Рождественский праздник для малышей
Хозяйка. Здравствуйте, ребята! Начинаем наши Святочные посиделки. А вы знаете что такое посиделки? Это когда собирались добры молодцы и красны девицы зимними вечерами для рукоделья, а больше для разговоров, забав и песен. Вот и мы с вами собрались на такие посиделки. А поскольку у нас не простые посиделки, а рождественские, святочные, то начнем мы с вами с Рождественского тропаря.
Рождественский тропарь. Раздается стук.
Хозяйка. А кто это к нам стучится сегодна, в святочный вечерок? Голос. Это мы, колядовщики, пустите нас с вертепом! Хозяйка. Заходите, дорогие гости!
Вертеп. В этом году у нас был традиционный вертеп Димитрая Ростовского, но с очень красивыми куклами, сделанными нашей прихожанкой Надей Сахаровой при некотором участии детей.
Хозяйка. Наши посиделки продолжаются. А какими рукодельями занимались на посиделках? Конечно, шитьем. А вот и наши мастерицы.
Девочка 1 Подарили куклу мне! Куртка с пряжкой на ремне, Брючки, шапочка с помпоном, И подвесочка с кулоном.
Сшить наряд хочу я новый! Будет куколка с обновой. Моя бабушка – портниха, Раскроит мне платье лихо.
И покажет, как сметать, Как в иголку нить вдевать. Шить должна я осторожно – Уколоться больно можно!
А бабуля помогает, Если надо – поправляет. Шить недаром я училась! Просто чудно получилось!! Куклу в платье нарядила – И в принцессу превратила! И как шить- теперь понятно. До чего же мне приятно!
Девочка 2. На моей подушке Вышиваю завитушки. Вьются, вьются завитки - Получаются цветки. Меж цветочков там и тут Красны ягодки растут. А прямо посерёдочке Полумесяц лодочкой. Месяц улыбается. Глазки закрываются. Снов красивых вереница Сладко снится. Крепко спится. Скоро вырасту большая - Буду мастерица.
Хозяйка. А добрые молодцы что могли делать на посиделках? Ответы детей. А еще они могли делать? Давайте отгадаем загадку.
Мальчик выходит читать стишок.
Деревянная подружка, Без нее мы как без рук! На досуге - веселушка, И накормит всех вокруг! Кашу носит прямо в рот И обжечься не дает.
Хозяйка. А ведь ложкой не только можно есть, но еще что можно делать ложками? Правильно, играть на ложках. А откадайте-ка еще загадки про музыкальные народные инструменты.
Играет, лелеет, Поет, жалеет. (Жалейка)
Морщинистый Тит Всю деревню веселит (Гармошка)
Первый на шее козленка звенит, Звонко второй нам в оркестре звучит. (Колокольчик)
Давайте мы с вами поиграем на ложках, кто хочет – на погремушках, а кто хочет – и на ладошках.
Хозяйка раздает детям всякие погремушки-ложки-бубны и так далее. Звучит народная мелодия. Дети подыгрывают на инструментах. Хозяйка собирает инструменты. Стук в дверь.
Хозяйка. Никак еще к нам гости пожаловали.
Входят две матрешки.
Обе матрешки: Здравствуйте, милые зрители — Ребята и их родители! Хозйка: Здравствуйте, Матрена Антоновна! Здравствуйте, Матрена Мироновна! К нам в гости милости просим! Потешьте наших ребятишек, спойте с ними, спляшите, сказочку расскажите. Первая матрешка. Сказочку? Это можно. Вторая матрешка. Да ты, поди, все сказки позабывала. Первая матрешка. Нет, не позабывала. Вот послушай, какую я знаю. Про теремок. Стоит в городе теремок. Вторая матрешка. В каком городе? В каком городе? Ребята, где стоял теремок? Первая матрешка. Ну, хорошо-хорошо, не в городе. Стоит в поле теремок. Бежит мимо крыска. Вторая матрешка. Ну, разве там крыска была? Первая матрешка. А кто? Вторая матрешка. Ребята, кто? (дети отвечают) Все ты путаешь. Да ребята лучше тебя эту сказку знают. Первая матрешка. Не может этого быть. Хозяйка. Конечно, знают. Мы тебе сейчас ее покажем.
Сказка “Теремок” по сценарию Олеси Емельяновой
ышка
Лягушка
Заяц
Волк
Медведь
Первая матрешка. Да, ребята, вы лучше меня сказки показываете. Вторая матрешка. Ну, танцуем-то мы наверняка лучше. Первая матрешка: Может, эти ребятишки ни петь, ни плясать не умеют, ручки и ножки свои жалеют? Хозяйка: Что вы, что вы! Наши детки не только сами веселиться умеют — у них каждый пальчик готов в пляс пойти! Обе матрешки: Чтобы пальчики плясали? Мы такого не видали! Хозяйка: Верить — не верьте; так возьмите да и проверьте! Ребята! Покажем матрешкам, как наши пальчики плясать умеют? Дети: Да!
Звучит негромкая музыка. На фоне музыки Хозяйка приговаривает и показывает движения пальцами, дети за ним повторяют.
Вот как пляшет наш Большак — И вот эдак, и вот так! Он один впереди, Остальные позади. Остальные позади, Он один — впереди!
Руки сжимают в кулачки. На слова первой и второй строк шевелят большими пальцами рук. На слова «Он один впереди» Большак «кланяется». На слова «Остальные позади» кулачки разжимают, а большой палец подгибают к середине ладони и шевелят четырьмя другими пальцами. На музыкальный проигрыш все пальцы разгибают и «танцуют» кистями рук.
Первая матрешка: А у мам и пап пальцы тоже плясать умеют? Хозяйка: Конечно! Вторая матрешка: И у дедушек с бабушками? Хозяйка: А как же! Матрешки: Так и мы хотим научиться! Хозяйка: Ребятки! Научим матрешек «пальчиковым пляскам»? Дети: Да! Хозяйка: Так смотрите, не зевайте да за нами повторяйте.
Игра повторяется сначала. Теперь в нее включаются матрешки и родители. В это время из-за ширмы появляется Петрушка. Прижимает палец к губам, прячется за стулом.
Первая матрешка: Я тоже интересную игру знаю. Вот послушайте: Сорока-белобока Кашу варила, На порог скакала, Гостей созывала… Петрушка (высовываясь из укрытия, страшным голосом): Гости налетали, Кашу расхватали! Первая матрешка: Ой, кто это? Матрена Антоновна! Это ты меня пугаешь? Вторая матрешка: Просто ты на ходу засыпаешь! А я тут ни при чем. Лучше я ребяткам свою игру покажу: — Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки! — Что ели? — Кашку! — Что пили? — Бражку! Шу, полетели!.. Петрушка (подкрадывается, хватает матрешку сзади и снова прячется) : Тут тебя и съели!
Матрешка
Вторая матрешка: Караул! Спасите! Меня съели! Первая матрешка: Как же тебя съели, когда вот она ты — стоишь, во всю ивановскую кричишь! Вторая матрешка: Не знаю, кто-то мне об этом сказал и до смерти меня напугал! Уж не ты ли, Матрена Мироновна?! Петрушка (из укрытия): Это я, Петрушка!
Матрешки прерывают потасовку, оглядываются.
Первая матрешка: Какая такая лягушка? Вторая матрешка: Какая такая ватрушка? Петрушка (выскакивает из укрытия): Не лягушка, не ватрушка, а сердечный друг Петрушка! Здравствуйте, матрешки! Обе матрешки: Здравствуй, Петрушка! Петрушка: Вот вы тут ногами стучите, друг на друга ворчите. А новость важную знаете? Первая матрешка: Новость? Какая новость? Вторая матрешка: Расскажи нам, Петрушка! Расскажи! Первая матрешка: Расскажи и покажи!
Петрушка манит их к себе.
Петрушка: Новость какая? Да вот такая! (Широко разводит руками, потом сводит их очень узко. Матрешки пытаются разглядеть новость, приподнимаются и стукаются лбами) Матрешки: Ой!.. (Потирают лбы) Не видно новости никакой! Петрушка (встряхивает руками): Экая незадача! Ладно, я вам так скажу: Христос родился! В мир волплотился! Будем Рождество встречать! Христа славить-величать! Хозяйка: Петрушка, а Петрушка! Тебе помощники нужны, чтобы Христа величать? Петрушка: Мы помощникам всегда рады, коли они не просят награды! Хозяйка: Наши ребята тоже умеютХриста славить. Многие из них стихи-песенки приготовили.
Дети выходят читать стихи и петь песенки.
Первая матрешка. Вот какие ребята молодцы! Вторая матрешка. Да, мы так не умеем.
Тем временем Петрушка отходит в сторону. Видит бугорок, изображающий сугроб снега. Наклоняется, раскапывает из-под снега ящичек.
Петрушка: Ой, что я нашел! Разноцветные игрушки, Бусы, шарики, хлопушки! Ну, Петрушка! Ну и хват! Отыскал в сугробе клад!
Матрешки: Клад? Покажи скорее! (Бросают зеркала, бегут к Петрушке) Первая матрешка:Ты такой хороший, Петрушечка! Подари мне одну игрушечку! Вторая матрешка: Петрушечка, сладенький, удружи, клад скорей мне покажи!
Петрушка выпячивает грудь, гордо ходит между матрешками, свысока на них поглядывает.
Петрушка: Кто лучше мне споет, к тому и ящичек перейдет! Первая матрешка: Я знаю песню про елочку. Вторая метрешка. И я ее знаю. Ребятки, кто из вас песенку знает, пусть мне подпевает!
Матрешки и дети поют песню.
Петрушка: Поете вы обе хорошо! А ну-ка, спляшите! Кто лучше плясать умеет, тот и ящичком завладеет! Первая матрешка: Каблуки хороши! Я спляшу вам от души! (Задорно топает) Вторая матрешка: Я добавлю огня! Не переплясать меня! (Машет платочком и хлопает в ладоши)
Матрешки пляшут.
Первая матрешка: Я и плясала, ох, плясала. А теперь я вдруг устала! Вторая матрешка: Мы на лавке посидим, на ребяток поглядим! Петрушка (обращаясь к детям): Вот денек такой хороший Так и хочется плясать. Для начала мы в ладоши Будем звонко ударять. Топай-топай веселей Своих ножек не жалей Посмотри, как ручки пляшут Посмотри-ка, посмотри. Веселее, веселее. Раз-два-три ираз-два-три. Топай-топай веселей Своих ножек не жалей. А теперь давай в присядку. Всех мы будем удивлять. Люди скажут Вот, Петрушка, научил ты нас плясать. Топай, топай веселй. Своих ножек не жалей.
Дети и зрители под музыку повторяют движения за Петрушкой. Появляется Снегурочка. Садится на лавочку, закрывает лицо руками и плачет.
Матрешки(бросаются к Снегурочке): Снегурочка, милая! Что произошло с тобой? Слезы так и льют рекой! Петрушка: Кто-то злобный козни строил и Снегурочку расстроил. Я задам ему урок, чтоб хватило впрок! (Грозит кулаком) Снегурочка: По лесочку я бродила, В снег игрушки обронила — Как мне елку наряжать? Чем мне елку украшать? А ведь если елочку не нарядить, то и подарки под ней не появятся! Что же я деткам к Новому году подарю, чем их порадую? (Плачет)
Матрешки переглядываются, толкают Петрушку в бок.
Матрешки: Не плачь, Снегурочка! Вот уж горе не беда! Это горе — ерунда! Первая матрешка: Наш Петрушка — то-то хват! — Отыскал в сугробе клад. Вторая атрешка: Разноцветные игрушки, Бусы, шарики, хлопушки! Петрушка: Уж не эти ли игрушки, Разноцветные хлопушки Ты в лесочке обронила И в сугробе похоронила? Снегурочка: Те, те самые! Радость-то какая! Давайте скорее повесим их на елку! Матрешки: А ребятки нам помогут. Петрушка: Поможете, ребятки? Дети: Да!
Снегурочка, матрешки и Петрушка раздают детям елочные игрушки. Звучит музыка. Дети по очереди подходят к елке и с помощью актеров вешают игрушки на нижние веточки елки.
Снегурочка: Ах, какая елка нарядная! Какая красавица! Хозяйка: Снегурочка! Понравилось тебе с нашими ребятами елку наряжать? Снегурочка: Понравилось! Первая матрешка: А как они плясать умеют! И сказки рассказывать! Вторая матрешка: У них и ножки пляшут, и ручки, и даже пальчиками! Снегурочка: Подарю-ка я им подарки к празднику! Петрушка: Подожди, Снегурочка, подарки раздавать! Надо ребятишек на ловкость испытать! Снегурочка: Что ты, Петрушка! Они же еще совсем маленькие! Хозяйка: Не бойся, Снегурочка! Наши малыши в играх очень хороши! Они любое испытание выдержат. Снегурочка: Что ж, посмотрим, можно ли их заморозить.
Достает из-под елки перчаточную куклу. . Это Мороз — Красный нос. Снегурочка играет с детьми в игру «Заморожу»: под музыку дети вытягивают вперед ручки и крутят кистями, а Снегурочка идет по кругу, спрятав куклу за спиной. Как только музыка кончается, Снегурочка достает куклу из-за спины и пытается поймать кого-нибудь из детей за руку. Малыши должны прятать ручки за спиной. Игра повторяется 2—3 раза.
Снегурочка: Ай да малыши! Никакой мороз им не страшен! Первая матрешка: Самое время их за смелость наградить и подарки подарить. Снегурочка: Что ж! Для этого надо сказать такие волшебные слова: Ярче, елочка, гори! Нам подарки подари! Петрушка: Скажем громко и дружно, чтобы второй раз просить было не нужно! Вторая матрешка: Мамы и папы! Нам помогите и заклинание произнесите! Хозяйка: Давайте сначала потренируемся шепотом — чтобы слова запомнить. А потом уже во весь голос скажем, по-настоящему!
Все шепотом проговаривают волшебные слова. Затем Петрушка дает знак рукой и все громко хором произносят заклинание. Елка загорается. Снегурочка обнаруживает под ней мешок. Раздают подарки.
Петрушка и Снегурочка
|