Главная » Воскресная школа » Уроки рисования

 

 

 

Уроки рисования - это не только обучение технике и навыкам

передачи увиденного на листке бумаги, но и возможность общаться друг с другом, делиться своими впечатлениями, получать ответы на свои вопросы. 

Рисование учит детей обращать внимание на красоту окружающего Божьего мира, его правильному восприятию.


И, возможно это 
и есть один из тех путей, которые приводят человека к Богу.

Уже семь лет рисование в нашей школе преподает Мария Мосунова-Короткина, профессиональный художник.





"Рисование - это самый простой и доступный способ развить у детей образное мышление.

Я не знаю другой такой приятной и легкой возможности объяснить маленькому человеку,

что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать".

 

 


                                            

 

     

 

 


 

 

 

  Мария Мосунова-Короткина рассказывает:

 

В нашей воскресной школе  занятия рисованием для детей от 4-х лет и старше проводятся каждое воскресенье.

Время занятий примерно около часа.

Как раз столько, сколько нужно мамам и папам что бы принять участие в приходской трапезе и беседе.

 

 

 

 

 

Занятия рисованием решают сразу три задачи

 

О первой задаче пишет митр. Антоний (Сурожский):
У себя мы 38 лет тому назад создали приходскую школу, и она с тех пор растет. Два раза в месяц после Литургии бывает урок; потом детей водят играть в соседний парк, что бы они друг с другом ближе знакомились. Очень важно, что бы они составили семью, которая в будущем будет приходской общиной... Бывают занятия по предметам веры в группах, занятия по рукоделию, спорт, походы. И это создает между детьми отношения, позволяющие им, когда они подрастут и дойдут до возраста, в котором подростки бунтуют против родителей, делиться своими впечатлениями или искать совета и помощи не в школе или на улице, а идти к своим товарищам по лагерю, по воскресной школе, то есть по Церкви, в конечном итоге, - и получать, конечно, совершенно иного рода ответы.

       
 Вторая задача
 - освободить родителей, что бы они тоже могли учувствовать в приходской жизни, а не только "пасли" своих детей.

       
 И третья, наверное, самая важная задача
 - развить у детей образное мышление, умение видеть и наблюдать.

 

 

 

     

 

 Почему именно рисованием, а не другими предметами,

чаще всего занимаются с  детьми

в воскресных школах?      

 

   Дело в том, что это самый просто и доступный способ развить у детей образное мышление. Ведь одна из задач рисования (независимо от того, кто ты, взрослый художник или ребенок) - изобразить на плоскости трехмерное (объемное) пространство. Это трудно для ребенка, поэтому он, рисуя, обычно не знает, что получится на выходе. 

        Но рисующие дети по своему развитию отличаются от своих сверстников. Они лучше умеют анализировать и сосредотачиваться. Они учатся наблюдать и видеть предметы и людей не сами по себе, а соотношение этих предметов в пространстве. 
       
 Естественно, что рисующим детям приходится обращать внимание на красоту окружающего Божьего мира. Ведь как человек не старался на протяжении многих веков (особенно ХХ века) уничтожить эту красоту, все равно она есть. Я не знаю других, таких приятных и легких способов объяснить маленькому человеку, что в жизни очень важно уметь видеть и наблюдать. Это не значит, что не нужно уметь слушать и общаться, петь или читать… Но все эти умения вместе, наверное, и дают человеку правильную картину мира, в котором есть не только наши мелкие и крупные неприятности, но есть и вещи, которые над нами, которые выше нас. И осознание этого может быть одним из путей, приводящих человека к Богу. 
        От всех остальных предметов рисование отличается тем, что оно всегда работает на результат. Это очень важно для маленьких детей, потому что они пока еще не понимают, как это можно трудиться и не видеть плодов своего труда. А тут все сразу: поработал 3-4 занятия - и есть успехи. И не просто тебе сказали, что ты молодец, а этот успех можно увидеть и показать другим.
        Наверно поэтому практическая психология любит использовать рисование в качестве лекарства от многих неприятностей. 
        Поэтому все воскресные школы и занимаются с детьми рисованием. Это детям в радость, это им не надоедает, они не устают, ну а о пользе таких занятий я уже сказала.

 

 

     

 

Есть ли зависимость между тем, что и как ребенок рисует

и особенностям его  личности и настроения? 

 

      Родители разных детей задавали мне примерно такой вопросы. Например, один психолог напугал маму тем, что если рисунок в черных и коричневых тонах (мрачный), значит что-то не в порядке или с ребенком, или в семье. Дорогие мамы и папы, не верьте! Вначале проверьте, как лежат краски у вашего малыша. Понаблюдайте: может он просто не может дотянуться до ярких красок или ему лень это делать? Может быть, не хватает света, а когда рисуешь в темноте, все становится чернее и мрачнее? Можно назвать и много других самых разных бытовых, но никак не психологических причин. Поэтому, пожалуйста, не анализируйте рисунки ваших детей с точки зрения психологии. Это заведомо неверная оценка. Сами психологи говорят, что их критерии не применимы к художникам. А ведь все наши дети художники. Поэтому психоанализ тут просто не применим. 

        Поясню это еще одним примером. Если сравнить цветовую гамму Рембрандта и Пикассо, то получится, что Пикассо - светлый, радостный и добрейшей души человек, а Рембрандт - мрачный и угрюмый человеконенавистник. Но ведь на самом деле все наоборот. В живописи черным и коричневым цветом можно выражать добро и радость, а красным и желтым испортить настроение.      

 

 

 Пускай дети рисуют, как рисуют

 Это их восприятие мира, их личное отношение с ним. И очень важно помнить, что мы со своим взрослым восприятием можемпомешать ребенку, если начнем говорить ему, что он рисует неправильно и непохоже. Рисовать "похоже", он просто не умеет (этому долго надо учится), а как правильно, порой мы и сами не знаем. Поэтому, пока у детей есть желание рисовать, надо предоставить им эту возможность. Сейчас они это делают с радостью, а пройдет какое-то время, они станут взрослее и все больше и больше начнут обращать внимание на реакцию окружающих людей и подстраиваться под то, "что другие скажут". И тогда ребенок перестает рисовать, он говорит, что не умеет, боится, ему становится неинтересно. Это происходит со всем детьми, и ничего тут не поделаешь. Начинается подростковый возраст с другими интересами и проблемами. Начинается взросление. И тут уже нет места детскому рисованию с вечными "принцессами, машинами-танками" и сказочными персонажами. Это значит - детство закончилось

.