Главная » ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

   ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

О.А. Помните, о чем мы говорили в прошлый раз?

-  О том, как Бог создал мир, и какие заповеди дал человеку.

О.А. Да, мы с вами говорили  о том, как Господь творит мир. Мы говорили о том, как Господь благословляет седьмой день, в котором мы с вами живем, о Божественном покое и о том, как Бог передает человеку ответственность за творение мира. Мы говорили о том, как Господь сотворяет человека, мужчину и женщину, Адама и Еву, по образу Своему и по подобию.

Может быть, кому-то кажется, что есть на земле такие отвратительные по своим злым поступкам люди, что в них нет никакого образа Божиего. Но это не так. Образ Божий есть в каждом человеке. Но каждый человек  по-разному в себе это образ Божий хранит.

Что такое, как вы думаете, образ?

-  Образ – это внешний облик…

О.А.  Да, для нас, может быть, это внешний облик, потому что мы с вами видим свой образ – где?

- В зеркале

О.А. Совершенно верно. Это наше отображение, потому что у нас есть внешность.  А у Бога есть внешность?

-  Нет.

О.А.  Давайте все-таки вспомним,  Господь – Он какой?

-  Невидимый.

О.А.  Да. Господь есть Дух Животворящий. Он  - невидим. Какой Он еще?

- Он везде присутствует.

О.А.  Он – Вездесущий. Понятно, что если бы Бог был телом,  Он не мог бы быть вездесущим, потому что наше тело нас  ограничивает. Это наша форма, в которой мы существуем, а форма – для того, чтобы ограничивать содержание. Но, тем не менее, в каждом человеке само содержание может быть удивительным.

Так вот, Бог – вездесущий. Бог – невидимый,  бесплотный. Бог – всемогущий.

-  Еще многолетний.

О.А.  Ну, не многолетний, а какой?

- Вечный.

О.А.  Да, вечный

-  Бог есть Любовь.

-  Еще Он не умирает

О.А.  Ну, мы сказали, что он – вечный. Но можно сказать и – бессмертный. Что еще мы можем сказать о Боге?

-  Великий.

О.А.  Да, великий. Справедливый, милосердный. Что еще мы можем о Боге сказать?

-  О Его Божественной красоте.

О.А.  Да, наверное. Каждый человек может увидеть Божественную красоту, ощутить ее своим сердцем, потому что, слава Богу, человек может видеть не только глазами.

-  Господь есть – все хорошее.

О.А.  Да, мы говорим, что Господь есть всеблагой. Он источник всего добра, Он источник жизни.

-  Он свет.

О.А.  Он – свет. Он – свят. Он всесвятой еще. Господь  - творец.  Господь  - всеразумный. Он обладает великим разумом.  Он еще – абсолютно свободный.

-  Еще хранитель. Он все хранит.

О.А.  Да, Вседержитель. Вот смотрите,  что мы сейчас перечислили?

-  Все качества Бога.

О.А.  Мы перечислили качества, а не внешность. А мы могли бы описать Божественный портрет небольшой?

-  Да, это образ.

-О.А. Правильно, это образ. Тогда, что же может быть образом Божием в человеке?

-  Душа.

О.А.  Вы так быстро не отвечайте.  Душа – это НАША душа, а что есть образ Божий в человеке?

-  Любовь?

О.А.  Ведь если мы говорим, что наше с вами отображение в зеркале – это наш портрет,  то образ Божий в человеке – это что? Это тоже, наверное, Его отображение в нас. Ну чем Бог в нас отображается?

-  Своими качествами.

О.А.  Да, своими качествами.  А какими качествами? Вы представляете себе, что практически всеми качествами, о которых мы с вами знаем. Что это значит? Что в каждом из нас есть то же, что и у Бога.  Только у Бога это какое?

-  Совершенное.

О.А.  А у нас?

- Несовершенное.

О.А.  А как назвать – какое это у нас?

-  Человеческое

О.А.  Проще

-  Неразвитое.

О.А.  Неразвитое! Молодец! Абсолютное – это Его принадлежность,  Он в нас это отображает, как будто нам это дает

-  Даром.

О.А.  Да, даром.  Он в нас это вселяет в виде таких

-  крупинок.

О.А. . Да, таких крупинок, семечек, которые в нас могут вырасти, а могут и не вырасти. Согласны? Помните притчу о талантах, кто-то может в себе талант развить, а кто-то закопать. Так вот смотрите, что получается:  в каждом человеке есть  возможность  раскрыть в себе Божественные качества, стать подобно  Богу – каким?

- Вечным…

- Вездесущим…

- А как это?

О.А.  Мы, между прочим, если захотим, то бываем вездесущими.  Вот, например, стоит  Христина на Литургии,   а где она мыслями в этот момент?   Мечтает, как она покупает  какую-то клеевую штучку. Или куда она пойдет  в гости и что она наденет.

-  Или мы можем легко на самолете долететь в другой город.

О.А. И все люди сейчас транспонируют свою сущность в какие-то внешние объекты. Мобильная связь, интернет, скайп.  Мы можем общаться с людьми, находящимися  в любой точке планеты. Когда это могло быть? Это, действительно, проявление возможности вездесущия, вездепребывания.  Мы по скайпу можем одновременно общаться с людьми, находящимися в разных частях света.

Но это только внешние проявления.  Человек, оказывается, обладает колоссальными возможностями, просто потрясающими.  Каждый человек, сотворенный Богом, потому что Бог в него вложил  Самого Себя,  Свои Собственные качества,  может развить их до удивительного совершенства. Но он может развивать их по-разному. Он может развивать их, стремясь как-то приблизиться к Богу,  а может  стремиться самого себя утверждать в этом мире, в своей гордыне и желании  сделать себе имя в этом мире. Посмотрите, насколько человек может быть изобретателен.  Но есть и другое понятие – подобие.

- Но ведь раньше не было ни мобильной связи, ни скайпов.

О.А. А как ты думаешь, почему это появилось только сейчас? Разве люди были глупее,  и у них было меньше способностей? Если бы  людям 300 лет назад показали все это, они бы подумали, что это какие-то чудеса: люди летают по воздуху,  плавают под водой,  он бы даже не поняли, что такое телевидение и интернет.  Но мы же и сами не знаем, как это устроено. Мы просто нажимаем кнопку и видим то, что происходит на экране.  Как вы думаете, почему именно сейчас такое развитие прогресса в человечестве?

-  Потому что люди много понимают…

- О.А. А вы думаете, что люди в древнем Египте были глупее нас?

-  А потому что мы сейчас в Бога  верим!

О.А. Может быть,  ты сначала будешь думать, прежде чем говорить.  Давайте пока отложим этот вопрос. Давайте все-таки решим, что такое подобие.

-  Это подобать делами своими.

О.А. Что значит – подобать?

-  Быть похожим.

О.А. Значит, Бог человеку дарует свой образ, с этим мы немножко разобрались.   А оказывается, что в подобии человек должен стать похожим на Бога, то есть развивать свои  способности  в подражание Богу.  Вот смотрим, седьмой день… Бог Адама ставит на Свое место на земле, дает возможность этим миром управлять, и смотрит, как человек будет  в себе развивать свой образ Божий.  Быть подобным – это значит быть похожим.  Людей, которые смогли быть похожими на Бога,  как называют?

-  Преподобными.

О.А.  Оказывается, развить в себе эти качества правильно, раскрыть в себе образ Божий, человек может именно таким  образом -  постоянно стремясь исполнять  заповеди Божии, стремясь жить по Евангелию,  стремясь к Богу своим сердцем.  И когда все это развивается в нем, как образ Божий, человек становится богоподобным, человек  становится  прекрасен во всей своей духовной красоте и в своих способностях.

Но человек может развивать эти способности без Бога.

-  Нет, он не может. Как можно без Бога что-то делать…

О.А.  Может. А как можно создать атомную бомбу?  А как можно создать химическое оружие? Человек те же самые способности развивает.

-  А они не от Бога.

О.А.  Как не от Бога?  Все способности  от Бога.  Но у человека есть свобода использовать свои способности не для Бога.  Вот давайте подумаем, почему в свое время люди жили без мобильных телефонов, без телевидения… без самолетов,  ракет и ядерного оружия?

-  Потому что он захотел быть вездесущим и всемогущим.

О.А. Просто они по-другому реализовали все эти вещи.  Действительно, их способности развиваются, потому что  человек не может не развиваться.  Но когда он развивается без Бога, он развивается в материальном отношении. А когда он с Богом, то в духовном.  Вот и все.

-  Да, вот  раньше люди, если что-то делали, не  годились этим. Вот писали иконы,  и не подписывали свое имя, потому что знали, что Бог все видит.

О.А.  Люди были проще.

-  И верили более чисто.

О.А.  Их менее занимали проблемы земного бытия. Их более занимали проблемы собственной души и отношений с Богом.  Может быть, поэтому и прогресс так долго не развивался. Но как только люди обратили внимание  в большей степени на свое земное благополучие, на свое комфортное устроение в мире, стал развиваться прогресс. Не наука стала развиваться, потому что наука всегда развивалась очень активно,  наука-то сейчас как раз и не развивается.  А развиваются – технологии.  Не делается новых открытий, а развиваются старые.  Наука не идет вперед, наука идет вширь.

Вот смотрите, что же произошло. Как же, собственно говоря,  человечество оказалось перед таким разрывом: есть возможность идти к Богу, и есть возможность от Бога уклоняться. Это проблема свободы. Человек  обладает этим божественным качеством, одно из свойств нашего образа Божия – это быть свободными людьми. Потому что любовь  и свобода, два замечательных дара Божия,  неразрывны друг с другом.  Не может быть любовь без свободы, и свобода не может быть без любви.  И если Бог творит человека по любви,  то  обязательно дарует ему и это качество – свободу.  А что свобода предполагает?

-  Возможнсть выбора.

О.А.. Да. Она предполагает возможность любить или не любить, веровать или не веровать, слушаться или не слушаться., поступать по своей воле или подчиняться воле того, кто любит тебя.

- Вы сказали, что свобода не может быть без любви. А потом, что свобода предоставляет выбор любить или не любить… а если не любить, то как быть со свободой?

О.А. Свобода любить и свобода не любить – это одна и та же свобода. Если я хочу, чтобы меня любили, я не могу заставить, чтобы меня полюбили.  Я должен для этого что-то сделать. Я должен сделать хотя бы первые шаги. Если я заставлю себя любить, то любви не будет, а будет только исполнение моих требований, будет внешняя форма. Любить можно только свободно.  И поэтому у человека есть возможность и не любить.

И вот мы сейчас переходим к грехопадению.  Бог показывает человеку Свою любовь. Бог оказывает человеку огромное доверие, предлагая ему в дар весь мир.  У человека оказывается помощник и любимый им человек -  Ева, чтобы они могли научиться любить друг друга и тем самым реализовать Божественную любовь. В лице Адама и Евы Бог творит не только первую семью,  которая должна произвести потомство на земле и наполнить весь мир, но  образ Церкви.   Адам и Ева любящие друг друга и Бог посреди них – это уже Церковь.  Он же сказал – что где двое или трое собрались во Имя Мое, там и Я посреди них.

-  А если четверо?

О.А. Четверо еще лучше. Но все начинается с пары. Любовь требует взаимности. Почему мы Христиане говорим, что верим в святую Троицу, и понять этого никто не может. Ведь Бог – Един.  Есть религии, которые тоже исповедуют веру во единого бога,  иудеи и мусульмане. Но они не понимают, что такое Троица, смеются над христианами и говорят,  что они, как язычники, верят в трех разных Богов.

Но если Бог – любовь,  может ли Он быть  Сам по Себе, один?

-  Ну, любовь – она большая.

О.А.  Но Бог Сам  есть  Любовь,  и  существует вечно,  и мир сотворен Им вне зависимости от Его вечности. Бог существовал всегда, когда еще мира не было.  Но он всегда был – Любовь. А к кому была эта любовь?

-  К человеку.

О.А. Не было человека.

-  К Сыну.

О.А.  К какому сыну, еЕсли Он не Троица?  Если Он – не Отец? Тогда только к самому Себе.  А это уже будет эгоизм, самовлюбленность. И поэтому, когда мы говорим, что Бог есть Троица, мы понимаем, что Бог есть Любовь. В трех лицах эта любовь осуществляется. И когда Бог творит человека, человек тоже не может быть один на земле.  Если он хочет научиться любви, должен быть еще кто-то, на кого эта любовь обращена.

-  А почему трое? Не может быть двое?

О.А. Это вопрос  таинственный и нам не понятный, это тайна Божественной жизни.  Но нам понятно, что человек, чтобы научиться любви должен иметь  еще кого-то, от него отдельного. И если с ними при этом есть Бог, который – Любовь, это уже есть образ Церкви. Адам и Ева – это маленькая Церковь на земле. И эта Церковь являет собой отражение Божественной любви. И Бог хочет, чтобы любовь в этом мире развивалась,  чтобы она освятила этот мир.

А что любви мешает? Что может разрушить любовь?

-  Гордость.

-  Самолюбие.

О.А. Правильно! Как вы это хорошо все понимаете. Любовь заключается в том, что человек желает себя другому отдать. Как и Бог. Вы сегодня слышали в Евангелии, что Бог  так возлюбил мир, что Своего сына Единогодного отдал. Вот желание любви всегда осуществляется в том, чтобы  отдавать себя, чтобы сердце свое другому отдать.  И когда вы в своей жизни кого-то полюбите настоящей любовью, то у вас будет желание отдать человеку свое сердце. А любовь разрушается от того,  что  кто-то хочет себе эту любовь присвоить,  ничего в ответ не отдавая.  Тогда все распадается.  Все оскудевает и не имеет никакого смысла, когда один любовью пользуется и ничего не отдает.

-   Как можно хотеть не любить,  если тебя любят…  

-О.А. Вот, Ксения, это  самый интересный момент. Человеку сейчас, к сожалению, стремиться, чтобы нас все любили, но отдавать свою любовь нам бывает жалко и тяжело.  Отдавать себя – это труд очень большой.

-  Но это и радость

О.А. Это радость, но и очень большой труд.

-  Но Бог послал на землю Своего Сына, а не Сам пошел. И в чем здесь любовь?

О.А. А это то же самое, только  гораздо тяжелее. Вот ты, наверное, понимаешь, что твоя мать скорее себя принесет в жертву, чем  позволит тебе пострадать.

-  А зачем это  было нужно?

О.А. Чтобы нас спасти. Иначе бы мы погибли.

-  Неужели Он Сам не мог пойти и все исправить?   

О.А. Потому что Он сотворил нас, как Своих сыновей, и по образу Своего Сына.  Мы для Него стали такими же, как Его Сын. Поэтому Его Сын становится вместе с нами в один ряд. Он, Его Сын, и мы, Его дети, становимся в один ряд.

- Тогда получается, что  Он, Сын и Дух -  это три разные вещи.

О.А. Нет, это одна и та же Божественная природа. Ты, и твоя мама и папа, и твой брат, вы различны, но вы вместе – люди.  Мы разберемся с этим постепенно.  Наверное, сразу все и непонятно, и это хорошо, иначе мы бы не задавали вопросов и были бы очень примитивными людьми.  

-  А у меня такой вопрос.  Бог невидим сейчас, а раньше Он был видим, если  Адам и Ева с Ним разговаривали и Его видели?

О.А. Они Его не видели. Но надо понять, что они были очень на нас с вами не похожи.  Они были совершенно иными прекрасными созданиями. Они обладали полнотой образа Божиего.   

Человек, совершивший грехопадение, то есть захотевший присвоить Божественную любовь,  ничем на это не ответив, захотев от Бога получить, ничего не отдавая,  настолько себя сегодня исказил, что помрачил и разрушил в себе Божественный образ и потерял Божественное подобие. Вот в этом и есть страшный момент грехопадения.  А так как человек был сотворен Богом из земли и неба, то человек был как бы передаточным звеном между небом, духовным миром, и миром земным. И так как он сам себя исказил, то и все отношения в этом мире через человека были страшно искажены: отношения с животными, отношения с природой,  со всем мирозданием.  Можно сказать, что грехопадение  было такой страшной мировой катастрофой,  что мир словно взорвался этим грехом.  И человек  стал совершенно не похож на первого сотворенного человека.

-  Как в кривом зеркале.

О.А. Да, вы помните, мы говорили про осколок кривого  зеркала.  В каждом из нас он сидит в большей или меньшей степени.  И мы его либо выплакиваем,  как это случилось с Каем, либо он в нас так глубоко начинает сидеть, что  мы вокруг себя мир творим  таким вот злым и жестоким.

Дома прочитайте главу третью, и мы стих за стихом будем разбирать, что же случилось с Евой, что же там произошло.

А теперь вопросы.

-  Почему человек должен приходить в храм? Почему он не может молиться  дома один?

О.А. Он может молиться дома один…

-  Но ведь в храм надо ходить.

-  Причащаться дома же нельзя.

О.А.  А потом, вот ты знаешь, сегодня я  читал молитвы Божественной Литургии,  они много лет мне известны, и вдруг я понял, что этими молитвами,  приходом в храм и нашим общим участием в Литургии мы тоже исполняем заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему. Мы становимся друг другу не чужими людьми. 

Наши Литургические молитвы – это просто признание любви к Богу.  Человек участвует в службу, молится этими молитвами, и Бог ему так может открыться,  что человек может почувствовать эту Божественную любовь.

-  А почему во всех почти молитвах человек называет себя рабом Божиим? Если подумать логически, то Богу рабы не нужны.

О.А.  Раб в данном случае – это не тот, кто живет в страхе, а тот, кто работает Богу, трудится над собой, который свое сердце окаменевшее, душу свою, не очень светлую, пытается исправить,  то есть – трудится, работает для Бога.

У святых отцов есть такое понятие: прежде, чем человек вырастает  в сына,   он должен пройти несколько ступеней  своего духовного развития. Сначала он  -  как раб, труженик над собой. Потом он  начинает получать от Бога  очень большие милости, как ответ от Бога на свой труд. А потом, когда он  в  этой милости утвердился,  он любит Бога абсолютно бескорыстно и становится Ему сыном. Но надо пройти три ступеньки.

-  Вот мы - православные, а есть  - католики, но мы же все – христиане. Почему же одних называют  католики, а других – православные?

О.А.  Дело в том, что тысячу лет назад между  Римской Церковью, западной, и Византийской, восточной, произошел раскол.   Церкви друг друга не смогли понять, поссорились очень сильно из-за политических и догматических  расхождений. Любви тогда не хватило.  И Церковь разделилась на две половины.  Западная Церковь стала подчиняться Римскому папе,  их стали называть католиками.  А Восточная Европа ушла  в общение восточных патриархов,  и их стали звать православные.  Вот так сейчас мир и существует.

-  После причастия можно жвачку жевать?

О.А. Через какое-то время, не сразу,  после  того, как пообедал. Мы  трепетно относимся к тому, что принимаем, как причастие,  поэтому омываем свой рот, пьем запивку. Не дай Бог, если во рту осталась маленькая частичка,  и ты ее вместе со жвачкой выплюнешь. Это вопрос только технический, не в том дело, что жвачка плохая.

-  Как могло получиться, что примерно 5 тысяч лет прошло до того момента, как люди научились шить одежду,  а за две тысячи лет дошло до того, что люди летают в космос?

О.А. А на самом деле -  за пятьдесят последних лет. Мы об этом же сегодня говорили. Чем больше человек начинает заниматься  своей душой,  тем глубже становятся его знания о Боге.  Чем меньше человек начинает заниматься своей душой, тем больше его способности  (они же не могут просто умирать) распространяются на другие вещи.  Он начинает изобретать золотые туалеты… все, что нужно для его земного комфорта. Но при этом стремления к Небесному Царствию все меньше и меньше.  И я думаю, что это напрямую связано. Когда люди начинают заниматься  поиском Царства Небесного, у них развиваются способности любви, прежде всего.  Если люди занимаются поиском царства земного,   у них открываются способности устроителей земного  бытия.

-  Почему люди не одобряют компьютеры?

О.А. Да нет, здесь по-разному…  Конечно, если плохо становится рабом компьютера, что  в этом может быть хорошего.  Люди книги разучились читать.

-  А почему курить – это грех?

О.А.  Потому что это очень дурная привычка. Потому что человек приучается к тому,  от чего не может освободиться.