Главная » Сказка сказок

 

 




Сказка сказок



 Ю. Норштейн


В 1984 году, в Лос-Анжелесе мультфильм признан "лучшим мультфильмом всех времен и народов"

 

 

 

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА

 

О.Алексей: Мне кажется, что этот мультфильм скорее взрослый, чем детский, но я все-таки решил его вам показать, потому что нельзя разделять какие-то вещи на взрослые и детские. Есть, конечно, очевидно взрослые вещи, есть очевидно детские… Но есть какие-то такие – и их немало – произведения искусства, которые общие для всех – и для детей и для взрослых. И вот почему.

В Евангелии Христос говорит, обращаясь ко взрослым, очень важные вещи. Он им говорит: «Будьте как дети». И во многих евангельских текстах это подчеркивается. В одном месте Христос укоряет своих апостолов за то, что они не пускают детей подойти к Нему; в другом месте Христос берет ребенка, ставит его перед учениками и говорит: «если вы не обратитесь и не станете как дети – вы не войдете в Царство Небесное», то есть вот таким, как дети, открыто Царствие Небесное. Когда Христос это говорит – что имеется в виду? Что значит быть как дети?

- Чистосердечным.

- Так, принимается, еще что? Ведь это очень важно понять, ведь часто дети и подростки… не очень хорошо себя проявляют в жизни. Подростки очень часто бывают грубыми, спорщиками, со всем не соглашаются, входят в конфликты. Дети часто бывают капризными, обидчивыми, ни на что не способными. Вот когда Христос говорит «будьте как дети» - это что? Правильно сказано – чистосердечными, но ведь наверное не только это, правда?

- Наивными.

- Терпеливыми.

- Вась, ты терпеливый?

- Нет. (смех)

- Я тоже не замечал в детях очень большой терпеливости, честно говоря. Дети как раз нетерпеливы.

- Добрыми.

- Да, вообще-то дети как правило гораздо добрее, чем взрослые.

- Вообще-то они будут идти или пока не дойдут или пока интерес не пропадет.

- Целеустремленными?

- Да.

- Наверное. Ребенок если чего захочет, то добьется своего. Это верно. Там, где взрослые отступают, дети часто бывают более целенаправленными. Еще?

- Умение радоваться.

- Умница. Очень хорошо. Умение радоваться у детей – это конечно, одно из самых прекрасных качеств этого возраста, за которые мы и любим свое детство. Давайте вспомним – за что мы любим свое детство?

- За то, что у нас было много друзей, и вообще было гораздо лучше…

- Когда ты был маленьким, было лучше, да? Чем когда ты стал большим (смех).

- Дети очень общительны.

- Общительны, да. Дети умеют дружить, да? Дружные. Прекрасно.

- Всему верят.

- Очень доверчивы. Наивность, чистота, доверчивость, целеустремленность, умение дружить, умение радоваться, да? Что еще?

- Без лицемерия.

- Да, ребенок не умеет лицемерить, он такой, какой он есть. Искренность. Отлично.

- У детей нет гордыни.

- Нет. По крайней мере как у взрослых – точно нет. Это точно.

- Грехов.

- У детей мало грехов – вот Вася молодец. У детей мало грехов.

- А ребенок вообще до определенного возраста может не грешить, а может только случайно.

- Он не хотел.

- Дети более оптимистичны.

- То есть они не унывают. Дети не унывают. Сто процентов.

Видите, как мы много рассказали, казалось бы, не имеющего отношения к тому, что мы сейчас увидели. А на самом деле – вот вы сидели, смотрели, думали – а о чем этот фильм? Какие странные там образы, какие непонятные ситуации… Мы сейчас рассказали на самом деле об этом фильме все самое главное. Поняли, о чем фильм? Не поняли. Ну давайте подумаем, о чем я говорю.

- А при чем тут фильм и дети?

- Как не было детей? Главный герой этого фильма – кто?

- Волчонок.

- А кто он? Он не просто волчонок. Мне кажется, волчонок - это как раз тот взрослый, который сумел сохранить свое детство. Это образ такого настоящего внутреннего мира очень важного. Откуда этот волчонок?

- Из песенки. Из колыбельной. Из той самой колыбельной, которую пела мама. Баю-баюшки, баю, не ложися на краю… придет серенький волчок и ухватит за бочок… Ведь этой колыбельной даже не знаю сколько ей лет. Когда она родилась, эта колыбельная? Может быть, ей сто лет, может триста, может тысяча. И вы будете ее петь своим детям… Эта колыбельная, наверное, не исчезнет из жизни нашей страны, из нашего детства. И поэтому главный герой – волчонок из колыбельной песни детства… А что такое колыбельная?

- Песня, которую поют, когда засыпают дети.

- Кто ее поет?

- Мама, папа, может старшие сестры…

- Как вы думаете, это же ведь не только память детства. Это память любви, правда? Той самой настоящей любви, которая что делает с ребенком? Она его защищает. Она его успокаивает. Она его кормит. Она фактически дает ему жизнь. Это колыбельная, в которой рождается человек – не просто, как тот, кто из маленького станет взрослым, а человек, в котором рождается все человеческое. Самые главные чувства, о которых вы сказали, которые он должен сохранить с детства и оставить у себя, когда он повзрослеет. Те чувства, о которых Христос сказал «будьте как дети». Давайте дальше вспоминать, что в этом мультфильме запомнилось или вызвало вопросы?

- Там есть два разных изображение – одно как бы в одном стиле сделано, другое – в другом.

- Два мира.

- Да.

- Точно. Давайте теперь про эти два мира поговорим. Один мир какой-то более или менее узнаваемый, реальный и какой-то мир – как будто это мечта какая-то или сон или что-то такое совершенно неземное. Что в этих мирах особенного? Давайте подумаем, зачем они показаны, эти миры. Что они изображают?

- Детство и настоящий момент.

- Так, еще давайте подумаем. Наверное, все могут подключиться, в том числе и взрослые.

- Мне кажется, что тот мир, который похож на мечту – это и есть детская мечта…

- Мечта о чем?

- О детстве.

- Только ли о детстве? Смотрите, в этом мире – мечты – там в основном все взрослые! А что в этом мире показано? В этом мире показана настоящая любовь. Какие качества там есть? Что там мы видим?

- Семья – мама…

- Поэт. Который мучается творчеством, вдохновение его, с лирой своей сочиняет … произведение… может быть, самое главное в его жизни…

- Мама, ребенок…

- Семья, да? Простой рыбак, который ловит эту рыбу и всех кормит.

- Кота.

- Девочку, которая вместе с зубром играет. А о чем это говорит – когда девочка с этим зубром?

- Дикие звери и…

- Лев и телец.

- Пророк Исайя говорит, что наступит такое время, когда – в Царствии Небесном – не будет никакой вражды между человеком и миром, когда лев и теленок будут вместе питаться из одной кормушки, когда зайцев не будет есть волк, понимаете? И мы видим этот мир любви. А какой так еще есть персонаж?

- Странник.

- Совершенно верно. Идущий странник, которого не забывают эти люди, которого приглашают за свой стол, за эту бутылку вина, за похлебку, которую готовят… Хотели бы вы в этом мире жить?

- Да.

- Это мир, в котором каждому хочется поселиться. Там даже те обиды, которые мы видим в этом мире – они просты и понятны… Мы же видим, что это детские обиды. Так дети обижаются, так дети себя ведут. Если взрослые обиделись , они по-другому себя ведут.

- Ужас.

- Да, ужас что бывает когда взрослые обиделись. Вот когда дети обижаются – все не страшно, потому что все можно привести в порядок и все можно выстроить, если есть любовь. Мы видим, что тот мир, в который свет проникает – мы видим, что он с неба идет – как бы луч света с неба. Это 79 год. Более того. Сам режиссер – Юрий Норштейн – в тот момент наверняка еще не был христианином. И создал вот такой фильм. Сейчас он уже пожилой человек, старше чем я. А сын его – знаете кто?

- Кто?

- Очень хороший известный иконописец. Это не случайно, наверное, что сын стал тем человеком, который пишет иконы. Сам фильм ведь тоже немножко иконописный такой…

А давайте вернемся теперь в мир земли. В мир не вот этой мечты детской о любви, о свете и о таком мире, где нет зла.

- А там еще солдаты исчезают.

- Ну это не совсем зло даже. Юрий Норштейн показал конечно мир его детства. Оно было таким. У него была мечта о прекрасном детстве, но в его детство вошла война. Он родился – кажется в 41 году? В год начала войны. И был совсем маленьким ребенком, когда война закончилась. И он хорошо знает и помнит те времена – как уходили на фронт отцы и не возвращались, как оставались матери одинокими вдовами, как возвращались раненые безногие и безрукие солдаты. И все это было связано с теми песнями, которые он услышал в детстве. Его детство было таким. Оно было связано с тем, что война вошла в мир человека и очень многое там разрушило. И может быть, самое главное, что он помнит о своем детстве – это запах и вкус этих яблок. Причем может быть даже зимой, потому что они хранят в себе – что? Запах лета. Запах солнца, запах тепла. И вот эти яблоки имеют тоже большое значение для этого фильма.

- А у меня такой вопрос: а почему в конце – была зима – но там спелые яблоки падали?

- А вот представьте себе – для маленького ребенка снежинка такого же размера, как для нас или другая? И яблоки – они же для него могут казаться огромными!

- Там еще мальчик, который есть яблоко и ворону угощает…

- Это мечта…

- Это не мечта, это реальность. Это его родители.

- Мне кажется, мальчик посмотрел на свою совесть и думает, что он сейчас будет делиться яблоками с воронами.

- Смотрите, как показан этот мальчик – что он может стать таким, а может стать другим. Тут показано, что у этого мальчика два выбора, два пути в своей жизни. Он может так вот … открыть свое сердце и вот так вот со всеми делиться этими яблоками… С воронами даже, странными животными. Ему будет радостно, он будет прижимать их к своей груди… Он может стать таким мальчиком, а может?

- Другим.

- Совсем другим. Вот таким как вот… с пивом. С банкой пива. Который ничего не видит, ничего не хочет, который думает только о себе самом. Поэтому – видите – ему даже надели такую шляпу Наполеона. «Я самый главный. Я самый сильный. Я самый умный. Мне никто не нужен».

- А что он выбирает?

- А мы? Это вопрос не к ним. Это вопрос ко мне. Это вопрос к тебе. Это вопрос к нам – а что мы выбираем? Понимаете, почему так фильм заканчивается? Фильм заканчивается тем, что каждому дана возможность выбрать. Ты как хочешь? Вот так? Или вот так? Яблок – хватит на всех. Яблок так много – они падают с неба, как такие дары Божии. Заметили, да? И их хватит на всех. Как ты хочешь – помните, он сидит, на это яблоко оперся – «мое яблоко, никому не дам». А другой – он же – сидит – на веточке, обнимает ворону и с другой вороной же делится. Ты что выбираешь? Тебе как хочется жить?

- С друзьями.

- Вот этот вопрос, который нам задан, этот фильм дает возможность как-то увидеть, пережить и для себя решить – как мы будем жить? Какое наше будет детство? Какими мы хотим стать, когда вырастем взрослыми? Как вот этот дядька с бутылкой пива или как вот этот волчок?

- А это его отец?

- Да.

- Родной?

-Да.

- А его мама увела же?

- А потому что мама не заметила в своем сыне очень важной вещи. Если бы это была такая внимательная мама, она бы осталась вместе с сыном и вместе бы кормила с ним этих птиц. А она его оттуда забрала, из этого мира, она вырвала его из мира этого детства… И тогда он стал другим. Это показаны взрослые, которые забыли о своем детстве, которые не остались детьми. Такие взрослые, которые перестали быть детьми. Украли детство у своего ребенка.

- И даже шляпа у него такая же стала…

Вот такой мультфильм. Серьезный, да?

- А у меня еще вопрос. Почему в деревне, где жил этот волчонок, заброшенной, какие-то ящики сгорели?

- А это прошлое сгорело. Машины – это реальность такая. Мир стал таким. Все на машинах, мир такой автоматизированный, все перестали быть такими, какими они были в детстве.

- А еще волчонок качался на этой штуке…

- А что это за штука?

- Машина, швейная, старинная…

- Зингер…

- Мой папа вспоминал про эту машинку. А вот при чем здесь картошка?

- Вы когда-нибудь ели печеную картошку?

Да!

- Тогда чего вы спрашиваете? Это самый главный вкус нашего детства!

- Даже такие мелкие вещи как картошка….

- Мы же только и делали, что пекли картошку на кострах!

- А еще вот я упустил, когда волчонок берет эту …бумагу…

- Давайте к этому вернемся, это очень важный момент.

- Перебегает дорогу, и она превращается в ребенка.

- ну-ка ну-ка давайте подумаем, это очень интересный образ! Он попадает в мир этой прекрасной мечты. В мир, где все озарено любовью. Все озарено творчеством. Почему он туда попадает? А потому что здесь, на земле, ему этого не хватает. Ему хочется взять с собой кусочек этого мира. Правда? Кусочек этого мира он берет в чем?

- Бумага?

- Это не бумага.

- Песня? Творчество.

- Это может быть песня. Это может быть поэзия. Это может быть самое прекрасное, что создал этот поэт. Это его творчество. И он – поэт – понимает, что он написал не для себя, а вот для волчка он и написал. И тогда он дает возможность волчку взять с собой частичку этого мира. Так почему, Ваня, она превращается в ребенка?

- Потому что это и есть ребенок!

- Правильно, Лиза! Потому что это детство! Он взял с собой свое детство. Он получил это детство. Он взял этого ребенка, самое драгоценное, самое светлое, самое чистое и – самое главное с ним свершилось.

Мы с вами сейчас посмотрели очень взрослый фильм. Я думаю, ребята, я уверен, что далеко не каждый взрослый способен этот фильм так почувствовать и понять, как вы сейчас это все сделали.

- Я вот раньше его смотрел и совершенно не понимал.

- Я думаю, что если вы его пересмотрите через некоторое время, вы увидите снова и снова новые какие-то впечатления, новые чувства, будет ощущение света и чистоты… Вот тетя Надя прорыдала весь фильм.

 

 

Юрий Норштейн о своем фильме

Это должен быть фильм о памяти. Помните, какой длины были дни в детстве?

Каждый день стоял сам по себе, сегодняшнее исполнялось сегодня, а для завтрашнего счастья отводился завтрашний день.

Все истины были простыми, все новые предметы повергали в изумление, а дружба и товарищество стояли превыше всего.

То вечное откладывание жизни на завтра, которое постигает многих с возрастом, та жизнь абы как, дружба-не дружба, радости, не узнаваемые как радости - от солнца, снега, ветра, гуляния, от вымытой гладкой тарелки, от собак, кошек - это пережидание судьбы пусть нас минует. Не об этом фильм.

Это должен быть фильм с поэтом в главной роли, причем не обязательно поэт появится на экране, можег появиться его стихотворение - такое, как "Сказка сказок" Назыма Хикмета:

Стоим над водой - солнце, кошка, чинара, я и наша судьба. 
Вода прохладная, 
Чинара высокая, 
Солнце сватит, 
Кошка дремлет, 
Я стихи сочиняю. 
Слава Богу, живем!
Блеск воды бьет нам в лица - 
Солнцу, кошке, чинаре, мне 
И нашей судьбе.

 

И должна появиться на экране кошка, любвеобильное, памятливое существо, и одинокий башмак - разнопарка, найденный детьми в мусоре - кто бы мог его там поставить, новый, с целой подметкой башмак? И тот пень березовый, который как у Твардовского говорится, весной " зальется пеной розовой " , и все окрестные бабочки, жуки и худые перезимовавшие пчелы слетятся на пир. Пойде! дождь, напитает землю, наполнит ботинок, пень, вымоет булыжную мостовую и в конце улицы встанет и будет долго стоять вечерняя заря...

Белье на веревках, бык с кольцом в ноздре, полный ужасных, гибельных страстей;

дяденька на деревяшке с одной ногой, наш сосед, пришедший так с войны... Наш сосед в одном ботинке...

Все это может быть организовано в простой сюжет, но сюжет особенный, сюжет-гармошку, раздвигающийся, расширяющийся, а в конце сведенный к одному простому звуку; " Живем ".

Потому что наше детство пришлось на конец войны, и мы вечно должны помнить, что счастье - это каждый мирный день. Каждый день.

Л. Петрушевская, Ю. Норштейн