Главная » Сказка сказок
Сказка сказок Ю. Норштейн В 1984 году, в Лос-Анжелесе мультфильм признан "лучшим мультфильмом всех времен и народов"
ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА
О.Алексей: Мне кажется, что этот мультфильм скорее взрослый, чем детский, но я все-таки решил его вам показать, потому что нельзя разделять какие-то вещи на взрослые и детские. Есть, конечно, очевидно взрослые вещи, есть очевидно детские… Но есть какие-то такие – и их немало – произведения искусства, которые общие для всех – и для детей и для взрослых. И вот почему. В Евангелии Христос говорит, обращаясь ко взрослым, очень важные вещи. Он им говорит: «Будьте как дети». И во многих евангельских текстах это подчеркивается. В одном месте Христос укоряет своих апостолов за то, что они не пускают детей подойти к Нему; в другом месте Христос берет ребенка, ставит его перед учениками и говорит: «если вы не обратитесь и не станете как дети – вы не войдете в Царство Небесное», то есть вот таким, как дети, открыто Царствие Небесное. Когда Христос это говорит – что имеется в виду? Что значит быть как дети? - Чистосердечным. - Так, принимается, еще что? Ведь это очень важно понять, ведь часто дети и подростки… не очень хорошо себя проявляют в жизни. Подростки очень часто бывают грубыми, спорщиками, со всем не соглашаются, входят в конфликты. Дети часто бывают капризными, обидчивыми, ни на что не способными. Вот когда Христос говорит «будьте как дети» - это что? Правильно сказано – чистосердечными, но ведь наверное не только это, правда? - Наивными. - Терпеливыми. - Вась, ты терпеливый? - Нет. (смех) - Я тоже не замечал в детях очень большой терпеливости, честно говоря. Дети как раз нетерпеливы. - Добрыми. - Да, вообще-то дети как правило гораздо добрее, чем взрослые. - Вообще-то они будут идти или пока не дойдут или пока интерес не пропадет. - Целеустремленными? - Да. - Наверное. Ребенок если чего захочет, то добьется своего. Это верно. Там, где взрослые отступают, дети часто бывают более целенаправленными. Еще? - Умение радоваться. - Умница. Очень хорошо. Умение радоваться у детей – это конечно, одно из самых прекрасных качеств этого возраста, за которые мы и любим свое детство. Давайте вспомним – за что мы любим свое детство? - За то, что у нас было много друзей, и вообще было гораздо лучше… - Когда ты был маленьким, было лучше, да? Чем когда ты стал большим (смех). - Дети очень общительны. - Общительны, да. Дети умеют дружить, да? Дружные. Прекрасно. - Всему верят. - Очень доверчивы. Наивность, чистота, доверчивость, целеустремленность, умение дружить, умение радоваться, да? Что еще? - Без лицемерия. - Да, ребенок не умеет лицемерить, он такой, какой он есть. Искренность. Отлично. - У детей нет гордыни. - Нет. По крайней мере как у взрослых – точно нет. Это точно. - Грехов. - У детей мало грехов – вот Вася молодец. У детей мало грехов. - А ребенок вообще до определенного возраста может не грешить, а может только случайно. - Он не хотел. - Дети более оптимистичны. - То есть они не унывают. Дети не унывают. Сто процентов. Видите, как мы много рассказали, казалось бы, не имеющего отношения к тому, что мы сейчас увидели. А на самом деле – вот вы сидели, смотрели, думали – а о чем этот фильм? Какие странные там образы, какие непонятные ситуации… Мы сейчас рассказали на самом деле об этом фильме все самое главное. Поняли, о чем фильм? Не поняли. Ну давайте подумаем, о чем я говорю. - А при чем тут фильм и дети? - Как не было детей? Главный герой этого фильма – кто? - Волчонок. - А кто он? Он не просто волчонок. Мне кажется, волчонок - это как раз тот взрослый, который сумел сохранить свое детство. Это образ такого настоящего внутреннего мира очень важного. Откуда этот волчонок? - Из песенки. Из колыбельной. Из той самой колыбельной, которую пела мама. Баю-баюшки, баю, не ложися на краю… придет серенький волчок и ухватит за бочок… Ведь этой колыбельной даже не знаю сколько ей лет. Когда она родилась, эта колыбельная? Может быть, ей сто лет, может триста, может тысяча. И вы будете ее петь своим детям… Эта колыбельная, наверное, не исчезнет из жизни нашей страны, из нашего детства. И поэтому главный герой – волчонок из колыбельной песни детства… А что такое колыбельная? - Песня, которую поют, когда засыпают дети. - Кто ее поет? - Мама, папа, может старшие сестры… - Как вы думаете, это же ведь не только память детства. Это память любви, правда? Той самой настоящей любви, которая что делает с ребенком? Она его защищает. Она его успокаивает. Она его кормит. Она фактически дает ему жизнь. Это колыбельная, в которой рождается человек – не просто, как тот, кто из маленького станет взрослым, а человек, в котором рождается все человеческое. Самые главные чувства, о которых вы сказали, которые он должен сохранить с детства и оставить у себя, когда он повзрослеет. Те чувства, о которых Христос сказал «будьте как дети». Давайте дальше вспоминать, что в этом мультфильме запомнилось или вызвало вопросы? - Там есть два разных изображение – одно как бы в одном стиле сделано, другое – в другом. - Два мира. - Да. - Точно. Давайте теперь про эти два мира поговорим. Один мир какой-то более или менее узнаваемый, реальный и какой-то мир – как будто это мечта какая-то или сон или что-то такое совершенно неземное. Что в этих мирах особенного? Давайте подумаем, зачем они показаны, эти миры. Что они изображают? - Детство и настоящий момент. - Так, еще давайте подумаем. Наверное, все могут подключиться, в том числе и взрослые. - Мне кажется, что тот мир, который похож на мечту – это и есть детская мечта… - Мечта о чем? - О детстве. - Только ли о детстве? Смотрите, в этом мире – мечты – там в основном все взрослые! А что в этом мире показано? В этом мире показана настоящая любовь. Какие качества там есть? Что там мы видим? - Семья – мама… - Поэт. Который мучается творчеством, вдохновение его, с лирой своей сочиняет … произведение… может быть, самое главное в его жизни… - Мама, ребенок… - Семья, да? Простой рыбак, который ловит эту рыбу и всех кормит. - Кота. - Девочку, которая вместе с зубром играет. А о чем это говорит – когда девочка с этим зубром? - Дикие звери и… - Лев и телец. - Пророк Исайя говорит, что наступит такое время, когда – в Царствии Небесном – не будет никакой вражды между человеком и миром, когда лев и теленок будут вместе питаться из одной кормушки, когда зайцев не будет есть волк, понимаете? И мы видим этот мир любви. А какой так еще есть персонаж? - Странник. - Совершенно верно. Идущий странник, которого не забывают эти люди, которого приглашают за свой стол, за эту бутылку вина, за похлебку, которую готовят… Хотели бы вы в этом мире жить? - Да. - Это мир, в котором каждому хочется поселиться. Там даже те обиды, которые мы видим в этом мире – они просты и понятны… Мы же видим, что это детские обиды. Так дети обижаются, так дети себя ведут. Если взрослые обиделись , они по-другому себя ведут. - Ужас. - Да, ужас что бывает когда взрослые обиделись. Вот когда дети обижаются – все не страшно, потому что все можно привести в порядок и все можно выстроить, если есть любовь. Мы видим, что тот мир, в который свет проникает – мы видим, что он с неба идет – как бы луч света с неба. Это 79 год. Более того. Сам режиссер – Юрий Норштейн – в тот момент наверняка еще не был христианином. И создал вот такой фильм. Сейчас он уже пожилой человек, старше чем я. А сын его – знаете кто? - Кто? - Очень хороший известный иконописец. Это не случайно, наверное, что сын стал тем человеком, который пишет иконы. Сам фильм ведь тоже немножко иконописный такой… А давайте вернемся теперь в мир земли. В мир не вот этой мечты детской о любви, о свете и о таком мире, где нет зла. - А там еще солдаты исчезают. - Ну это не совсем зло даже. Юрий Норштейн показал конечно мир его детства. Оно было таким. У него была мечта о прекрасном детстве, но в его детство вошла война. Он родился – кажется в 41 году? В год начала войны. И был совсем маленьким ребенком, когда война закончилась. И он хорошо знает и помнит те времена – как уходили на фронт отцы и не возвращались, как оставались матери одинокими вдовами, как возвращались раненые безногие и безрукие солдаты. И все это было связано с теми песнями, которые он услышал в детстве. Его детство было таким. Оно было связано с тем, что война вошла в мир человека и очень многое там разрушило. И может быть, самое главное, что он помнит о своем детстве – это запах и вкус этих яблок. Причем может быть даже зимой, потому что они хранят в себе – что? Запах лета. Запах солнца, запах тепла. И вот эти яблоки имеют тоже большое значение для этого фильма. - А у меня такой вопрос: а почему в конце – была зима – но там спелые яблоки падали? - А вот представьте себе – для маленького ребенка снежинка такого же размера, как для нас или другая? И яблоки – они же для него могут казаться огромными! - Там еще мальчик, который есть яблоко и ворону угощает… - Это мечта… - Это не мечта, это реальность. Это его родители. - Мне кажется, мальчик посмотрел на свою совесть и думает, что он сейчас будет делиться яблоками с воронами. - Смотрите, как показан этот мальчик – что он может стать таким, а может стать другим. Тут показано, что у этого мальчика два выбора, два пути в своей жизни. Он может так вот … открыть свое сердце и вот так вот со всеми делиться этими яблоками… С воронами даже, странными животными. Ему будет радостно, он будет прижимать их к своей груди… Он может стать таким мальчиком, а может? - Другим. - Совсем другим. Вот таким как вот… с пивом. С банкой пива. Который ничего не видит, ничего не хочет, который думает только о себе самом. Поэтому – видите – ему даже надели такую шляпу Наполеона. «Я самый главный. Я самый сильный. Я самый умный. Мне никто не нужен». - А что он выбирает? - А мы? Это вопрос не к ним. Это вопрос ко мне. Это вопрос к тебе. Это вопрос к нам – а что мы выбираем? Понимаете, почему так фильм заканчивается? Фильм заканчивается тем, что каждому дана возможность выбрать. Ты как хочешь? Вот так? Или вот так? Яблок – хватит на всех. Яблок так много – они падают с неба, как такие дары Божии. Заметили, да? И их хватит на всех. Как ты хочешь – помните, он сидит, на это яблоко оперся – «мое яблоко, никому не дам». А другой – он же – сидит – на веточке, обнимает ворону и с другой вороной же делится. Ты что выбираешь? Тебе как хочется жить? - С друзьями. - Вот этот вопрос, который нам задан, этот фильм дает возможность как-то увидеть, пережить и для себя решить – как мы будем жить? Какое наше будет детство? Какими мы хотим стать, когда вырастем взрослыми? Как вот этот дядька с бутылкой пива или как вот этот волчок? - А это его отец? - Да. - Родной? -Да. - А его мама увела же? - А потому что мама не заметила в своем сыне очень важной вещи. Если бы это была такая внимательная мама, она бы осталась вместе с сыном и вместе бы кормила с ним этих птиц. А она его оттуда забрала, из этого мира, она вырвала его из мира этого детства… И тогда он стал другим. Это показаны взрослые, которые забыли о своем детстве, которые не остались детьми. Такие взрослые, которые перестали быть детьми. Украли детство у своего ребенка. - И даже шляпа у него такая же стала… Вот такой мультфильм. Серьезный, да? - А у меня еще вопрос. Почему в деревне, где жил этот волчонок, заброшенной, какие-то ящики сгорели? - А это прошлое сгорело. Машины – это реальность такая. Мир стал таким. Все на машинах, мир такой автоматизированный, все перестали быть такими, какими они были в детстве. - А еще волчонок качался на этой штуке… - А что это за штука? - Машина, швейная, старинная… - Зингер… - Мой папа вспоминал про эту машинку. А вот при чем здесь картошка? - Вы когда-нибудь ели печеную картошку? Да! - Тогда чего вы спрашиваете? Это самый главный вкус нашего детства! - Даже такие мелкие вещи как картошка…. - Мы же только и делали, что пекли картошку на кострах! - А еще вот я упустил, когда волчонок берет эту …бумагу… - Давайте к этому вернемся, это очень важный момент. - Перебегает дорогу, и она превращается в ребенка. - ну-ка ну-ка давайте подумаем, это очень интересный образ! Он попадает в мир этой прекрасной мечты. В мир, где все озарено любовью. Все озарено творчеством. Почему он туда попадает? А потому что здесь, на земле, ему этого не хватает. Ему хочется взять с собой кусочек этого мира. Правда? Кусочек этого мира он берет в чем? - Бумага? - Это не бумага. - Песня? Творчество. - Это может быть песня. Это может быть поэзия. Это может быть самое прекрасное, что создал этот поэт. Это его творчество. И он – поэт – понимает, что он написал не для себя, а вот для волчка он и написал. И тогда он дает возможность волчку взять с собой частичку этого мира. Так почему, Ваня, она превращается в ребенка? - Потому что это и есть ребенок! - Правильно, Лиза! Потому что это детство! Он взял с собой свое детство. Он получил это детство. Он взял этого ребенка, самое драгоценное, самое светлое, самое чистое и – самое главное с ним свершилось. Мы с вами сейчас посмотрели очень взрослый фильм. Я думаю, ребята, я уверен, что далеко не каждый взрослый способен этот фильм так почувствовать и понять, как вы сейчас это все сделали. - Я вот раньше его смотрел и совершенно не понимал. - Я думаю, что если вы его пересмотрите через некоторое время, вы увидите снова и снова новые какие-то впечатления, новые чувства, будет ощущение света и чистоты… Вот тетя Надя прорыдала весь фильм.
Юрий Норштейн о своем фильме Это должен быть фильм о памяти. Помните, какой длины были дни в детстве? Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день. Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего. То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба-не дружба, радости, не узнаваемые как радости - от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек - это пережидание судьбы пусть нас минует. Не об этом фильм. Это должен быть фильм с поэтом в главной роли, причем не обязательно поэт появится на экране, можег появиться его стихотворение - такое, как "Сказка сказок" Назыма Хикмета: Стоим над водой - солнце, кошка, чинара, я и наша судьба.
И должна появиться на экране кошка, любвеобильное, памятливое существо, и одинокий башмак - разнопарка, найденный детьми в мусоре - кто бы мог его там поставить, новый, с целой подметкой башмак? И тот пень березовый, который как у Твардовского говорится, весной " зальется пеной розовой " , и все окрестные бабочки, жуки и худые перезимовавшие пчелы слетятся на пир. Пойде! дождь, напитает землю, наполнит ботинок, пень, вымоет булыжную мостовую и в конце улицы встанет и будет долго стоять вечерняя заря... Белье на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей; дяденька на деревяшке с одной ногой, наш сосед, пришедший так с войны... Наш сосед в одном ботинке... Все это может быть организовано в простой сюжет, но сюжет особенный, сюжет-гармошку, раздвигающийся, расширяющийся, а в конце сведенный к одному простому звуку; " Живем ". Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье - это каждый мирный день. Каждый день. Л. Петрушевская, Ю. Норштейн |
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |