Главная » Служили два товарища

 

 Служили  

два товарища


 

Режиссер Е. Карелов   

В ролях: Олег Янковский, Ролан Быков, Владимир Высоцкий.

 

 

 

Обсуждение фильма

 

О.Алексей: Мне тоже было лет 15-16, когда я впервые посмотрел этот фильм. Интересно, а современному поколению он вообще понятен?

- Мне тоже было столько лет, и я помню, что сразу влюбилась в этого Некрасова, не спала ночь…

О.А: Здесь очень важен исторический контекст, конечно. Вам понятен этот контекст?

- Да.

О.А: Кать? О чем фильм?

- О дружбе.

- Исторические рамки – отношение к революции и гражданская война.

О.А: Тяжелые вещи. На самом деле нет более тяжелых, трагических страниц в истории России, чем гражданская война. У нас не было другой такой гражданской войны вообще в истории никогда. Это единственная гражданская война, когда действительно русские воевали против русских, когда брат пошел на брата, когда отечество так разделилось, что все смешалось. Те люди, которые считали отечество своим, его вдруг внезапно потеряли. Такие люди из низов, как этот Иван, вышли наверх. Этот Некрасов – попович – сын священника – воспитанный дядей, вдруг перешел на сторону революции, и он там чужой, и в общем-то до конца чужим и остался. Этот офицер белый (которого играет Высоцкий), который абсолютно потерял всякий ориентир в своей жизни. Кстати, я хотел сказать несколько слов про эпизод с лошадью. Дело в том, что он очень достоверный. Много лет назад в Москве служил такой священник – отец Всеволод Шпиллер. Он был белым офицером, и вот так же он эмигрировал из Севастополя вместе с белой армией, с эмигрантами русскими вот на таком корабле. Потом он стал в эмиграции священником, и уже потом, через много-много лет, уже зрелым человеком, после войны он вернулся в Россию и стал настоятелем храма Николы в Кузнецах. Это был один из самых прекрасных священников советского времени, потому что он был человек очень образованный, дворянин по крови, и вокруг него собиралась московская интеллигенция тех времен. И люди, которые снимали этот фильм, были верующими. Они советовались с о. Всеволодом, и он рассказал им этот эпизод с лошадью, который видел своими глазами.

- Карелов? Режиссер?

О.А. Да. Я читал об этом в книге «Воспоминания об отце Всеволоде», которую издал его сын Иван. Сам о. Всеволод, вероятно, был знаком с этим офицером и видел все своими глазами, когда так же покидал Родину. Замечательно, конечно, что потом он вернулся в ином качестве, священником, мне посчастливилось слышать его проповеди, он был замечательным проповедником. .. Так что этот фильм в контексте очень непростой, а с другой стороны он – о самых главных вещах. Вам понравился? Не тяжело было сомтреть?

- раньше мы сотрели фильмы духовного настроения, а это… В каком году был снят этот фильм?

- В 68.

- Можно это даже назвать боевиком 68 года.

О.А: Ну не совсем. Фильм про войну, конечно. Очень известный эпизод войны – штурм неприступной крепости, и снят он очень хорошо – эффектно. Но вообще-то фильм об отношениях людей. О том, как вот это противостояние войны делает людей благородными и жестокими…

- В боевике тоже всегда есть своя история, кроме того, что там все взрывается. Главная , которая выходит на первый план – человеческие отношения.

О.А: Это просто сейчас привыкли уже к боевикам, в которой нет никакой идеи, кроме стрельбы. А вот «Хороший плохой злой» - это же супербоевик Сержа Леона. И как там расписаны человеческие отношения! Но здесь все гораздо глубже и серьезней, и очень тонко здесь. Очень тонкий фильм. И мне кажется, что он совсем не детский, но все же хорошо, что вы посмотрели. Там очень ярко звучит опасная идея, что идеология важнее человеческой жизни. И как эта идея в минуту превращает прекрасных людей во врагов. Ни во что. Хорошо, что Иван сумел это преодолеть и вырваться из этого, но он же был совсем другим человеком в начале фильма, нежели в конце.

- В начале он был просто служащим, а в конце он уже командир.

О.А: Он человеком стал, очеловечился. То есть он немножко понял цену того, что происходит. И все равно – до последнего момента, пока не убили Андрея Некрасова, он говорил: «Вот шлепни того офицера!» А тот ему сказал: «Как так можно?» и получил пулю от этого же офицера. То есть фактически если бы он позволили ему убить, то остался бы жив. Ценой своей жизни… Он многому Ивана научил.

А этот офицер в таком тупике оказался, в таком отчаянии… Он пытался жениться, чтобы хоть что-то его оживило, схватился за эту новую свою любовь… Он ее с собой схватил на корабль, но когда его лошадь бросилась в море – он вдруг понял, что он все потерял на свете. Он пытается себя оживить, потому что он стал таким мертвецом, превратился в искалеченного человека. И единственное дорогое, что у него осталось – он вдруг понял, что его любит его лошадь. А он никого любить не может.

- Меня поражает, как они идут по этому морю, час за часом…

- Ноябрь месяц…

- Они все, в общем-то добровольцы…

О.А. Мне вспомнились 40 мучеников севастийских – когда белые офицеры идут в море, и один возвращается, такая аллюзия есть в одном эпизоде. Они идут на смерть, но не сдаются, не предают свою идею, свою родину. Причем – что удивительно для советского времени – в этом фильме нет акцентов, что одни хорошие, другие плохие. Вы заметили? Там нет такого, что белые плохие, красные хорошие. Среди и тех, и других встречаются совершенно разные образы.

- Я заметил, что там показаны даты – 3 ноября, 4 ноября и где-то до 11 ноября. И где-то 2 ноября познакомились Андрей и Иван, а уже 11 ноября Андрей уже погиб, и они уже были лучшими друзьями. То есть обычно лучшими друзьями становятся через год, а эти стали очень быстро. И даже когда они сбежали от повстанцев – Иван говорит: мы теперь не разлей-вода.

- Ага, и тут же на телеге они разругиваются на идеологической почве.

- Потому что такие моменты, пережитые вместе, они очень радуют. По силе чувств, мы, может быть, такое за 10 лет не переживем, может, никогда в жизни не переживем того, что они пережили вместе. Когда Некрасов ушел, Иван ему говорит: «Я думал, ты уже сбежал», а тот бы никогда не сбежал, никогда бы его не бросил. Так и проверяется дружба – и уже не надо 10 лет, 20 лет, чтобы понять – предаст тебя человек или нет.

О.А: Это один из самых блестящих фильмов вообще, такой актерский состав, операторская работа безупречная, с такой иронией, с таким мягким юмором.

- Фильм тяжелый и одновременно легкий…

О.А: Какой-то он чистый очень.

- Я очень люблю фильм Карелова «Дети Дон-Кихота», он тоже удивительный.

О.А: Вот интересно, когда христианин снимает кино в «те» советские времена…

- Он святость показывает.

- Да.

О.А: И показано, насколько эта война вообще убивает все в человеке. Ведь герой Высоцкого, убив подростка, даже не переживает.

- Это человек. Который привык, что его воля исполняется, и все для него.

О.А: Нет, это человек, потерявший веру. Это видно по нему. Он не верит в свою собственную победу. Он не верит в эту землю, с которой он убегает («Это наша земля» - «Тут нет нашей земли»). Он уже давно потерял любую веру. И эта Саша осталась последней искоркой надежды, что вдруг он сможет ее полюбить? И для него это венчание – даже не таинство, это тоже последняя соломинка – что еще может его удержать? И – ничего, жить незачем, он умер.

- Человек имеет хватку

- Не в хватке дело. Он настоящий боевой офицер, он герой, без всякого сомнения. И он привык быть героем. Но – его героизм уже никому не нужен. Он принес только несчастья кругом.

- А у меня появился вопрос – почему он сватался, потом отправился на корабле без нее, а потом кончил жизнь самоубийством?

О.А: Мы как раз об этом и говорим – потому что это человек, потерявший веру. Он полностью потерял веру во все. И поэтому он дальше жить не мог.

- Но он же видел, как к нему плыла лошадь?

О.А: Это единственное существо, к которому он привязан – и даже с ним он расстался, даже и его он потерял. У него вообще не осталось…

- Очевидно, что лошадь эта утонет. Ее никто не вытащит уже ни с корабля, ни с причала – это невозможно. Она утонет. Ее не спасут.

О.А: Он увидел, что самое дорогое существо погибает, и у него нет ничего дорогого больше в жизни.

- Вот он кончает с собой, он как бы не дорожит своей жизнью, в нем ничего нет. А вот тот же Иван – он совершенно не боится умереть, кидается в бой, и спокойно на расстрел идет… Смысл и мечта есть.

О.А: У него есть смысл жизни. Он верит в какую-то светлую мечту, и ему не нравится, что Некрасов говорит, что так не будет…

- Мечта дает ему силы, смысл, у него сердце живое, горящее…

О.А: Другая вера, но это настоящая вера, он верующий человек.

- И поэтому ему не страшно умирать, он за это готов все отдать.

- А эта женщина – командирша (которую Играет Алла Демидова) – она такой проросток всего того, что было потом, в 30-е годы.. Страшно смотреть!

- Это очень характерный персонаж, таких революционеров было огромное количество.

О.А: А мне нравится эпизод, когда Некрасов садится в самолет и крестится – незаметно так!

- Да! Пошептал что-то.

- А еще там один говорит: давай дружить! Дружат. Потом они ссорятся. Потом снова дружат. И кончается тем, что один из них умер.

О.А: Вот так и бывает. И Иван говорит – это ж я должен был умереть! По всему – я!

- Фильм не тяжелый. На самом деле там ужасные вещи творились в Крыму, и голод был, а тут они – винограда бы, колбаски…

- Наверное, в этом возрасте непонятно, что такое гражданская война. Это как просто война. А если представить себе, что вот твои родители и например, соседи, с которыми вы общаетесь, вдруг по идеологическим причинам начинаю друг в друга стрелять. И это везде! С кем ты общался – вдруг начинается вражда.

- Это не Монтекки и Капулетти, это страшнее.

- Мы же смотрели эти фильмы: красные, наши, выигрывают, а белые плохие, причем даже не понятно, чего они плохие, а уж так. А теперь пытаешься удержаться, чтобы в обратную сторону не было.

О.А: Вот этим фильм уникален, он не показывает что одни хорошие, другие плохие, и там, и там – люди. И те и другие – люди. Способные и на жестокость, и на подлость, и на благородство. Ну, кроме Махновцев.

- Хотел сказать молодежи, что когда читаешь классику, интересно, насколько люди понимают, что это касается жизни. Это не просто что-то написали когда-то, и теперь все говорят, что это классно. И взрослые говорят, что это классно, и ты сидишь такой: «Да, ваще!» А вот насколько подростки понимают, что это действительно касается… Наверное, любому подростку говорили, что именно в этом возрасте эмоции важны. Ужасы подростки смотрят, молодежь, еще что-то. Это эмоция. Не знаю как сейчас, но у меня в свое время был огромный недостаток, например, того, как в этом фильме показаны взаимоотношения двух людей, насколько они открытые – этого не было вообще. То есть об этом как-то мечталось, но через свои какие-то слабости оно было очень гипертрофировано отвратительно. А вот это – если это есть сейчас в жизни, и молодежь встретит такое отношение у кого-либо, не абстрактно, не идеал, а отношения, которые существуют … Это не просто метафоричные отношения, что в теории… Действительно, и сейчас, и раньше люди живут и способны на такие отношения друг с другом, и это нормально.

О.А: Всем спасибо, я рад, что мы собрались.