Главная » Хористы

30 сентября  состоялась первая встреча киноклуба.

 На открытие пришли почти все ученики воскресной школы. Отец Алексей сказал вступительное слово: 

Сегодня мы открываем наш детский киноклуб. Мы пока еще не сформировали конкретную программу, поэтому мы сейчас начнем и посмотрим,  как это у нас получится. Я сам выбрал фильм, который мне кажется хорошим и, надеюсь,  всем понравится. А потом, за чаем, мы поделимся своими впечатлениями.

Мы будем формировать нашу фильмотеку из фильмов, поднимающих  вопросы, которые сегодня стоят  перед нами, и на которые мы, может быть, не всегда знаем правильный ответ. Хороший фильм может очень многому человека научить,  дать какой-то важный импульс для мысли, для чувства, и даже не столько даст ответ на вопрос, сколько заставит каждого из нас  начать задавать правильные вопросы. Это очень важно – уметь правильно задать вопрос. Ведь когда человек начинает правильно задавать вопросы, он наконец-то начинает получать правильные ответы.
Мы начнем сегодня с фильма «Хористы», это фильм о детях вашего возраста; а потом, после просмотра, мы с вами поговорим.





А затем мы  посмотрели  фильм 


Хористы


режиссер Кристоф Барратье 


Германия, Франция, 2004




  История учителя музыки  Клемента Матье, который  в 1949 году, отчаявшись найти работу, устраивается в интернат для трудных подростков.  Там он видит, что репрессивная система, к которой прибегает ректор заведения, лишь вредит мальчикам. И дальше  рассказывается история про то, как учитель сумел достучаться до детских сердец. Однажды ему в голову приходит счастливая идея — организовать школьный хор.

 

ОБСУЖДЕНИЕ ФИЛЬМА


 

-  А вот я не понял, почему люди плакали? Что в этом ыфильме  было такого, чтобы плакать?

-  Плакать можно не только от горя, но и от радости.

О.Алексей: В мире не так много любви такой бескорыстной и глубокой… Мне кажется, происходит такое узнавание, сердце отзывается на то, что вот такая любовь есть. У кого-то сердце начинает плакать от радости.

-  А меня поразил момент, когда этот мальчик украл деньги, чтобы купить воздушный шар.


О.Алексей: Это на самом деле очень точно подмеченная деталь: у ребенка появилась мечта. Ведь он был в безнадежной ситуации, и ничего у него в жизни не было…

-  Эту мечту в нем разбудила песня о воздушном шаре…

О.А. Он даже преступление совершил, очень тяжелое, подставил другого. Ведь из-за этой кражи пострадал другой подросток, у которого все-таки был маленький шанс стать другим. И этот шанс жесткость и нелюбовь разрушили вдребезги. У него уже ничего не осталось. Помните тот кадр, где он уходит с таким злым лицом? Он отомстил,  и теперь, видимо, всю свою жизнь будет  всем только мстить. А шанс у него был.

-  Мне больше всего понравилось, как показывают  взаимосвязь между поступком и его последствиями. Тебе кажется, что ты справедливо поступаешь, но справедливость тут ни при чем, как оказалось. Например – директор … Он, кажется, поступает абсолютно справедливо, а тем не менее – какие страшные последствия были… И на протяжении всего фильма я думала о том, как важно всегда стараться понять, что последует за твоим поступком, какой ряд событий он повлечет, что произойдет после. Это было очень видно.

-  А я думала, что нет безнадежно плохих детей (и вообще – людей),  что у всех есть шанс что-то исправить, и это во многом зависит от того, кто рядом с нами. Мы можем подтолкнуть человека к лучшему или, наоборот, столкнуть вниз своим недоверием и  нелюбовью. 

О.Алексей: Обратите внимание – этот учитель, Матье, никогда не добивается справедливости! Он не поступает по справедливости, он поступает по любви.

- А вот когда на него вылили чернила, он же рассердился…

О.Алексей: А вы представьте, что эти чернила вылили на голову директора. Что бы было с этим мальчиком?

-  Да…

О.Алексей: Представляете, какая была бы «акция – реакция», если он сумел довести  старшего мальчика до того, что тот стал его душить? Вот у директора все справедливо: «акция – реакция». У него такой закон справедливости.

И в этом фильме нам показано два закона: один закон – справедливости, «акция-реакция», а с другой стороны только любовь.

-  Но он же наказал Моранжа?

О.Алексей: Да вы посмотрите, как он его наказал! Он отлучил-то его от чего? От пения! От того, что, собственно, было совершенно необязательным. Мальчики вообще сначала не хотели этого делать.  Он просто не разрешил ему петь. А потом на выступлении – вы помните? – учитель  вдруг позволяет ему запеть – и тогда видит в его глазах что? Благодарность! А это ведь были дети, которые никогда не умели даже спасибо говорить. Это совсем другие люди.

-  Я не понял что такое «акция»?

-  Акция – значит действие. Это французская идиома «action = anaction»

То есть на какое-то действие обязательно будет противодействие. Могли бы сказать «действие – противодействие»; на ваше любое действие будет обязательно мое противодействие. Вот вы сделали так – получите за это в два раза больше. Сделали так – в десять раз больше получите.

-  Это как закон физики? Сила действия равна силе противодействия?

О.Алексей: А у него даже больше. «За это вы 10 дней  будете то-то делать». «20 дней будете то-то делать». Не равна у него сила противодействия. Но у него было такое понимание  справедливости. Он считал, что с людьми надо обращаться именно так. И на его фоне,  удивительно наблюдать, как любовь преображает мир.

-  Не только детей, но даже и взрослых рядом.

О.Алексей:  Конечно, менялись и дети, и взрослые, которые жили в этом приюте… Учителя были почти такими же, как  директор. Своей жесткой политикой он  заставил их поступать так же как делал сам. Они все, в общем, жили в одном ключе: «акция-реакция», «акция-реакция»… И вдруг они пошли против этого.

-  Даже директор тоже чуть не исправился.

О.Алексей: Да! У него был шанс – вы заметили? У директора был шанс. Скажите, а как вы думаете, почему этот шанс не реализовался? Почему директор все-таки не изменился?

-  У него появились проблемы…

О.Алексей: Какие проблемы? Это обычное дело для этой школы, там всегда что-то происходило.

-  Ему орден не дали.

-  Нет, орден – это уже потом.

О.Алексей: Мне кажется, дело было совсем в другом.

- Может, он дурак?

О.Алексей: То, что он дурак – это точно.

-  Может, он потом просто начал завидовать Матье?

О.Алексей: Вот оно в чем дело! Ему помешало чувство зависти. Он вдруг понял, что если он так же откроется, то он станет со всеми равный, понимаете? А ему обязательно надо командовать. Ему обязательно надо других людей подчинять, и он позавидовал  учителю музыки, что тому удается к себе притягивать не приказами, а любовью. А он так не умеет. И встать на один уровень со своим подчиненным – вот с этим учителем – он просто не может.

На самом деле  человеку не хватает этих вещей, он не может жить как в каменном мешке. (самая главная радость у него – этот орден, который он так и не получил). Он хотел измениться, и у него была возможность, чтобы вся школа превратилась в прекрасное место, где царит любовь. Все могло случиться. Только зависть и гордыня все разрушает, зависть и гордыня. «Все равно будет по-моему».

Наверное, на этом мы наше обсуждение закончим. Поздравляю всех с открытием киноклуба!

 

 Максим Григорьян:

Мне фильм понравился. Он был очень трогательным. И в нем чувствовалась какая-то непонятная смесь пыли и солнца.  Из-за того, что "пыль"  резко сменялась "солнцем",  и наоборот, фильм стал очень интересным. 

Еще было очень заметно, как природа зависит от людей. Мне кажется, что менялась не погода, а сторона с которой на нее смотрят.