Главная » КАИН И АВЕЛЬ
КАИН И АВЕЛЬ Вы к сегодняшнему дню читали 4 главу. Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.(Быт 4:1,2) А давайте вспомним, что мы читали в 3 главе, когда происходит изгнание Адама и Евы из рая. Смотрите, какие слова говорит Господь, изгоняя Адама и Еву: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. (Быт 3:14,15) То есть вражда между змеем – это кто? - Дьявол. О.А. и между семенем жены – это кто? - Кто происходит от жены. О.А. Но тут такая интересная вещь: дело в том, что у жены не может быть семени. Семя – это то семечко, из которого вырастает жизнь. Жена, как образ земли, принимает семя. Мужчина дает семя для того, чтобы родился плод. Вы по ботанике знаете, что осеменяет цветок мужская особь, а женская особь принимает. Так вот, у жены не может быть семени. И когда эта загадка осмысливалась святыми Отцами, они предположили, что семя жены – это Некто такой, Кто родится без семени. То есть… - Христос. О.А. Правильно. А вражда между сатаной и семенем жены – это вражда между сатаной и Иисусом Христом. Помните, мы говорили, что древо познания добра и зла было посажен для того, чтобы Адам, как человек, победил змея. И эта война должна быть продолжена. Это пророчество о том, что Жена родит без семени Кого-то, Кто победит сатану. В церковно-славянском тексте звучат слова, которые мы лучше знаем, – что семя жены сотрет главу змея. Это пророчество о том, что будет побежден сатана именно потому, что жена родит Того, Кто победит его. И вот Ева слышит это пророчество, и у нее рождается сын. И она воспринимает это пророчество, как уже свершившееся. Она думает, что не так много времени прошло, и это «мое семя, которое дал мне Бог», (от Бога рожденный… а на самом деле это сбудется, когда пройдет весь Ветхий завет). Еве кажется, что это уже произошло, и поэтому она говорит: « Я приобрела человека от Бога, того, кто сотрет голову змея». Она верит ровно наоборот. Оказывается, Каин будет ужален этим змеем. Каин воспринимает это искушение, и мы видим, как грех начинает распространяться по земле. Это искажение, которое в Адаме и Еве уже есть ( и они живут без покаяния), это искажение человеческой природы, которое передается через наследство, через род человеческий, и одновременно с этим искажает всю человеческую природу. В человеке же есть и образ, и подобие Божие, и тут оказывается, что сам человек способен сам в себе какие-то вещи побеждать. Смотрите, что происходит дальше. Авель становится пастырем овец. В пастырстве Авеля заложена одна очень важная вещь. Ему, как пастуху (как Адаму), доверены животные, которых он должен охранять, спасать от волков, которых он должен любить, за которыми он должен идти в горы, если овца заблудилась. Он уже является образом пастыря, священника. Второй был земледельцем. Это же тоже определенный образ. Тот, кто занимается землей, как бы все время в эту землю смотрит. А когда человек слишком прилепляется к земному, когда человек служит этому, как самому главному, забывая обо всем, он забывает смотреть на небо. Кто смотрит в землю, так к земному может прилепиться, что это земное для него может стать главным. В нашем контексте, когда мы говорим, что человек, с одной стороны, имеет образ и подобие Божее, а, с другой стороны, он помрачены грехом, человек должен бороться за свой образ и подобие, он должен к небесному идти. А может прилепиться к земле, и тогда его уже и так искалеченный образ будет искажаться еще сильнее. Любит ли Бог Каина? - Любит. О.А. Люби ли Бог Авеля? - Так же любит. О.А. Но на что Он смотрит? Он смотрит на то, с каким, вероятнее всего, внутренним расположением человек приносит свою жертву Богу. Когда мы идем на день рождения к нашим любимым друзьям, мы выбираем подарок. Иногда думаешь, что бы такое подарить человеку, чтобы он обрадовался. И тратишь много сил и времени, чтобы найти что-то такое, чтобы друга порадовать. А иногда думаешь: « Так, что у меня дома есть ненужного, чего мне не жалко?». Можно принести что0-то от сердца или отдать Богу то, что самому не нужно. Человек, которому дарят, искренне думает, что ему дарят все от сердца и радуется. А Бог же видит наши намерения. Бог видит наши сердца. Бог видит, как мы это делаем. И я могу тут предположить, что Бог увидел, с каким сердцем делается этот подарок. Один выбирает из своего стада самую лучшую, самую дорогую, самую чистую овечку, как образ Агнца (это уже образ страдания Христа). А другой может думать: «Бог все равно не ест помидоры, я получше оставлю себе, а похуже ему отнесу». Жертва – это образ нашей любви. - Но мы же жертвы не приносим. О.А. Как же не приносим? Такую не приносим, а какую-то другую обязательно приносим. Если мы не приносим никакой жертвы, то никакая любовь неосуществима. И тогда получается, что один поступает с любовью, а другой – лишь бы как бы. Бог видит жертву Авеля и принимает ее. А жертву Каина не принимает. И тут бы Каину задуматься, почему так произошло, а он начинает злобиться, завидовать. Он начинает ненавидеть своего брата. И Господь вмешивается, он одинаково с любовью относится к братьям. Ему дорог Каин. Он приходит и говорит: «Слушай, у тебя на сердце грех. Ты замыслил дурное». Скорее всего, через совесть, Он говорит ему: «Грех лежит у твоих ног, но ты можешь господствовать над ним». Это значит, что любое искушение, которое бы нас ни настегало, мы можем победить. Какая бы страсть нас не захватила, мы можем вернуться к своему образу, если потрудимся и покаемся в чем-то. Через это мы видим, как Бог о Каине заботится, как Он просит Каина не делать этого. Но Каин совершает преступление. Бог отворачивается от Каина? - Нет. О.А. Он как к Адаму к нему обращается: «Где твой брат?» Заметили? Он говорил, - где ты, Адам?, - а теперь спрашивает, - где твой брат? Он хочет Каина вызвать на покаяние. А тот отвечает: «Что я слуга своему брату?». Вот видите, как продолжает грех умножаться в мире, распространяется, как болезнь. Это свойственно человечеству до сих пор таким же образом. Когда мы с вами находим в себе силы, находим в себе мудрость, находим в себе смирение осознать свой грех и попросить прощения, победить его, мы ведь не только свой собственный грех останавливаем, не только свое собственное зло прекращаем. Мы становимся победителями сатаны. В тот самый момент, когда мы побеждаем грех, мы поражаем его в голову. Мы, подобно Христу, становимся победителями сатаны. И это очень важно. - А как они поняли, что Бог принял одну жертву, а другую нет? О.А. Я не знаю. Мне кажется, такие вещи мы понимаем интуитивно. Либо Господь открывает Себя, как голос в душе человека, или через какое-то видение. Описано, что сошел с неба огонь и попалил жертву Авеля. Не знаю, мы же там не были. Мы можем только верить тому, что нам говорит Священное Писание. |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |