Главная » Сценарии праздников » Рождество 2012
Рождество 2012
ЩЕЛКУНЧИК ИЛИ ОРЕХ КРАКОТУК Действующие лица и исполнители: Вера Хрущева — Мари Алена Бубнова - Фея Настя Альшанская - Королева Маша Кононова - Пирлипат Ангелина Гусева - Мама Миша Гумеров - Щелкунчик Гриша Гумеров — солдатики Костя Хрущев Глеб Муханов - Папа Митя Муханов - Король Артем Григорян — Фриц Ваня Семенов — Мышиный король
Фриц, Мари, Мама, Папа, Щелкунчик, Солдатики, Король, Королева, Пирлипат, Фея Сцена первая. Фриц и Мари Происходит сбоку сцены.На сцену выходит Фриц и ведет за руку Мари.
Мари. Слышала-слышала! А еще я видела в окошко, как крестный шел к нашему дому. Фриц. Вот здорово! Интересно, что он подарит на этот раз? Пусть это будет крепость, а в ней будут маршировать нарядные солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ. Мари. Нет, нет. Он обещал сделать прекрасный сад и пруд с лебедями. Потом из сада выйдет девочка и будет кормить лебедей марципаном. Фриц. Какая же ты глупая, Мари. Лебеди не едят марципана. Да и целый сад ему не сделать... И вообще я больше люблю те подарки, которые нам дарят мама и папа. Мари. А что бы ты хотел получить к Рождеству? Фриц. Папе хорошо известно, что в моей конюшне нет горячего гнедого коня. А в войсках маловато кавалерии. Мари. Мама должна знать, что моя Трудхен стала еще неповоротливей, чем прежде. Она то и дело падает на пол, от чего все ее лицо в противных отметинах. Мама с папой тихонько заходят в зал.
Сцена вторая. Те же и Мама с Папой. Мама. Мари, Фриц, а вы знаете, почему Рождественские подарки доставляют больше радости, чем все другие? Мари. Мам, мам уже пора? Фриц. Пап, нам уже можно посмотреть елку? Мама. Погодите, послушайте меня. Сегодня младенец Христос смотрит на нас с неба, и именно он направляет руку родителей, чтобы они подарили вам то, что доставит вам истинную радость. Об этом он знает гораздо лучше нас самих. Папа. Поэтому мы должны просто послушно ждать, что нам подарят, а не гадать понапрасну. Мама. А теперь пришла пора радоваться светлому празднику Рождества. Папа. Идемте, дети, посмотрим, чем одарил вас младенец Христос.
Сцена третья. Зал. Мари, Фриц, Мама и Папа. Зажигается свет, и родители, а за ними дети (и гости) торжественно входят в залу. Мари Какая кукла! А вот и кукольная посуда! Неужели это платье тоже мне! Фриц Ух ты! Новые солдатики! Шагом марш! (Солдатики маршируют) А вот и гнедой конь. Галопом! А теперь рысью! За мной! (ускакивает со сцены вместе с солдатиками) Папа. Тебе понравились подрки, Мари? Мари. Да. Папа. Папа. А что тебе понравилось больше всего? Мари. Вон тот деревянный человечек, который скромно сидит под елкой, словно ожидая, когда дойдет черед и до него. Пап. Неужели тебе понравился Щелкунчик? Он конечно очень полезен. Но ты ведь не можешь не признать, что он некрасив. Мари. Зато как ему идет его костюм! Сразу видно, что это человек воспитанный и со вкусом. Папочка, а для кого он приготовлен? Папа. Он будет служить вам обоим — тебе и Фрицу. Он происходит из рода Щелкунчиков. Его дело колоть для вас твердые орехи. Вот так. Дает Щелкунчику орех. Раздается звук разгрызаемого ореха. Мари. Фриц! Фриц! Смотри, как здорово он грызет орехи! Папа. Ну, что ж, раз он тебе так полюбился, возьми на себя заботу о нем. Фриц. (выходит) Ну-ка, ну-ка, потешный человечек, потрудись и для меня. Сможешь ли ты разгрызть этот самый большой и твердый орех? (дает Щелкунчику) звук Мари. Ах, бедный. Он сломал себе челюсть. Фриц. Какой неловкий! Сломал зубы на первом же орехе! Надо проучить его за плохую службу. Мари. Нет, нет, я не отдам тебе Щелкунчика. Посмотри, как жалобно он глядит! Фриц. Щелкунчик не только твой, но и мой. Отдай его сюда! Папа. Фриц, Фриц! Я отдал Щелкунчика под защиту Мари, чтобы она берегла его. Пусть так и будет, к тому же как военный ты должен знать, что раненных отправляют на лечение, а не оставляют в строю. Мари. Я укутаю платком и буду лечить. Мама. (входит) Мари, Фриц, время уже позднее, и вашим игрушкам, старым и новым, пора спать. Фриц. И то верно, пора спать. Моим гусарам пора на покой. (уходит) Мари. Мамочка, можно я посижу еще пять минут. У меня еще столько хлопот. А как управлюсь, сразу лягу. Мама. Хорошо, Мари. Ты послушная девочка, и я вполне могу оставить тебя одну на полчасика. Пойдем, Фриц, я тебя уложу. А ты, Мари, не засиживайся на долго, а то утром тебя будет не поднять. Мари. Спокойной ночи, мама. Мама. Спокойной ночи. Мари остается у елки. Гаснет свет. Остаются свет только елки. И появляются фигурки с фонариками, на которых изображены мыши. Впереди мышиный король. Тики-так, тики-так, бьют часы напев старинный Трики-трак, трики-трак, в бой идет король мышиный. Бьют часы, бом-бом-бом-бом-бом-бом, Мы идем за королем.
Луч света падает на Щелкунчика. Щелкунчик. Любезные мои вассалы, друзья и братья, готовы ли вы помочь в жестокой битве? Появляются гусары. Гусары. О любезный государь, клянемся служить тебе верой и правдой! За тобой мы готовы идти на смерть! Звуки барабана и бой. Щелкунчик. Солдаты, мне известны ваше мужество и опытность. В этой битве мы победим или погибнем. Исполняйте свой долг. Гусары. Служим вашему высочеству! Взвод, подъем, труба зовет, За Щелкунчиком вперед. Мыши. Тики-так, тики-так, бьют часы напев старинный Трики-трак, трики-трак, в бой идет король мышиный. Бьют часы, бом-бом-бом-бом-бом-бом, Гусары. Кто погибнет, тот герой. За Щелкунчика на бой. Мыши. Бом-бом-бом Мы идем за королем. Мышиный король подходит к Щелкунчику, и хватает его. Мари. Мой бедный Щелкунчик! (запускает в короля башмаком, тут же гаснет свет и свечки, стихает шум боя. ) Играет тихая музыка. Зажигается свет. Мари лежит на кровати. Около нее стоят мама и папа. Папа. Наконец-то она очнулась. Мама. Ах, Мари, как же ты нас напугала. Мари. Мама, папа, скажите, мыши убежали, а Щелкунчик спасен? Папа. Успокойся, успокойся, Мари. Зачем мышам Щелкунчик? Мама. Ты вчера заигралась до поздней ночи. И наверное, задремала. И тебя напугал выскочивший откуда-то мышонок. Ночью я пошла проведать, как ты спишь, и нашла тебя на полу. Папа. Вокруг лежали солдатики Фрица и твои поломанные куклы. Щелкунчика ты держала в руке, а неподалеку от тебя валялся твой левый башмак. Мари. Да нет же! Мама! Папа! Ведь это было поле великого сражения между куклами и мышами. Мыши победили и хотели забрать в плен Щелкунчика . А я запустила в мышиного короля башмаком! Фриц. Так этот маленький уродец опять послужит нам. Мари, давай его сюда! Мари. Нет, я не дам тебе снова калечить Щелкунчика. Фриц. Нет, дашь! Мари. Нет, не дам! Мама. Дети!! Папа. Дети! А не хотите ли вы послушать историю, как Щелкунчик превратился из прекрасного юноши в деревянного уродца? Или может быть, вы знаете сказку о принцессе Пирлипат и королеве мышей? Мари. Конечно, расскажи папа. Папа. Ну, так слушайте! «Сказка о твердом орехе» Все уходят, кроме папы, который стоит сбоку и выполняет роль.. Папа. Много лет назад в одном королевстве жил-был Король. (выходит Король) Он женился, и в положенный срок его Королева родила ему прекрасную дочь - Принцессу Пирлипат. (Выходит королева с младенцем на руках.) Король был счастлив. Король Хейа, хейа, нет на свете никого, прекрасней моей Пирлипат!
Папа. По случаю рождения Пирлипат были устроены турниры и балы. А чтобы совсем поразить гостей король решил задать великий колбасный пир. Король. Дорогая, ты знаешь, как я люблю колбасу. А колбаса, которую готовишь ты, лучшее, что я пробовал в жизни. Королева. Ваше величество, о чем разговор? Я лично займусь приготовлением колбас для вашего пира, чтобы доказать вам свою любовь и уважение. Велите вашему казначею немедленно отправить на кухню золотой котел и дрова сандалового дерева. Король выходит с малышкой на руках. А королева повязывает передник. Папа. И вот наступил самый важный момент — пора было разрезать на ломтики сало. Но как только появилось сало, раздался тонкий голосок. Королева Мышей. Сестрица, дозволь и мне отведать сальца. Королева (взвизгивает) Кто это? Королева Мышей. Я королева Мышей, законная наследница трона отца. Дай мне отведать кусочек сальца. Я знаю, ты ведь женщина добра и щедрая. Королева. Ну, хорошо. Пусть и у вас будет праздник. Вот вам два кусочка. Королева Мышей выпрыгивает, хватает большой кусочек сала и убегает. Королева. Ах! Что же мне делать? Придется класть столько сала, сколько есть. (Кладет сало в котел и уходит с ним. ) Папа. И вот начался пир. Выходят король. Королева выносит блюдо с колбасой. Король пробует кусок колбасы и начинает рыдать. Король. Слишком мало сала! Королева. О несчастный мой царственный супруг! Виновница вашего горя у ваших ног! Это я позволила королеве мышей съесть сало для колбас. Король. Что? Как это могло случиться? Королева. Она просила лишь пару кусочков. Но она схватила огромный кусок, мне едва удалось сохранить десятую часть. Король. Я отомщу королеве мышей. Позвать мне придворного мышелова. Король и королева выходят. Папа. И почти все мыши были истреблены. Чтобы месть мышиной королевы не постигла принцессу, ее ни на минуту не оставляли одну, но вот однажды. Выходит королева с младенцем на руках. Ночь укрылась черным пледом, Припев: Оживают в старых книжках Припев.
Садится в кресло и засыпает. Тут выползает королева мышей и подкрадывается близко-близко к королеве и нагибается над младенцем. Королева просыпается и вскрикивает. Мышь убегает. Королева. Какое счастье, что принцесса жива. (смотрит на принцессу.) Боже мой, взгляните на принцессу! Что стало с ее хорошеньким носиком? Во что превратились ее голубые глазки? ! Вбегает король. Смотрит на принцессу. Король. Ах, я несчастный король! Лучше бы мне съесть колбасу без сала! Папа. Король и королева пробовали обратиться к помощи мышелова, но он ничем им не мог помочь. Королева. Раз здесь дело в колдовстве, придется обратиться за помощью к придворной фее. Король. Да, правильно. Пусть вернет ей былую красоту, а то она примет смерть от руки палача. Позвать сюда придворную фею! Фея. В моей волшебной книге средство вернуть былую красоту принцессе Пирлипат. Она должна съесть ядрышко ореха Кракотук. У него такая твердая скорлупа, что по ней может проехать пушка и не раздавить его. Этот твердый орех должен раскусить и зажмурившись поднести принцессе пригожий молодой человек. После этого он должен отступить на семь шагов , не споткнувшись. И только тогда он может открыть глаза. Король. Отлично! Ведите сюда подходящего юношу, и давайте сюда свой орех. Фея. В моей книге сказан только рецепт. Ни ореха, ни молодого человека у меня нет. Король. Ты что, хочешь, чтобы тебя казнили? Королева. Ваше величество, позвольте мне сказать. Раз уж фея дала нам способ излечить принцессу, пусть и найдет орех. А молодого человека мы найдем сами — дадим объявление в газету. Фея. Слушаю, ваше величество. (Все выходят) Папа. 15 лет странствовала фея, пока не нашла заветный орех. В назначенный день во дворец явились сотни юношей, желающих попробовать разгрызть орех. Но ни у кого ничего не выходило. И вот однажды. На сцену выходит фея. С другой стороны выходит Щелкунчик. Щелкунчик. Здравствуй, тетушка. Фея. Здравствуй, племянник. Щелкунчик. Дорогая тетушка, я очень хочу попробовать разгрызть орех Кракотук и помочь бедной принцессе Пирлипат. Но не знаю, как это сделать Фея. Хорошо, милый племянник, я помогу тебе. Иди, ничего не бойся, и ты сможешь разгрызть этот орех. Уходят. Музыка. Принцесса Пирлипат (в маске) выходит вместе с Королем и Королевой и садится на трон. У Король несет на подушке орех. С другой стороны выходит Щелкунчик. Он кланяется, берет орех и разгрызает его, и протягивает орех Пирлипат. Потом делает семь шагов назад. Внезапно раздается гром, гаснет свет, Под мышиную песенку «Мы идем за королем», проходят мыши. Тем временем Пирлипат снимает маску, а Щелкунчик переодевается. Включается свет. Пирлипат. Уберите от меня этого противного уродца! Король. Как, фея, вы хотите навязать мне в зятья этого противного Щелкунчика? Повелеваю — изгнать вас обоих из королевства на вечные времена. Гаснет свет. Все уходят. Остается только папа. Выходят дети Мари. А дальше что было? Папа. Это вся сказка. Мари. Какая все-таки гадкая и противная эта принцесса Пирлипат. Фриц. Однако если Щелкунчик не трус, он все-таки должен расправиться с мышиным королем. Папа. А теперь, Мари, тебе пора спать. Спокойной ночи! Все, кроме Мари уходят. Раздается шум. Мари. Мыши! Опять Мыши! (хватает башмак) Появляется Мышиный король. Мышиный король. Глупая девченка, я расправлюсь с твоим Щелкунчиком. Мари. Не смей! Хочешь, я отдам тебе все свои сладости? Король. Отдашь!. А потом я расправлюсь и со Щелкунчиком! Мари бросается к краю сцены, откуда выходит Щелкунчик. Мари. Щелкунчик, милый, что я могу для вас сделать? Я отдам все свои конфеты и всех кукол. Отдам и новое платье, которое подарили мне на Рождество. Но он хочет расправиться и с вами! Щелкунчик. Милая госпожа Штальбаум, благодарю вас за заботу, не надо ничего отдавать мышиному королю. Помогите мне только раздобыть саблю, а об остальном я позабочусь сам. Мари. Я знаю, что Фриц уволил своего полковника, и сабля ему больше не нужна. Сейчас я принесу ее. Выносит саблю. Раздается шум. «Трики-трак.... в бой идет король Мышиный» Выходит Щелкунчик. Встает на одно колено. Щелкунчик. Моя дорогая избавительница, вы одна закалили мое мужество и дали силу руке моей. Я сразил мышиного короля, который посмел угрожать вам. Примите трофей победы из рук преданного рыцаря. Это семь корон мышиного короля. Мари. Благодарю вас, мой принц. Щелкунчик. А теперь, бесценная Мари, позвольте пригласить вас в мою волшебную страну. Загораются елочные огни. Фигурный вальс.
Продолжим бал!
Ряд танцев на балу очень сильно зависел от распорядителя. Фигуры могли меняться почти произвольным образом. Такой провансальский народный танец Фарандола В середине бала был ужин. А потом танцевали котильон. И выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. Каждый цветок имел свое значение.
А знаете ли вы цветы?
Вот у меня букет разных цветов. Нужно найти тот, о котором я расскажу.
Переходим к следующему танцу. «Дебка» – «танец над пропастью», в нем цепочка людей, держась за руки, как будто идет по узкой тропе, то заглядывая в пропасть, то отпрыгивая от нее. К сожалению, не все танцы можно танцевать сразу. Многим танцем нужно много учиться. И готовиться к ним заранее. Не даром, раньше каждая образованная дама и кавалер обязательно учились танцам. Давайте посмотрим, несколько танцев. Первый танец знаком каждому из вас. Попробуйте угадать. Венский вальс. Следующий танец 15 века.
И последний танец Мореска. В переводе означает Мавританская. На балах 17-18 века именно мореской завершались придворные празднества. Им мы и закончим наш бал!
|
Наш храм расположен по адресу: 109028, г.Москва, Хохловский пер., дом 14с5
Телефоны: +7(495)917-51-34, 916-00-96 e-mail: trinity-church@mail.ru |