировках, - инь и янь. - Это символ добра и зла. Кажется, китайский. Это круг, разделенный волнистой линией на белую и черную половинки. О.А. Да, одна часть – белый головастик, другая – черный головастик. В белом головастике есть черное пятнышко, а в черном – белое. О чем говорит такой знак? Это знак языческий, конечно. Он означает, что добро и зло существуют в этом мире на равных, одна половина не существует без другой. Добро перетекает в зло, и зло в добро. В добре есть черное, в зле – белое пятнышко. Такое ощущение, что мир живет в гармонии, когда добро и зло в равной степени существуют. И могут поменяться местами. Что такое Добро? Сегодня оно добро, а завтра может стать злом… Не существует каких-то четких критериев правды, морали, добра и зла. Знаете, как это удобно? - Да. О.А. Как легко в таком случае себя оправдать, вывернув все наизнанку. Как это удобно! И сатана предлагает Адаму и Еве именно эту модель мира. Бог говорит: «- Не прикасайся!» Сатана говорит: «Попробуй!» Бог говорит: «Не трогайте! Умрете! Будьте осторожны!» Сатана: «Попробуйте, и вы все будете знать, у вас все будет, вам Бог будет не нужен!». Вот такой момент грехопадения. Почему же все-таки древо познания Добра и Зла существует? Почему же оно растет в раю, в самом прекрасном месте? Надо человеку знать, что такое добро и зло или не надо? - Не надо. О.А. А вот Антоний Великий, первый монах, с которого начинается монашеский путь, можно сказать- отец монахов, оставил свои писания, которые можно прочитать в первом томе Добротолюбия. Это огромная пятитомная книга, написанная монахами для монахов, которые жили в монастырях, в пустыне, старались победить в себе любой росточек зла. И вот Антоний Великий учил, что по-настоящему умный человек - не тот, кто много знает, умеет в мире изворачиваться, устраиваться, всего достигать… а умным модно назвать такого человека, кто точно знает, что такое добро и зло. Самая главная мудрость – различать добро и зло, и доброму отдавать свое сердце, а от злого как можно дальше отходить. Вот что такое настоящий ум. И вот мы встречаем в Библии древо добра и зла, значит, оно посажено для каких-то добрых целей. А для каких? Для чего человеку надо знать добро и зло? - Чтобы умным быть. О.А. Правильно. Но есть еще одна очень важная вещь. Мы должны не только не делать зла, от зла отдаляться, но мы должны зло побеждать. - А если Бог знал, что человек согрешит, зачем он создал это дерево? - Бог же все знает, так зачем он это делает? О.А. Вот это один из самых интересных вопросов. А вот смотрите, какая вещь интересная: зло начинает существовать в мире, как проявление свободы. Бог все знает, но с этим знанием не поступает, как мы. Если мы что-то знаем… вот, например, компьютерная игра серьезная, большая. Самое большое удовольствие мы получаем, когда до конца доходим. Если бы мы были для Бога сами компьютерной игрой, тогда все было бы проще. Создал бог таких интересных существ, смотрит, как мы бегаем и играет нами, а надоест, нажмет delit. А если Бог есть всезнающая и всесовершенная любовь, то все по-другому. Самое простое проявление любви – это отношение к нашей собственной семье. Или отношения с теми, кого мы приручили. Человек готов ради любимого существа на какие-то жертвы и самоограничения. Поэтому Бог Себя, как бы это ни странно звучало, Себя ограничивает ради нас, ради любви. Допустим, два друга или две подруги, например, Катя и Кристина, встречаются и думают, как они будут проводить вечер. Одна хочет в кино, а другая в МакДональдс. Что может случиться? - Они могут поссориться. - А могут пойти и туда и сюда. О.А. Но не в одно и то же время. Поэтому один должен другому - что сделать? - уступить. О.А. То есть человек, когда он уступает кому-то, с кем он в хороших дружеских отношениях, ограничивает свою свободу. «Мне хочется другого, но я сделаю так, как ты хочешь, потому что мне приятно сделать для тебя что-то хорошее». Человек как бы дарит свою свободу другому. И если бы этого не было, не было бы тогда ни дружбы, ни любви. И посмотрите, какая происходит удивительная вещь: Бог ради Адама , а значит – ради каждого человека, Свою свободу ограничивает. Дав свободу Адаму, Он не вмешивается, хотя все видит и все знает. Потому что, если Он будет вмешиваться, тогда все время будет бить Адама по рукам не давать ему свободы. - Но Он мог бы хотя бы сказать… О.А. А Он и сказал. Сказал, - не делайте этого! - Он, конечно, сказал, но он мог бы разъяснить, что в этом случае будет. О.А. Я думаю, что даже если нам не объясняют всего подробно, мы должны понимать: раз Бог говорит, значит, за Его словом есть что-то большее. Раз мы сейчас можем эти слова понимать, значит, и Адам мог понимать. Познание добра и зла - это важно, это необходимо, чтобы быть человеком. Животное не знает, что такое добро и зло, они живут по инстинктам. - Животные тоже могут чувствовать любовь. О.А. Они это могут чувствовать через человека, когда он находится рядом. Они чувствуют любовь и привязанность к человеку, прежде всего. Животные не так привязаны друг к другу и даже к своим щенкам и котятам, как они могут быть привязаны к человеку. Через человека идет Божественное общение с миром. Так вот Бог ограничивает Себя, чтобы человек сам начал думать своими мозгами. Он так же может думать, как же ему узнать добро и зло… Адам мог знать добро? - Мог. О.А. Как? - Верить в него. И все. О.А. Так он же с Богом все время общается. Вот и все! Чтобы узнать добро не надо срывать никаких плодов . Он с источником добра все время общается, учится у Него. - А сейчас ослушаться Бога как бы считается грех. А они же бытии в раю – и такой поступок! Это как-то нереально. О.А. Ты хочешь сказать, что невозможно было Бога не послушать? - Да. О.А. К хорошему всегда привыкаешь. Вот ты любишь свою маму? Знаешь, что нехорошо ее не слушаться? А почему тогда не слушаешься? Вот то-то и оно. Потому что, когда ты рядом находишься в любви и добре, когда тебя любят и берегут, кажется, что это так легко дается что ничего не стоит. Понимаешь, когда потеряешь. Тогда понимаешь, что любовь может быть разрушена. Ты видишь на глазах мамы слезы, тебе от этого становится горько, и ты понимаешь, что это результат твоего непослушания. А здесь происходят гораздо более серьезные вещи. Адаму дана возможность через Бога очень сильно научиться добру, стать похожим на Него в добре. Для чего? Зло уже существует в мире? - Не знаю… О.А.. Ведь существует сатана? Существует. Он приходит в рай. - А почему Бог его не уничтожит? О.А. Это очень важный вопрос. - Может быть, Бог любит и его? О.А. Во-первых, Бог все свое творение любит. Он не любит сатану, как сатану, но Он создал его ангелом. Второе. Есть совершенно четкое понятие: если Бог кому-то что-то дает, какие-то дары, Он их никогда не отбирает. Дары Бога непреложны, вечны. Если Бог что-то однажды создал, Он это уже не уничтожает. - Ну почему… Вот если у кого-то родился ребенок, а потом этот ребенок умирает. О.А. Ребенок умирает, но он остается жить. Душа ребенка остается живой, и мы чаем воскресения мертвых. - Ну да… но все равно… О.А. Это совсем не все равно. Если бы мы не имели вечной жизни, мы бы в таком случае жить бы не хотели. А так у нас есть вера и надежда. Бог дает нам вечную жизнь. Сатана, падший ангел , он – творение. И человек – тоже Божественное творение. Ангелы наделены волей, и люди наделены волей. Уничтожить сатану Богу, конечно, просто, взял, как лампу, и выключил. Но тогда и с человеком так со всеми его человеческими ошибками и грехами. « Адам поступил плохо, зачем мне такой Адам? Дай-ка Я его уничтожу и сделаю нового». Тогда нет свободы. Тогда нет любви. Тогда опять получается компьютерная игра. А здесь оказывается, что именно человеку Бог дает возможность победить сатану, и через это победить зло, которое уже в мире начинает существовать. И если бы человек послушался Бога и научился, и из маленького, еще не взрослого и не воспитанного Адама стал бы крепким и могущественным сыном Божиим, тогда бы он, как человек, победил сатану. И тогда зло было бы побеждено Адамом. Понимаете? Как оно, в конце концов, и побеждено было человеком. Христу, Сыну Божию, пришлось стать человеком для того, чтобы в конце концов победить сатану и спасти человека от ада. Спасти от первородного греха крестом и Своею Кровью. Иисус Христос называется в Священном Писании новым Адамом. Он стал человеком, чтобы как человек победить сатану. Но Он же пошел на крест ради этого. А если бы Адам послушался Бога, то тогда это древо познания Добра и Зла было бы очень важным. Он бы знал, как победить зло, будучи добрым. Потому что, если ты не добр, ты зло победить не можешь. Зло побеждается чем? - Добром. О.А.Это надо очень хорошо понять, потому что мир, в котором мы живем, говорит совсем другие вещи. Вот фильмы, которые мы смотрим, супербоевики, там разве зло побеждается добром? - Нет. Злом. О.А. насилие побеждается насилием, хитрость хитростью, сила – силой. И поэтому мысль, что со злом можно говорить на языке зла, что зло можно победить злом, - это ложь. Евангелие и Библия говорят нам, что добро побеждает зло. Хотя это неочевидно. Христос победил сатану на кресте? - Нет. О.А. Да как же? Конечно, победил! Он ад разрушил! А в глазах людей распятый на кресте человек был проигравшим. Его казнили позорной казнью, убили и погребли. Но суть-то была в том, что Он своей любовью победил зло, победил сатану, ад разрушил! Дал нам вечную жизнь, воскресенье, Пасху! Это все на сегодня. В следующий раз мы будем дальше говорить, что случилось с Адамом и Евой после грехопадения. Глава четвертая. Наверх КАИН И АВЕЛЬ Вы к сегодняшнему дню читали 4 главу. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.(Быт 4:1,2) А давайте вспомним, что мы читали в 3 главе, когда происходит изгнание Адама и Евы из рая. Смотрите, какие слова говорит Господь, изгоняя Адама и Еву: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт 3:14,15) То есть вражда между змеем – это кто? - Дьявол. О.А. и между семенем жены – это кто? - Кто происходит от жены. О.А. Но тут такая интересная вещь: дело в том, что у жены не может быть семени. Семя – это то семечко, из которого вырастает жизнь. Жена, как образ земли, принимает семя. Мужчина дает семя для того, чтобы родился плод. Вы по ботанике знаете, что осеменяет цветок мужская особь, а женская особь принимает. Так вот, у жены не может быть семени. И когда эта загадка осмысливалась святыми Отцами, они предположили, что семя жены – это Некто такой, Кто родится без семени. То есть… - Христос. О.А. Правильно. А вражда между сатаной и семенем жены – это вражда между сатаной и Иисусом Христом. Помните, мы говорили, что древо познания добра и зла было посажен для того, чтобы Адам, как человек, победил змея. И эта война должна быть продолжена. Это пророчество о том, что Жена родит без семени Кого-то, Кто победит сатану. В церковно-славянском тексте звучат слова, которые мы лучше знаем, – что семя жены сотрет главу змея. Это пророчество о том, что будет побежден сатана именно потому, что жена родит Того, Кто победит его. И вот Ева слышит это пророчество, и у нее рождается сын. И она воспринимает это пророчество, как уже свершившееся. Она думает, что не так много времени прошло, и это «мое семя, которое дал мне Бог», (от Бога рожденный… а на самом деле это сбудется, когда пройдет весь Ветхий завет). Еве кажется, что это уже произошло, и поэтому она говорит: « Я приобрела человека от Бога, того, кто сотрет голову змея». Она верит ровно наоборот. Оказывается, Каин будет ужален этим змеем. Каин воспринимает это искушение, и мы видим, как грех начинает распространяться по земле. Это искажение, которое в Адаме и Еве уже есть ( и они живут без покаяния), это искажение человеческой природы, которое передается через наследство, через род человеческий, и одновременно с этим искажает всю человеческую природу. В человеке же есть и образ, и подобие Божие, и тут оказывается, что сам человек способен сам в себе какие-то вещи побеждать. Смотрите, что происходит дальше. Авель становится пастырем овец. В пастырстве Авеля заложена одна очень важная вещь. Ему, как пастуху (как Адаму), доверены животные, которых он должен охранять, спасать от волков, которых он должен любить, за которыми он должен идти в горы, если овца заблудилась. Он уже является образом пастыря, священника. Второй был земледельцем. Это же тоже определенный образ. Тот, кто занимается землей, как бы все время в эту землю смотрит. А когда человек слишком прилепляется к земному, когда человек служит этому, как самому главному, забывая обо всем, он забывает смотреть на небо. Кто смотрит в землю, так к земному может прилепиться, что это земное для него может стать главным. В нашем контексте, когда мы говорим, что человек, с одной стороны, имеет образ и подобие Божее, а, с другой стороны, он помрачены грехом, человек должен бороться за свой образ и подобие, он должен к небесному идти. А может прилепиться к земле, и тогда его уже и так искалеченный образ будет искажаться еще сильнее. Любит ли Бог Каина? - Любит. О.А. Люби ли Бог Авеля? - Так же любит. О.А. Но на что Он смотрит? Он смотрит на то, с каким, вероятнее всего, внутренним расположением человек приносит свою жертву Богу. Когда мы идем на день рождения к нашим любимым друзьям, мы выбираем подарок. Иногда думаешь, что бы такое подарить человеку, чтобы он обрадовался. И тратишь много сил и времени, чтобы найти что-то такое, чтобы друга порадовать. А иногда думаешь: « Так, что у меня дома есть ненужного, чего мне не жалко?». Можно принести что0-то от сердца или отдать Богу то, что самому не нужно. Человек, которому дарят, искренне думает, что ему дарят все от сердца и радуется. А Бог же видит наши намерения. Бог видит наши сердца. Бог видит, как мы это делаем. И я могу тут предположить, что Бог увидел, с каким сердцем делается этот подарок. Один выбирает из своего стада самую лучшую, самую дорогую, самую чистую овечку, как образ Агнца (это уже образ страдания Христа). А другой может думать: «Бог все равно не ест помидоры, я получше оставлю себе, а похуже ему отнесу». Жертва – это образ нашей любви. - Но мы же жертвы не приносим. О.А. Как же не приносим? Такую не приносим, а какую-то другую обязательно приносим. Если мы не приносим никакой жертвы, то никакая любовь неосуществима. И тогда получается, что один поступает с любовью, а другой – лишь бы как бы. Бог видит жертву Авеля и принимает ее. А жертву Каина не принимает. И тут бы Каину задуматься, почему так произошло, а он начинает злобиться, завидовать. Он начинает ненавидеть своего брата. И Господь вмешивается, он одинаково с любовью относится к братьям. Ему дорог Каин. Он приходит и говорит: «Слушай, у тебя на сердце грех. Ты замыслил дурное». Скорее всего, через совесть, Он говорит ему: «Грех лежит у твоих ног, но ты можешь господствовать над ним». Это значит, что любое искушение, которое бы нас ни настегало, мы можем победить. Какая бы страсть нас не захватила, мы можем вернуться к своему образу, если потрудимся и покаемся в чем-то. Через это мы видим, как Бог о Каине заботится, как Он просит Каина не делать этого. Но Каин совершает преступление. Бог отворачивается от Каина? - Нет. О.А. Он как к Адаму к нему обращается: «Где твой брат?» Заметили? Он говорил, - где ты, Адам?, - а теперь спрашивает, - где твой брат? Он хочет Каина вызвать на покаяние. А тот отвечает: «Что я слуга своему брату?». Вот видите, как продолжает грех умножаться в мире, распространяется, как болезнь. Это свойственно человечеству до сих пор таким же образом. Когда мы с вами находим в себе силы, находим в себе мудрость, находим в себе смирение осознать свой грех и попросить прощения, победить его, мы ведь не только свой собственный грех останавливаем, не только свое собственное зло прекращаем. Мы становимся победителями сатаны. В тот самый момент, когда мы побеждаем грех, мы поражаем его в голову. Мы, подобно Христу, становимся победителями сатаны. И это очень важно. - А как они поняли, что Бог принял одну жертву, а другую нет? О.А. Я не знаю. Мне кажется, такие вещи мы понимаем интуитивно. Либо Господь открывает Себя, как голос в душе человека, или через какое-то видение. Описано, что сошел с неба огонь и попалил жертву Авеля. Не знаю, мы же там не были. Мы можем только верить тому, что нам говорит Священное Писание. Наверх |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |